Про то, где конь не валялся
Про то, где конь не валялся
Вместо эпиграфа:
«Может что-то в консерватории подправить?»
Михаил Жванецкий
Можно сколько угодно «реконструировать историю», но если она никому не нужна, толку все равно не будет.
Буду говорить о вещах сложных. Ибо несложные объяснения не для этого сложно устроенного мира. Если, конечно, мы хотим понимать природу вещей, а не только утешать себя барабанным боем «простых истин».
Итак, в новостях промелькнуло сообщение о том, что в США произошла авиакатастрофа. «Два самолета столкнулись в воздухе в Далласе (штат Техас), сообщает The Washington Post со ссылкой на Федеральное управление гражданской авиации. Инцидент произошел на авиашоу “Крылья над Далласом”, посвященном событиям Второй мировой войны. По данным ведомства, в бомбардировщик Boeing B-17 влетел истребитель Bell P-63 Kingcobra. Сколько членов экипажа было на борту самолетов, пока не известно. Об их судьбе пока не сообщается».
Америка, как известно, на сегодняшний день – наш враг. Так вышло, и это не обсуждается. Хотя так было далеко не всегда. И те люди, которые пилотировали разбившиеся на авиашоу самолеты, а перед этим восстанавливали эти исторические реликвии до летного состояния, даже с нашей точки зрения, делали не самое плохое дело. Ведь они возвращали к жизни те боевые машины, на которых их предки сражались с нацизмом. Плечом к плечу и в одном строю с воинами Красной армии и всем тогдашним прогрессивным человечеством.
И уже потому эти американцы заслуживают нашего уважения, а если они погибли, – то и самых искренних соболезнований.
Но сегодня речь идет именно о вражеской стране. И, казалось бы, какое нам до них дело. Однако это близорукая и неверная точка зрения.
Умные люди еще в древнейшие времена знали, что учиться нужно не только у друзей, но и у врагов. Особенно в тех случаях, когда эти враги что-то умеют делать лучше, чем мы сами. «Учиться дозволено и у врага» (Fas est et ab hoste doceri) говорил Публий Овидий Назон, древнеримский поэт. А его древнегреческий предшественник Аристофан по тому же поводу даже стихи написал:
Умный многому сумеет научиться у врага.
Осторожность – вот спасенье!
От друзей нельзя тому
Научиться, что прекрасно недруг лютый преподаст.
От врагов, не от друзей же научились города
Крепостные строить стены и военные суда.
Не отставал от древних в понимании этого факта и наш почти современник Иосиф Сталин: «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех – и у врагов, и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью». Речь на VIII съезде ВЛКСМ [16] 16 мая 1928 г.
Таким образом, можно считать, что с идеологической базой правильного отношения к учебе у врага покончено. А теперь перейдем к конкретике.
Когда пару лет назад автор этих строк побывал в крупнейшем авиационном музее бывшего Советского Союза в Монино, меня, скажу откровенно, до глубины души поразило крайне запущенное состояние его экспозиции. Среди десятков боевых самолетов всевозможных конструкций, составлявших некогда славу советской военной авиации, не было ни одного, подчеркну еще раз, ни одного, способного оторваться от земли. А местные энтузиасты, потупив глаза, признавались мне, что максимум того, на что им выделяются средства – это краска и кисточки, чтобы слегка освежить этот склад мертвого железа. Да и то не весь, поскольку краска тоже в дефиците.
Монино. Центральный музей ВВС СССР
Не думаю, что с тех пор там многое изменилось. С историей, способной летать, у нас действительно дело обстоит из рук вон плохо. Хотя есть, конечно, в нашей большой стране отдельные неравнодушные люди и даже целые трудовые коллективы, которые, в меру своих сил, пытаются двигать вперед эту тему и возвращать людям живую историю во всем её величии и первозданной красоте.
Поисковики Западного военного округа ВС РФ вместе со специалистами Невского судостроительно-судоремонтного завода в Шлиссельбурге восстановили оригинальный Ил-2 времен Великой Отечественной войны из более чем сотни фрагментов, обнаруженных в ходе поисковых работ на местах крушения штурмовиков
Однако истинным показателем крайне небрежного отношения к данной теме является именно задрипанное состояние крупнейшей авиационной коллекции в Монино, находящейся на государственном попечении.
И особенно такое положение режет глаз на фоне того отношения к историческим реликвиям, которое характерно для нашего нынешнего врага – США. Где именно на уровне государства всячески поощряется и поддерживается массовый интерес к американской истории. И особое значение придается её военно-техническом реликвиям. На поддержание которых в полностью исправном состоянии ни частные собрания, ни государственные ведомства не жалеют никаких средств. И это касается не только истории авиации.
Достаточно сказать, что в современных США насчитывается около двух десятков только военно-морских музеев, основой которых являются бережно сохраняемые боевые корабли времен Второй и даже Первой мировых войн.
Старейший из существующих участник Первой мировой войны линейный корабль ВМС США ВВ-35 «Техас» в военно-морском музее города Хьюстона
Что касается исторической авиатехники, то в США уже много лет приоритет отдается не мертвым экспозициям неподвижных металлоконструкций, но целиком живым и способным летать машинам, доведение которых до летного состояния превратилось в общенациональное и достаточно массовое хобби.
Группа американских реконструкторов на фоне части фюзеляжа стратегического бомбардировщика 50-х годов В-36, который уже восстановлен до летного состояния
Надо ли говорить о том, какая дистанция огромного размера существует в человеческом восприятии груды холодного, безжизненного железа и дышащего жизнью, пышущего теплом работающих двигателей живого гостя из далекого прошлого.
Это действительно небо и земля, причем в буквальном смысле слова. С соответствующей огромной разницей в морально-психологических результатах такого воздействия на людей, которое в нашем случае уверенно стремится к нулю. Что для государства, провозгласившего своей важнейшей целью всяческое продвижение государственно-патриотических ценностей, мягко говоря, странно.
И только не надо мне сейчас рассказывать, что Америка, дескать, страна богатая, у них там куры денег не клюют, вот они и могут позволить себе такое дорогое удовольствие. Куда нам сирым и убогим с ними соревноваться. Сами знаете, что это неправда.
Актрисок катать на МКС у нас деньги есть. Причем на эти десятки миллионов долларов, фактически выброшенных в открытый космос, можно было, при хозяйском отношении к делу, поднять в небо едва ли не весь монинский склад бывших самолетов. И это ведь только один характерный случай. А сколько таких на каждом шагу!
Не то, чтобы государством Российским ничего не делалось на этом поприще. Например, буквально в эти дни завершается транспортировка первой советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» к месту её музейного пристанища в Кронштадте.
Будем надеяться, что этот музейный экспонат не постигнет печальная судьба выставленной на Москве-реке подлодки «Новосибирский комсомолец», из которой, «для удобства посетителей», вырезали едва ли не половину внутреннего оборудования. Большего варварства по отношению к правде истории даже представить себе нельзя. Разве что ресторан вместо торпедного отсека не открыли.
Само собой разумеется, одним только заботливым отношением к музейным экспонатам или даже их техническим оживлением на американский манер невозможно добиться решения тех фундаментальных проблем, которые за тридцать с лишним лет накопились в нашей ментально-идеологической сфере.
И если мы действительно стремимся поправить положение дел, причем далеко не только и не столько музейных, но общегосударственных, нужно менять решительно всё. От чужеродного идеологического фундамента, завезенного в свое время из-за океана, до всех его нынешних надстроек в виде насквозь меркантильных СМИ, культуры, образования и искусства. До тех пор, пока все это будет существовать в парадигме навязанного народу извне «потреблятства» и морального разложения, можно хоть каждый день запускать в небо новые исторические реликвии. Все равно никакого толку не будет.