Филипп Лютиков: «Я должен остаться…»

Великую Отечественную войну Филипп Петрович Лютиков встретил в солидном возрасте – почти пятьдесят лет. За его плечами была и Первая Мировая, и Гражданская. Однако он не покинул Краснодон, когда город оккупировали. Филипп Петрович стал руководителем одной из подпольных групп. 

Филипп Петрович Лютиков родился в 1891 году в селе Арсеньевка, что в Курской области. Происходил он из обычной крестьянской семьи. С детства ему пришлось много работать, чтобы помочь родителям. Когда ему не было ещё и четырнадцати лет, Филипп остался сиротой. Выживал благодаря случайным подработкам. И, в конце концов, оказался на Донбассе. Ему удалось устроиться на работу на одну из угольных шахт. Сначала Филипп трудился смазчиком подъёмных машин, а после, когда набрался опыта, переквалифицировался в электрика. 
Первая мировая война не прошла мимо Филиппа. Его мобилизовали и отправили на фронт. Тогда-то он впервые познакомился с революционными идеями и трудами Владимира Ленина. Лютиков проникся большевистскими идеалами. Они и стали для него жизненным ориентиром. Для юного парня, которому пришлось так много пережить, монархия не представляла из себя что-то ценное. Наоборот, в ней он видел источник своих бед и несчастий. И поэтому, когда большевики пришли к власти, а страна погрузилась в пучину Гражданской войны, он встал на сторону красных. Лютикову пришлось сражаться в 14-м авиаотряде Южного фронта. 
На полях сражений Гражданской войны он пробыл до весны 1920 года. А после мобилизации вернулся на Донбасс. Филипп Петрович стал работать электриком на шахтах. Спустя несколько лет вступил в партию. Поскольку Лютиков являлся одним из лучших работников на Анненском руднике, расположенном в городе Красный Луч, ему была посвящена статья в журнале «Донецкий профессионалист». А в 1925 году Филипп удостоился ордена Трудового Красного Знамени.

Через год после получения награды, он начал трудиться на строительстве новой электростанции – Штеровской. А после окончания работ встал во главе энергоузла. Высокая квалификация и дисциплина позволили Лютикову успешно двигаться по карьерной лестнице. С осени 1928 году он руководил шахтой №5-7. А спустя пару лет возглавил рудоремонтный завод в Красном Луче. За то, что он умело руководил строительством предприятия и сумел закончить работу раньше срока, Лютиков получил именные золотые часы. 
Весной 1934 года Филипп Петрович, в качестве опытного специалиста, переехал в посёлок Сорокино (с 1938 года – город Краснодон). Здесь он встал у руля рудничного отделения «Донбассэнерго». А спустя три года Лютиков стал руководителем Центральных электромеханических мастерских треста «Краснодонуголь». 
Успешно развивалась и его параллельная карьера – партийная. Несколько лет подряд Лютиков избирался депутатом Краснодонского городского Совета депутатов трудящихся, руководил родительским комитетом школы №4. Много времени уделял общению с молодёжью. На таких встречах Филипп Петрович рассказывал о своей жизни, о работе на шахте, о фронтовом прошлом, приобщал парней и девушек к большевистским идеалам. 

Когда началась Великая Отечественная война, Филипп Петрович в силу возраста не был отправлен на фронт. Но у него было много работы в тылу. Особенно, когда стало понятно, что фашисты рано или поздно, но прорвутся на Донбасс. Лютиков эвакуировал жену и дочь, а сам остался в Краснодоне. 
Евдокия Федотовна Лютикова вспоминала: «12 июля 1942 года Филипп Петрович проводил меня с тринадцатилетней дочкой Раей и матерью-старушкой в эвакуацию. Отдал мне свои документы: благодарности, почётные грамоты, удостоверение к ордену Трудового Красного Знамени и другие. Прощаясь, он сказал: «Уезжайте, вам нельзя оставаться, а я должен остаться. Над страной нависла серьёзная опасность, ты должна это понять». Я было возразила: «Ведь мы с тобой старики, в гражданскую войну тебе уже пришлось быть па фронте. Может быть, найдётся кто-нибудь помоложе?» Но он ответил: «Не будем больше говорить об этом. Я должен быть там, где прикажет партия. А если нужно будет, так и жизнь отдам за народ»».
Убедившись, что жене и дочери ничего не угрожает, Филипп Петрович принялся за организацию подпольного движения. Главным его «оружием» стал авторитет. Лютикова многие знали, как серьёзного, умного и надёжного человека, который не подведёт. И поэтому у молодёжи не было страха. Парни и девушки понимали, что Филипп Петрович знает, что делает.  
Бывший секретарь райкома Е.А. Герус впоследствии вспоминал: «Лютикову был задан вопрос, не помешают ли ему годы и состояние здоровья решать сложную и опасную задачу организации борьбы во вражеском тылу. Филипп Петрович ответил: “Я солдат партии. Воля Родины для меня закон. Любое задание партии я готов выполнить. Для коммуниста нет ничего выше, чем доверие партии. Я оправдаю это доверие”».

*** 

И Филипп Петрович не подвёл. Тот небольшой отрезок времени до оккупации Ворошиловградской области он использовал с максимальной пользой. К тому моменту, когда территория была занята немцами, он сумел собрать и обучить несколько десятков подпольщиков. При этом Лютиков сам руководил и звеньями, и группами. 
Для отвода глаз, чтобы у оккупантов не было вопросов, Филипп Петрович работал техническим руководителем электромеханических мастерских. На работу он набрал людей, либо состоящих в подполье, либо всячески ему помогавших. 
Оккупанты требовали от Лютикова и его подчинённых максимально быстрых ремонтных работ на шахтах, которые были повреждены. Однако подпольщики, как могли, затягивали этот процесс. Они выводили из строя станки, портили другое оборудование. Это приводило к остановке двигателей и прекращению подачи электричества на шахты. Оккупантам эти «аварии» объясняли старостью и изношенностью оборудования. Таким образом, сдача в эксплуатацию шахт №21 и «Сорокино» постоянно переносилась. Естественно, немцев это сильно злило. Однако они ничего не могли сделать, поскольку среди них не было специалистов в данной области. 
Осенью 1942 года, когда по всему Краснодонскому району появились подпольные организации, Филипп Петрович узнал, что они постепенно объединялись в одну – «Молодую гвардию». И его партизаны тоже влились в движение Сопротивления. Свою группу Лютиков обычно собирал в электромеханических мастерских. Оккупантам это преподносилось как рабочие планёрки. 
Работы у Филиппа Петровича было много. Он продумывал и контролировал диверсионные операции подпольщиков. И чем больше было успешных диверсий, тем сложнее становилось партизанам выглядеть невиновными в глазах фашистов. Особенно старательно под молодогвардейцев и самого Лютикова копали коллаборанты. Они устраивали внезапные проверки рабочих на шахтах, стараясь найти доказательства их причастности к подпольному движению. Однако у предателей ничего не получалось. 

Семья Лютикова жида на хуторе Керчик, что в Ростовской области. И несколько раз жена приезжала к нему. Но на долго не оставалась, поскольку было слишком опасно. О своей подпольной работе Филипп Петрович практически ничего не рассказывал. Он боялся, что, в случае провала, фашисты смогут добраться до Евдокии Федотовны. 
Правда, однажды Лютиков попросил жену об услуге. Он передал ей агитационные листовки и попросил их разбросать возле хуторов. Взволнованную Евдокию Федотовну муж успокоил, сказав, что на неё точно никто не подумает. Вот только он сам сильно переживал, поскольку за распространение агитационных листовок его жену могли расстрелять. Но всё обошлось. Евдокия Федотовна справилась с заданием и осталась незамеченной.  
Филипп Петрович поставил распространение листовок на поток. Он задействовал женщин в возрасте, поскольку они не вызывали у фашистов подозрений. И полицейские всю осень 1942 года пытались выйти на след подпольщиков, которые мастерски портили им жизнь. 
К концу декабря немцы и коллаборанты усилили поиски. К тому времени Красная армия уже приближалась к Донбассу. Артиллерийская канонада с каждым днём становилась всё слышней. Оккупанты и их пособники злились и нервничали. Они уже поняли, что совсем скоро советские солдаты доберутся до Краснодона. 
Первого января 1943 года Филипп Петрович собрал подпольщиков. Он сообщил, что в распоряжении «Молодой гвардии» есть отряд из полусотни подготовленных и вооружённых бойцов, готовых поднять в Краснодоне восстание. По замыслу Лютикова, как только Красная армия подойдёт вплотную к городу, партизаны внезапно ударят по жандармерии и взорвут её. Оставалось лишь ждать. Однако у молодогвардейцев времени не было. В городе начались массовые аресты подпольщиков и их помощников. Пятого числа был схвачен и Филипп Петрович. Его долго допрашивали, избивали, пытали. Фашисты хотели получить от него список партизан-подпольщиков, готовящих восстание. Но Лютиков ничего не сказал. А шестнадцатого января Филиппа Петровича, как и многих молодогвардейцев, казнили. Его сбросили в шурф шахты №5. 
После освобождения города тела подпольщиков были подняты. И их похоронили в братской могиле в Краснодоне. В 1965 году Филипп Петрович посмертно был награждён орденом Ленина. 

5
1
Средняя оценка: 2.85039
Проголосовало: 127