«Господа, вы звери»?..

Плагиата не существует? Во всяком случае, постмодернизм не считает плагиатом очевидные заимствования, будь то «русский рок», за редким исключением бессмысленный в музыкальном отношении и беспощадный (к источникам заимствований и к наивному российскому слушателю) или пресловутый «совриск» – так называемое современное искусство. «Дерут» откровенно, без зазрения совести. О навыках такого вида творческих поисков можно подробнейшим образом ознакомиться в сетях на примерах беззастенчивых «заимствований» Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука и ряда других неполживых артистов. Здесь всё ясно – задал в поисковике вопрос – и вот оригинал, а вот перепев. И против ветра не попрёшь. 

Другое дело изобразительное искусство. Здесь ещё как прут против ветра! Это тем более возможно, что люди, по жизни далёкие от изысков «современных художников», осведомлены в нём ещё меньше, чем в поп- и рок-музыке, в театре. 

Кто, кроме узких специалистов, разбирающихся в изводах модернистской скульптуры, слышал имя Розлин Гране? А между тем, она ученица французского скульптора-авангардиста из Витебска Иоселя Ароновича Цадкина, умершего в 1967 году. Обширное творчество Розлин Грене мы оставим за скобками, ограничим внимание на одной работе – памятнике французскому философу Жан-Поль Сартру. Любителям «русского рока» он известен из песни Б. Гребенщикова «Два тракториста» (альбом «Треугольник»).

На одной из фотографий Сартра Розлин увидела его идущим со сложенными за спиной руками, как бы против сильного ветра. Она решила усилить впечатление противоборства человека со стихией. Работа получила именно такое выражение: резко наклонённая фигура на грани падения, она словно упирается в воздушную преграду. Страшным огорчением для автора оказалась реакция вдовы философа, – Симона де Бовуар категорически не приняла предъявленный образ. Однако заинтересованные друзья-художники убедили Розлин Грене в её большой удаче: она создала образ Сартра именно таким, каким они его представляют, – он так много значил для их поколения! Незадолго до смерти (1986 г.) Симона де Бовуар всё же согласилась на установку памятника.

Статуя Сартра давно вписалась в городскую среду, её можно видеть возле Национальной библиотеки Франции. Сама Розлин Грене считает, что ей удалось передать одну черту Сартра – движение, его живую энергию. 
Заразительную «живую энергию» Сартра своеобразно передаёт вышеупомянутая песня Б. Гребенщикова:

И два тракториста, напившихся пива,
Идут отдыхать на бугор.
Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане
И этим сознанием горд,
Другой же играет порой на баяне
Сантану и «Weather Report».

Для адептов постмодернизма подобного знакомства с Сартром, да и вообще с кем бы то ни было, чьи имена на слуху, вполне достаточно. 

Впрочем, «если правду вам сказать», постмодернизм тут ни при чём. Здесь, скорее, пушкинское, на все времена – «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Вот и скульптор Евгений Ротанов, давно выбравший образ Александра Блока предметом своих творческих экспериментов, мог обнаружить однажды в кармане лелеемую им фотографию шагающей статуи Сартра и почувствовать себя осенённым идеей композиционного решения монумента поэту. Случилось ли это, когда он шёл отдыхать на какой-нибудь бугор или как-то иначе, не имеет значения, главное, результат! Ведь победителей не судят! А он, безусловно, победитель. Его изваяние гораздо зрелищнее скромного памятника Сартру. 

.

Всё-таки здорово, что рухнул «железный занавес». Можно не только послушать некогда запретную «музыку толстых», как некогда Максим Горький отозвался о джазе, но и сыграть её. Как получится, конечно, и выдать за своё творчество. Ещё можно съездить во Францию или Германию, да куда угодно, насмотреться чудес «современного искусства» и потом здесь насаждать подобное, называя все эти перепевы «новейшими течениями». 

Одно не здорово. То, что всё тайное рано или поздно становится явным. Когда это ещё поэт сказал о новациях чересчур переимчивых творческих деятелей: «Новаторы до Вержболова, что ново здесь, то там не ново», – давненько сказано, в начале ХХ века. 

Поэтому, взирая на новопоставленного Блока, хочется вспомнить слова героини фильма о том времени, обратив их ко всем, кто постарался навязать Петербургу это сооружение: «Господа, вы звери?..»

5
1
Средняя оценка: 2.80488
Проголосовало: 82