Людмила Петровна из села Кудрявцы

Певица Людмила Сенчина ушла от нас пять лет назад – в Татьянин день, 25 января 2018 г., через месяц после своего 67-летия. «Хоть поверьте, хоть проверьте», как пела сама она уникальным проникновенным тембром в своей «визитной карточке», песне о Золушке, но теперь Людмилы Сенчиной с нами нет. Песни и голос, конечно, остаются.

Известный писатель экс-харьковец Юрий Милославский (Нью-Йорк) написал в соцсетях: «Она была из последних, донесенных – аж досюда! – великой, мертвой и безсмертной эпохой. Правду сказать, не умри эпоха, – мы бы (а я уж наверное) о ней позабыли б давным-давно. Но великая эпоха – безсмертна, вот и русская певица Людмила Петровна из села Кудрявцы, как могла и сколько могла, напоминала нам об этом безсмертии». 

Обратим внимание также на реплику молодого, но вполне известного музыковеда, исследователя творчества Валерия Гаврилина доцента ГИТИС Ксении Супоницкой: «…Несмотря на все минусы, было в ушедшей массовой культуре что-то хорошее – видимо, навеки утраченное. Это, прежде всего, связь с национальными истоками: не с календарными и не со свадебными обрядовыми песнями, конечно, но с поздней лирикой. Отсюда и теплота, и доверительность высказывания, и, главное, – принципиальное отсутствие пошлости. 
Были, кстати, и голоса, кристальные эстрадные голоса. Они не имеют отношения к оперным, “округло-купольным”, их красота – в естественности, близости к неограненному и невыхолощенному звучанию речевого тембра. Сегодня умолк один из таких. Еще меньше осталось нам от былой эпохи – от ее стихов, песен и добрых светлых традиций. 
Я переслушала сейчас довольно много сочинений, исполненных Людмилой Сенчиной… Кто на сегодняшней попсовой сцене может высказаться так же просто и трогательно, честно и пронзительно, как Людмила Сенчина с ее ранними песнями? Кому из наших псевдозвезд повезет оставить в истории хоть какое-нибудь холодноватое мерцание, не говоря уж о том, чтобы залучиться своим неповторимым теплом...»

***

«Культурный вокал» – кто-то очень верно заметил о Сенчиной. У нее было, в общем-то, немало песенных «визитных карточек», что вполне свидетельствует об уровне дарования. Скажем, «Любовь и разлука» (И. Шварц на стихи Б. Окуджавы), или «Целую ночь соловей нам насвистывал…» (В. Баснер, слова М. Матусовского, из телефильма «Дни Турбинных») в ее исполнении задавали такую планку, что мы были убеждены: Людмила Сенчина – человек ленинградской культуры, особенной (к слову, в последние годы в Петербурге Сенчина ежегодно проводила праздничные концерты «Рождество в Северной столице»). В сущности, так и было, и есть, ибо она закончила отделение музыкальной комедии Музыкального училища им. Н. Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории.

Но вот доленинградский, украинский период, как и семейное происхождение, дали Сенчиной мощный замес, что называется, той самой дружбы народов, и даже любви, чем был характерен советский период развитого существования нашего единого большого Отечества.

В репертуаре Сенчиной были и романсы, и народные песни, и мюзиклы, а также европейские хиты – в частности, The Beatles и Мишеля Леграна. С последним, весьма популярным французским композитором, Сенчина участвовала в совместной исполнительской программе; она, кстати, была весьма похожа на молодую Катрин Денев, сыгравшую главную роль в киномюзикле «Шербурские зонтики», с музыкой того же Леграна. Однако Сенчина, на мой взгляд, была существенно миловидней и нежней француженки, сразу получившей европейскую известность.

Вот фрагмент телевизионной передачи «Утренняя почта» 1986 года, с популярной арией из «Шербурских зонтиков», русский текст – Андрея Вознесенского.

Основу репертуара Людмилы Сенчиной составляли песни советских композиторов, такие как «Добрая сказка» А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова, «Полевые цветы» (Р. Паулс, на стихи А. Ковалева), «Черемуха» Валерия Гаврилина на слова вологодской поэтессы Ольги Фокиной, а также памятные «Дети спят», «Лесной олень» и другие.
 
В конце 1970-х – начале 1980-х годов Л. Сенчина неоднократно становилась лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». Вспомним две из этих лауреатских песен. 

«А по камушкам»:

Льется реченька нашей реченьки
Задушевная и простая,
Только вслушайся в эту музыку
Твоего родного края.

А уедешь если надолго, –
Над рекою вспыхнет радуга,
Чтобы ты не забыл 
Тех, кого любил.

И задорно, необычно прозвучал дуэт певицы с Эдуардом Хилем при исполнении сочинения Валерия Гаврилина на стихи Альбины Шульгиной (все четверо – ленинградцы) «Шутка», ставшего лауреатом фестиваля «Песня-79»:

Дождь без устали – и мы без устали –
Мы с ним без устали вдвоем.
Как сережками качая люстрами,
Качая люстрами танцует дом.

А разве прошел мимо слушателей нежный «Белый танец» (Д. Тухманов, на стихи И. Шаферана), хоть и не задействованный на центральных телеканалах, но нередко звучавший на радио?

А вот «Город, которого нет» (песня из телесериала «Бандитский Петербург», музыка И. Корнелюка, слова Р. Лисиц).

***

Биографы подсказывают, что звезда советской эстрады родилась в Николаевской области (УССР). По словам самой певицы, настоящим годом ее рождения является 1950-й, а не 1948-й год, как указанно в документах. Имя девочке и вовсе дали в четыре года, до этого родители звали ее просто «доця». Мама Сара Алексеевна была школьной учительницей, отец, молдавский цыган Петр Маркович Сенчин, работал в местном доме культуры – сначала культпросветработником, а затем директором. После рабочего дня оба еще и трудились на колхозном поле. 

Люда выходила на сцену еще ребенком – и в спектаклях, и в концертах. Когда ей было десять лет, семья переехала в Кривой Рог. Именно оттуда девушка отправилась в 1966 г. в Ленинград учиться музыке профессионально.

В судьбе певицы есть занимательная перекличка в нескольких деталях со всенародно любимым фильмом «Приходите завтра» (1962), про Бурлакову Фросю. Людмила не успела на основной тур экзаменов на вокальное отделение, однако, столкнувшись с председателем экзаменационной комиссии в коридоре, упросила его о прослушивании. Ее исполнение серенады Шуберта тронуло педагога, и девушка получила разрешение прийти на экзамены в другой день.

Людмила Сенчина училась у Роды Зарецкой. Учеба не была простой для Л. Сенчиной, однако уже со студенчества она пела с профессиональным оркестром, в том числе в Театре музыкальной комедии, куда и поступила на работу сразу по окончании училища.

За песню «Золушка» (Цветков, на слова И. Резника), сделавшую певицу знаменитой, она была удостоена премии международного конкурса «Золотая лира» в Братиславе в 1974 г. Сама вспоминала и оценивала тот триумф скромно: «Вышла, чистенько спела… И там просто потолок рухнул! Все аплодировали как сумасшедшие, меня несколько раз вызывали на бис. Я приехала на концерт подающей надежды певицей, а уехала звездой».

Популярная певица также стала лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады (1973) и конкурса «Сопот-1975». 

В начале 1970-х гг. она с Федором Чеханковым вела музыкальную передачу «Артлото» на Центральном телевидении.

В 1975 г. поступила в оркестр Анатолия Бадхена (где проработала потом десятилетие). 

Людмила Сенчина снялась в фильмах «Волшебная сила искусства» (1970), «Поет Людмила Сенчина» (1976, фильм-концерт Ленинградского телевидения), «Вооружен и очень опасен» (1978), «Голубые города» (1985). 

Отметим и два фильма с «украинским следом» – «Шельменко-денщик» (1971) и «После ярмарки» (1972), в них Сенчина появилась весьма неслучайно, должно быть, благодаря своей биографии. 

Песни в исполнении заслуженной артистки Украины (2003) Людмилы Сенчиной звучали на Украине до 2014 г.

Артистка бывала на гастролях в США, в 1986 г. с проектом «Дитя мира» – в рамках «потепления отношений» – вместе с саксофонистом Валерием Пресняковым, группой Стаса Намина и певцом Джоном Денвером.

Про новейшие, «послесоюзные» времена певицы рассказывают, что в этот период Людмила Сенчина редко гастролировала и появлялась на телевидении. Лишь с 2008 г. приняла участие в нескольких шоу центральных телеканалов, однако эти выходы к зрителю вряд ли следует относить к творческим удачам. Это была уже не та Сенчина, которую любил отечественный зритель (впрочем, ничуть не утратившая своего уникального тембра), к тому же встроенная в произвол новых продюсеров.

Артистка выпустила восемь альбомов, а также отдельный сборник песен разных лет, не вошедших в другие альбомы. «Поет Людмила Сенчина» (1974), «Людмила Сенчина» (1981), «Любовь и разлука 1» (1983), «Любовь и разлука 2» (1984), «Золушка» (2001), «Любовное настроение» (2004), «А любовь смеется и поет» (2006), «Хоть поверьте, хоть проверьте» (2008).

Для интересующихся личной жизнью популярной певицы сообщим, что замужем Людмила Сенчина была трижды. Первым мужем был солист Ленинградской оперетты Вячеслав Тимошин, в этом браке в 1973 г. родился единственный сын артистки Вячеслав (ныне проживает в США). Вторым супругом стал музыкант Стас Намин. Последним, гражданским супругом певицы – продюсер и концертный директор Владимир Андреев; их отношения называли образцовыми.

Последние годы жизни Людмила Сенчина проводила в своей квартире в центре Петербурга и в загородном домике в Грузино.

Причиной кончины народной артистки России (2018) Сенчиной стало онкологическое заболевание. С декабря 2017 г. Людмила Петровна находилась в одной из больниц Санкт-Петербурга. Прогнозы врачей не были пессимистичными, и поэтому смерть артистки явилась неожиданностью. 27 января она планировала принять участие в мероприятии, посвященном снятию блокады Ленинграда. 

Согласно последней воле артистки, она похоронена на Смоленском кладбище на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Отпевание прошло в воскресенье 28 января в Князь-Владимирском соборе.

Музыковед К. Супоницкая приводит запись песни «Бежит река» (Э. Колмановский, на стихи Е. Евтушенко), которая, по ее признанию, нравилась ей с детства. Во светлую память Людмилы Петровны Сенчиной послушаем этот лирический отечественный шедевр и мы.

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 102