«Смелая птичка» Антонина Мащенко

Когда в оккупированном немцами Краснодоне появилась подпольная организация «Молодая гвардия», Антонина присоединилась к партизанам. Девушка входила в группу Сергея Тюленина и занималась распространением агитационных листовок. 

31 января 1927 года в посёлке Беловодское, что в Ворошиловградской области, в семье Мащенко произошло пополнение. Родилась девочка, которую назвали Антонина. Происходила она из обычной семьи служащих, которые не хватали звёзд с неба. Годы были непростые, родители все силы тратили на обеспечение своих детей. А свободное время Михаил Фёдорович и Мария Александровна старались провести с Борей и Тоней. Особое внимание родители уделяли воспитанию и образованию своих детей. Соответственно, что Боря, что Тоня пошли в первый класс средней школы №1 хорошо подготовленными. 
Тоне учёба в доме знаний давалась с лёгкостью. И из класса в класс она переходила с похвальными грамотами. При этом девчонка была очень активная. Ни минуты не могла усидеть на месте. Любя, мама называла её «чертей остаток». Казалось, у такой школьницы должны были быть серьёзные проблемы с поведением. Однако это не так. Тоня умела направить свою бурную деятельность в нужное русло. 
Когда Тоня немного подросла, у неё стали всё отчётливее проявляться организаторские способности. Девчонку слушались даже мальчишки и не видели в этом ничего зазорного. Тоня для всех была лучшей подругой, которая на ровном месте могла придумать какую-нибудь увлекательную игру. Вскоре она всерьёз занялась спортом, совмещая его с занятиями в музыкальном кружке. Оказалось, что Тоня очень хорошо пела. И педагоги пророчили ей будущее артистки. Однако сама девчонка на такие заявления всегда лишь смеялась. В те годы она и сама ещё не знала, кем хотела стать. 
В 1940 году, когда Европа уже погрузилась в пучину Второй Мировой войны, семейство Мащенко перебралось в Краснодон. Родители устроились на работу, а Тоню определили в школу №1 имени Горького. 
Радий Юркин, один из участников подпольной организации «Молодая гвардия», вспоминал: «Перед войной в школе имени А. М. Горького появилась невысокого роста, курносенькая, весёлая девочка – ученица 7-го класса… А через некоторое время товарищи из её класса уже не могли понять, как это они учились без весёлой девочки-певуньи, отзывчивой, чуткой к чужому горю, а если нужно – серьёзного судьи, товарища, готового в любую минуту прийти на помощь».

Когда началась Великая Отечественная война, жизнь резко изменилась. Во всей Ворошиловградской области стал хозяйничать страх. Фронтовые сводки действовали на людей пугающе и угнетающе. Казалось, вот-вот и враг доберётся и до их домов. Несмотря на удручающую обстановку, люди продолжали жить. И даже мечтать о будущем. 
Продолжала жить и Тоня. Весной 1942 года она вступила в ряды Ленинского комсомола. Летом уже стало окончательно понятно, что оккупации не избежать. Враг рвался в восточном направлении, и Красная армия не могла остановить его продвижение. Несмотря на это, Тося отправилась в свой родной Беловодский район на уборку урожая. И там встретила свою первую учительницу Екатерину Тихоновну Русалову. Женщина впоследствии вспоминала: «Тося с тех пор мало изменилась, только подросла. Она была такой же живой и подвижной, подбежала, закружила меня, только её пышная коса развевалась. Такой она мне в последний раз и запомнилась».
За работу в полях ребята получили деньги. Однако себе ничего оставлять не стали, всё отправили в специальный фонд поддержки обороны страны. Средства шли на производство вооружения и боеприпасов, которые так сильно были нужны советским солдатам. 
В августе Тоня и её друзья вернулись в Краснодон. Город к тому времени был уже оккупирован немецкими войсками. Но самым страшным для ребят стало то, что у врагов нашлось много пособников из местных, которые стали полицейскими. От родителей Тоня узнала, что едва немцы заняли город, как начались жестокие расправы над евреями и партийными коммунистами. Кого-то расстреляли, кого-то посадили в тюрьму. В первый же вечер после возвращения в город Тоня отправилась на встречу с друзьями, с которыми училась в одной школе: Олегом Кошевым, Иваном Земнуховым, Валерией Борц и другими ребятами. Ребята обсудили, как им быть и что делать? Эту важную тему они обсуждали всего пару недель назад, когда находились на сборе урожая. И тогда они решили, что не станут подчиняться врагу. А теперь, увидев, как по-хозяйски вели себя немцы в их городе, ребята ещё больше убедились в правильности своего решения.

***

Жители Краснодона тогда говорили, что в каждом доме поселилось горе. Не стала исключением и семья Мащенко. Потянулись тяжёлые и страшные дни. Старший брат Тони ушёл на фронт. Отец эвакуировался вместе с предприятием, на котором работал, и продолжил трудиться. В Краснодоне Тоня осталась одна с матерью. И ко всем бедам добавилась ещё одна – сильно заболела Мария Александровна. Денег и еды в доме не было. На выручку пришли соседи и друзья. Они помогли Тоне и её маме в те тяжёлые дни. Конечно, у девушки был вариант исправить положение – она могла пойти на работу к оккупантам. Но не стала. Просто не могла даже представить этого. Мария Александровна не могла трудиться из-за резкого ухудшения здоровья. 
Но постепенно жизнь начала налаживаться. Однако Тоня каждый вечер уходила из дома, заявляя, что идёт к друзьям. Мария Александровна дочери, конечно, не верила, но не приставала с допросами. Родственников тоже удивляли ночные прогулки Тони. Они все догадывались, куда ходила девчонка, но молчали. И только называли Тоню «смелой птичкой», сильно за неё переживали, но свой страх не показывали. 
Однажды Тоня, как раз перед годовщиной Октябрьской революции, сказала матери, что на школе появится красный флаг. И не соврала! 7 ноября Краснодон как будто бы ожил. Люди возбуждённо переговаривались, улыбались. Только немцы и их подельники были мрачными и злыми. Оказалось, что ночью кто-то вывесил несколько красных полотен в разных частях города. Оккупанты знали, что у них появились враги, но никак не могли выйти на их след. 

И одним из врагов немцев была как раз Тоня, присоединившаяся к подпольной организации «Молодая гвардия». Девушка, как и все остальные партизаны, занималась сбором вооружения и боеприпасов, добывала медикаменты. Но главное, она писала и распространяла агитационные листовки. По ночам Тоня уходила к друзьям и вместе они слушали по радио сводки Совинформбюро. А потом она составляла тексты. Мария Александровна вспоминала: «Часто в страшные осенние вечера Тося говорила мне: “Мамочка, ты хочешь знать новости с фронта, как наши советские войска бьют проклятого немца?” И она с восторгом в глазах передавала мне последнюю сводку Совинформбюро. И всегда говорила при этом: “Не горюй, мама. Скоро наши выгонят немцев и освободят Краснодон”».
Девушка писала тексты от руки, старательно выводя каждую букву. А рано-рано утром вместе с кем-нибудь из помощников-молодогвардейцев она разбрасывала их по городу. Это дело требовало большой внимательности и осторожности, поскольку за распространение агитационных литовок грозила смертная казнь. Но ребятам везло. Вот пример того, что писали подпольщики на обычном тетрадном листе: 
«Трудящиеся временно оккупированных районов СССР! Недалёк тот час, когда воины РККА, выполняя великую освободительную миссию, освободят и вас. Чтобы приблизить час освобождения, вы должны саботировать приказы немецкого командования и всячески помогать партизанам.
Не поддавайтесь гитлеровской агитации!
Да здравствует Советский Союз!
Смерть немецким оккупантам и их прихвостням!»
Немцы, конечно, сильно из-за этого злились. Но ничего сделать не могли. Состав партизанского движения оставался для них неизвестным. Не могли в этом помочь и полицейские. 

Всё изменил январь 1943 года. В войне произошёл перелом. Благодаря молодогвардейцам жители Краснодона узнали, что Красная ария остановила немцев под Сталинградом. Фронт начал постепенно двигаться в западном направлении. По Краснодонскому району проходили остатки военных частей противника – израненные, измученные и уставшие. У людей появилась надежда. Надежда на скорое освобождение. Немцы не могли этого допустить. Гестаповцам удалось выяснить, что подпольная организация готовит масштабную операцию против них. А сигналом к действию должно было стать приближение к городу Красной армии. И за молодогвардейцами началась охота, последовали массовые аресты. Однако почти все подпольщики решили остаться в городе. Осталась и Тоня. Она не могла бросить больную мать. 
В первый раз немцам не удалось арестовать Тоню, она спряталась за шкаф и её не нашли. Во второй раз девушка не стала скрываться. И её отвели в тюрьму, где уже находились почти все её друзья. На протяжении нескольких дней Тоню допрашивали, избивали, пытали. Но она не отвечала на вопросы полицейских и не называла имён соратников по подполью. Ночью 16 января Тоню и некоторых молодогвардейцев фашисты привезли к шурфу шахты №5. А потом казнили. 
После освобождения города тела молодогвардейцев были подняты на поверхность и перезахоронены в братской могиле на центральной площади Краснодона. Антонина посмертно была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени, а также медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

5
1
Средняя оценка: 2.875
Проголосовало: 96