Тихая жизнь пораженцев

Стоило бы написать о тех представителях нашей творческой интеллигенции, которые не приняли «корпоративной морали». А то, получается, в статьях и постах мы отмечаем главным образом предателей. Как будто у нас только они и есть — но это не так. Однако негативные чувства, вызванные картиной массового предательства со стороны культурной тусовки, гораздо сильнее гордости за тех, кто не предал. Ведь не предать — это норма…

Оттого и нет исчерпывающей информации о тех, кто помогает фронту и защищает Родину с оружием в руках. Недавно Захар Прилепин, который ушел на фронт в составе Росгвардии, перечислил в своем Телеграм-канале имена артистов, музыкантов и литераторов, которые также воюют в зоне спецоперации. В их числе актеры Георгий Тесля-Герасимов (известен по сериалу «След»), Сослан Фидаров («9 Рота»), Павел Устинов («Притяжение», «Лед 2»), а также поэт Дмитрий Артис, скрипач Андрей Решетин, публицист Григорий Кубатьян, писатель Дмитрий Филиппов. Кроме того, на фронте немало политиков, депутатов, среди которых Дмитрий Саблин, Дмитрий Хубезов, Виталий Милонов, Сергей Сокол и другие. Спасибо тем журналам и сайтам, которые доносят до широкой общественности их имена. Жаль, что таких ресурсов относительно немного.

У нас долг перед такими, как все перечисленные выше, как Сослан Фидаров, поставивший в своем интервью точки над «i». Он и Артур Смольянинов (иноагент) вместе снимались в фильме Федора Бондарчука «9 рота». Их герои-новобранцы отправлялись в Афганистан. Фильм вышел более 17 лет назад. А в начале января Смольянинов заявил, что готов участвовать в боевых действиях на стороне Украины. Его бывший коллега по фильму Сослан Фидаров участвует в СВО — на стороне России. Смольянинов сказал, что «безо всякого сомнения», стрелял бы в Сослана, а тот вскоре ему ответил: «Артур, мы оба понимаем, что этого ты никогда не сделаешь только потому, что на поле боя тебя никогда не будет».

Сейчас Сослан записал новое видеообращение к бывшему приятелю. В кадре Фидаров на передовой, в руках у него оружие. И он рассказывает о том, как обстоят дела на передовой, где нет никаких смольяниновых и иже с ним: «Здесь (обводя рукой вокруг себя) даже пацаны есть девятнадцатилетние… Какие Артуры, какие Галкины*, какие Панины, вы что?! Мне даже стыдно о них сейчас здесь говорить. Это позор России, и слава Богу, что они уехали, и хоть бы они сюда никогда больше не вернулись. Не приезжайте больше сюда никогда! Это больше не ваша страна, это наша страна. Она и была нашей, а теперь она втройне наша».

Россиянам важно знать, что творческие люди не одним западным миром мазаны. Это признают даже те, кому признавать такое невыгодно. «Мы недооценили сплоченность российского общества, устойчивость экономики России перед санкциями и запас прочности ее вооруженных сил, которых хватит на долгую военную кампанию. Затеянная демократами прокси-война с Россией не достигла пока ни одной своей цели», — говорит Дуглас Макгрегор, ветеран американский армии и бывший советник по безопасности в администрации Трампа в своей колонке для The American Conservative.

Макгрегора нельзя считать другом России — в Америке вообще мало друзей нашей страны даже среди тех, кто выступает за Трампа и считает войну США с Россией руками украинцев опасной авантюрой. Так что спасибо уже и за понимание того, что эта война не преследует никаких благородных целей и не закончится для Америки ничем хорошим. И нашим деятелям культуры, науки и масс-медиа не мешает понять то, что понимает ветеран американской армии. А заодно усвоить и простую истину, совпадающую с названием фильма «В огне брода нет». Отсидеться и пройти по стеночке не удастся.

Многие творческие люди это знают и исполняют, что долг велит: ездят на Донбасс с концертами, помогают фронту финансово, не открещиваются от политики, оправдывая свою «нейтральность» состоянием здоровья и «другой профессией», как, например, звезда «Аншлага» Клара Новикова. Она свое нежелание выступать в Донбассе объяснила тем, что имеет право не выступать в госпиталях для бойцов в зоне СВО, как это делают ее коллеги по цеху. И попросила не поднимать эту тему: «Я имею право не ездить в Донбасс, поскольку мне не 15 лет». Хотя нельзя не заметить, что ездившие на Донбасс с выступлениями тоже не подростки. И не в возрасте тут дело, а в страхе. В страхе за свою и без того не слишком чистую репутацию.

В беседе с «Абзацем» артистка добавила, что именно из-за «провокационных» тем и вопросов отказывается сниматься в телевизионных ток-шоу. Новикова уверена, что собирает полные залы на своих концертах благодаря «отсутствию интрижек и сплетен» вокруг своего имени. Вот, оказывается, что такое патриотизм — «интрижки и сплетни». «Давайте мы не будем на эту тему разговаривать. Я живу себе тихо, занимаюсь профессией, люблю своих детей, внуков, друзей. Очень этим дорожу и своим именем тоже дорожу», — заявляет Новикова.

Что же получается, имя и профессионализм Клары Новиковой потерпят ущерб, если она в открытую поддержит СВО? И какого мнения мы должны быть об артистке Новиковой после этого высказывания?

Понятно, что бабушке аншлагового юмора не хочется возить комические номера (тоже не первой молодости) в зону обстрела. Ее и не заставляют ехать под пули и снаряды — но в тылу-то можно открыто принять сторону России, а не болтаться, как некий предмет в неком отверстии, прикрываясь любовью к родственникам и друзьям?

Сравнение с теми, кто бесстрашно заявляет о своей любви к Родине (а у нас таких людей много, намного больше, чем в различных «белых списках», которые хоть и обновляются регулярно, но все равно не могут быть исчерпывающими) — оно не в пользу «затихарившихся» в ожидании, кто же победит, к кому выгодней примкнуть. «Нейтралы» ничем не лучше поставивших на коллективный Запад, который, по мнению разбежавшихся по заграницам, непременно Россию одолеет, поделит, а может, и отсыплет иудам от щедрот своих... И вернутся они на свои федеральные каналы, в концертные залы, теле- и киностудии… А может, «нейтральные» даже хуже открытых врагов — потому что вдвойне предатели.

К сожалению, разговор сам собою сворачивает в сторону тех, кто ничего своей стране не должен, а должен только себе любимому. На дефиците положительных примеров играют «Кровавые барыни» Собчак, строя предположения: если уйдет Никита Сергеевич Михалков, то люди одних с ним воззрений перестанут что-либо значить. «Вся система выстроена сейчас под Никиту Сергеевича, во всех сферах — близкие ему люди. Его уход (надеюсь позже, а не раньше) будет как смерть Сталина для этой области. Любимова, Бурляев и масса других важных фигур без Михалкова — совсем другое дело. Новый доступ к телу никто не даст. А из тех, у кого он есть… кто может занять это место? Правильно — никто».

Получается, вся система (читай «российская культура») на «Бесогоне» держится? Никита Сергеевич, конечно, титан и стоик, дай ему Боже долгих лет, здоровья и энергии — но остальные, как надеется Ксения Собчак (а в словах ее слышится не опаска, а надежда) ничего не значат? Выходит, американец Макгрегор видит сплоченность российского общества, а наши, если можно их так назвать, деятели культуры только и ждут, когда все посыплется? Что ж за странная картина вырисовывается: иноагенты имеют значение, а патриоты разве что светят отдельными искрами во тьме египетской, и погасить их не составит труда?

Официальная позиция многих культурных заведений сродни позиции Новиковых и Собчак: переждем, пересидим, а там поглядим, к кому примкнуть. Ирина Павлова в своем Телеграм-канале цитирует «сообщение (иначе не знаю, как назвать этот текст), опубликованное 15 января в цифровой версии журнала “Театр”.
“Полина Агуреева выпускает спектакль о Сталинграде на сцене Театра имени Гоголя.
Напомним, что одной из последних премьер уничтоженного “Гоголь-центра” был спектакль “Я не участвую в войне”, названием  которого стала строчка из стихотворения поэта-фронтовика Юрия Левитанского…”
То есть, ставить  теперь на этой сцене Симонова — практически преступление, а Сталинградскую битву давайте вообще отменим, поскольку Юрий Левитанский написал те строчки?.. У спектакля почему-то ни рекламы, ни объявлений, ни афиш. Вообще — ноль информации. 
Сделано всё, чтобы на спектакле не было зрителей. 
Чтобы, значит, нога человека в это театр больше не ступала. Типа, это “никому не нужно”»
. И таких примеров в культурной жизни множество. Немалая часть культурного сообщества «не воюет» — блюдет нейтральную позицию непонятно из каких соображений.

Хотелось в этой статье рассказать о деятелях культуры, патриотах своей страны. А получилось упомянуть несколько имен — и снова говорить о тех, кто разрушает свою страну действием и бездействием. О тех, кому в принципе все равно, что с Россией станется, лишь бы их «портфолио» осталось чистым для нового витка карьеры и для спокойной сытой жизни…

 

Художник: Л. Кипарисов.

5
1
Средняя оценка: 3.15385
Проголосовало: 169