Поэзия металла
Поэзия металла
Вильнюс. Пятый этаж старого дома на улице Альгирдо. Темно. Маленький мальчик хочет спуститься вниз, во двор. Лестница шатается, деревянные ступени частично обломаны – под ними пропасть. Перила болтаются сами собой. Но желание погулять побеждает детский страх. Он, прижимаясь к стенке, начинает медленно преодолевать лестничные проемы. На этажах стоит жуткий запах чадящих керосинок и борща. Наконец-то путь, кажущийся вечностью, пройден, мальчик, замирая от ужаса, выходит во двор.
Здесь, во дворе бывшей когда-то окраины города, находится кузня. Старый кузнец ловко прибивает подковы к копытам лошадей. Те мирно стоят, время от времени нервно размахивая хвостами, спасаясь от назойливых мух. Мальчик как завороженный следит за отточенными действиями кузнеца. Отблеск пылающего горна, отраженного в широко открытых лошадиных глазах, он пронесет через годы…
Мальчик вырос и стал известным в Вильнюсе и за его пределами художником по металлу. Это Юрий Вытегоров, работы которого широко представлены в частных коллекциях, на международных выставках, в декорах частных домов, церквей и государственных учреждений. Однако не все знают, что сегодняшней славе и признанию мастера предшествовал трудный путь поиска самого себя, своего «Я» в этом мире.
Юрий с раннего детства впитывал в себя дух и культуру Старого города. Его манило все красивое, яркое, очень хотелось научиться рисовать и создавать что-то необычное, особенное. Но мечты так и остались мечтами, а реалии жизни порой бывают жестоки и непредсказуемы. Старый дом снесли, кузницу забросили, поступить в художественную школу помешали семейные обстоятельства. Жизнь потекла своим чередом: сначала учеба в Вильнюсском политехникуме, затем служба в Морфлоте, учеба в ВИСИ, работа инженером. В общем, все как у многих. А между тем хотелось, чтобы не как у всех…
Вытегоров бросает все и едет мыть золото на Магаданские прииски. Тяжелейшие бытовые условия, суровые люди и суровый климат только закалили его. Неожиданные стечения обстоятельств заставили его самому взяться за молот и ковать необходимый для работы инструмент и запчасти к нему.
Лето, жара, перед глазами тучи кровожадной мошки, больно жалящей в обмазанные «антикомарином» руки, вспоминает Юрий. Неосторожное движение на рычаге, и бульдозер подпрыгивает – это ломаются зубья ковша, врезаясь в ледяную землю. Вечная мерзлота. Колыма, ключ реки Оротукан, 500 км севернее Магадана. Там и запчасти. А на Севере день год кормит. Выход должен быть найден – а именно нужно выковать новые зубья. Но как, если никогда не пробовал, и спросить даже не у кого?
Темная ночь накрыла распадок. Вокруг резкие очертания сопок, превращающиеся в ослепительно звездное небо. Сквозь чистейшую атмосферу, огромные мерцающие звезды прямо над головой, только руку протяни. А вокруг разливающаяся чернота и ты один, совершенно один во всей Вселенной… Но под руками, в импровизированном горне, в горящих углях уже раскаляется добела кусок металла. Под ударами молотка падают искры окалины, а вокруг – метеоритные искры падающих звезд…
Фото из личного архива Ю. Вытегорова
Конец 80-х, в разгаре перестройка, свободные рыночные отношения, которые заставили многих людей заняться коммерческой деятельностью. Юрий не стал исключением. Но ему фатально не везло. Когда казалось, что он уже смог оседлать коня удачи в бизнесе, его ждал жестокий удар. Придя ранним утром за товаром, Юрий увидел распахнутые двери складов и совершенно пустые помещения. Но он не впал в отчаяние, решив, что новый год нужно начинать с нового листа. Заняв денег, отправился в Германию за эксклюзивными новогодними игрушками и гирляндами. Радостный, полный радужных предновогодних надежд на успех, он отправился домой. Очередной злой рок фортуны его ждал на границе – весь товар был арестован. После череды проверок и разборок его вернули только в марте. Но кому нужны новогодние игрушки весной?
Кое-как рассчитавшись с долгами, Юрий наконец решился реализовать свою детскую мечту. Вместе с приятелем они взяли в аренду помещение, оборудовали там кузницу и организовали одними из первых в Литве мастерскую художественной ковки, витража и чеканки. Вот так сама жизнь подтолкнула мастера к изготовлению различных ограждений из металла.
Тем более, говорит Юрий Вытегоров, пластичность металла позволяет помимо прочности и функциональности нести эстетику и красоту. Что может быть прекраснее балконных или лестничных перил в виде листьев и ветвей, или принарядившихся в березовые сережки ворот и калиток? Особые эстетические формы приобретает металл в соединении со стеклом – прочный металл и хрупкое стекло подчеркивают друг друга. Здесь уже можно играть, импровизировать разным металлом – черная латунь, червленая медь в соединении с золотым витражным стеклом. Ну чем не поэзия стекла и металла? Особенно, когда такой хрупкий и в то же время такой холодный материал, как стекло, помогает рождению интересных композиций.
Совершенно необычными в изобразительном искусстве выглядят картины, на которых на переднем плане сюжета выступает рама из металла, а уже потом идет особая техника письма художника на стекле. Так несколько лет назад появился творческий союз Юрия Вытегорова с известной вильнюсской художницей Наталией Рябчук их совместный проект называется «Времена года».
Еще им изготовлены разнообразные ограждения из металла для церкви. В частности, работу мастера можно увидеть в храме в честь Рождества Христова в Букишкес – это ворота и калитка, в которых зашифрована древняя молитва. А еще в копилке у Юрия есть обереги из металла, которые обладают особой силой, и считается, что могут защитить своего хозяина от любого негатива. В работах Юрия Вытегорова ощущается понимание некоего внутреннего состояния души хозяина, ее поддержка. Поэтому все изделия помимо функциональности и эстетики несут и глубокий смысл. Недаром многие люди говорят ему: спасибо, мастер.