Свежее дыхание жанра
Свежее дыхание жанра
Остап Стужев «Правила Мерджа». Роман. – М.: «У Никитских ворот», 2022. – 416 с.
Жанр приключенческой литературы имеет в России давнюю традицию, которая особенно ярко проявилась в советскую эпоху. Особенность того времени была в том, что общие требования к профессионализму писателей, независимо от жанровой специализации, предъявлялись весьма высокие. Поэтому приключенческая литература являлась органичной составляющей всего литературного процесса. Но перед этой литературой, помимо общелитературных, всегда стояли свои, специфические задачи: она должна была удерживать напряжённое внимание читателя, создавать сложные сюжетные схемы, давать пищу интеллекту и нервам, короче говоря – развлекать читателя, давать ему возможность «переключиться» и осуществить психологическую разрядку. Разумеется, в литературе советского периода был неизбежен идейно-политический акцент, но в целом от неё требовался прежде всего высокий уровень текста. В новейшие времена, начиная с «перестройки», во главу угла в литературе (как и во всех явлениях жизни) был поставлен принцип экономической целесообразности, что неизбежно отразилось на качестве современных произведений. В первую очередь это коснулось приключенческой литературы, как наиболее уязвимой перед искушениями «свободного рынка». В последние годы ситуация в нашей культуре значительно стабилизировалась, отчётливо обозначился поворот в сторону традиции. Естественно, эта тенденция нашла своё отражение и в литературном процессе. Современные писатели, создавая свои произведения, стали ориентироваться на классические образцы (как отечественные, так и зарубежные), восстанавливая преемственность жанровых канонов, что неизбежно способствовало повышению качественного уровня литературы. Не обошла эта тенденция и жанра, который за прошедшие постсоветские годы многие привыкли считать «коммерческим» – жанра приключенческой литературы.
Новый роман писателя О. Стужева «Правила Мерджа» является ярким примером того, как приключенческий роман, не снижая требований по напряжённости сюжета, способен стать полноценным явлением литературы, заслуживая не только читательской, но и литературоведческой оценки. Одно из достоинств романа – его высокая «читабельность», способность удерживать внимание от первой страницы до последней. Собственно, это главное качество для литературы такого рода; при его отсутствии все прочие необходимые качества теряли бы смысл. В основе сюжета лежит на первый взгляд простое, можно сказать классическое детективное событие: некие утраченные шедевры из музея Прадо кто-то стремится продать за большое количество наркотика... Всё выглядит неясно, запутано и зловеще. По ходу сюжета перед читателем проходит бесконечная череда персонажей, каждый из которых обладает яркой психологической характеристикой и интригующими биографическими данными. Действие перемещается по разным странам – Россия, Франция, Испания, Швейцария, Мексика, Колумбия и т.д. Цепь взаимосвязей столь сложна и запутана, что порой читателю кажется, что распутать этот сложнейший узел невозможно даже самому автору. Но к завершению напряжённого повествования все концы оказываются сведены, все следствия воссоединяются с причинами, и мозаика сюжета складывается точно и безошибочно. Действие разворачивается, судя по узнаваемым деталям, в недавние времена, поэтому читатель невольно чувствует себя отчасти действующим лицом, сопереживая героям, независимо от их морально-нравственных качеств. Специфика сюжета выражена весьма достоверно.
«... – Я знаю, что готовится сделка и картины могут попасть в руки очень плохих парней. – Васкес начал отвечать, как бы раздумывая, но всё ускоряющийся темп подсказывал, что он не остановится, пока не выложит всё, что знает. – Картины укрыты хорошо, и подступиться к ним нет никакой возможности. Мой дед, до того как уйти добровольцем, принимал участие в расследовании их исчезновения. После реституции в Испанию вернулись только те, списки которых были составлены, в том числе и при его участии, но эти списки не совпадают с неофициальными, и если отсутствие каких-то картин признаётся, то существование многих стоит под вопросом. Не существование после утраты, а вообще сам факт, что они когда-то были написаны художниками...».
Приведённая цитата даёт представление о сложности сюжета, а также о языковом уровне романа. Стиль произведения органично меняется в зависимости от смены обстановки и действующих лиц. Герои романа – Рома Чекарь, Магомед Магомед-Алиев, Сергей Николаевич Кольцов, Григорий Леонидович Зельдин, Виктор Вуколов, Анна Павловна Фирсова, а также множество других – представляют собой яркие типы современной эпохи. Все вместе и каждый по отдельности, они выражают облик современного мира, освободившегося от нравственных ограничений и запутавшегося в паутине стремления к материальному процветанию.
Выстраивая характеры своих персонажей, О. Стужев не впадает в излишнее для данного жанра морализаторство. Его герои морально контрастны, исполнены зачастую глубоких внутренних противоречий. Например, Роман Чекарь во взаимоотношениях с Натальей Кольцовой показывает себя как человек, способный на глубокое сильное чувство, но в других ситуациях он действует как жестокий беспощадный гангстер. Бытие определяет сознание, и действительность формирует характеры, приспосабливая неоднозначных людей к выживанию в жестоком мире. Остальные персонажи также зачастую амбивалентны, они не укладываются в схемы, что сообщает действию романа психологическую напряжённость и непредсказуемость. Отдельные эпизоды книги обретают черты настоящего гротеска (как, например, описание вечеринки у колумбийского наркоторговца Себастьяна Карлоса Умберто), и в подобных эпизодах сквозь текст очень тонко начинает просвечивать постмодернистская ирония, сообщающая приключенческому сюжету интеллектуальный подтекст. Роман обладает той степенью универсальности, которая делает его интересным для широкого круга читателей. Простота произведения является кажущейся – в структуру органично встроены аллюзии и цитаты из произведений мировой литературы, сам масштаб романа предполагает в читателе широкий взгляд на мир и высокий уровень культуры. Написанный талантливым и качественным литературным языком, роман «Правила Мерджа» напоминает нам о том, что приключенческий жанр в своих лучших проявлениях – неотъемлемая часть отечественной литературы. Эволюционируя в условиях общекультурного движения в сторону традиции, жанр освобождается от стереотипов и неизбежных компромиссов эпохи «свободного рынка» и возвращается в традиционную систему координат.
Нет необходимости пересказывать сюжет – его сложность, смысловая многослойность и информационная насыщенность непередаваемы в пересказе. Блестящий стилист, писатель О. Стужев создал своего рода образец приключенческого жанра, впитавшего в себя все достоинства классической школы и в то же время избавившегося от издержек эпохи «свободного рынка». Особым достоинством романа является отсутствие в нём актуальной политики. Политические оценки порой звучат, но они не создают навязчивой тенденциозности, делая чтение универсальным в социальном отношении и предназначенным для самого широкого круга читателей.
Возвращение в литературу качественного приключенческого романа не может не вызывать удовлетворения, поскольку этот жанр необходим во все времена. Нет сомнений в том, что роман «Правила Мерджа» найдёт своего читателя – ценителя интересного авантюрного сюжета и хорошего литературного языка. Есть все основания ждать от О. Стужева новых произведений, в равной степени интересных и глубоких, развлекающих и дающих пищу уму.
В оформлении использована работа Р. Стедмана.