Идеология как шизофрения
Идеология как шизофрения
Современная идеология (та самая, что у нас вроде как нет, но на самом деле ею буквально пронизано всё бытие) породила ряд установок, которые людям предлагается признать за бесспорные, универсальные и поэтому обязательные к применению. Одна из таких установок, которую можно считать полноценной идеологемой, заключается примерно в следующем: «Мы живём в демократическом обществе, поэтому нужно уважать мнение друг друга. Если вам что-то не нравится, не смотрите в эту сторону, а выбирайте то, что вам близко. Необходимо многообразие, в котором каждый может найти что-то для себя. Вам не нравится та или иная книга (или фильм, или спектакль etc.) – не читайте её (не смотрите), а читайте (смотрите) то, что вам нравится, вам никто не мешает».
Если вы пытаетесь возразить, что то или иное явление пагубно воздействует на нравственную атмосферу в обществе, разрушает общественную мораль, а в художественном отношении имеет зачастую отрицательное значение, вас просто перестают слышать. Под эту сурдинку на протяжении многих лет в стране бесперебойно работает индустрия по производству бездарных книг, фильмов, спектаклей, иных «явлений культуры», насквозь пропитанных духом агрессивного вырожденчества, пещерной невежественной антисоветчины и русофобии, и всё это на протяжении многих лет определяет морально-нравственную атмосферу в нашем обществе, отравляя сознание молодых поколений, фактически лишая их будущего (в общечеловеческом, традиционном понимании).
Наверное, излишне напоминать, что всё это происходит в основном за счёт государства (которое, как вам снисходительно разъяснят доброхоты, финансирует «всё только самое талантливое»). Изначально прекрасное, содержательно позитивное слово «демократия», будучи вывернутым наизнанку, в «эпоху перемен» стало для большинства ругательством, а для меньшинства – инструментом циничного глумливого издевательства (или, как сейчас принято говорить, троллинга). Вместо полноценной системы мировоззренческих и морально-нравственных координат, выработанных народным сознанием на протяжении всей истории России, сегодня обществу навязана манипулятивная система взаимоисключающих образов и знаков, способная породить (и порождающих) только общественную шизофрению. Широко продвигаемое на протяжении долгого времени пресловутое «согласие и примирение» предсказуемо свелось к унылому уничижению советского периода российской истории и не менее унылому возвышению (зачастую сомнительному, нравственно нечистоплотному) предреволюционного царизма и гнилой социал-демократии. Культ «амбивалентности», двоедушия как нравственной нормы является одним из основных признаков современной идеологии, а отсюда уже один шаг до утверждения правомерности предательства – но и этот шаг зачастую делается.
Стремление разделить и противопоставить Верховное главнокомандование и многонациональный советский народ в годы Великой Отечественной войны («Победил не Сталин, а народ») – один из наиболее ярких примеров того, как создаётся и «эволюционирует» новая идеология, имеющая внешние признаки благонамеренности, но на деле направленная на разобщение народа, на его деморализацию, более того – на разжигание социальных противоречий (поскольку советские поколения прекрасно понимают, что подобными идеологическими «фокусами» им просто дурят голову). Во всяком случае, ни о каком согласии и примирении речь вести не приходится.
Закамуфлированный ежегодно в День Победы Мавзолей вождя мирового пролетариата даёт понять: никакого, даже самого малого, возврата к идеалам и ценностям советского периода допущено не будет. А практически всё, что на протяжении вот уже трёх с лишним десятилетий навязчиво предлагается взамен этих ценностей, несёт на себе печать, повторимся, вырождения и деградации (прежде всего морально-нравственной, а отсюда следует всё остальное). Нас не должны обманывать вкрапления в актуальную идеологию (остающуюся в своей сути агрессивно либеральной) отдельных фрагментов, апеллирующих к памяти о советском прошлом: эти вкрапления – та же манипуляция, предназначенная для обмана и дезориентации людей, расщепления народного сознания, превращения общества в несознательный управляемый механизм, реагирующий на условные знаки.
Специальная военная операция сдвинула тектонические пласты народного сознания, но впереди ждёт большая работа. Внутренние проблемы и противоречия требуют прежде всего их ясного видения, а затем – твёрдого и последовательного действия.
Художник: П. Филонов.