Нина Старцева: «Есть, мама, молодёжь, есть люди, которые делают эту работу…»
Нина Старцева: «Есть, мама, молодёжь, есть люди, которые делают эту работу…»
Нина одной из первых вступила в подпольную организацию «Молодая гвардия». Девушка вела агитационную работу, распространяла листовки и участвовала в диверсиях. Однако её жизнь трагически оборвалась в январе 1943 года.
Нина Илларионовна Старцева родилась 8 августа 1925 года в деревушке Березино, что в Витебской области. Происходила девушка из самой рядовой крестьянской семьи. Однако на малой родине Нина провела около семи лет. В 1932 году всё семейство Старцевых переехало на Донбасс, в город Кадиевка. Илларион Нестерович начал работать на шахте, Анна Андреевна трудилась по хозяйству, а Нина пошла в первой класс местной школы. Однако на новом месте Старцевы провели ещё меньше. В 1937 году они перебрались в посёлок Краснодон, а Нина стала учиться в школе № 22.
Очень быстро у девчонки обнаружились способности к музыке. Она хорошо пела, быстро освоила гитару. Много времени Нина проводила возле радиоприёмника, слушая различные песни. А благодаря маме она освоила рукоделие. Старцева научилась вышивать самые разнообразные орнаменты. Как и все советские дети, Нина любила читать. Её любимым произведением был рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». В начале 1941 года Нина вступила в комсомол. Началась новая глава её жизни, ещё более насыщенная и интересная. Теперь девушка стала пионервожатой. И за ней были закреплены пятиклассники. Несколько раз в неделю Нина встречалась с ними: читала рассказы, учила играть на гитаре и петь.
22 июня 1941 года жизнь советских людей разделилась на «до» и «после», началась Великая Отечественная война. Фашисты рвались к Донбассу, а Красная армия никак не могла их остановить. Приходилось сдавать города, сёла, деревни… Резко изменилась жизнь и Нины. Несмотря на юный возраст она понимала, что только совестными усилиями можно одолеть врага. А потому в июле отправилась в районный военкомат, где попросилась добровольцем на фронт. Естественно, девушке отказали, но рвение оценили. Однако Нина не сдалась. И решила так: раз на фронт ещё нельзя, значит, нужно помогать солдатам иначе. В то время школа № 22 получила задание – принять участие в строительстве полевого аэродрома. И Нина отправилась на стройку. Девушка возглавила один из строительных отрядов. Должность руководителя она получила благодаря рекомендации комсомола, которую высоко оценил педагогический совет учебного здания. Школьники работали много, тяжело, стараясь ни в чём не уступать взрослым. Все понимали, от них зависит очень многое. И никто не страдал, не пытался как-то отлынивать… Приближение врага сплотило ребят, заставила их резко повзрослеть и забыть о том, что ещё совсем недавно они были детьми.
Кроме работы на стройке были у Нины и другие дела. Она училась в школе, а по ночам дежурила в госпитале для раненых красноармейцев. Вместе с ней трудились и другие ребята: Володя Жданов, Лида Андросова, Саша Шищенко и школьная учительница Антонина Елисеенко. А свободные минуты они тратили не на отдых, а на изучение стрелкового оружия, строевой подготовки. Ребята не сомневались, что равно или поздно они всё равно окажутся на фронте. Зимой ситуация усугубилась. Выпало очень много снега, что в тех условиях играло на руку фашистам. И поэтому вновь потребовалась помощь молодёжи. Парни и девушки расчищали дороги, по котором на фронт передвигался военный транспорт.
Летом 1942 года враг вплотную подошёл к Краснодонскому району. И через город проходили отступающие советские части. Упаднические настроения солдат и офицеров передали мирным жителем. Однако эвакуироваться они не спешили. Народ искренне верил, что в войне произойдёт перелом и враг будет остановлен. Однако надеждам не суждено было осуществиться трагическим летом 1942 года. Фашисты всё-таки сумели захватить Донбасс.
В оккупации оказался Краснодон, а также весь район. Город немцы заняли 20 июля. И началось безумие. Фашисты, опасавшиеся мятежа, начали вести себя очень жёстко, даже жестоко, чтобы поселить страх в сердцах обычных людей. И на какое-то время это получилось. Первым делом оккупанты расправились с кадровыми коммунистами, затем взялись за уничтожение евреев. А главными помощниками немцев стали предатели, которых определили в полицейские. Тогда казалось, что надежды на счастливое и безоблачное небо больше не осталось…
***
Однако произошло то, чего оккупанты не предусмотрели. В Краснодоне, а также в прилегающих в нему шахтёрских посёлках появились партизаны, которыми (в большинстве своём) стали вчерашние школьники. Первое время ребята действовали разобщённо, поскольку не знали о существовании друг друга. Но потом им на помощь пришли кадровые коммунисты, ушедшие в подполье. Они сумели объединить разрозненные группы, скоординировать их действия. И вскоре в Краснодонском районе начала работу подпольная организация «Молодая гвардия».
Нина стала одной из первых комсомолок, вступивших в ряды молодогвардейцев. По заданию штаба девушка устроилась на шахту. Официальное трудоустройство спасло её от страшной участи – отправки в Германию на принудительные работы. Все тогда понимали, что это билет в один конец. Шансы на возвращение – минимальны. Однако Нина использовала работу не только как способ остаться в Краснодоне. Старцева начала вести агитационную работу среди шахтёров. Она рассказывала мужчинам о положении на фронте, призывала их саботировать приказы оккупантов и не верить им. Шахтёры верили смелой девушке, поддерживали её. И поэтому работы по восстановлению шахты практически не продвигались: то происходило обрушение, то выходили из строя механизмы. Фашисты, конечно, злились, угрожали, но сами под землю не спускались. Боялись диверсии.
Кроме этого, Нина вместе с остальными молодогвардейцами занималась написанием и распространением агитационных листовок в городе. Ребята специально выбирали наиболее оживлённые места, например, местных рынок. Довелось Нине поучаствовать и в сжигании скирд хлеба, которые немцы хотели отправить в Германию.
Анна Андреевна вспоминала: «…В первые дни оккупации вступила молодая патриотка в партизанский отряд. Часто собиралась у Нины молодёжь. Приходили верные товарищи, ребята и девчата: Сумской, Жданов, Полянский. На улицах посёлка стали появляться листовки. Я спросила:
– И откуда берутся эти листовки, кто их только носит?
– Есть, мама, молодёжь, есть люди, которые делают эту работу, этим они расстраивают ряды врагов.
Когда немцы и полицаи на сборах выступали против Советской власти, она приходила домой с нахмуренными бровями, взволнованно говорила:
– Гады, продажные шкуры».
В конце осени Нина и её подруга Женя Кийкова получили ответственное задание – найти в поле немецкий телефонный провод и отрубить связь. По официальной версии они должны были собирать хлебные колоски. С заданием девушки справились. Они смогли отыскать кабель и перерезали его, после чего вернулись по домам.
…Приближался 1943 год. Положение на фронте стало меняться. Продвижение немецких войск захлебнулось под Сталинградом. Инициатива перешла к Красной армии, которая начала контрнаступление. И теперь уже через Краснодон стали проходить отступающие части противника. Конечно, всё это внушило надежду на скорое освобождение. Готовились и молодогвардейцы. У них было собрано достаточное количество оружия и боеприпасов, чтобы атаковать здание полиции при приближении красноармейцев. Однако их планам не суждено было осуществиться.
Полицейские понимали, что их ждёт за предательство. И они решили выместить злость на молодогвардейцах, которые являлись идеальной добычей. Дело в том, что успехи вскружили головы партизан. Они не понимали реальной угрозы, поэтому практически не скрывались. И поплатились за это.
В начале января начались массовые аресты. Лидеры подпольных групп настойчиво рекомендовали своим боевым товарищам покинуть город и район или же где-нибудь надёжно спрятаться. Однако молодость сыграла с молодогвардейцами злую шутку. Почти все партизаны остались. Нину арестовали 12 января. На протяжении нескольких дней её допрашивали, избивали, пытали. А в ночь на 16 число её вместе с ещё несколькими еле живыми молодогвардейцами привезли к шурфу шахты № 5. После чего казнили…
Краснодон был освобождён 14 февраля 1943 года. Вскоре вскрылась страшная правда о судьбе подпольной организации. Местные жители вместе с красноармейцами достали тела партизан со дна шахты. А затем их похоронили в братской могиле на центральной площади города.
Нина Илларионовна Старцева посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени, а также медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.