Польза и вред коллаборационизма для творческих кругов
Польза и вред коллаборационизма для творческих кругов
Последнее время всё чаще в прессе всплывает информация о возвращении в Россию или о желании вернуться со стороны целого ряда знаменитостей, бежавших (иначе не скажешь) из страны после начала СВО.
Заслуженный артист РФ, певец и композитор Ян Осин высказал предположение насчет возвращения в Россию телеведущего Дмитрия Шепелева, тиктокера Дани Милохина и актера Данилы Козловского: «Либо эти люди сознательно выбрали путь с Россией, пересмотрели свои взгляды, уже не считают ее ни государством-агрессором, ни страной, где можно только деньги зарабатывать. Либо же они шпионы, диверсанты, называйте как угодно. То есть они отправлены для подрыва нашей культуры, кино, образования и каких-то других сфер».
Признаться, выбирать практически не из чего: либо они исправились и полюбили, либо им предложили работёнку взамен потерянной — и денежки за нее тоже предложили немалые. Ян Осин прокомментировал поведение уехавших и возвращающихся звезд словами: нельзя усидеть на двух стульях сразу — ненавидеть Россию и продолжать зарабатывать на ней деньги, при этом думая, что люди ничего не заметят. Но когда уехавшие либералы считали россиян умными и проницательными?
И если рэпер-иноагент Моргенштерн* в интервью выразит желание вернуться в Россию — дескать, скучает, просит прощения за то, что «работал на Америку»; или куда более наглый малолетка без определенных занятий Даня Милохин вздумает «дать России шанс» и стребовать, наоборот, с нее извинений неизвестно за что — оба заявления по сути мало отличаются друг от друга. Авторы заявлений друг от друга тоже не отличаются: у обоих проблемы финансового плана, они хотят поправить здоровье своего кошелечка, который сильно похудел, бедняжка. Казалось бы, схемы поведения противоположные, а суть требований одна: пустите меня в Россию денег заработать, а то, как выяснилось, российским беженцам ни на Западе, ни на Востоке столько не платят.
Недавно актриса Екатерина Гусева в разговоре с aif.ru призвала Максима Галкина*, Аллу Пугачеву, Дмитрия Назарова* и других уехавших звезд признать себя дураками (): «Сейчас-то все понятно — а первое время было очень тяжело, многие испугались, многие не разобрались, запутались, а теперь из-за гордыни, самолюбия отстаивают свою точку зрения, до сих пор отстаивают, чтобы не показаться дураком. Ну признай уже, что ты дурак, ты ошибся. Ну скажи — ребят, извините, правда, я недопонял, я был не прав». Довольно странно это слышать. Екатерина Гусева полагает, будто нескольких фраз (скорее всего неискренних) хватит, чтобы вернуть доверие и уважение публики?
От безделья и хейта, которые только и остались некогда востребованным персонам от былой славы, те уже виршеплетством маяться стали. Назаров*:
«Мне говорят: конечно, возвращайся!
Сиди на даче тихо, старичок.
Будь нем, как рыба, реже улыбайся,
не забывай — в губе твоей крючок.
Сиди под плинтусом, стихов писать не надо.
Сажай редиску, можешь взять козу.
Лакай из миски пресную баланду,
солить захочешь — в миску лей слезу.
Покайся! Встань на гордые колени,
стремясь у власти туфли облизать.
Прости всех тех, кто предал твое мнение.
И не забудь друзей своих предать»...
…и Исинбаева:
«Когда в тебя бросают камни
Ты гордо голову держи,
Ведь у тебя на сердце правда,
В словах нет даже капли лжи.
Когда во след тебе злословят,
Или смеются за спиной,
Ты о любви молитву вспомни,
И знай, что ангелы с тобой.
Когда предательством уколют,
Ты всех прости, но не забудь,
Уж не твоя печаль их доля,
Достойней сволоты той будь.
И пусть легко тебя обидеть,
Пусть бьют, когда совсем не ждешь,
Запомни, что судьба все видит —
Обидчикам закроет рот»...
…одинаково плохи со своими гордыми коленями и уколами предательством. «Маловысокохудожественные» плоды их томления выдают авторов с головой: чувствуется, мечтают оба «стихотворца» главным образом о мести. А за что эти пострадавшие от молвы мстить собираются? За то, что люди поняли, кто они есть, после совершенных ими пакостей и сказанных ими гадостей? Ах, да, они же предполагали: публика не заметит, а если и заметит, то сразу же простит.
Увы, скорее всего публика их так и не простит, да и вообще уже начинает забывать «уезжантов» — а через год-другой позабудет окончательно. Не возмущение с пересудами будут вызывать их корявые вирши, но исключительно вопрос: кто это?
Как ни поворачивай ситуацию, однако российская публика российским звездам (всё чаще — бывшим) нужнее, чем они ей. Помнится, Рената Литвинова не раз заявляла, что скучает по родине и хочет вернуться в Россию, ждет «подходящего момента» (чем именно подходящего?). Пишет странные (как всегда) рассуждения, вызывающие желание назначить пожилой пациентке соответствующую терапию: «Может быть, когда у меня будет какая-нибудь седьмая жизнь, как у кошек, я успокоюсь и перейду в ранг просто писательницы. И как предсказала мне моя бабушка, я достигну своего главного успеха, когда напишу одну большую книгу. Возможно, опишу свою жизнь. Поверьте, там будет много глав!»
Хотя каких бы эссе, мемуаров или даже стихов ни настрочила мадмуазель Литвинова, мотивация для возвращения всё та же: известно, что заработки актрисы резко снизились, да и забывать ее стали. Литвинова рассказала: ее фильм «Северный ветер» убрали из проката по «не зависящим от кинотеатров обстоятельствам». «Прокат, спецпоказ “Северного ветра” — всё отменено. Внезапно», — сообщила актриса в своем блоге. Отнюдь не внезапно. Публика перестала на вас ходить, забыли вас, Рената Муратовна. Всё, что помнят — это отношения ваши с певицей Земфирой, несколько скандальные. Но они не повод для вечной славы, уж поверьте.
Когда доходы актера Дмитрия Назарова сократились после отъезда из России, он, дабы содержать дорогую недвижимость в Каннах, организовал концертный тур по всему миру, но потерпел неудачу, рассказывала в свое время KP.RU. Певица Светлана Лобода жаловалась журналистам, что стала мало зарабатывать после гордого своего отъезда и признания в помощи ВСУ. Знаменитость признавалась, что вынуждена тратить сбережения, которые были накоплены во время работы в России, пишет Regnum: «Я весь год работала, чтобы отдавать. Я зашла в очень глубокий минус. У меня были сбережения, которые я считала неприкасаемыми. Но они уходят» (неприкосновенными, лабуда малограмотная). По информации «Царьграда», Максим Галкин лишился годового дохода почти в 300 млн рублей. За один концерт на бывшей родине юморист получал около $50 тысяч. После отъезда за границу эта цифра уменьшилась в пять раз. Неудивительно, кому там интересны злопыхательские импровизации Максимки — у них свои стендаперы имеются. Такие же несмешные.
Возможно, расстраивает беглецов из России не только усыхание кошельков и счетов или снижение рейтинга, но и отчуждение. Как бы ни старались сделать вид уехавшие, будто у них остались «свои люди в России», это утешительная ложь. Актер Анатолий Белый*, «отомстивший» бывшим коллегам из Ленкома срывом гастролей, до того жаловался: «Было больно потерять людей, которые казались нормальными. Мне никто не пишет, не звонит. Общаюсь с одним человеком из театра — все. Остальные боятся засветиться». Не за это ли он мстил, когда вел себя словно доносчик, организатор травли? Не будь этого инцидента, возможно, Белый* и вернул бы со временем хоть часть знакомств.
Проблема «понауехавших» еще и в том, что они верили в заменимость чего угодно — Родины, публики, круга общения, культуры, обычаев, называли себя «людьми мира», подобно Исинбаевой, верили, что, открестившись, спасут себя от травли и отмены со стороны своих новых «сограждан». И, как говорил Черчилль, «выбирая между позором и войной, мы выбрали позор, а получили в итоге сперва — позор, а потом — всё равно войну».
Их почти с самого начала стали пощипывать, а после и обдирать, словно липку. Елену Исинбаеву лишила статуса (причем заслуженного) самой влиятельной легкоатлетки Международная федерация легкой атлетики (World Athletics), представив список топ-40 лучших моментов чемпионатов мира за последние 40 лет. Рейтинг был составлен на основе голосования болельщиков. В него не вошли российская прыгунья с шестом Елена Исинбаева и прыгунья в высоту Мария Ласицкене. Список возглавил ямайский легкоатлет Усэйн Болт. В общем, на достижения Исинбаевой был положен болт, пардон за каламбур.
Анну Нетребко постигло настоящее падение с пьедестала уникальной певицы, одного из лучших оперных сопрано до унизительного статуса «певицы, взятой временно, из милости». Deutsche Welle от души прошлось по злоключениям Анны Нетребко: «В Германии запустили петицию против выступления Анны Нетребко в Берлинской государственной опере, где она, как ожидается, исполнит партию леди Макбет. “Мы самым решительным образом протестуем против этих планов и призываем передать эту роль другой артистке”, — говорится в документе, который подписали около полутора тысяч человек».
Настоящие, верные поклонники не дали бы в обиду своих кумиров. Но у беглецов больше нет своих — они везде чужие. В ЕС, куда «люди мира» уехали ради какой-то мнимой свободы слова (они бы ее еще в Америке поискали), начались громкие митинги с требованием запретить «русским» (какой бы они ни были национальной принадлежности) работать — и тихая «отмена» их деятельности, их заслуг, их прав, чтобы самим не попасть под петицию или под отмену…
Михаил Онуфриенко верно заметил в своем Телеграм-канале о судьбе, постигшей певицу Нетребко и спортсменку Исинбаеву: «Двоечницы! Пора бы знать — не только Рим не платит предателям. Им вообще никто не платит, ибо оказанная дьяволу услуга ничего не стоит и ни к чему его не обязывает». Может, все дело в том, что отрекшиеся от Родины не разбирают, с кем связались и в их глазах Запад отнюдь не дьявол, а проводник прямиком до райских кущ?
Разные люди, разные профессии, разные уровни дохода, разные страны… А судьбы схожие. Вначале эйфория, вера в то, что у тебя наступила новая жизнь, залихватский разрыв отношений с Родиной, попытка понравиться новой публике, вера в грядущий успех, растрата всех «неприкосновенных запасов» — и вот он, финал басни «Стрекоза и муравей», вызывает у публики острое любопытство: прогонят «возвращенцев» или сделают вид, будто поверили в нелепые оправдания «А я что? А я ничо, я в отпуске был, квартиру продавал… Может, запостил пару черных квадратиков, теперь уж и не помню».
* — Физическое лицо, признанное иноагентом.