Прокудин-Горский: «Показать и доказать всю мощь, всё значение, всё величие России»
Прокудин-Горский: «Показать и доказать всю мощь, всё значение, всё величие России»
30 августа по нов. ст. исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося человека Сергея Михайловича Прокудина-Горского, оставшегося не только в русской, но и мировой истории создателем необычного способа фотографирования в цвете – задолго до рождения цветной фотографии. Мастер придумал, что можно одну и ту же сцену снимать в течение очень короткого временного промежутка (чтобы объект не успел измениться) на три различных фотопластинки, при этом используя светофильтры – красный, зеленый и синий.
После химической обработки пластинок все три изображения при суммарном проецировании на экран, с использованием тех же фильтров, давали цветное изображение! Ныне в мировой науке и технике этот принцип известен как аддитивная система цветообразования RGB, и сегодня на нем основаны цветные фотопленки, цветное телевидение и цифровые матрицы.
Уже в эмиграции Прокудин-Горский писал: «Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание – это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах».
С. М. Прокудин-Горский. Девушка с земляникой. 1909 год
Он на сотню лет опередил время. Химик, изобретатель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ (ИРТО), пионер цветной фотографии. До сих пор спорят: был ли Прокудин-Горский учеником Менделеева. Но важней другое: этот дар, это техническое открытие, пришедшее к русскому фотографическому гению как озарение, позволили запечатлеть в цвете наше Отечество, сохранить его как письмо в бутылке – для будущих поколений.
Прокудин-Горский адресовал нам любимую Родину, как канувшую Атлантиду, словно прозревая грядущие страшные времена, которые провидец Лермонтов указал в своем знаменитом «Предсказании»: «Настанет год, России черный год, / Когда царей корона упадет; / Забудет чернь к ним прежнюю любовь, / И пища многих будет смерть и кровь…»
Своей умной и любящей фотокамерой мастер накануне страшных времен остановил нам прекрасные мгновенья России в период с 1909-й по 1913-й годы, когда Российская Империя достигла наивысшего благополучия. В 1911 г. был, к слову, канонизирован как святитель епископ Иоасаф Белгородский, и как яркое свидетельство величайшего празднества, прошедшего тогда в Белгороде, остались снимки Прокудина-Горского.
С. М. Прокудин-Горский. Вид с колокольни Свято-Троицкого храма во время торжеств прославления свт. Иоасафа Белгородского. Белгород, 4 (17) сентября 1911 г.
Когда я гляжу на вышеприведенный снимок (не раз приходилось видеть его в Белгороде в виде огромного баннера), то всякий раз невольно пытаюсь высмотреть во многотысячных рядах бабушку моего отца Ульяну Афанасьевну Дроздову, слывшую «богомольной» с младых лет. Раба Божия Иулиания неизменно ходила и ко встрече августейших особ, включая Государя Императора Николая II, которые приезжали помолиться в пещерке у раки святителя.
С. М. Прокудин-Горский. Троицкий собор Белгородского мужского Свято-Троицкого монастыря. Сентябрь 1911 г.
Самое пристальное внимание к трудам Прокудина-Горского проявилось специалистами всего мира после бурного развития вычислительных машин, и наследие русского фотографа, эмигрировавшего из России во Францию после Октябрьского переворота 1917-го, приобретенное американцами у его сыновей в 1948 г., было лишь в 2003 г. отсканировано и переведено в цифровой формат.
В результате компьютерных совмещений тройственных комплектов Прокудина-Горского были получены оригинальные цветные изображения. Затем они были опубликованы на Интернет-сайте Библиотеки Конгресса США в рамках выставки «Чудеса фотографии». С тех пор началось воистину взрывное шествие этих уникальных снимков по всему миру. Они во множестве републикуются сайтами разных стран и уже давно шагнули на страницы бумажных изданий. Уже не обойтись без них монографиям и энциклопедиям, связанным с историей русского православия, нашей храмовой архитектуры, русского портрета, быта и т.д.
В воспоминаниях самого автора названы такие условные тематические направления съемок: Волга от истока до Нижнего Новгорода; местности, связанные с воспоминаниями об Отечественной войне 1812 г.; памятники, связанные с 300-летием дома Романовых; Урал в отношении промыслов; Мурманский железнодорожный путь; вся река Чусовая от истока; Мариинский водный путь; Туркестан; старая Бухара; Муганьская степь; Кавказ и Дагестанская область; много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы.
Наблюдатели уже отметили, что великий «фотоглаз» эпохи Прокудин-Горский родился на Владимирщине, где и великий «видеоглаз» человечества В. Зворыкин, изобретатель телевидения. Там располагалось родовое имение дворян Прокудиных-Горских – Фуникова Гора. Отсюда – фамилия Горский. Основателем рода Прокудиных-Горских считают татарского князя Мурзу Мусу, в православие крещенного как Петр, в 1380 г. сражавшегося на Куликовом поле в дружине Великого князя Дмитрия Донского и потерявшего в битве всех сыновей. Родовое предание гласило, что Дмитрий Иванович отдал потом ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, Марию, наделив «вотчиной, Гора называемой».
Учился Сергей не в простом заведении, а в Императорском Александровском лицее – том самом, который закончили Пушкин, Дельвиг, Горчаков... После лицея – Санкт-Петербургский технологический институт. Молодой человек также брал уроки живописи в Академии художеств, увлекался игрой на скрипке, однако в химической лаборатории повредил руку и занятия музыкой оставил.
Фотографией молодой химик увлекся в Берлине, на заграничной стажировке в лаборатории Адольфа Мите.
По возвращении на родину женился на Анне Лавровой, дочери известного русского металловеда, одного из основателей отечественного сталепушечного производства, директора Товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов, активного члена ИРТО, генерал-майора артиллерии А. С. Лаврова. И стал директором правления на предприятии тестя.
С. Прокудин-Горский стал мировым авторитетом в фотографии, владельцем фотографической и фототехнической мастерской в Санкт-Петербурге, издателем популярного журнала «Фотограф-любитель», председателем ИРТО. К слову, фотографический отдел в ИРТО был создан стараниями Д. Менделеева.
Просветительство и желание поделиться запечатленной красотой своего Отечества были основными двигателями ученого, фотографа, путешественника, отправившегося снимать бескрайние пределы Российской Империи. Считают, что первое путешествие с целью цветной фотосъемки Прокудин совершил в сентябре-октябре 1903 г., запечатлев природу Карельского перешейка.
К 1909 г. мастер уже был удостоен лауреатских лавров на выставках в Париже, Ницце, Антверпене. Уверяют, что сделанный им в 1908 г. цветной фотопортрет Л. Толстого был известен всей просвещенной России.
С. М. Прокудин-Горский. Портрет Л. Н. Толстого. 23 мая 1908 г.
В год 400-летия Дома Романовых уместно вспомнить о приглашении мастера с выставкой, полученном от Государя Николая II, который и сам, как мы знаем, был фотолюбителем.
Прокудин-Горский рассказал в воспоминаниях: «Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т. п …. Каждая картина вызывала не только шепот одобрения у царственных зрителей, но даже громкие восклицания».
По указанию монарха министр транспорта Империи С. В. Рухлов стал всячески содействовать в перемещениях по стране мастеру, коему было монаршее дозволение пребывать и снимать в любом месте. Технически это выглядело весьма внушительно: для поездок был выделен специальный вагон. «Работа моя была очень трудна, – вспоминал Прокудин-Горский, – требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы».
Поездки энтузиаст осуществлял, тем не менее, за свой счет. И планировал сделать 10 тысяч фотографий.
С. М. Прокудин-Горский на реке Скурицхали. [Орто-Батум]. 1912 г.
В 1922 г. в Ницце Прокудин-Горский вместе с братьями Люмьер создал фотолабораторию, где стали работать его сыновья. Скончался он во время немецкой оккупации Франции, похоронен среди земляков на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Когда в США было решено издать «Историю русского искусства», парижский представитель Рокфеллер-центра выкупил у сыновей Сергея Михайловича 1600 пластин.
С. М. Прокудин-Горский. Церковь Иоанна Златоуста с юго-запада. Ярославль, 1911 г.
И спустя век остается непроясненным, в частности, был ли создан специальный «Альбом для царевича» Прокудина-Горского; что стало с личным архивом Прокудина-Горского, остававшимся в России; действительно ли погибли все 400 негативов, составляющих разницу между общим числом попавших во Францию (2300) и приобретенных Библиотекой Конгресса (1902), а там были снимки Вязьмы, Минска, Литвы; снимал ли Прокудин-Горский Августейшую семью, в частности, на торжествах по случаю 300-летия дома Романовых?
Сохранилось довольно обширное, но, как уверяют, неполное, наследие фотографа, состоящее из 2 тыс. цветных фотографий. Кроме американских специалистов к кропотливой и сложной цифровой работе подключились и компьютерщики России. Сегодня русские энтузиасты фотографии разыскивают пластины мастера по всему миру. В частности, на сайте проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» в оригинальном разрешении выложено около 500 реставраций братьев Ходаковских.
Церковь Спаса и 24-главая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708). С. Анхимово (Вытегорский Погост) Вологодской губ. Предтеча знаменитого Преображенского храма Кижского погоста (1714). Сгорела в 1963 г. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909 г.
Мастер, в меру возможного, спустя век возвращает нам Россию, которую мы потеряли.