Нина Иванцова: «Много смертей не бывает, а одна – не страшна»
Нина Иванцова: «Много смертей не бывает, а одна – не страшна»
Нина Михайловна сумела пережить трагичный для партизан январь 1943 года. После чего добровольцем ушла на фронт. В качестве комсорга она принимала участие в форсировании Сиваша, освобождении Севастополя и штурме Кёнигсберга.
Нина Михайловна Иванцова родилась 19 ноября 1923 года в посёлке Сорокино. Происходила она из рядовой рабочей семьи. Отец Михаил Ефимович трудился горным рабочим, был членом ВКП(б). В 1937 году его назначили на должность заведующего погрузкой на шахте № 1-бис. Спустя несколько лет Михаил Ефимович стал помощником начальника шахты. Однако вскоре выяснилось, что он покрывал нескольких рабочих, которые раньше ушли со смены. И его осудили на два года, после чего отправили в лагерь. Оттуда Михаил Ефимович уже не вернулся. Что с ним произошло, неизвестно. Мать же занималась воспитанием троих детей и вела домашнее хозяйство.
Детство Нины было точно таким же, как и у всех её сверстников. Несмотря на тяжёлое время дети оставались детьми, они играли, веселились, мечтали. С учёбой проблем не возникло. Нина окончила 10 классов школы № 4 имени Ворошилова, вступила в комсомол. Затем стала работать секретарём-статистом в Краснодонском районном отделе народного образования.
Жизнь шла своим чередом. Где-то там, в далёкой Европе, уже вовсю шла Вторая мировая война. В воздухе, конечно, витала тревога, но люди старались гнать как можно дальше невесёлые мысли. Народ надеялся, что этот кровопролитный конфликт пройдёт мимо. Но жестоко ошиблись. 22 июня 1941 года немцы напали на Советский Союз, началась Великая Отечественная война.
Первый год войны Нина помогала фронту, чем могла, при этом продолжая работать в Районо. Но летом 1942 года девушка решила, что гораздо больше принесёт пользы, если сама возьмёт в руки оружие. Враг в то время рвался в восточном направлении, оккупируя всё новые территории Донбасса. Все понимали, скоро фашисты полностью захватят регион. И это побуждало людей приписывать себя лишние года, скрывать хронические заболевания для того, чтобы отправиться на фронт и дать отпор врагу. Хотела «бить фашистов» и Нина. Она принесла необходимые документы в местный военкомат и стала ждать решения. Однако в ситуацию вмешался райком комсомола. Девушку на фронт не отпустили. Вместо этого ей дали рекомендацию – пройти специальную подготовку вместе с двоюродной сестрой Ольгой для последующей работы на оккупированной территории.
Спустя какое-то время девушек забросили в Сталинскую область. Когда город Сталино (сейчас Донецк) был захвачен фашистами, Нина и Ольга обосновались в городке Орджоникидзе (Енакиево). Здесь сёстры вели уже по-настоящему серьёзную разведывательную работу. Они следили за перемещением вражеских войск, собирали информацию о штабах, базах и аэродромах. Однако вскоре связь была нарушена, девушки вернулись в Краснодон.
Город к тому времени тоже был оккупирован. Немцы, пополнив ряды полицейских из предателей, принялись составлять списки молодёжи, которую хотели отправить на принудительные работы в Германию. При этом оккупанты проводили агитацию, рассказывая о плюсах «командировки». Естественно, никто врагу не верил. Парни и девушки всеми силами старались избежать попадания в роковой список.
Нина и Ольга знали об этом, поэтому сразу ушли в подполье, чтобы не попасться полицейским. Вскоре девушки поняли, что в Краснодоне действует тайная партизанская организация, осмелившаяся бросить вызов противнику. Об этом говорили агитационные листовки, которые то и дело появлялись в самых оживлённых местах. Но узнать, кто состоит в подполье, никак не получалось.
Спустя какое-то время Нина случайно встретилась с Иваном Земнуховым, с которым была знакома ещё со школьных времён. Они разговорились. И Земнухов осторожно поинтересовался у Нины, не оставил ли её брат Ким, который эвакуировался с бойцами истребительного батальона, какое-нибудь вооружение или боеприпасы. Девушка поняла, что встретила человека, которого искала. Но всё же не подала виду, решив хорошенько подумать.
Через несколько дней ребята встретились вновь. И теперь уже поговорили откровенно. Иван рассказал, что в Краснодоне и районе действует подпольная организация «Молодая гвардия», которая борется с оккупантами.
***
Вскоре Нина присоединилась к партизанам. Впервые побывав на собрании молодогвардейцев, Иванцова поразилась боевому настрою ребят. Все как один хотели отомстить фашистам и поскорее разгромить их. Общая цель сближала парней и девушек. Вместе они собирали оружие, боеприпасы, медикаменты, составляли и распространяли агитационные листовки. Например, Сергей Тюленин доставал патроны и гранаты с мест сражений под Каменском. Но для Нины Иван Земнухов подготовил особое задание, поскольку у неё была специальная подготовка. От Иванцовой требовалось установить контакт с каким-нибудь партизанским отрядом и наладить взаимодействие. Проще говоря, Земнухов сделал Нину разведчицей и связной.
Вскоре Нина справилась с заданием – наладила связь с Митянским партизанским отрядом. Кроме этого, девушка передавала указания лидеров «Молодой гвардии» командирам боевых пятёрок, доставляла донесения групп. При этом, она, как и все остальные, занималась «рутиной»: собирала оружие, патроны, медикаменты, распространяла агитационные листовки, вела разъяснительную работу с населением. Иванцова приняла участие в нескольких диверсионных операциях. Например, в поджоге здания биржи труда.
В начале 1943 года начались массовые аресты молодогвардейцев. Нина вместе с Ольгой, Олегом Кошевым, Сергеем Тюлениным и Валерией Борц попытались сбежать. Ребята смогли покинуть город, но затем им не повезло. Повсюду были карательные отряды, которые тщательно охраняли все дороги. Молодогвардейцы сумели дойти до хутора Фокино, что в Ростовской области. Но добраться до линии фронта у них не вышло. Они разделились, надеясь, что так будет проще. Но и это не помогло.
Обмороженные, голодные, уставшие Нина и Ольга вернулись в Краснодон. К тому времени почти все их боевые товарищи были уже арестованы. Девушки несколько дней прятались, а потом решили повторить попытку. Им удалось вырваться и 17 января добраться до освобождённой территории. Тогда Нина с Ольгой ещё не знали, как сильно им повезло.
Сёстры обратились за помощью в Особый отдел НКВД. Сотрудники посоветовали уйти в тыл и ждать, когда будет освобождён Краснодон. Спорить они не стали и обосновались в небольшом селе Тишкино. Несмотря на трудности и усталость, девушки начали работать в эвакуационном госпитале. А 22 февраля 1943 года Нина и Ольга вернулись в родной город. Тогда-то они и узнали о трагедии. На сестёр это произвело сильное впечатление. И Нина решила, что будет мстить за погибших боевых товарищей. И добровольцем ушла на фронт.
Впоследствии Нина Михайловна вспоминала: «Так закончилась жизнь молодогвардейцев. Они никогда не терялись перед подлыми полицаями. Они были стойки, непобедимы. “Живы будем, не помрём”, – говорил Серёжа Тюленин. Они не пожалели своей молодой цветущей жизни, они погибли за таких как сами, за Родину, за родную отчизну-мать. Наш святой долг и обязанность – отомстить за их смерть, мстить, мстить и мстить. Я, уходя в Армию, поклялась мстить столько, сколько у меня хватит сил, не жалея своей жизни, как не пожалели их товарищи. Много смертей не бывает, а одна – не страшна».
Нина Михайловна стала комсоргом. Принимала участие в боях на Миус-фронте, в освобождении Крыма, Прибалтики. Во время штурма Кёнигсберга получила сильную контузию – рядом с ней взорвался вражеский снаряд. Но после госпиталя вернулась на фронт, потому что не могла поступить иначе. Встретила день Победы, но продолжила службу. А демобилизовалась из армии в сентябре 1945 года в звании гвардии лейтенанта и вернулась в родной город.
Страна постепенно оживала. Вернулась к нормальной жизни и Нина Михайловна. В 1948 году она окончила партийную школу в Сталино. А ещё через пять лет получила диплом об окончании Ворошиловградского педагогического института. В том городе Иванцова и осталась, начав работать в местном аппарате обкома. Её карьера развилась быстро. И в 1964 году Нина Михайловна заняла должность заведующей кабинета политэкономии Ворошиловградского машиностроительного института. Однако дальнейшему продвижению помешало состояние здоровья. Контузия, полученная под Кёнигсбергом, напомнила о себе в виде опухоли мозга. Бывшая партизанка боролась с болезнью, но та оказалась сильней. И поэтому Иванцовой пришлось рано уйти на пенсию. А 1 января 1982 года Нина Михайловна умерла.
За участие в Великой Отечественной войне и в подпольной организации «Молодая гвардия», Иванцова была удостоена орденами Красной Звезды и Отечественной войны II-й степени, а также медалями «Партизану Отечественной войны» I-й степени, «За победу над Германией» в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».