Василий Борисов: трудный путь партизана
Василий Борисов: трудный путь партизана
В начале января 1943 года, когда в Краснодоне начались массовые аресты молодогвардейцев, Борисову удалось покинуть город. Вскоре вместе с братом Иваном он присоединился к партизанскому подполью города Новоград-Волынский и продолжил борьбу с врагом.
Василий Борисов родился в январе 1924 года на хуторе Малая Каменка, что в Ростовской области. Происходил он из обычной крестьянской семьи. Однако на хуторе Василий прожил недолго, всего пару лет. А затем всё семейство Борисовых перебралось на станцию Лихую. И детство Василия прошло там. Он учился в местной школе, читал книги, играл с друзьями. Но в 1937 году Борисовы вновь сменили место жительства. Они обосновались в Краснодоне, а Василий начал учиться в школе №1.
В 1939 году Василий окончил «семилетку». После чего устроился на должность намотчика в электроцехе Центральных электромеханических мастерских (ЦЭММ). Затем вступил в комсомол, занялся классической борьбой. В общем, Борисов просто жил и работал, строя планы на будущее. Однако им не суждено было осуществиться. Коррективы внесла Великая Отечественная война.
Уже летом 1941 года Василий захотел добровольцем уйти на фронт. Но его не взяли из-за возраста. Однако Борисов не отступил и присоединился к истребительному батальону, параллельно продолжая работать в ЦЭММ. Так прошёл первый фронтовой год.
Летом 1942 года враг уже находился на подступах к Донбассу. Люди понимали, что, скорее всего, избежать оккупации не удастся. Впрочем, надежда на успех Красной армии сохранялась до последнего.
В июле немцы заняли Краснодон. В город они вошли ранним утром. Сначала по улицам проехала военная техника, а чуть позже – промаршировала пехота. Так началась новая и очень трагичная глава жизни Краснодона. Василий не хотел мириться с оккупацией. Но один Борисов, конечно, ничего не мог сделать. Пообщавшись с друзьями, парень узнал, что вся краснодонская молодёжь решила оказать немцам сопротивление. И Василий вскоре присоединился к одной из подпольных групп. А спустя некоторое время влился и в «Молодую гвардию».
Началось противостояние. Сначала подпольщики действовали робко, нерешительно. И это не должно удивлять, поскольку практически ни у кого из них не было боевого опыта. К тому же ребята не знали, как на их действия отреагирует оккупационная власть. Подпольщики боялись подставить не только своих близких, но и всех остальных жителей города и района. И эти опасения взялись не на ровно месте. Едва фашисты установили контроль, начали выискивать и казнить евреев, а затем добрались и до коммунистов. Но молодогвардейцы недолго находились в тени. Молодые и решительные, они хотели как можно сильнее проявить себя.
Сначала ребята собирали оружие, боеприпасы и медикаменты. Затем стали распространять агитационные листовки, в которых сообщали последние фронтовые новости, а также призывали людей отказываться от сотрудничества с оккупационными властями.
А ближе к концу сентября 1942 года молодогвардейцы начали проводить уже полноценные боевые спецоперации. Особую ненависть у парней и девушек вызывали предатели-полицейские. И вот однажды Иван Туркенич, Василий Борисов, Михаил Григорьев и Василий Пирожок решили нанести удар.
Иван Туркенич в апреле 1943 года в отчёте «Дни подполья» вспоминал: «…Дождавшись полной темноты, мы с обратной стороны зашли в парк. Заметив патруль, быстро разошлись: я на одну сторону аллеи, а Вася Борисов – на другую, спрятались. Пирожок и Григорьев остались на аллее и стали крупно разговаривать. Полицаи, услышав разговор и увидев стоящую пару, направились к ним. Подходя, скомандовали поднять руки вверх. Ребята беспрекословно повиновались. Мы, дождавшись удобного момента, одновременно и внезапно накинулись на полицаев… Заткнув рот и скрутив руки, оттащили их с аллеи. Пирожок и Григорьев сняли поясные ремни, дополнительно подмотав, найденного здесь же мягкого провода. Мы подвесили на дереве полицаев, сделав надпись: «Такая участь ждёт каждого изменника Родины». Оружие их доставили в склад».
Работы у подпольщиков хватало. Несколько раз им удавалось незаметно подобраться к скирдам пшеницы и сжечь их. Дело в том, что это зерно немцы хотели отправить в Германию, но молодогвардейцы не позволили сделать это. Не забывали они и про распространение листовок. Ночами ребята слушали по радио сводки Совинформбюро, потом составляли тексты, а ближе к утру выходили на безлюдные городские улицы и разбрасывали на площадях и возле жилых домов. Это занятие было очень опасным, поскольку за распространение агитационных листовок могло последовать самое суровое наказание – смертная казнь. Полицейские неоднократно пытались задержать подпольщиков, но у них не получалось.
Однажды молодогвардейцы узнали, что на хуторе Волченском, что в Ростовской области, немцы организовали лагерь для советских военнопленных. Обсудив проблему на собрании, подпольщики решили попробовать их освободить. В диверсионную группу вошло несколько человек, в том числе и Василий Борисов. А отвечал за проведение операции Евгений Мошков.
Операция удалась. Молодогвардейцы внезапно атаковали охрану и сумели одолеть фашистов. После чего освободили измученных пленников. Затем Борисов вместе с Григорьевым и Пирожком спрятали солдат в ближайших населённых пунктах.
***
Новый 1943 год начался для молодогвардейцев трагически. По городу и району началась охота за подпольщиками. Руководители групп объявили на собрании о том, что всем партизанам необходимо как можно быстрее покинуть Краснодон и близлежащие населённые пункты. Правда, почти все молодогвардейцы остались, решив, что шансы на спасение есть. И жестоко ошиблись, лишь единицам удалось избежать расправы.
Что же касается Василия, то ему чудом удалось выбраться из оккупированного города. Он добрался до Ворошиловграда, где встретил своего старшего брата Ивана, который тоже являлся участником подпольного движения. Братья спрятались в доме своей тётки Прасковьи Алемпьевны. Но радости встреча не принесла. Василий и Иван беспокоились о матери Анастасии Антоновне, которая осталась в Краснодоне. И они решили её забрать. Поскольку боевого опыта у Ивана было больше, он в одиночку отправился в оккупированный город.
Ему повезло. Иван смог не только добраться до матери, но вместе с ней незаметно покинуть Краснодон. Когда семья воссоединилась в Ворошиловграде, было принято решение перебраться в Новоград-Волынск. В том городе действовало подполье, в котором состоял Иван. Добрались до нужного места Борисовы только в самом конце января. И последние новости огорчили Ивана. Оказалось, что партизанский отряд, в котором он состоял, был почти полностью уничтожен. А командир Михаил Громов оказался в тюрьме.
По сути, в Новограде-Волынском повторилась ситуация, как в Краснодоне – гестаповцы объявили войну подпольщикам. Благодаря старшему брату Василий познакомился с партизанами, которым удалось скрыться от полицейских. Вместе со связной Лилией Бобровой он часто ходил в лес, чтобы встретиться с подпольщиками. Они приносили бойцам еду, соль, спички и различные медикаменты. А также сообщали партизанам о перемещениях фашистов по городу. Информацию Василий получал от Ивана, который работал в часовой мастерской. И периодически к нему приходили оккупанты. Иван молча выполнял работу, но внимательно слушал всё, что они говорили.
В начале 1943 года уже окончательно стало понятно – перелом в войне произошёл. Фронт медленно, но верно начал отодвигаться на запад. В том же направлении двигались и разгромленные вражеские части. Менялось и настроение людей, проживавших на оккупированных территориях. И партизаны этим воспользовались, решив «додавить» народ агитационными листовками. И некоторые мужчины, особенно казаки, захотели уйти к партизанам.
С Иваном связался командир одной казачьей сотни и сообщил об этом. Борисов пообещал помочь. Он вместе с Василием поговорил с руководителем партизанского отряда, рассказав о добровольцах. И тот согласился их принять. Спустя некоторое время Борисовы получили от подпольщиков специальные пропуски для казаков, чтобы партизаны не приняли их за вражеских лазутчиков.
Однако судьба распорядилась так, что казаки не получили документы. В августе 1943 года немцы узнали, что Борисовы являлись подпольщиками. Они ворвались в их дом, устроили обыск и нашли пропуска. Василия, Ивана и Анастасию Антоновну арестовали. Находясь в жандармерии, братья попытались сбежать. Они взорвали котёл в тюремной бане, надеясь, что взрыв разрушит стену. Но этого не произошло.
В ноябре 1943 года Ивана и Василия расстреляли. Чуть позже эта же участь постигла и Анастасию Антоновну.