Искусство советского конферансье, или Современный обман ожидания

«Большие планы разбились о московские реалии…»

Сериал «Трепачи»-2023, 18+. Платформы PREMIER, «Большое ТВ». 1 сезон, Россия

Жанр: комедия

Слоганы: «Эта бестолочь пишет бездарные вирши!». Или: «Официант это тоже профессия».
Режиссёр: Симон Багдасарян
Сценарий: Апавен Мартиросян, Михаил Ладыгин, Симон Багдасарян
Продюсер: Сарик Андреасян, Гевонд Андреасян, Станислав Шаповалов
Оператор: Анатолий Симченко
Композиторы: Манук Казарян, Эдгар Акобян
В главных ролях: Глеб Калюжный, Юрий Стоянов, Юлия Ильина, Михаил Евланов, Оскар Кучера, Денис Давыдов, Давид Алавердян, Андрей Кузнецов

«Всё, что я любил, теперь находится в Москве». Фраза из фильма

Предисловие

Была такая присказка в СССР типа «самые хорошие люди на Москве — это советские артисты». — Ну, вообще-то, комедиантов, так же как и художников, в Союзе уважали, бесспорно.

Я же по привычке не в тему: как познакомился с творчеством Юрия Стоянова в 1980-х. 

«Городка» ещё в помине не было, до «Городка» было ещё долго. Тем не менее выступления «стендапера», чтеца-гитариста и конферансье Ю. Стоянова вовсю уже звучали яркими аккордами-красками на подмостках ленинградского «Театра эстрады» на Большой Конюшенной. Где он, вероятно, подрабатывал в перерывах меж спектаклями в знаменитом товстоноговском БДТ. [Где служил преимущественно на подхвате: вторые-третьи планы.]
Играл он не весь концерт. Было что-то вроде капустника, чрезвычайно популярного тогда жанра. Но преставление запомнилось.
И когда в увертюре 90-х по капиталистической России загремел телевизионный «Городок», я встретил Стоянова как старого приятеля. И понятно, смотрел его скетчи с Олейниковым все подряд — долгое-долгое время. 

Сходу прыг-скок

«“В умеренных количествах пиво очень полезно”, — как сказали баварские учёные», — по науке обрисовывает Юрий Стоянов пользу и нужность алкоголя в «умеренных дозах». Судя по фильму, бухает его герой – Вячеслав – беспробудно. Притом будучи в трезвом рассудке и памяти: спиртное как будто его не берёт. Ну, кроме моментов, когда уже полностью отрубается. Уплывая в неспокойный «творческий сон». 
Смотреть сериал приятно с первых минут. Стоянов несравненен, актёр высшего класса! И в некотором смысле вытягивает картину из довольно слабого сценария. Оттачивая удачные моменты. За волосы вытаскивая сюжетные провалы. А они есть. Ну, чисто моё мнение. 

По пунктам, как всегда... Мнемонические слои картины: 

  • Собственно стендап. Нужен ли сейчас этот «смешной» весёлый жанр — в нелёгкое кризисное время? — Сложный вопрос. Фильм не даёт на него ответа. Просто ставит. И ставит талантливо. 
  • Только Стоянов мог так великолепно «прописать» в картине алкоголизм. Хотя сама тема — спорная. Ведущая к неправильному восприятию мира юной порослью. 
  • Достаточно скучный сценарий напомнил чем-то КВН-овский «Честный развод» с Робаком и Муцениене. Также аллюзивно — «несмешную» комедию «Я хочу! Я буду!» реж. П. Воронина. «По-трепачески» выплывая лишь за счёт блестящей артистической работы всего коллектива десятисерийного произведения. 

Теперь по фильму

Двадцатипятиминутные серии. Вполне себе отличный формат, если смотреть разом, без перерыва. Некоторые не любят столь «короткий метр». А мне, знаете ли, зашло, и даже очень.
Подчеркну тонко подмеченную продюсерами грань, без коей фильм бы не цеплял. 
Видно, режиссёр Багдасарян подошёл к ленте скрупулёзно, до мелких деталей препарируя непростой сценический жанр — «стендап-камеди». Жанр абсолютно открытый, крайне ломкий, — где можно одинаково быстро взлететь, так же как упасть. Грохнуться вниз лицом. Ведь зритель довольно привередлив.
Например, «студент»-Даня пишет в тексте: «Недавно я начал жить с дедом». — Имея в виду, дескать, снял комнату у старика-Стоянова (в роли арендатора Вяч. Соколова). Бывший мастер эпатажа замечает: «Неправильно. Надо так: “Недавно я начал спать с дедом!”» — Что реально делает фразу смешней, объёмней. 
Вообще Стоянов в «Трепачах» — великолепен в своём «клоунском» амплуа потешного лицедея. Так и чувствуется, как трудно было подобрать ему партнёра, и как тяжко без многолетнего товарища и напарника по «Городку» Ильи Олейникова. Он прекрасно бы вписался в персонаж, скажем, директора бара (которого исполняет актёр М. Евланов). Где происходят выступления юмористов. 
Кстати, Г. Калюжный (Даня Марков, условный «студент») и Ю. Стоянов неплохо засветились в «Вампирах средней полосы». То есть сработались ещё там.

Заодно пробежимся по центральным лицам ленты:

Даня Марков, провинциальный беглец. Простой подвижный пацан из Балако́во Саратовской обл. 
На ударении БалакОво сделан акцент. Активизирующий типа московское неведение «богемы» — о далёкой русской провинции. 
Жители Первопрестольной как бы свысока именуют город БалАково, где вырос Даня. Начинающий юморист, артист-стендапер. Рванувший в Белокаменную за любимой девушкой. Попутно пытаясь убежать от «проклятых» коллекторов. (Девушку он теряет в Москве в первой же серии, увы.) Правда, вскоре находит пассию… 
Лену (актриса Ю. Ильина), мечтающую о большой драматической карьере театральной, кинодивы. Тут же вспыхивает привязанность друг к другу — они вместе  трудятся подсобными в баре. Посему много общаются, проникаясь симпатией.
С помощью Розы Хайруллиной в роли Шафики студент снимает комнату у Вячеслава Соколова (Ю. Стоянов). Оказавшегося признанным в прошлом советским артистом-комиком. Тогда изрекали — «сатириком», чтецом. Конферансье. 
Вышеупомянутый Влад Соколов (Оскар Кучера — сын деда-Соколова). Второстепенное — несильное, неярко-пресное исполнение. (Хотелось бы лучше.) 
М. Евланов — хозяин кафе Аркадий. Где блещут юные таланты. Похвалим бармена хотя бы за то, что он привечает выступающую молодёжь. Которая может заработать за номер малёхо денег. Их — по желанию — зритель кидает в специально приготовленное для «карася», как говорилось в Союзе, ведро. 
Анатолий Якин (Ромка из «Счастливых вместе») — соперник Дани по сцене. Прибегает не к совсем честным методам для лирических «побед» над зрителем.
Эльвира (З. Прилучная) в роли бывшей Даниной девушки. Быстро отыскавшая в Москве счастье. Ну, или смутную тень оного. В миру больше известна как жена актёра П. Прилучного. 

Данины записи-вирши, отредактированные Вячеславом, действительно вызывают смех. Притом что лично я отнюдь не поклонник жанра «стендап». Тем не менее в связке со Стояновым тексты приобретают профессионально-отточенный вид. Близкие обожаемо-«умному», эзопово завуалированному соцюмору. Жванецкий, Карцев-Ильченко, Задорнов, тот же Винокур: Лёвчик и Вовчик, помните? 

Киноинтрига

Наряду с крутой операторской работой — панорамной феерией, крупными планами столицы — в картине отпадный музон. 

Дам пару-тройку треков, если вы не против:

Итак…

«Студент» привязывается к арендатору. Чем кончится эта привязанность — «будем посмотреть», как говорится.
По фильму хорошо читаются извечно жизненные дилеммы: «отец-сын»; «семья-одиночество»; «приверженность-любовь» (в чём разница?); «друг-враг» (как понять?), в конце концов. 
Собственно же трагизм истории раскрывается у Вячеслава Николаевича… под кроватью. 
Там — собраны детские игрушки. Которые так и не передал дорогому внуку. Ввиду ограниченного к нему доступа — из-за унылых перипетий с сыном Владом (О. Кучерой).
И самое главное — рвение, спортивный напряг, с коими герои фильма добиваются поставленных целей. Это и Даня-стендапер. Его подружка Лена (актриса Ю. Ильина). И соперник по сцене Антон.

Послесловие

Эта молодёжь спасёт мир! Должна, во всяком случае: на них вся надежда. Точка. 
Ведь смех и слёзы — суть нашего земного бытия, верно?

Под конец ещё один трек из ленты:

5
1
Средняя оценка: 3.04545
Проголосовало: 22