Сергей Левашов. Партизан в тылу врага
Сергей Левашов. Партизан в тылу врага
Левашов после окончания школы партизан и подпольщиков в Ворошиловграде был направлен на оккупированную территорию. В августе 1942 года группа десантировалась в тыл врага, чтобы собрать разведданные. Однако операция пошла не по плану. Советские бойцы попали в окружение. И спасаться им пришлось по одиночке. Сергей решил, что ему нужно вернуться в Краснодон.
16 декабря 1924 года в семье Михаила Ивановича и Лидии Даниловны Левашовых произошло пополнение – родился сын Сергей. Жили они в небольшом посёлке при станции Кутейниково, что в Сталинской области. Но спустя шесть лет семейство перебралось в Сорокинский район. И осенью 1931 года Сергей пошёл в первый класс школы № 1 имени А. М. Горького. Правда, затем ему пришлось несколько раз сменить дом знаний. Но это никак не влияло на успеваемость Сергея. Неизменно после окончания очередного учебного года он получал похвальную грамоту.
Как и большинство сверстников, Сергей развивал себя сразу по нескольким направлениям. Как сказали бы сейчас: «искал себя». И везде у него получалось на «отлично». Сначала мальчишка записался в струнно-хоровом кружок, где осваивал мандолину, а после – гитару. Спустя некоторое время Сергей добавил к этому увлечению новое – авиамоделизм. Он записался в соответствующий кружок. Ребята вступили в переписку со знаменитым авиаконструктором Александром Сергеевичем Яковлевым. В письмах они консультировались с ним, спрашивали советов. И Александр Сергеевич всегда подробно отвечал ребятам. Такое отношение опытного профессионала лишь подстёгивало школьников к новым открытиям. Параллельно Сергей занимался ещё в радиокружке.
Было у него и другое увлечение – спорт. Левашов занимался на турниках и брусьях, поднимал гантели. В шестнадцать лет он спокойно выжимал две гири по двадцать килограммов. Особенно сильно парень любил зиму. Каждое его утро начиналось одинаково. Он в одних штанах выходил во двор и растирался снегом, затем умывался ледяной водой. Родители, конечно, пытались его отговорить от таких экстремальных занятий, боясь, что сын когда-нибудь серьёзно заболеет, но он не слушал. И болезни проходили мимо, ведь парень подходил к закаливанию с умом.
Поскольку Левашовы жили в своём доме, они держали животных, а также занимались огородом. И Сергей, естественно, являлся главным помощником Михаила Ивановича и Лидии Даниловны. Он разводил кроликов, выращивал овощи и цветы. Однажды в одной из книг мальчишка прочитал о том, что можно вырастить огурец в бутылке. Сергей загорелся этой идеей. Перечитав все книги по растениеводству, которые только смог найти, он поставил эксперимент. И у него получилось. Огурец был благополучно выращен в бутылке.
В 1939 году Сергей, являясь учеником средней школы № 29 при посёлке шахты № 12, был принят в ряды Ленинского комсомола. Девять классов парень окончил перед началом Великой Отечественной войны. А уже после того, как фашисты напал на Советский Союз, семья Левашовых переехала в Краснодон. И Сергей решил добровольцем уйти на фронт. Но в военкомате ему отказали, сославшись на юный возраст. После этого Левашов продолжил учёбу в школе № 1 имени А. М. Горького.
Однако доучиться у Сергея не получилось. Весной 1942 года райком комсомола решил отправить его в школу партизан и подпольщиков в Ворошиловграде. Левашов, как один из самых активных комсомольцев, тут же согласился. Конечно, он понимал, на какой риск идёт, но поступить иначе не мог. К тому же, направление в ту школу получил и его двоюродный брат Василий. И вскоре Левашовы перебрались в Ворошиловград. Они прошли ускоренные курсы военной подготовки, научились обращаться с оружием, освоили морзянку и прыжки с парашютом. На всё это ушло всего лишь три месяца. Конечно, срок слишком маленький, чтобы полноценно подготовить бойцов, но другого варианта не было. Шли упорные бои, враг стремительно продвигался в восточном направлении, захватывая всё новые и новые территории. И Советский Союз отчаянно нуждался в диверсантах, которые смогли бы в тылу терзать оккупантов.
В августе группа партизан, в которую входили и Левашовы, была заброшена на оккупированную территорию. Но операция сразу же пошла не по плану. Фашисты заметили советских диверсантов. Началась облава. И вскоре бойцы попали в окружение. Большинство из партизан погибли в первые же минуты боя. А те, кто выжил, решили пробиваться по одиночке, поскольку так возрастали шансы на успех. И Сергей, подумав, отправился в сторону Краснодона.
***
Сергей передвигался медленно, ночью. А днём прятался от отрядов карателей, которые прочёсывали оккупированные земли в поисках диверсантов. И до Краснодона Левашов добрался только в сентябре. Город к тому времени уже два месяца находился во власти фашистов.
Вскоре Сергей узнал, что в Краснодоне действует подпольная партизанская организация «Молодая гвардия». И парень стал одним из подпольщиков. Левашова приняли без каких-либо вопросов или сомнений. Человек, получивший навыки диверсанта и поучаствовавший в настоящем сражении, был жизненно важен «Молодой гвардии». И поэтому Левашова быстро ввели в курс дела. Он собирал оружие, патроны, медикаменты, распространял агитационные листовки. А через несколько недель, по заданию штаба, устроился на работу в гараж дирекциона. Таким образом он сумел избежать страшной участи – отправку в Германию, где советских граждан использовали для каторжного труда. В гараже от Левашова требовалось ремонтировать вражеские автомобили, но он всячески саботировал это. И лично окончательно вывел из строя три машины. Кроме этого, Сергей получил доступ к месту, где хранилась селитра. В этом ему помогла сестра Валя, работавшая в цеху. И Левашов начал понемногу её воровать, превращая в полноценную взрывчатку. А готовый «продукт» передавал соратникам. Эта взрывчатка была вскоре использована во время диверсии: молодогвардейцы смогли подорвать несколько немецких машин с горючим, которые выезжали из Краснодона. Подтянул он к разведывательной деятельности и мать. Лидия Даниловна специально подружилась с женой полицейского Мельникова, чтобы выведывать у неё важную информацию.
Поскольку Сергей прекрасно разбирался в радиотехнике, ему удалось собрать приёмник. И одной тёмной ноябрьской ночью ребята собрались в доме Левашова. Они вспоминали, как сильно обрадовались, когда услышали заветное «Говорит Москва!». И с тех пор почти каждую ночь молодогвардейцы собирались у кого-нибудь дома, чтобы послушать сводки Совинформбюро. А потом они изготовляли агитационные листовки, которые распространяли утром.
Валентина Левашова вспоминала: «Настоящим праздником был для всех нас вечер, когда мы услышали в единственный наушник от телефона негромкий голос диктора: “Говорит Москва!” Слушали по очереди, плотно прижимая его к уху. Звук не всегда был чистым и ясным, некоторые слова трудно было разобрать. Но из услышанного можно было судить об истинном положении на фронте».
Вплоть до Нового года дела у молодогвардейцев складывались удачно. Они совершили множество диверсий, собрали большое количество оружия. Да и положение на фронте стремительно менялось. Красная армия не только сумела остановить продвижение фашистов, но и сама перешла в наступление. А сводки Совинформбюро подтверждали колонны отступавших через Краснодон врагов. И молодогвардейцы решили подобающим образом встретить Красную армию. Поскольку в оружии и боеприпасах недостатка не было, партизаны задумали совершить налёт на здание полиции, чтобы обезвредить предателей. Однако их планы так и остались нереализованными.
В первых числах января 1943 года на молодогвардейцев началась охота. Лидеры подпольных групп настойчиво рекомендовали своим партизанам спрятаться или покинуть Краснодон. Но пережить роковой январь удалось единицам. Не спасся и Сергей. За ним пришли уже пятого числа. Пришли на работу, арестовали и доставили в отделение полиции. Последовали допросы, избиения, пытки. Но Левашов молчал. Из тюрьмы ему даже удалось отправить несколько записок родным, в которых он просил их не волноваться о его судьбе. К тому моменту Сергей, скорее всего, понимал, что ни родителей, ни сестёр, ни братьев уже не увидит. Выйти живым у него шансов не было. 15 января Левашова и ещё нескольких молодогвардейцев доставили к шурфу шахты № 5. После чего сбросили вниз…
Краснодон был освобождён 14 февраля. Вскоре вскрылись страшные подробности участи молодогвардейцев. Весной их тела были подняты со дна шурфа и похоронены в братской могиле на главной площади города. Покоится там и тело Сергея Левашова.
Посмертно Сергей Михайлович был удостоен ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» I степени.