Чисто европейское кино: труппа фокусников прямиком «из Исламабада»

Всё как обычно — в общем, но не всё как обычно — в частности.

Фильм «Великая магия»-2022, Франция

Жанр: драма, комедия
Слоганы: «Она вся выражает отказ». Или: «Грязное бельё стирается дома»
Режиссёр: Ноэми Львовски
Сценарий: Паоло Маттеи, Мод Амлин, Эдуардо Де Филиппо
Продюсеры: Мэтью Верхак, Томас Верхак, Catherine Bonnet Litzler
Оператор: Ирина Любчански
Композитор: Raphaël de Pressigny, Clément Doumic, Арно Реботини
В главных ролях: Дени Подалидес, Серхи Лопес, Ноэми Львовски, Жюдит Шемла, Франсуа Морель. Дамиен Боннар, Ребекка Мардер, Паоло Маттеи, Миша Лекот

Я хочу того, кто был до того, как пришёл кто-то. Фраза из фильма

Сразу выражу своё мнение по ленте. Лично я обожаю музыкальные фильмы, мюзиклы. Посему ничего, кроме величайшего удовольствия от просмотра не получил. Ну, скажите сами, дорогие господа, разве не чудесно: пока Директор на полянке развлекает рассеянно-разомлевшую публику, его актёры смешно бегают по гостинице в поисках нужных сведений про клиентов — это типа для проявления видения «Третьего глаза» Директора. Что приводит вечернюю публику подшофе — в восторг.

Вступление

«Как плющ с дубом, как сердце с печалью, как кандалы и лодыжки — мы связаны друг с другом». — Такой песенной фразой начинается фильм. Классическое музыкальное кино — жанр, давненько не виданный мной на экране. 
Последнее из относительно недавних, что я помню, это «Mamma Mia»-2008 с Мерил Стрип и «Богемская рапсодия»-2018. 
Но ближе всех к теме — толстовский граф Калиостро в исполнении Мгалоблишвили в придачу с Абдуловым и Фарадой: «Уно-уно-уно-уно-моме-е-е-нто…» — Помните замечательную песенку из захаровской «Формулы любви»-1984?

Кстати, спро́сите, мол, почему кино «европейское», что следует из названия? 
Да потому что, скажем, в России за чью-нибудь исчезнувшую жену фокусник тут же получил бы в морду. 
В данном же случае — сам иллюзионист отнюдь не ожидал, что кто-то вдруг пропадёт прямо в разгар представления. Да, они фокусники, но — не волшебники-маги-экстрасенсы! — точно. И подобные экстраординарные происшествия их программой не предусмотрены.
Прежде всего надо отметить, что собственно «Великая магия», «Великое волшебство» — это современный ремейк классической, популярной в Италии комедии в трёх действиях. Написанной, также исполненной знаменитым драматургом Эдуардо Де Филиппо в 1948 г. Впоследствии включенной в группу произведений, которую Эдуардо назвал Cantata dei giorni dispari — «Кантата нечётных дней». Или по сюжету фильма: «плохих дней». 
Да и заключительная песня в картине звучит как «Компаньоны по плохим дням». —  Добавим, что Де Филиппо считается одним из значимых, если не сказать, великих итало-драматургов наряду с Карло Гальдони, Луиджи Пиранделло, Дарио Фо.

«Любовь это мой дом», — говорит, точнее, чудно поёт молодая актриса по имени Амели (Р.Мардер), помощница балаганного главшпана — Альберта. Директора заезжего театра. Вместе со своей подругой Зайрой  (Н.Львовски) они на плечах да с приворотом тащат сию неподъёмную ношу — конно-передвижной театр-балаган. Пара престарелых бодрящихся клоунов-фокусников, давно перешагнувших возрастной экватор.
Ну конечно, фильм про любовь! Причём густо орошённый музыкой-песнями-танцами и… Фокусами, естественно. Это же магия. Не хухры-мухры. 
Перед нами — весёлая труппа иллюзионистов-театралов из разряда тех, что всегда что-нибудь кому-нибудь должны: метрдотелю, продюсеру. Даже и после концерта. Ведь у них вечно что-то случается поперёк сюжета. Так же и тут…

Сюжет

Практически полностью  совпадает с канонической пьесой. 
Морской спа-курорт. Богатые буржуа, приехавшие развлечься,  заодно взглянуть на разрекламированного в прессе супермага-чародея. Блистающего тем, что разгадывает судьбы пришедших, их помыслы и деяния, их… Смерть и Любовь, не иначе. 
Своего рода пророк-философ. Изрекающий вселенские истины под аккомпанемент «древнегреческой» шарманки и ещё более древних и дешёвых «столетних» приёмов.
Ну, с иллюзионом всё более менее понятно — извечные, ничего не значащие трюки с платками-шарфами-птицами, «страшными» громкими хлопками из пистолета, но… 
Откуда «мудрое», неопровержимое знание про посетивших представление людей?!
Тут ещё проще…
Как упоминалось в увертюре, его бригада просто тырит втихаря личные вещи граждан, пока те развлекаются днём на природе. Потом вещи возвращают. Обогатившись внутренним каталогом о клиенте. Который ближе к ночи выдаёт «Третий глаз» провидца-главшпана Артура.

Суть сюжета

Итак, элитный отель «Метрополь» («Метрополитен» по пьесе). Семейная пара мучается в приступах нерешённых проблем. 
Она — устала от бытовухи, жаждет свободы. 
Он — очарован любовью, готов ради неё на всё. Не может понять, что меж ними происходит.
А происходит банальность. Отношения рушатся. Любовь прошла. Жизнь требует нового витка… Всё как обычно — в общем. Но не всё как обычно — в частности.
На вечернем выступлении, когда нужно кого-то водрузить в импровизированный гроб для потешного «исчезновения навсегда», мастер великой магии Артур выбирает… её. Ту самую мечущуюся в страданиях Марту (Ж.Шемла).
Фишка элементарна. Невидимая зрителю, она должна выйти сзади через специальную дверь. Потом  вернуться. И — овации! Но не тут-то было. 
Зайти-то в гроб она зашла. Но обратно — не вышла. Исчезла. Стёрлась. Смылась.
«Ваше тело дезинтегрируется, когда от него отделится душа и… исчезает на самом деле», — колдует над гробом проповедник-тореадор Артур.
В общем, она оттуда… сдристнула нафиг. 
Директор отеля отказывается платить за «супер»-шоу, с которого пропала женщина. Вызвана полиция. Идёт расследование, — а вдруг произошло убийство?!
Каждая законченная эпизодическая сцена перемежается музыкальным скетчем на пройденную тему. Например, на пропажу мадам или на невыплату зарплаты артистам. Музыкальные номера оригинально-тонко вшиты в ткань повествования.
…Однако к фокуснику Альберту не спеша подплывает офицер-полицейский в поисках… трупа. Так что пришлось с ним выпить. И рассказать правду — дескать, девушка просто ушла к другому. Вот и всё «преступление»… жизненная банальность.
Несчастный супруг Шарль (Д.Подалидес), убитый горем, практически сходит с ума.

Сумасшествие — уход или возвращение?

Кинутый муж причаливает к артистическому балагану. И внезапно по-философски вкушает, что всё,  что было до того — лишь условность. Что время прошедшее и будущее — только он сам, Шарль — галактический ЦАРЬ. Бог невнятных поползновений к истинному. 
Время — никуда не спешит и не идёт. И три недели с того дня, когда исчезла жена, — лишь миг. Фокус. Передача мыслей на расстояние. А прошедшие потом четыре года — тоже лишь незначимый чих Вселенной.
Жизнь превратилась в иллюзию. В игру. Игра — в жизнь, и наоборот. Рулетка-жизнь — колесо Сансары.
Он остаётся с балаганом. Отдаёт балагану свой богатый дом в пользование. Доверяет им свои деньги. Доверяет всё. Всё, кроме памяти о… любви. В сей неизбывной памяти теперь — смысл его бытия: ползания по ветвям фантастического древа нереальности. Агностицизм во плоти… 

Его теребят родственники — он не обращает внимания.
Его не интересует, что творится в мире.
Не интересует, что творится округ него, и кто платит по счетам за безбедное существование амёбы. Притворившейся вечным плотоядным страдальцем.
И когда из тумана грёз является «нагулявшаяся» жена Марта — с просьбой понять и простить, и что она хочет начать всё сначала, он… не узнаёт её. Выгоняет из дому. 
Решив остаться — с иллюзией о ней. Не с ней. Сном о ней. Не с ней. А о ней — песней.  
И опять музыка. Опять — танец... 
Трагедия сна воплощается в бодрую мелодию, под которую рьяно выплясывает… Смерть. 

5
1
Средняя оценка: 3.78788
Проголосовало: 33