Сберегший душу свою, потеряет её… От Вийона до Лимонова, или Обойдёмся без политики
Сберегший душу свою, потеряет её… От Вийона до Лимонова, или Обойдёмся без политики
Ко дню рождения Юрия Левитанского (род. 22 января 1922 г.).
Не является ли поэзия также и наукой чисел? Р.Деснос
«Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя», — сказал поэт Юрий Левитанский.
Потом ещё:
«…думаю, знаю, что не дело поэзии заниматься политикой и тревожиться о том, кто будет президентом, кто нет. Но как человек, как личность, просто как гражданин этой несчастной страны я всем этим не могу не интересоваться, я тоже вдребезги политизирован».
*
Стоял старый дом. В столе среди рухляди — брошюра с маленькой статьёй умершего инженера. Умершего от заброшенности, неустроенности и отчаяния — как всюду, как традиционно. А в статье этой лежал секрет победы его страдающей родины над врагом человечества. Никто этого не знал… — Так хотел начать Андрей Платонов свой ненаписанный, но важнейший рассказ о победе над злом въяве, снаружи. Как об исцелении от того, что есть у человека внутри — о победе над нашими же внутренними извержениями, тайным лихом. Компенсацией коих бывает явная демонстративная доброта, граничащая с ложью. Хотя «зло не приходит извне — оно до времени дремлет в каждом. И значит, история может повториться»1.
Рассудку, рухнувшему, больно, —
Рассудку, тухнущему в ночь…
И возникают сны невольно,
Которых мне не превозмочь…
А. Белый
Строки эти, уязвимые болезнью «прямизны», «простоты» и скорбной «ледяной связью со страной», по словам Мандельштама, дьявольски соприкасаются (возможно ли такое?) с евангельским «корыстным сохранением душ» людских, неприкаянных. В ущерб благородному действию-порыву. И как нельзя лучше резюмируют трагическое состояние современной поэзии, — где Поэзия есть отражение творческой мысли в обществе вообще и в кризисное лихолетье в частности.
А что кризис не собирался и не собирается свёртывать манатки — ясно вполне. Неясно другое — что лихолетие очередное народит в литературе сей раз?..
К нам племя новое в страну
С небес ниспослано опять… —
Вещал нам бог весть когда «король поэтов голоштанных, любитель шлюх и кабаков» (Ришпен) метр Франсуа Вийон, «плут, сутенёр, бродяга, гений»… — что-то (или кого-то) напоминает?
Но мы, собственно говоря, не о низменном. Мы, как всегда, о высоком — творчестве: ведь ежели ты основываешь религию, не стоит заботиться о догматике — появятся сто тысяч комментаторов, которые возьмут на себя труд догматику ту разработать.
И коли ты взялся творить, то надобно творить — если ты способен на это, не заботься об остальном: «Творить — значит творить бытие, а всякое бытие невыразимо» (Экзюпери). Невыразимо как любовь. Но всякий вклад в бытие — это вновь и вновь порождение любви, культуры и чистоты, как бы против порядка вещей «чистота» ваша не шла. А всякое изменение порядка — суть смысла творчества, как и смысл существования заключающийся в гимне благородному труду. Заглушающему, пригибающему ниц громогласные гимны досугу и пустому безделью. Не заботящихся ни о доводах, ни о логике, ни об особых предписаниях.
Тут бы завернуть что-либо из околополитической тусовки, но… попробуем обойтись.
Сказали оба: она не умрёт.
И всё этой мерою мерил
И тот, кто верил в небо, и тот,
Который в него не верил.
Где оба — это не то, что Вы подумали. И где роза, которая не умрёт, — да простит нас Арагон, — символ неувядающей вечной Поэзии в пику сюрреализму жизненной прозы. Ложными путями уводящей нас вспять от чарующих, всегда предопределённых прекрасной гармонией формул, чисел, слов и звуков лирических пределов. К сожалению, чрезвычайно далёких от хронометрически практичного мира. Своими подсчётами, регистрациями и биржевыми анализами всё далее и далее отдаляющегося от литературно-эстетической мысли.
— Да что ты всё вокруг да около! — слышится Ваше оправданное возмущение набившими оскомину сентенциями о перспективных значениях искусства: — Конкретику давай, не до философии!
— Вера в интуицию, поэт-пророк… — шепелявлю я.
— Ах ты… — еле увернулся от залома руки. — Хватай его!
Опа! — приходится рвать когти:
— Великое дерзание поэтического духа не должно уступать ни в чём драматическим откровениям современной российской действительности!.. — перевираю на бегу Сен-Жон Перса, задыхаясь.
— Ты ещё сюда вернёшься, Жон Перс-наа… — вслед, отставая.
— Где вы, великие поэты, «больная совесть своей эпохи», говорящие от лица её? — затихая, сбавляя шаг.
— Иль стухли вы в пылу пожара? — отвечаю-спрашиваю сам себя, пробираясь дворами.
«Что же остаётся, — думаю, — вечно мажорная борьба за счастье. Робко, но упорно скатывающаяся в поэзию обстоятельств, поглощающую смысл. Умело скрывающий трагедию и видение апокалипсиса? — а ведь за счастье можно сражаться и «за миг до расстрела» (Сергес). Не в том ли предназначение поэтического творчества общечеловеческого, всемирного масштаба?»
— А как же быть нам, простым, не «всемирным» поэтам? — слышится издалека чей-то нарастающий стон. Похожий на звук приближающегося поезда: — Ведь единственная цель человека — не счастье ли?
— Тьфу ты, опять они за старое… и их много, жутко много.
Герметики, авангардисты, декаденты и символисты, где вы. Не пришёл ли вновь желанный час, мгновение ваше? — «век, нравы изменив, иного стиля просит» (д’ Обинье) — никто и не спорит, что история повторяется, но ведь она повторяется, столетиями, чего-то ради, кому-то для?
И вновь Евтушенко уже в этом — XXI веке — собирал стадионы…
В какой же мир и миг попали мы? — мы, поколение, которому стукнуло уже полвека с лишком:
Мы придумали для потустороннего мира
условный свист, чтоб не разминуться.
Я пробую воспроизвести его в надежде,
что все мы умерли, не подозревая об этом.
Это не Евтушенко. Это Монтале, застигший Первую, Вторую Мировые. Перекрестившийся своему католическому Богу в знак не наступления Третьей. Заставший русский крестовый ход в Афганистан, не дожив до склонённого выхода…
Мы, которым под 60, взрывавшие афганских «духов». Саркастически нарекшие «духами» своих уже, расейских горцев, так и не побеждённых (наши же!).
Хлебнувши ада, яда, «положняковую» порцию баланды и смерти, — смиренно шли на Евтушенко слушать его войну, думая о своей:
Женщины в душе всегда готовы
молча перейти из жён во вдовы…
*
Несвобода уродкой была,
и свобода у нас изуродованная…
*
И, танками весь переломанный,
я чувствовал боль в позвонках…
лишь книга — не Ленина — Лёнина
тепло сохраняла в руках.
*
Никакой им не нужен поэт…
— Как не нужен?! — кричу я с заднего ряда, сопереживая евтушенковско-шинкарёвским2 воспоминаниям о «ненужном», «нелепом», «смешном» чехословацком вторжении. Так и не взятом кремлёвцами в толк при вторжении следующем — афганском. Ознаменовавшем очередное сокрушительное моральное поражение… и так далее, далее, далее.
И неважно, что ту войну из череды проигранных мы по молодости пропустили — на наш век хватит, уже хватило. И ещё хватит, как ни прискорбно.
«Запах западного города, столь непривычный после Москвы 68-го года, старинные подъезды с солидными табличками, немецкие имена, удлинённая тень Кафки в переулках вокруг Ратуши». — Потом Чечня, Босния, 11 сентября («Это вам за Белград…»), Грузия — Осетия 2008-го, — это параллельное видение Грицмана, мэтра: — «8 августа 2008-го года я заболел, — тот редкий случай, когда сердце тонет, и кожей чувствуешь огонь и дым из-за океана. Через континент».
Среди того дыма
и того огня
я и не заметил,
как убили меня.
Не шлёпнули в застенке,
не зарыли во рву —
вот я и думал,
будто живу...
Ю. Левитанский
*
Данту мерещится круглый, с орбитами,
Каменно-пламенный ад,
Нашему ж мёртвому, Богом убитому,
Смерть — это край, где никто не грубит ему,
Край, где не он виноват.
Д. Быков
*
так тихо здесь от взрыва и до взрыва
здесь
на земле гармонии сплошной
И. Ермакова
— Как не нужен поэт? Тогда был нужен, а сейчас, между взрывами, «в гармонии сплошной» — кто поможет, подскажет — нежели Интернет со всем к нему сопутствующим контентом в окружении дурнопахнущих плагинов?
— А почему нет, конечно! — отвечает сосед.
— Но как?! И почему?
— Эти вопросы я где-то слышал, причём поболее тысячи лет назад… Именно они приводили людей к Богу, — что и сделает Интернет, не сомневайся, брат.
— Как?
— Этому поспособствует чрезмерная близость зла. Извергающегося в Инете наружу въяве, — что отталкивает здравомыслящих… И приближает их к Богу. А значит, и поэт — настоящий, стоящий! — будет услышан.
— Ты кто?..
Молчание.
Эта почва с лицом из оспы —
вмятины выпавших бомб…
И. Кулишова
*
Ну, прощай, Салимов К.У.
Снег ложится на башку.
*
Она откроет голубой альбом,
где лица наши будущим согреты,
где живы мы, в альбоме голубом,
земная шваль: бандиты и поэты.
Б. Рыжий
При первом лукавом взгляде на современную Поэзию действительно кажется, что все потоки, флюиды психологических тропизмов тонут в отражении холодной поверхности прагматического бытия. Нервно сталкиваясь друг с другом. Образуя хаотическую сумятицу, не способную привлечь требовательный, но скорый, скоропалительный, — обусловленный, конечно же, неспокойным бытием: — взгляд настойчивого, но торопливого слушателя.
Но стоит внимательнее вслушаться, на поверхность выбьется голос напряжённого поиска, и зазвучат уже не диссонансом, а почти в унисон отдельные, но чрезвычайно важные положения, мысли. Обходящие на литературных поворотах рьяно гудящие паровозными гудками сонмы сопутствующих-сопереживающих писателей-поэтов-прозаиков.
Если пойти дальше. К тем берегам эстетической мысли, контуры которых в этом алогизме творческих аналогий лишь угадываются по ожесточённому тону всеобъемлющей полемики (включая телевизионную), — мы услышали бы и проповедь «искусства для искусства». И беззастенчивые признания беллетристов, и агрессивные лозунги контркультуры. И что скрывать, тенденциозный литературный экстремизм. Неприемлемый, но, к сожалению, позволительный.
Впрочем, как и сто, и двести лет назад, — что предполагало и предполагает совершенно различные пути искусства к грядущему благолепию. Где мы, по сути, и должны уже находиться. Где, по сути, и находимся, — исполнив мечту простых самаритян, ставших классиками. Мечтавших сказать новое слово в литературе. Новое слово в жизни.
Мы постигли грани истины, бесспорной для любой из противоборствующих сторон! — хорошо, если б так и было. Наверное, когда кто-то произнесёт эту фразу, мир закончится.
На самом деле, мы устали догонять реальность. И в этом — беда и везение, трагедия и упокоение — ведь за жизнью всё равно не поспеть.
«Подлинное происшествие… обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с выдуманной историей… Какая выдуманная история может соперничать с историей узницы из Пуатье или с рассказами о концентрационных лагерях, о Сталинградской битве?» (Н. Саррот).
Советы различны (нужны ли они вообще?). Но принципиальная оценка эпох и катаклизмов в них совпадает… В устах гениев, хочется добавить. Но гениев немного, к сожалению (к счастью, к счастью!).
«Задача поэта творить восходящие звёзды из всего, что мелькает в пределах его досягаемости. …Мы побудили к чтению, — к чтению и мысли, причём каждый должен выбрать самую близкую себе, животворную часть, — это и есть та крепость, которая теперь сращивает читателя с автором, как черенок с подвоем. Именно с этой минуты, когда черенок прививается, акт письма обретает священный характер… Лишь когда произведение обрело все свои качества в чувствах читателя, оно может считаться исполненным…» (П. Реверди).
«Мы не отказываемся от оригинального, напротив, мы стремимся найти его в обыденном», авторы должны писать для «десятков миллионов… говорить с человеком на его языке, нежном и шершавом, как язык кошки» (Ж. П. Шарболь).
В словах этих, сказанных почти за век до появления Интернета, звучит извечная мечта писателя быть услышанным. Звучат сомнения и страх, что книга останется гласом вопиющего в пустыне. Тем более слова эти актуальны, не потеряв остроты своей под глыбами исторических событий. Похоронивших под собой немало догматиков и провидцев.
«Новое искусство — это обязательно новый реализм, показывающий нам одновременно и деревья и лес, знающий, зачем он их показывает; активный реализм, бесконечно далёкий от искусства для искусства, реализм, который ставит себе цель помочь человеку, осветить ему дорогу вперёд, который ясно видит, куда ведёт эта дорога, и сам выступает в авангарде…» (Арагон).
Как видите, система, представляющая новое искусство нового мира далеко не нова. Взаимоотношения между искусством и реальностью — всё та же столетиями меняющаяся перманентная сфера. Определяющая границы литературных течений и эстетических концепций. Не всегда воплощаемых в согласие процессом художественного поиска.
И то, что Арагон имел в виду не что иное, как реализм «социалистический», не умаляет его напора в поиске реалистически осмысленной действительности. Направленной на реализацию исключительно добрых общечеловеческих намерений. Движущих наше сознание каждодневно.
Посудить, посудачить на полях, в сторонке, о целях современного искусства и перспективах художественно-литературной мысли возможно лишь в контексте творчества нескольких поколений.
Что мы по мере возможности и попытались сделать в небольшой статье. Извечно пытаясь разгадать зависимость творческого замысла от многомерности, полярности художественного поиска. Сопоставляя «обыкновенность» с решимостью «нового слова». Лишний раз убеждаясь, как увлекателен и труден путь художника к постижению сложной, стремительно меняющейся действительности.
«Наш срок пребывания на этой земле очень краток. У меня даже формула есть: жизнь долгая, а проходит быстро. Исторически же всё идет нормально. Но большинство людей, и почему-то интеллигенция тоже, не хотят думать о том, что будет через 33 года. А мне только это и важно! …Есть вещи, которые не зависят ни от партий, ни от президентов. Они могут, участвуя в процессе, как-то его замедлить или ускорить, но остановить не может никто. Направление движения может меняться на каком-то отрезке времени, но истории это неинтересно.
Всё предопределено, я убеждён в этом. Конечной точки я тоже не знаю, но направление вижу. Сказать, что всё движется от худшего к лучшему, — боюсь. Для кого-то лучше, для кого-то хуже. Тем более что и точки отсчета меняются, и оценки.
Когда-то Горький сказал, что обилие пишущих стихи в нашей стране объясняется низким культурным уровнем народа. Парадоксально, но на самом деле так. Угнетает не численность, а именно уровень. …Природа не может, даже очень стараясь, создать… столько поэтов сразу. В истории российской словесности в любом десятилетии, даже в самом чёрном, всегда были один, два, три замечательных поэта. Меня не пугает то, что стихи мало издают. Я сам попал в эту мясорубку, мне просто не на что жить. Но я всё равно за перемены — вы понимаете? Я не оптимист, не пессимист, а реально мыслящий человек.
…Всё в нашем Отечестве потихоньку утрясётся. Исторически всё замечательно, нормально и прекрасно. Когда я впервые понял, что завершатся перемены не скоро, уже без меня, сначала стало грустновато, а потом спокойно. Другие будут, что же делать... И без того чувствую, что задержался в какой-то другой эпохе. Лучше, когда иллюзий нет». Ю. Левитанский (1922—1996). Из интервью Л. Шинкарёва, «Известия», 1993 г.
…на том незримом рубеже,
как бы вневременном,
когда ты здесь, а я уже
во времени ином…
— Стоп-стоп! — скажете Вы. А что же Лимонов? — ведь статья-то про него, судя по подзаголовку.
И тут я медленно, демонстративно поворачиваюсь к зрителю лицом. И ехидно, но глубокомысленно — ухмыляюсь.
Ну, Вы поняли.
Примечания:
1 В.Куллэ: «Взгляд Горгоны». «Дружба Народов» 2011, № 8.
2 Речь идёт о книге Леонида Шинкарёва «Я это всё почти забыл…»: события в Чехословакии, 1968.
Фото на обложке: с сайта Ю.Левитанского https://levitansky.ru/