Славная победа города на Неве…

27 января 1944 года, под конец второй недели масштабного наступления Красной Армии, была окончательно снята гитлеровская блокада Ленинграда.

Вражеское кольцо замкнулось вокруг города в сентябре 1941 года, и до начала 43-го сообщение с Ленинградом поддерживалось только по воздуху и по Ладожскому озеру. В теплое время – по воде, с начала ледостава – по «Дороге жизни», проложенной по ладожскому льду.
18 января 1943 года сочетанным ударом войск Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана. Однако расстояние, на которое удалось тогда отбросить противника от южного берега Ладоги, составило лишь довольно узкий перешеек – шириной от 8 до 11 км.
Безусловно, это тоже стало огромным достижением. Всего за 18 дней на освобожденном участке была построена железная дорога, по которой до конца 43-го в героический город прошло свыше 3 тысяч тяжелогруженных эшелонов! Что практически сразу позволило решить проблему недоедания среди горожан – нормы выдачи продовольствия по карточкам, в целом, сравнялись с показателями большинства других мест советского тыла. 
Тем не менее до радикального решения проблемы вражеской осады Ленинграда было еще далеко. Ведь на том же Стрельнинско-Петергофском участке немецкие войска находились всего за 3-7 км от начала городской застройки. При том что с первых месяцев боев гитлеровцы специально выделили для систематических артобстрелов города 75 батарей средней и тяжелой артиллерии и 65 батарей более легких пушек. Тем более что и последние на таком небольшом расстоянии могли наносить ленинградцам немалый урон.
Да, в общем, и тот же пробитый в январе 43-го коридор по южному берегу Ладоги тоже мог простреливаться немецкими пушками. Что автоматически превращало любой рейс идущих по новопроложенной дороге поездов в смертельный риск. Конечно, без современных возможностей с корректировкой артиллерийского огня дронами меткость гитлеровских артиллеристов была неидеальной, но все равно нормальной такую ситуацию было назвать сложно…
Неудивительно, что практически сразу же после первого прорыва блокады советское командование сделало попытку развить успех, начав операцию «Полярная звезда». Увы, значительными достижениями по ее окончании в апреле 1943 года похвастаться не получилось – немцы слишком уж плотно «вгрызлись» в хорошо оборудованные за многомесячную оккупацию оборонительные сооружения. Да и живой силы с техникой было у них в то время еще слишком много – ведь Гитлер еще не приступил к выполнению своей авантюрной попытки устроить «котел» советскими фронтам на Курской дуге, куда он стянул 80% бронетехники со всего Восточного фронта и значительную часть другого вооружения.
Битва на Курской дуге, как известно, завершилась серьезным поражением Вермахта, под ударами Красной Армии вынужденного начать свой знаменитый «бег к Днепру», освобождая сотни километров оккупированной советской территории. Впрочем, и попытка закрепиться на правом берегу этой великой русской реки ни к чему не привела – уже в сентябре наши войска форсировали ее в нескольких десятках мест, а после завершения битвы за Киев фюреру оставалось утешать себя наличием лишь сравнительно небольшого Корсунь-Шевченского плацдарма на правом берегу Днепра. И то ненадолго – уже в январе-феврале находившиеся там вражеские войска были частью уничтожены-пленены, частью выбиты с огромными потерями.

***

На фоне столь победоносного развития нашего наступления на землях Советской Украины, Ставка вплотную занялась и проблемой окончательного снятия блокады Ленинграда. Тем более что большая часть немецких резервов направлялась теперь на Правобережье УССР в тщетной попытке помешать освобождению все большего числа стратегических важных городов с развитой промышленностью, как воздух необходимой Третьему Рейху, чья «оборонка» все больше проигрывала соревнование с советскими предприятиями. 
Так что к началу операции «Январский гром», отдельному эпизоду общей Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции, только Ленинградский фронт имел в распоряжении свыше 400 тысяч бойцов, не считая около 80 тысяч поддерживавших их, как минимум, на первом, самом сложном этапе, моряков-балтийцев. А с юго-востока с «ленинградцами» соседствовали армии Волховского фронта, имевшие в качестве основного направления удара Новгород и его окрестности. 8-я армия была готова ударить во фланг группировке немцев в районе Мги, с разгромом этой группировки ликвидировалась бы и блокада Ленинграда на этом участке.
Общее превосходство советских войск над противником в живой силе составляло 2,7 раза, в артиллерии и авиации – в 3,6 раза, в танках – в 6 раз. 
Впрочем, командующий гитлеровской 18-й армией Линдеман тоже имел определенные основания уверять Гитлера, начавшего колебаться – не отдать ли приказ об отводе войск от Ленинграда – в том, что его войска смогут удержать свои позиции. Слишком уж хорошо были укреплены последние – массой ДОТов и ДЗОТов, рядами колючей проволоки, минными полями – и все это в несколько эшелонов. Глубина которых на многих обширных участках доходила до 280 км!

***

Наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов началось 14 января. Правда, под самим городом на Неве бои начались только в районе Ораниебаумского плацдарма, расположенного к югу от острова, на котором расположен Кронштадт. А Волховский фронт начал атаки в направлении Новгорода, чтобы отвлечь от северного направления побольше вражеских резервов.
Первые три дня «прогрызание» вражеской обороны шло не слишком успешно, ограничившись приблизительно 4 километрами в глубину. Но 15 января от Ленинграда началось наступление 42-й армии, и немцы дрогнули. 20 января подразделения обеих армий соединились в районе Ропши, и в окружении оказались немецкие части в непосредственной близости от города, в районе Стрельнинско-Петергофского плацдарма.
Примечательный факт: уже 21 января командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров и Первый секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) Жданов обратились к Сталину с просьбой положенным салютом «первой категории» – 24 залпами из 324 орудий – отпраздновать освобождение города от вражеской блокады. Правда, сам праздник было предложено провести 27 января, чуть позже.

Тем не менее говорить о том, что очень серьезные и профессиональные люди вдруг «ударились в шапкозакидательство» или «поспешили выдать желаемое за действительное», не приходится. Потому что именно в начале 20-х чисел января героический город действительно избавился от самого опасного и угнетающего признака блокады – постоянных немецких артобстрелов. 
Ведь, например, расстояние от него до освобожденной на тот момент Ропши – 34 км по прямой. На такое расстояние способны «добросить» свои снаряды разве что самые крупнокалиберные морские пушки да считанные поштучно гитлеровские осадные орудия-монстры, вроде «Толстой Берты», стрелявшей 900-кг снарядами на расстояние до 50 км. Правда, очень редко и недолго – из-за быстрого изнашивания ствола. 
Однако в те январские дни немецкому командованию уже было не до варварских обстрелов советского города – главной задачей было спастись самим от мощного наступления РККА. Генерал Линдеман едва успевал издавать приказы на отход из того или иного населенного пункта. Правда, воспользоваться ими успевали далеко не все «дойчланд-зольдатены», попадая в большие и малые «котлы» по мере нашего продвижения.
21 января 62 армия Ленинградского фронта и 8 армия фронта Волховского освободили стратегически важную станцию Мга за 46 км от города на Неве. Тем самым враг уже не просто был полностью отброшен на десятки километров от границы городской застройки – под наш контроль переходила и Кировская железная дорога, да и перевозки по построенной в январе-феврале 43-го железнодорожной линии стали уже почти полностью безопасными.
В последующие дни были также освобождены Красное Село, Пушкин, Красногвардейск (бывшая Гатчина), Слуцк. 
Так что вечером 27 января ленинградцы, впервые за почти 900 дней и ночей своего героического сопротивления вражеской блокаде, уже не с опаской, а со слезами радости слушали звуки орудийной канонады и видели в небе над городом «цветы» праздничного салюта. Имя этой операции, «Январский гром», выглядит глубоко символическим – она действительно увенчалась громом победного салюта в городе на Неве. 
Продолжалась операция до конца января. Участвовавшие в ней войска были задействованы и в других операциях. Но, так или иначе, даже результаты этого этапа означали уже окончательную ликвидацию вражеской блокады безо всяких «если» – гитлеровские войска были отброшены от Ленинграда на расстояние в 60-100 км. 

***

Сам же город и его жители были спасены не просто от оккупации, но и от полного уничтожения. 
Уже 8 июля 1941 года, на семнадцатый день войны, в дневнике начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера появилась очень характерная запись:

«...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».

Планы Гитлера вскоре получили свое воплощение в официальных директивах германского командования. 28 августа 1941 года генерал Гальдер подписал приказ верховного командования сухопутных сил вермахта группе армий «Север» о блокаде Ленинграда:

«...на основании директив верховного главнокомандования приказываю:

1. Блокировать город Ленинград кольцом как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требований о капитуляции не выдвигать.

2. Для того чтобы город, как последний центр красного сопротивления на Балтике, был как можно быстрее уничтожен без больших жертв с нашей стороны, запрещается штурмовать город силами пехоты. После поражения ПВО и истребительной авиации противника, его оборонительные и жизненные способности следует сломить путем разрушения водопроводных станций, складов, источников электроснабжения и силовых установок. Военные сооружения и способность противника к обороне нужно подавить пожарами и артиллерийским огнем. Каждую попытку населения выйти наружу через войска окружения следует предотвращать, при необходимости – с применением оружия...»

Очень полезное чтение особенно для «розовых пони» с пацифистко-либеральным душком, и поныне не могущих понять, «зачем было оборонять Ленинград с такими жертвами, вместо того чтобы капитулировать хотя бы по примеру французов, без боя сдавших свою столицу?». Да и для их «кукловодов» тоже, отлично понимающих всю фальшь подобных резонов, но все равно науськивающих внимающую их лжи аудиторию, дабы та посильнее обвиняла «большевистскую тиранию в напрасной гибели сотен тысяч жизней горожан». 

В середине 1990-х 27 января заслуженно стало отмечаться в качестве одного из «Дней воинской славы России». Хотя нелишним будет помнить, что изначально, в истории, что писалась самими победителями (а не «исследователями» и особенно «разоблачителями»), Ленинградско-Новгородская наступательная операция носила название «первый сталинский удар». Первый из 10 названных так самых важных операций Великой Отечественной, изучавшихся в школах и ВУЗах. 
В любом случае, этот день навеки останется в памяти свидетельством эпического подвига советских воинов и мирных жителей Ленинграда, спасших город от уничтожения ордой нацистских варваров и убийц. 

 

Художник: В. Яркин.

5
1
Средняя оценка: 3.5
Проголосовало: 22