Смена культурного климата мешает иноагентам вернуться
Смена культурного климата мешает иноагентам вернуться
Судя по всему, наступило время для публики сказать свое веское «фи». Ну, или какое-нибудь другое слово, тоже не очень одобрительное. Главное, чтобы сказано было от души, а не по указу «сверху», то, что мы думаем о людях, отчего-то уверенных, будто мы в глубине души их обожаем, скучаем по ним и ждем не дождемся их возвращения.
Артист до последнего верит, что его любят и ждут. В него будут бросать помидоры и тухлые яйца, а он будет рассказывать, что это ангажированная недоброжелателями клака, на самом деле у него миллионы поклонников, которые не мыслят без него культурной программы на праздники и вечернего отдыха в будни. Вера в себя на грани мании величия – профдеформация и одновременно необходимое профессиональное качество. Но и у нее должны быть рамки, согласитесь.
Когда наши артисты разочаровывали россиян в своих человеческих качествах всем подряд – своим поведением, своими оскорбительными высказываниями о Родине, своими дебильными насмешками над теми из коллег, кто демонстрировал любовь к России, – думали ли они, что когда-нибудь приползут обратно, жалкие и пообносившиеся, никому «за бугром» не нужные и не понятные? Разумеется, нет.
А сейчас в ход идет все, от вранья до самоуговоров. «Сначала звали обратно. Это были директора театров, то есть люди, связанные с исполнительной властью. Мне давали гарантии безопасности, говорили: “Что вы, что вы. Вас так любят. Вы столько полезного сделали”», – в эфире латвийского радио рассуждает (если не сказать привирает) Чулпан Хаматова. «Я и сейчас могу вернуться в Россию. Понятно, что я огребу сразу, но могу вернуться, встать на колени, сказать: “Я была не права”. Но не хочу этого. Вернусь ли я? Я не знаю, боюсь думать об этом. А как встречаться с людьми, с которыми ты проработал такое количество лет? Слишком очевидно проведена черта, которую не обнулить. Поэтому сейчас для меня это невозможно».
Зачем все эти глупые бредни? Скорее всего, они предназначены прощупать почву – после «огребания» и унижения простит ли публика актриску, которая одна из первых оскорбила ее своим враньем, своим пренебрежением к званию народной артистки, своим беспардонным отношением ко всему, что дала ей именно Россия? Вернет ли Хаматовой, которой придумала множество обидных прозвищ, былую симпатию?
Русский народ (в это понятие я вношу все нации и народности, проживающие на территории России) – добрый, снисходительный, жалостливый. Но и у него есть пределы терпения. Рванувшие в Израиль и в Прибалтику, за океан и на Оловянные острова, в Европу и вообще куда глаза глядят «свободные люди», презирающие, оказывается, Россию, но снисходительно зарабатывавшие на ней миллионы, десятки и сотни миллионов – они во время СВО непозволительно обнажились. Поглядев на этот моральный стриптиз, публика, как в старом анекдоте, пришла к выводу, что зрелище и правда омерзительное.
И сегодня, когда Александр Гудков вернулся в Россию – Россия не жаждет простить ему, в одном месте узкому, дебильную пародию на хит SHAMAN’а. Публике даже не слишком интересно, зачем он приехал. Похоже, юморист осознал, что нужен исключительно в России, и спешно изменил условия выступлений. Он обещает, что будет работать только по заранее прописанному и подготовленному организацией-заказчиком сценарию, и шутки про Россию исчезнут. Поздно, сомнительный шоумен Гудков. Публика уже поняла, что ты враг. И доверие ее ты вряд ли вернешь.
Продюсер Павел Рудченко в беседе с NEWS.ru заявил, что Гудков (которого могут признать иноагентом в России) мог вернуться в Россию поскольку преследует «стратегическую цель». Визит шоумена может быть связан с имущественными, налоговыми или миграционными вопросами, предположил Рудченко. Ну и пусть – лишь бы этого Гудкова не пытались нам снова всучить на Первом или других ТВ-каналах, а также его «хозяина», испуганного патриота Ваню Урганта.
Перед Новым годом стало известно, что Ургант неожиданно вернулся из-за границы в российскую столицу и беседе с НСН сказал: «Следите за социальными сетями, там немедленно будет опубликовано все, что я хотел бы сказать. Я сейчас пытаюсь сделать так, чтобы собаки оттаяли от снега после прогулки. Это очень важная ситуация. Мне кажется, нам всем требуется немножко оттаять, собаки не исключение», – всё шутить пытается Ванятка-квадратист. И всё не получается – заморозили его, видите ли, россияне, правильно поняв и флешмоб-плагиат с Малевича, и беготню по заграницам, и желание вернуть себе шоу на Первом, куда Ургант клялся-обещался вернуться еще в апреле прошлого года…
Весь вопрос в том, будет ли у этого нового-старого шоу аудитория – или публика сделает так, как обещает в Сети: при виде лица Урганта-младшего или того же Гудкова немедленно станет переключать канал. Или еще более централизованно выступит против появления в СМИ каких угодно проектов с участием этих личностей со светлыми лицами, несогласных с политикой России, с ее независимостью и правом на самозащиту.
Никто – или почти никто – не стал бы жестко и бескомпромиссно оценивать творчество знаменитых артистов, на котором мы, можно сказать, выросли, кабы не та грязь, которую эти авторитетные «духовные наставники» принялись извергать из себя, стоило России пойти поперек политики Запада. А сейчас эти «оцененные по гамбургскому счету» и оказавшиеся далеко не такими знаменитыми и популярными, как им самим мерещилось, призадумались – не вернуться ли им в те места, которые они любили. Впрочем, эта любовь не помешала наговорить гадостей и свалить куда глаза глядят.
«В Москве есть места, которые я очень люблю. Я совершенно не исключаю вероятности того, что когда-нибудь пройдусь по ним еще раз. Вообще, Москва прекрасная, очень красивый город. Неглинка, Кузнецкий мост. В общем, места нашего архитектурного института. Замоскворечье, место нашей школы», – поделился воспоминаниями старый иноагент, то бишь рокер Андрей Макаревич*. Тоскует и по КВН: оказывается, любил он посещать игры Высшей лиги, много раз сидел в жюри. Теперь утешает себя, утверждая, что нынешний КВН в любом случае уже не тот. «Есть люди, которые помнят, когда КВН был действительно смешным. Там были такие восхитительные находки. Я получал большое удовольствие», – ностальгирует Макаревич*. Еще немного – и начнет, подобно Хаматовой, рассуждать: не вернуться ли ему, не огрести ли, не выклянчить ли прощение и не начать ли снова зарабатывать денежки, которые в Израиле и европейских странах ему никто платить не будет?
Хотя некоторые артисты, разочаровавшие публику, полагают, что это они позволят ей попросить у них прощения, а не наоборот. За собой они никакой вины не ощущают, совсем как придурковатый андрогин Даня Милохин и не менее придурковатая незнамо кто, не артистка, не телеведущая и не светская львица Настя Ивлеева. Для них извинения – своего рода ритуал, который открывает дверку на закрытый из-за ошибки уровень. Вины они за собой не признают (защитники их, кстати, тоже: это же личное дело, какие оргии устраивать во время войны и какие побрякушки совать себе в неназываемые места!).
Притом, что вина их стандартна и происходит из того, о чем верно говорит в своем Телеграм-канале блогер «Гений про злодейства»: «…меняться могут не только климат, но и времена… И то, что запросто можно было говорить и писать в 1999 году, например, или даже в 2013 году, просто категорически не рекомендуется делать в 2023 году… И в 2024 году тоже крайне нежелательны некоторые слова, действия и публикации».
Публика стала более обидчивой. Это раньше она относилась к богеме как к детишкам – ишь, как расшалились! Чего несут, чего выкамаривают! А сейчас, дорогостоящие вы наши, война идет. Народ отдает самое дорогое, что у него есть, во имя победы. Даже те, у кого не служат в армии сыновья и дочери, самое что ни на есть мирное население лишается нужного и важного, теряет близких. Например, из-за отсутствия импортных средств от онкологических заболеваний (чему в минувшем году успел порадоваться Макаревич* – тому, что некоторые западные компании перестали поставлять в нашу страну жизненно важные лекарства). Вы в курсе, сколько больных от этого уже умерло и сколько умрет в ближайшее время?
Неудивительно, что нам не нравится стремление богемы вернуть всё как было в нулевых и сделать вид, будто Запад нам друг-друган, это Россия – агрессор и нарушитель границ – а значит, почему бы не плюнуть на нее и не устроить вечеринку в голом виде, ведь мы в свободной стране! Всегда ведь можно со слезами выклянчить «еще один шанс», вернуться и «встать на колени, сказать: “Я была неправа”», «всем оттаять» и тому подобное.
Нет. Нельзя. Человек, у которого по вине «добренького Запада», затеявшего расширение НАТО на восток, прокси-войну, геноцид русских в странах-лимитрофах, погибли близкие – он ни Запад, ни его прихлебал не простит. И не захочет видеть «попросивших прощения испуганных патриотов с большими связями» ни на сцене, ни на экране. Связями нельзя вернуть публику, если она в артисте разочаровалась. Можно вернуть ему шоу, но не аудиторию – а со временем и шоу придется закрыть.
* В России признан иноагентом.
Художник: В. Ложкин.