Энцо Феррари: «Прощай, “Мазерати”!» — Скорость, опережающая время

18 февраля 1898 года родился итальянский конструктор, предприниматель и автогонщик. Основатель автомобилестроительной компании «Феррари» и одноимённой автогоночной команды Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари. К этой дате — обзор о нём фильма.

Фильм «Феррари»-2023. Пр-во США-Великобритания-Италия-Китай. Кабельный канал «Шоутайм», US.

Жанр: драма, биография, история
Слоганы: «Мы все знаем, что смерть ходит рядом». Или: «Берегись собак и детей — они главная опасность». Или: «В бизнесе каждый день — новый день!»
Режиссёр: Майкл Манн
Сценарий: Трой Кеннеди-Мартин, Брок Йейтс
Продюсеры: Мохаммед Аль Турки, Моника Бакарди, Д.С.Кэссиди
Оператор: Эрик Мессершмидт
В главных ролях: Адам Драйвер, Пенелопа Крус, Шейлин Вудли, Сара Гадон, Гэбриел Леоне, Джек О’Коннелл

«Если Италии нужен козёл отпущения — то вот он я». Энцо Феррари

Основатель одного из наиболее значимых мировых брендов никогда не летал на самолёте, не ездил в столицу — Рим. И никогда не пользовался… лифтом. Невзирая на предосторожность, старуха-Смерть как будто преследовала Энцо. И если не его лично, то — близких ему людей совершенно точно. Отчего страдал неимоверно.
После ухода сына, сгоревшего от тяжёлой неизлечимой болезни — мышечной дистрофии — в страшных душевных переживаниях он слышит голоса во сне. Но переживает не он один. Из-за чего с женой Лаурой (обвенчались в 1923-м) постоянные стычки, обвинения-ссоры, скандалы. Она не может простить Феррари, что тот собственноручно «отпустил» первенца прямиком в могилу, несмотря на адские усилия отца по спасению ребёнка. 
Истеричка Пенелопа Крус (в роли супруги) — как никогда лучше оказалась на своём месте. Именно так должна вести себя женщина, на чьих глазах муж воспитывает сына от другой. (Внебрачный Пьеро родился в 1945 г.) 
Опытный режиссёр М.Манн вместе с соответствующей моменту музыкой нагнетает палитру неприятия и без того в тёмной атмосфере несчастья. На десятой секунде картины Лаура палит в Феррари из пистолета, — естественно, мимо. Тем не менее выстрел как апофеоз напряжения внедряет зрителя в закулисье экранного действа: «У синьоры опять плохой день», — перешёптывается прислуга.
Вообще что касается лично меня, — то фильм получился нудным до безобразия: так резюмирует сей байопик искренний любитель экш-боевиков. И плакать над скупой слезой нервно-неуравновешенной Пенелопы Крус — не готов стопро. Не зря солидные федеральные комментаторы пишут, дескать, это её «лучшая» в кавычках роль! — Точнее, её отсутствие.

Критика с хитрым прищуром вещает, мол, лента смотрится на «одном дыхании». Ну, думается, за деньги б и не такое сваял. Ведь задача профессиональных рецензентов — затащить в кинозал как можно больше народу. И поскольку над нами дамоклов меч фальшивого восторга не висит, послушайте мой невесёлый рассказ об этом байопике — некоем незеркальном отражении нашумевшего в своё время оскароносного «Форда против Феррари»-2019 Д.Мэнголда.
И если в «Форд vs Феррари» друг с другом соперничали два мощных киногероя — известные актёры К.Бэйл с М.Дэймоном, то Энцо Феррари (актёр А.Драйвер — самый итальянский из американских, по мнению критики) практически весь хронометраж борется с самим собой, своими фобиями и внезапными смертями подопечных.
Единственно, чуть более чем кто-либо акцентирован в фильме погибший в заключительной гонке Альфонсо де Портаго (Г.Леоне). Оставивший перед финальным заездом прощальное письмо любимой Линде Кристиан (С.Гадон). Популярнейшей голливудской актрисе 1940–1950 гг. 
После чего (уже за рамками повествования) шло долгое разбирательство по делу о непредумышленном убийстве одиннадцати человек — двух гонщиков и нескольких зрителей с детьми. 
Кстати, русской публике картина «Феррари» в отличие от вышеупомянутого экшн-траги-боевика «“Форд”–“Феррари”» душу не согреет вовсе. В нашей генетической подкорке не вшиты воспоминания о гонках на выживание, за птицей-удачей — на гулко ревущих крутых машинах. У нас другое: Мамай, Ледовое побоище, Наполеон-Кутузов. Но не суть…
В ленте много исторических отсылок, которые итальянцами впитаны с детства. Наподобие гонки «Тысячной Мили», впервые стартовавшей в 1927 году, вслед тому как «кольцевая» Гран-при Италии (существует с 1921 г. — по правилам «Формулы»-1) переехала из г. Брешиа на легендарную автотрассу г. Монца. Конечно, эти знаменательные события зафиксированы и в учебниках. Эксплицированных в отроческую память маленьких итальянцев.
Рецензию на биографический фильм с нетривиальным его героем надо предварить исторической справкой, что мы сейчас и сделаем. Собственно, вкратце раскрывая намёки, жесты и недоговорки, понятные итальянцам, но непонятные нам.
Итак…

Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари прожил достойные и далеко не простые 90 лет (1898–1988). 
По окончанию Первой мировой войны, после тяжело перенесённой «испанки» в 1918-м, Энцо устраивается водителем-испытателем на автозавод Механических конструкций в Милане. В дальнейшем перейдя в почётную когорту гонщиков. (Что отражено в начальных секундах фильма в виде чёрно-белых, под старину, кадрах кинохроники.) Уже тогда усиленно занимался переоборудованием авто.
Соревновательный зачин — 1920-й — в компании «Альфа-Ромео». Где он начал побеждать. В 1930-х создаёт свою гоночную команду, одновременно занимаясь модификацией непосредственно «Альфа»-болидов. Разрабатывает «вечную» будущую эмблему — вздыбившегося коня. В честь лучшего воздушного аса Первой мировой — Ф.Барака. 
К середине 30-х вырисовалась стабильная тройка конкурентов с переменчивым успехом:

•    Компания «Мерседес» с одноимённой командой
•    «Авто-Юнион»
•    «Альфа Ромео» в связке и под эгидой Феррари

К 1940-м — Энцо становится главой собственной компании. И по производству машин, и по гонкам — по полному циклу. Так как выигранные соревнования двигали вперёд производство. Насыщая бизнес деньгами.
В войну пришлось выполнять заказы нацистов. Для правительства Муссолини. Это весьма интересная глава жизни Феррари, но увы — не для кинообзора.

Идём дальше…

С середины 40-х совершенствуются технические изыскания Феррари и, безусловно, гонки. Когда бывшая его альма-матер «Альфа Ромео» стала решающим конкурентом. Энцо с супругой основывают частную компанию, где Лаура играет важную роль партнёра, бухгалтера, совладельца.
В 1950-х открывается «Формула»-1: планета Земля в жарких объятьях жажды скорости и, разумеется, бума букмекерских контор. С той вехи Феррари — единственная команда, не пропустившая ни одной гонки.
Фильм затрагивает период жизни Феррари одного года — 1957-го. В 56-м умер его первенец Дино. После чего разлад в семье стал расширяться неостановимым океанским цунами. Феррари каждый божий день приезжает к сыну на могилку — поплакаться, выговориться, пожаловаться.
На экране две семьи — его с Лаурой Феррари, законной женой. И вторая — с Линой Ларди (Ш.Вудли) и их ребёнком. В котором Энцо видит продолжение рода, не иначе. Учит его инженерным азам — как будущего специалиста по гоночным, и не только, тачкам. Ныне Пьеро — вице-президент «Феррари», владелец десятипроцентной доли компании. 

Мнемонические слои картины:

Две семьи, как уже упоминалось, двойная жизнь меж двух огней. Третья жизнь — на работе, в офисе. У Феррари (А.Драйвер) две заботы: во что бы то ни стало взять, взять(!) «гонку на выносливость» Mille Miglia — «Тысяча миль» — по общественным дорогам (что было очень опасно для неприхотливых зевак!). Во-вторых, распутать клубок противоречий с женой и бизнес-партнёром Лаурой.
Финансовая составляющая бытия — жестокая конкуренция, вынужденные договорные отношения с сопредельными бизнесами: с «Фордом», например.
Сопротивление Феррари вопросу привлечения внешнего финансирования — в боязни потерять контроль над компанией.
Разборки с Лаурой занимают полфильма. Четверть — гонки. Остальная четверть — упорное, нацеленное вверх, к вершинам славы брожение от мечты (он же непререкаемый гений, Леонардо в своём конструкторском искусстве) — к банкротству и обратно: совещания-встречи-интервью. Порой — вопреки человеческим судьбам преданных ему людей, пилотов.

Плюсы:

Отлично материализованный исторический реквизит. Обстановка, одежда-аксессуары. В особенности — великолепны аутентичные машины.
Операторская съёмка — на высоте! Раскатисто урчащая визуализация гонок, движения. Панорамный охват отнюдь не лёгких дорожных кондиций, красота горной природы и т.д.

И в заключение

Майкл Манн замыслил снять «Феррари» ещё в 2000-х. Для чего связался с Сидни Поллаком, нацелившимся на Аль Пачино в роли Феррари. Манн предложил тогда Кристиана Бэйла. Который снялся вскоре в «Форде vs Феррари».
Позже речь велась о Хью Джекмане из «Людей-Х» и Нуми Рапас из прошлогоднего военного экшн «Чёрный краб». Но увы… 
К съёмкам возвернулись только в 2022 г. Причём сняли буквально за два месяца — рекорд для столь масштабного проекта!
Гонка «Тысяча миль» под новым названием «Историческая Гонка» возродилась в 1977 г. Став эксклюзивным парадом раритетов, выпущенных до 1957 г. Трагического года, о нескольких трагических днях которого рассказывает наш фильм. 
Ту гонку 57-го, несмотря на несчастный случай с де Портаго, колёсная армада «Феррари» выиграла, — что позволило заводу выпустить до четырёхсот гражданских автомобилей для продажи: вздохнуть финансово.
Проигравшая тогда команда «Мазерати», шедшая за «Феррари» практически впритык, в том же году взяла кубок «Формулы»-1, реабилитировавшись перед фанатами. 
Энцо Феррари, будучи несомненным, признанным «бриллиантом Италии» — её достоинством и национальной гордостью — до конца дней испытывал финансовые трудности.
«Прощай, “Мерседес”!», «Прощай, старушки “БМВ”, “Ауди”, “Ягуар”!» «Прощай, “Мазерати”!» — Любимые кричалки Энцо Феррари, в то время как его болиды приходили к финишу первыми.

5
1
Средняя оценка: 4
Проголосовало: 3