Крутые парни не поют в караоке. Реальный фильм о советских работягах XX века

«Опавшие листья»-2023. Kuolleet lehdet. Финляндия-Германия

Жанр: трагикомедия
Слоган: «Просроченный товар — тоже еда».
Режиссёр: Аки Каурисмяки
Сценарий: Аки Каурисмяки
В главных ролях: Альма Пёвсти, Юсси Ватанен, Алина Томникова, Мартти Суосало

«Миру сейчас особенно нужны картины о любви». А.Каурисмяки

Финский Режиссёр Каурисмяки не впервой покоряет конкурсную сцену. Его фильмы проникнуты раздумьями о вечном, тривиальном, о трудности жизни, смерти, в конце концов, — в оптике простых незатейливых людей. И — идей. 
Собственно, «Листья» — можно твёрдо поставить в ряд его «Трилогии пролетариата»: это и «Тени в раю»-1986, «Ариэль»-1988, и «Девушка со спичечной фабрики»-1990. 
Всё это незамысловатые «несложные» рассказы о рабочем классе. Берущие исток с приснопамятной эпохи несбывшегося коммунизма. 
Как по мне — арт-продукт чистой воды. Был воспринят и оценен парочкой солидных фестивальных номинаций. (Взял Приз каннского жюри-2023.)
Насчёт большого экрана… Сомневаюсь что-то. Ну, кто пойдёт на нудятину? Уж лучше на «зомби» сходить, которые смотрят главные герои ленты. Хотя тоже отстой полнейший. 
Может быть, я и неправ. Не исключено, что предпочтения киноманов изменились на 180 градусов? Оставив меня со своими протухшими стейтовскими боевиками, нет? 
Вы спросите, почему я нарёк обзор «советскими работягами XX века»? — Объясню.

Повторюсь, что истоки трилогии — оттуда, из эпохи гремящих медью парадов. 
Что касается «Опавших листьев», то с самого начала с экрана мощно пахнуло социализмом. Это и скудные интерьеры. Ковёр «из младенчества» с оленем на стене. Это и с детства знакомая неприглядность заводских окраин. Да что там говорить! — у главной героини дома приютилось одно единственное радио, по которому она ловит мир. 
Постоянно хотелось проверить год производства сего кино. Нет, всё в порядке — 2023-й. Да и случайные новостные отрывки, попадающие в кадр, непрестанно толкуют о событиях на Украине: «Чёртова война!» — сокрушается Анса (А.Пёвсти).

Да, соглашусь, актриса Альма Пёвсти обладает той неописуемой, точнее, нераскрываемой красотой, о коей воскликнул Бродский: «Знать, велика пустыня за оградой собравшего рельсы в пучок вокзала! / И струя буквально захлёбывается, вестимо / оттого, что не всё ещё рассказала / о твоей красоте».

Она — из разряда тех типов женщин (я в данном случае о фильме), на которых жирным синим фломастером написано: «Жена». И такой «жене» — непременно нужен муж. Но только не такой, как в фильме — пьющий и непутёвый, и бедный Холаппа (Юсси Ватанен). А — хороший, добротный муж. Может, даже богатый. Но увы… Нету такого. Ни в фильме нет, ни в жизни.

Ну, уж какой есть, как говорится... 

Под серенаду Шуберта она знакомится в караоке с (почти конченным) алкашом, простым работягой-подсобником. 
Влюбляются. Долго сходятся, приноравливаясь, узнавая друг друга. Ссорясь. Не понимая. Потом понимая. Потом… 
А потом — он бросает ради неё пить. Вот и весь сюжет. Даём «Золотого льва»? Конечно даём! — кричит жюри. Ведь это и есть настоящее кино. И оно, мало того, достойно «Оскара», не менее. (Фильм отправлен в «зарубежно»-американскую номинацию) Ну-ну…
Но — в том фирменный режиссёрский стиль. Скромность. Неторопливость. Некичливость. 
Тут и бездомный пёсик Чаплин, «усыновлённый» Ансой. И много музыки (в частности, финский певец Ола Вирта). Бар-караоке, кинотеатр — точки притяжения, места силы дворового плебса, «советско-финских» мужчин и женщин. 
Одновременно — в меру показная театральность, даже китчевость кинообразов, используемых автором в нужный момент. Отчего элементарная с виду картина становится произведением искусства. 
И кстати, рецензию можно было бы назвать «Мрачная романтика маленьких людей», н-да. Совсем по-чеховски.
 
Пробежимся по стилистике 

Действие идёт медленно-неторопливо. Это и смешно, и грустно одномоментно. 
Заторможенные события — «и люди, и кони» — будто бы предполагают неконфликтность, дружелюбность-сговорчивость. Но увы… ни того, ни другого, ни третьего. 
Всё кругом не ладится. Надо постоянно искать работу, оттого что выгнали с предыдущей за «воровство» просрочки. 
Надо решать проблемы с несговорчивым начальством. Надо платить непонятно откуда взявшиеся штрафы. 
И на центральном постере ленты не зря Анса с Холаппой сидят в кино на комедийном хорроре Джармуша про упомянутых зомби — хотя бы два часа покоя им обеспечено. Ведь по выходе — снова проблемы, проблемы… В натуре как при СССР! 
Хотя нет — то реальный Хельсинки. Наверно — его окраины. Уж слишком всё атмосферно тускло. Но…
Как в заезжем цирке-шапито яркие пятна прожекторов внезапно вспыхивают, — как всегда у Каурисмяки: — исподволь, неявно. Отражаясь в одежде, афишах за спиной. В кафе-караоке на сцене, — где задорно-весело поёт «медленный» женский ансамбль. Замороженно улыбаясь, как пельмени из холодильника, неторопливым зрителям.

Закончу последним пунктом:

КиноСтранности 

Вымышленный мир Каурисмяки тоже отнесём к «странностям». Именно это позволяет зрителю окунуться в неизбывное: потустороннее. И вынырнуть оттуда — воодушевлённым новыми победами в реальной жизни.  
Интернет — главным героям надо покупать отдельно. Его почему-то нет в телефонах. (Что-то уже из финского бытия, мне неведомого.)
Номер телефона дают друг дружке на бумажке. Почему?
Гаджеты — несовременные, какие-то отстойные, старинные. Почему?
Из фильма я понял: завоевать девушку можно не только рестораном, прокачанной машиной-ламбиком или турпутёвкой в Дубай. Но и — хорошей, по-фински задорной песней в караоке. Чего у нас в России точно не практикуется! В разухабистой весёлости мы финнам стопро уступаем... 
К тому же крутые русские парни в караоке не поют.

5
1
Средняя оценка: 3.28571
Проголосовало: 7