Значимость науки, или Игра со временем в несуществующих реалиях

Ответ — в Игре. Кстати, вот  он: «Ответа нет!»

Сериал «Задача трёх тел» / San ti, 2022–2023 гг. Китай

Жанр: фантастика, драма, детектив, триллер

Слоганы: «Вопрос “Кто же из нас фермер? И кто пасёт нас, несчастных индеек?”» Или: «Не увидишь — не поймёшь». Или: «Откуда мы взялись? Как исчезнем, и как возникла Вселенная?» Или: «Я учёный — у меня ни денег, ни власти».
Режиссёр: Леон Ян
Сценарий: Лю Цысинь, Тянь Лянлян
Продюсер: Бай Ицун
В главных ролях: Эдвард Чжан, Юй Хэвэй, Чэнь Цзинь, Ван Цзывэнь, Линь Юнцзянь, Ли Сяожань, Ван Чуаньцзюнь, Хэ Дуцзюань, Чжао Цзянь

Цель Бога — разрушение или избавление?! — с этой глобальной дилеммы можно было бы начать наш непростой обзор. [Почему «непростой» — в конце текста.] Добавив, что, собственно, ответ на эту и похожие сентенции вложен непосредственно в саму задачу. А задача стоит следующая —  сохранить цивилизацию, не менее!

Итак…

Фильм действительно про некую тотальную вселенскую «формулу». И если вы обожаете математику, всяческие вычисления и связанные с ними хитроумные загадки — вам сюда, дорогой зритель. А мне — пора б и свалить отседа нафиг! Не люблю алгебру. Шутка…
Попытаюсь объяснить задумку антуража киноповести — underline purpose — элементарным «опытом» с сигаретами. Вот смотрите…
Достаёте из пачки кучку — кидаете на пол. Запомнили положение? 
Собираете кучку — кидаете снова. Положение сигарет на полу то же, что было раньше? Думаю, вряд ли. Так же и с сюжетом. Крутясь вокруг стержневой линии — он непрестанно варьируется, видоизменяясь. Оставаясь… непреклонно нацеленным туда, вглубь бескрайних небес. К звёздам, светилам. И — непонятным мерцаниям Вселенной. 

•    Он (сюжет) — нетривиален. 
•    Он — требует тщательного зрительского внимания.   
•    Он — иногда требует пересмотра событий, настолько всё запутано и сложно.

Когда мы сталкиваемся с тем, что наука не может истолковать (герои фильма с этим встречается повсеместно), то — приписываем сие инопланетному разуму. Это — фабула.
Стержень же: основной вопрос + затравка сюжета — почему гибнут учёные по всему миру?

Далее

В течение всего повествования идёт пресечение с 1960–70-ми годами эпохи Мао — как бы втягивая публику. Заставляя слёту нырнуть вглубь рассказа. И ведь не пролистнуть вперёд — не-а. Тут же потеряешь фабульную нить. 
Фильм — отнюдь не прост. Фильм — довольно сложен и в смысловом, и логическом планах — посему торопливое прокручивание «вперёд» смерти подобно. (Хотя и хочется порой — есть длинноты, аха.) В том смысле, что по окончанию сериала, — потеряв один-два сюжетных вектора, — ты не в силах связать воедино дальнейшие кадры с предыдущими. Развивающимися по экспоненте. 

Лично я принимался за ленту несколько раз. 

Чрезвычайно серьёзная вещь, требующая вдумчивого отношения. К тому же — неких литературных знаний. Как, скажем, то, что произведение, по которому сделан  материал, — одноимённая книга (первая из трилогии) знаменитого писателя из «Поднебесной» Лю Цысиня. Считающегося не менее чем «витриной» китайской фантастики. Являющегося наиболее популярным, к тому же плодовитейшим из собратьев-писателей. 
Ну, его достижения уважаемый читатель найдёт в многочисленных справочниках. Мы же присовокупим: фильм создан по трилогии Лю Цысиня «Память о прошлом Земли».

Краткое содержание картины

Кто-то неизвестный и страшный хочет прекратить как фундаментальные, так и прикладные исследования китайских  учёных в преддверии пекинской Олимпиады-2008. 
Повсеместно (и по миру тоже) неестественным образом происходят самоубийства больших выдающихся учёных. 
С их гибелью полицейский Ши Цян (актёр Юй Хэвэй) и его генеральское начальство связывают научную организацию «Рубежи науки», — где творятся необъяснимые поначалу криминальные инциденты. Невзирая на то, что в сей достопочтимой с виду организации трудятся поистине крупные учёные-практики. 
Странно, что логотип, некий лозунг фирмы звучит так: «Аномалия — это норма!» — Дескать, научный люд черпает из нелепого оксюморона новые идеи. Но кстати, — похожих странностей в фильме сонмы… 

Мнемонические маркеры ленты:

•    Очень качественно исполненный материал. Визуально безупречный.
•    Подспудно (неявно) на экране дано быстрое развитие науки в Поднебесной. Например, китайцы первыми научились снимать на плёнку скорость света.
•    Получается, что фирма «Рубежи науки» — это, как оказалось, рубежи «несуществующей» в кавычках науки.
•    Генеральный тренд: «Нам нужно вмешательство извне». —  Мол, приходите дорогие инопланетяне. Мы вас ждём!

Но — то всё из разряда «голубой» шоу-оболочки. Невинной на первый взгляд беллетристики.  Прикрытой, припорошенной флёром загадок, тайн и нераскрытых преступлений. Жутких убийств.
Вопросов в сериале намного больше, чем ответов. 

Вот некоторые из них:

1) Зачем «Рубежи науки» буквально идут против науки? Вообще «Рубежи» — это организация, скрупулёзно пытающаяся выяснить границы современных знаний. Утверждая, что нынешняя физика практически исчерпала себя в бытующих пределах.
2) Что произойдёт через 49 дней? — что отразилось на обратном «электронном» отсчёте в глазной сетчатке главного героя Ван Мяо (Эдвард Чжан): он видит счётчик круглосуточно.
3) Почему «Рубежи науки» считают, что ускорение развития прогресса — бич человечества?
4) Почему «любимая» предсмертная фраза повсеместно умирающей профессуры: «Физики не существует, и никогда не было»?

Центральная канва сюжета

Профессора Ван Мяо просят вступить в эту опасную организацию — «Рубежи науки». 
Под призором полиции он внедряется туда типа «шпионом». Сыщикам необходимо увязать смерти учёных с какой-то хитрой, незримой подоплёкой. Которую найти очень сложно. И руководство операцией внедрения видит причину гибели многих учёных мужей — в сей туманной (со стороны кажущейся безупречной) конторе.
Параллельно идёт рассказ о поисках следов внеземных цивилизаций в эпоху Культурной революции. Следы — находятся. Но — они крайне противоречивы. Непонятны и загадочны.  
Профессор Е Ваньцзе (Чэнь Цзинь) уносит тайну получения секретного сигнала из XX-го — в XXI век: в будущее. В грядущей надежде найти избавление в лице пришельцев. Коих называет термином «Владыка». Скрыв эти сведения в период службы на сверхсектеретном объекте «Красный берег» — с гигантским стальным радаром на вершине горы.
Подельница Е Ваньцзе по поискам высшего разума профессор из «Рубежей» Шэнь Юфэй (Ли Сяожань) просит Ван Мяо прекратить наноисследования — ключевой нацпроект Поднебесной! Над которым команда последнего работала более десяти лет. Какова причина такой просьбы? — Пока неясно. [Кстати, фильм не даёт внятного ответа. Запутавшись в последних трёх-пяти сериях в самом себе — и непрестанных повторах «самоё себя». Будто примитивно отрабатывая финансирование. Забыв о сюжете. Это — минус.]
Постепенно Ван Мяо понимает, что с подобной просьбой проф. Шэнь обращалась именно к тем учёным, кто впоследствии погиб. Выяснилось: с ней предварительно контактировали все совершившие суициды!

Непостижимые вещи

•    Мы видим в фильме мерцание Вселенной, — чего не должно быть по определению, скажем по-простому. Один из героев, наблюдавший это невероятное явление, даже сошёл с ума.
•  Квантовый «Кот Шрёдингера», перенесённый на уровне споров в реальную жизнь, — из разряда экспликации в повседневность мифологических баек. [Многие затронутые в картине «вечные» споры — не объяснены до конца.]
•   Китайская Теория индюшек, думающих, что они короли вселенной всего лишь потому, что их кто-то всё время кормит. Вопрос: кто фермер, кормящий индюшек? — Можно сказать, что это так и не появившийся в картине Владыка. 
•    Присутствующая в мире «Задачи трёх тел» теория, — а конкретно в Игре, происходящей внутри сценария: — что физики не существует. Потому что в Игре законов физики действительно нет. [Не исключено, что погибшие учёные, участвовавшие в Игре, ушли именно из-за неё. Что — также не обрисовано. И главное — не обосновано.]

Игра «Задача трёх тел» в канве фильма

Участвовать в ней могут только учёные, причём солидные, со степенями-званиями. Регалиями.  
В Игре надобно рассчитать алгоритм движения трёх тел в цивилизации Трисорярис.
Игра имеет огромное значение в судьбах как приходящих туда учёных, так и людей, считающих, что управляют ей. Хотя это не так. Зрителю так и не объясняется, кто автор-строитель Игры. Ну, разве что намёками. Пресловутый Владыка? Инопланетяне? Не растолковано. [Во всяком случае, я не понял.]   
Сценарий ввергает нас то в компьютерную игру, то в реальность. Порой смешивая одно с другим.   

Тридцать серий — не шутка… 

Пытался перематывать, — но тут же возвращался назад: каждый кадр крайне важен. Настолько насыщенно повествование. 
Горькая правда жизни оказывается в том, что любая, абсолютно любая теория может быть опровергнута. 
Задача трёх тел — броуновское движение трёх Солнц в Игре, в которую они «режутся», дабы разгадать как алгоритм этих Светил, так и  картину мира. И второе — кто им руководит извне? Где тот Владыка, о коем говорит проф. Е Ваньцзе, полжизни отдавшая станции «Красный берег»?  
Проистекает безграничное наслоение вопросов на вопрос: ты фермер или индюшка? А фермер — Владыка или нет? Но — кто такой сам Владыка: мученик или клоун?.. И так — без конца. [И в том — авторская гениальность как суперфантаста.]
Вопрос вопросов: «Где мир Игры пересекается с реальностью — и наоборот?»

Подсмыслы, не зримые  явно

•    СССР как движитель прогресса. [Да-да! — подобная линия есть.]
•    «Обратное движение» от истории — к будущему, застрявшему в прошлом.
•    Влияние радиации и неблагоприятных природных условий на людей и животных.
•    Дана некая версия истории Китая — непредвзятая, довольно объективная.
•    Ответ на все сложные вопросы фильма — в Игре.
•    Очерчена совершенно новая версия строения Вселенной. [Что будет интересно космистам.]

Неспокойный зритель может быть и забросил бы слишком длинный 30-серийный видос, но… — Тот, кто держит счётчик перед глазами (Ван Мяо), заставляет публику ждать развязки: он положительный персонаж, за него болит душа. И хочется узнать, чем кончается отсчёт.
И если поначалу зритель думает, что секретная маоистская военная станция — Система «Красный берег» —  ждёт инопланетян, то он ошибается. Но и это — было не так: не ошибкой, лишь допущением.
Там всё, что кажется попервости — не сходится впоследствии.
С середины фильма нехилый детективчик, приправленный сложными физико-математическими вычислениями, усиливается. Оборачиваясь (порой) — крутым экшн.
В финале постараюсь дать ответ в виде катафатического вопроса, объясняющего концепт: «Почему Бог не дал людям достроить Вавилонскую башню?» — Аха, съели? То-то и оно… Философия руле.

Вывод (условный)

По пунктам:

•    Подача — абсолютно голливудская. Основанная на… русских сказках, как ни странно. Былях о вере в неизбывное чудо, и в принцессу, и принца на белом коне.
•    Актёрская игра — Китай.
•    Операторская работа — Голливуд.
•    Эффекты, драки — Гонконг.
•    Музыка — Голливуд.
•    Идея — нетленно гениальная Вселенная причудливых миров Лю Цысиня. 

Самый конец
(О чём упоминали вначале)

Видео прямо-таки настаивает на том, чтобы прочесть sci-fi трилогию, включающую повести Лю Цысиня: «Задача трёх тел»-2006, «Тёмный лес»-2008 и «Вечная жизнь смерти»-2010. Составляющие сборник «Память о прошлом Земли». По которым сделаны, если не ошибаюсь, кроме китайской версии уже и американская (на Нетфликсе). Плюс — одноимённый китайский же — мультик. 
Поздравляю приверженцев научной фантастики с прекрасным произведением искусства в данном жанре!
 

5
1
Средняя оценка: 2.07143
Проголосовало: 14