Британский Шиндлер. Начальник комитета по делам чехословацких беженцев
Британский Шиндлер. Начальник комитета по делам чехословацких беженцев
В конечном счёте спасение — это вопрос веры
Фильм «Одна жизнь»-2023 / One Life 18+. Великобритания
Жанр: драма, биография, история
Режиссёр: Джеймс Хоуз
Слоганы: «Основано на реальной истории невидимого подвига, потрясшего мир». Или: «Кто спас жизнь — тот спас мир».
Сценарий: Люсинда Коксон, Ник Дрэйк, Барбара Уинтон
Продюсеры: Эйн Каннинг, Гай Хили, Джоэнна Лори
Оператор: Зак Николсон
Композитор: Фолькер Бертельман
В главных ролях: Энтони Хопкинс. Хелена Бонем Картер, Джонни Флинн, Лена Олин, Ромола Гарай, Джонатан Прайс, Эдриан Роулинз
Рейтинг Кинопоиска: 8.0
«Я разочаровался в президенте US». Н.Уинтон
3 сентября 1939 г. последняя девятая группа из 250 детей, увы, не доехала до Британии. Что с ними произошло — никто не знает. Отчего до самой старости главный герой картины Николас Уинтон (Э.Хопкинс) корит себя за то, в чём нисколько не был виноват. В Прагу вошли нацисты, и поезд тормознули, арестовав руководителей группы по перевозке детей.
Вообще через чешские концлагеря прошли около 15 000 детей. Из них выжило менее двухсот. Николас Уинтон — спас 669 ребятишек. И это — чудо.
О подобных душещипательных биографических картинах невозможно говорить без слё… без предыстории.
Мало того, начнём повествование с полутораминутного ютуб-ролика. Где протагонист ленты — собственно Николас Уинтон (1909–2015, 106 лет) — встречается в 1988 г. со спасёнными им детьми. (Не всеми, конечно.)
Почти полвека хранивший тайну «Чешского киндерпоезда» (так в дальнейшем нарекли проект), под давлением жены Николас вручил свой старинный военный альбом научному работнику лондонской библиотеки. После чего его пригласили в программу из разряда нашей советской «От всей души» с Валентиной Леонтьевой (в англ. варианте — знаменитая телеведущая Эстен Ранцен): когда приглашённый гость не ведает, зачем его позвали. Только догадывается…
«Это жизнь» — называлась передача. Когда вся сидящая вокруг Николаса массовка внезапно оказалась теми самыми спасёнными. В клочья разрывая души телезрителей от цунами накатывающих эмоций. Мою душу в том числе — оттого и вспомнились «солёные» программы Леонтьевой.
Вот сей ролик. На английском языке, но, в принципе, всё понятно:
Немного сухих фактов. По которым создан фильм. Сюжет — чисто биографический, без изысков.
В итоге, повторимся, сэр Николас Уинтон вывез из Праги 669 детей — преимущественно еврейского происхождения. Т.к. нацисты в первую очередь взялись бы истреблять еврейские семьи. Что они и сделали с приходом проклятой войны.
Канва фильма соткана по книге Б.Уинтон «Если это не невозможно …Жизнь сэра Николаса Уинтона». В нём два временных слоя — 1988 г. и 1938–1939 гг., переплетённые видениями старика. По сию пору занимающегося благотворительностью. Каждый день роясь в своих бесчисленных архивах. Вспоминая, как 49 лет назад молодой брокер Николас решил дать возможность еврейским детям выбраться из Праги — из огнедышащей пасти Холокоста.
Война у всех на устах: Гитлер на подступах к Чехословакии. Начало бомбёжек — вопрос времени. Операция «Чешский киндертранспорт» привлекла множество организаций. Сложить воедино пазлы — все пункты, требующиеся для получения санкций как на вывоз детей, так и на ввоз, было делом неимоверно запутанным.
Как то:
• Разрешение на выезд из Чехии (многие беженцы без документов).
• Виза на въезд в UK.
• Договориться с властями Нидерландов (через них шёл путь поезда).
• Колоссальные организационные проблемы.
• Обязательные финансовые гарантии на каждого ребёнка.
• Непременное согласие приёмной английской семьи.
• Когда в Прагу зашли немцы — требовалась печать Гестапо (приходилось подделывать штампы, что смерти подобно).
Деятельнейшее участие в судьбе будущих переселенцев принимает мама Николоса (Хелена Картер), в своё время (30 лет тому назад) также бывшая переселенкой.
В преддверии скорого пятидесятилетия со дня начала Второй мировой войны Николас всё более и более погружается в грёзы непрошедших снов. И выход из эмоционального тупика лишь один — найти того, кто сможет обнародовать материалы из его потёртого рабочего портфеля. Который все эти годы лежал у него в ящичке под рукой. Будто бы в готовности к поискам тех, кому нужна помощь.
Так и случилась передача «Это жизнь», неуёмно выспренними англичанами воспринимавшаяся легковесной, даже глупой. Да, там присутствовали комедийные скетчи, клоунские номера, но… Крайне, крайне популярная. Собирающая у голубых экранов миллионы.
Николас в одночасье стал героем дня. Приобрёл новую большую семью, состоящую в пересчёте на сегодня — из 6 000 спасённых ребят, внуков и правнуков тех, кто ехал в «чешском киндерпоезде». И сейчас его дом (по фильму) — полная чаша. Включая собственного внука, появившегося как раз в те знаменательные дни геройского «разоблачения».
С виду скучная газетная байка рассказана мастерски, кто бы сомневался — режиссёр таких шедевров, как «Чёрное зеркало», «Медленные лошади», «Сквозь снег» Дж. Хоуз, знамо, публику не подвёл.
Да… Так вот бывает в жизни. О твоём реальном, без прикрас, подвиге мир проведал спустя почти полсотни лет. И ты обретаешь новую жизнь. Отринув прошлое угнетение от невыносимых потерь не по твоей вине. Королева Елизавета II посвящает тебя в рыцари (2002). Милош Земан вручает высшую чешскую награду орден Белого Льва (2014). Твоим именем называют школы. Называют планету! (Малая планета «Уинтон-19384») Ставят памятники. Присваиваются звания «Гордость Британии», «Британский герой Холокоста», мн. др. Не это главное…
Первостепенное — вытащенные тобой из-под фашистской наковальни дети. Пусть не все. И пусть эта рана навсегда останется в твоём сердце. Но те, кто выжил, будут нести эту память веками. Передавая благодарность из поколения в поколенье.
Художники, скульпторы, композиторы, врачи-учёные-военные, их не счесть. Средь них множество великих представителей человечества. Всё это сейчас в открытом доступе и можно посмотреть-почитать. Вообще операция «Чешский киндетранспрт» — часть большой, гигантской концессии, начавшейся за девять месяцев до войны. Всего Британия вывезла из опалённой Европы около 10 000 детей. И кроме Николаса Уинтона были ещё люди, сыгравшие колоссальную роль в спасении детишек. Но то уже совсем, совсем другая история…
*
«Умоляю тебя, Ники, надо отпустить прошлое ради твоего же блага», — увещевает его супруга, ведь их дом слишком захламлён: коробки с папками, бумагами, фотографиями. Но чёртов «хлам» ему необходим. Этот хлам — связывает его с тем, что забыть нельзя. И опять память перескакивает туда, где детские глаза светятся надеждой. Вопреки увещеваниям родных, он едет в Прагу 38-го. Страна заполонена беженцами. Тут Николас узнаёт, мол, под программу «киндертранспорт» подпадают только(!) немецкие и австрийские дети. Чешские — не подпадают, т.к. британское правительство считает, что чешским детям опасность (отчего-то!) не угрожает.
Вопрос вопросов: с чего небедному брокеру из Лондона вдруг приспичило рисковать жизнью ради людей, детей, не связанных с ним религией? Во главу угла встала еврейская проблема. Почему?
Считая себя европейцем-агностиком, социалистом, Уинтер был всё-таки евреем по крови предков. К тому же — эмигрант в далёком прошлом, обретший в благословенной Англии тепло, приют, дом. Пришлось подключить семью, бизнес-партнёров, всех, кого только можно по теме эмиграции. Конфликт был в том, что мигарционная служба Британии более заботилась именно об английских детях. Посему пробить евро-проход для еврейский отпрысков было очень и очень сложно. Нужны деньги, много денег, — дабы продержать ребёнка буквально до совершеннолетия. Нужна мощная агитационная машина. Пресса, пресса, пресса…
Европа жила в ожидании нацистов. Времени в обрез — Германия нападёт в любой момент: детей надо вывозить срочно!
Николас проводит чудовищно трудоёмкую работу по каталогизации, фотографированию, общению с будущими родителями. Мало того, он даже писал президенту США, но не получил ответа…
Через полвека он каждый день рассматривает фото спасённых и неспасённых детей. Особенно долго смотрит на неспасённых. И — плачет…
Ну, в опщем, вместо того чтобы наслаждаться чавкающими ударами Джеки Чана или как Стейтем за раз убивает 100 бандитов, я проревел весь фильм в доску. Уревелся, блин. Хотя можно было и не смотреть. Лично мне как публицисту хватило бы короткого ролика, поставленного в увертюре текста…
А про Хопкинса даже и говорить не хочу. Ну что ещё сказать о гении?