Эдипов комплекс профессора Преображенского лондонского извода

«По Фрейду»-2023. Freud's Last Session. Великобритания, США

Жанр: драма
Слоганы: «Плохие новости найдут тебя везде». Или: «Мы уже пережили одну войну, переживём и вторую». Или: «Признак вменяемости — это способность передумать».
Режиссёр: Мэтт Браун
Сценарий: Марк Ст. Джермейн
Продюсеры: Алан Грейсман, Ханна Лидер, Тристан Линч
Оператор: Бен Смитхард
Композитор: Коби Браун
Художники: Лучана Арриги, Taine King, Имер Ни Вэлдони
В главных ролях: Энтони Хопкинс, Мэттью Гуд, Джоди Бальфур, Орла Брэйди, Стивен Кэмпбелл Мур, Лив Лиза Фрис, Rhys Mannion

«Вы думаете, у вас будет завтра?» Фраза из фильма

Картина создана по мотивам одноимённой пьесы М.Джермейна, поставленной в 2009 году. [Всемирная премьера состоялась на ежегодном фестивале Американской академии киноискусства в 2023-м.] 
Сюжетная линия основана на недоказанном факте собственно встречи д-ра Фрейда с одним из наиболее выдающихся британских учёных-теологов, филологом, писателем Клайвом Стейплзом Льюисом. В скором будущем — автором фэнтезийно-детских «Хроник Нарнии», облетевших в дальнейшем весь мир. Впрочем, как и произведения першего приятеля Льюиса — Джона Толкина, вскользь упоминающегося в ленте. 
Любопытно в этой истории ещё и то, что в 1993 г. Хопкинс сыграл профессора Льюиса в мелодраме Р.Аттенборо «Страна теней». И вот спустя тридцать лет — самого 83-летнего Фрейда, внимающего относительно молодому учёному (41 год, — в исполнении актёра Мэттью Гуда). Поучительными сентенциями сходствуя с булгаковским доктором Преображенским. Только рассуждающим не о социалистических недостатках, а — о взгляде на Бога-Отца, вселенский разум вообще. И о войне и её глобальных следствиях — в частности.   

Фильм довольно проблематичный, «спутанный» с точки зрения восприятия. Сотрудничество с драматургом Сен-Жерменом позволило расширить театральные рамки до полноценного формата. Ушедшего от прямого диалога двух творцов о сотворении мира, Иисусе Христе и бесконечных философских постулатах. Разветвляясь по сюжетным линиям воспоминаниями о Первой мировой войне, в которой участвовал Льюис. И по нетривиальным отношениям Фрейда с дочерью Анной. (С учётом возраста относящейся к отцу как к ребёнку — старик хулиганист и несговорчив, что присуще детям.)
Думается, предвзятое мнение некоторых критиков о том, что режиссёр Мэтт Браун поддался моде последних десятилетий на нелинейные паттерны — временные рывки — не совсем верно. Да, некие «перескоки» присутствуют, но хронологии это не нарушает. Не претит.
Наоборот — театральная пьеса получает объёмную стерео-оптику. Что можно сравнить с нолановским «Оппенгеймером», также зацикленном на чёткой хронологии. И там и там обрывочной нелинейности — минимум. Но — минимум достаточный, дабы добавить в фабулу контрастов. Плюс — блестящая актёрская работа. Но — кто бы сомневался.  

И поскольку фильм «разговорный», биографично-неторопливый (в некоем смысле этим скучный), пробежимся по основополагающим из него цитатам:  

«Я уверен, добро восторжествует». Чемберлен
*
«Церковь прячется за невежеством». Фрейд
*
«И вот приснился мне сон…» Дж.Баньян, баптистский проповедник
*
«Что есть победа? Уничтожение еврейской расы в Европе». Гитлер
*
«Вера в безверие». Фрейд
*
«Если останешься дома — погибнешь». Дж.Баньян (Беньян: в лит-ре, — авт.)
*
«Пред ними маячит большая чёрная виселица!» Диккенс
*
«Библия — антология мифов и легенд. Но смерть Иисуса обратила миф в правду». Зигмунд Фрейд

Фильм начинается 3 сентября 1939 г. — буквально вслед внезапному вторжению Гитлера в Польшу. 
Фрейд умрёт 23 сентября, через три недели. Ему восемьдесят три. Но держится он неплохо. И читает лекции в лондонском универе. Также встречается с коллегами, шутит, смеётся. Принимает им самим выдуманные «алкоголизированные» лекарства. [По фильму. В жизни всё было чуть мрачней.] 
В Туманном Альбионе он относительно недавно — приехал годом ранее из Австрии, когда фашисты заполонили Вену.
Полемика с Льюисом в некоторой степени вторит повествованию одной из поздних работ Зигмунда Фрейда 1927 года. Посвящённой причинам происхождения, также особенностям религиозных верований с точки зрения психоанализа — «Будущее одной иллюзии». — Где размышления о загробной жизни — весьма вдохновляют как Льюиса, так и Зигмунда. Предчувствовавшего скорый финал. 
Фильм перемежается «потусторонними» грёзами Фрейда, — где он спорит не только с Льюисом. Но и сам с собой: прав он был или неправ в принципе, по существу и в частности? — В течение лет: в своих работах, делах и поступках.
Не зря мы пару раз упомянули проповедника Баньяна, прошедшего тяжелейший жизненный путь, как и Фрейд. Причём основой спора двух больших учёных стало аллегорическое обсуждение одного из крупнейших произведений английской религиозной литературы авторства Дж.Баньяна (1628—1688) «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну». — О чудесном дантовом перемещении из одного мира в иной.
Профессор Льюис бросает вызов фрейдистским взглядам на безверие.

Дам ряд мнемонических слоёв, отправных точек материала:

1)    Джон Толкин — гений. (Как бы фрейдовское допущение, соглашение с действительностью, с коей он не согласен. Но, — чтобы не обидеть собеседника.)
2)    Разгадка сновидений — фундаментальный принцип спора. — Это уже из категории функционального, врачебного, фрейдистского.
3)    Критика Фрейдом оксфордовской группы «Инкли́нгов», которую посещал проф. Льюис. Группы любителей фэнтези. Откуда выросли будущие кумиры сего непростого жанра: О.Барфилд Р.Хавард У.Когхилл Дж.Толкин, Х.Дайсон У.Льюис, Ч.Уильямс, мн. др.
[Не путать с И́нклингами — вымышленным гуманоидным видом. Произошедшим от моллюскоподобных устриц-кальмаров из Вселенной игр Nintendo.]
4)    Поиски детской травмы проф. Льюиса, — где явно читается юнговская теория последователя и приверженца Фрейда «ухода в лес».
5)    Фрейд — ребёнок. История его безвольного отца. Как зачаток Эдипова комплекса.
6)    Довольно запутанная история Льюиса. Связанная с любовным романом с… матерью лучшего товарища. Убитого на Первой мировой.
7)    Тема отношений Фрейда — с дочерью Анной. 
8)    Тема терпимости Фрейда к гомосексуализму. И нетерпимости (как ни странно) — к лесби. 

Итак, выпивая друг с другом виски, они пытаются ускоренно (ведь времени на дискуссии мало) найти-объяснить пришествие Бога. Или — наоборот.
Непосредственно тема «леса» Льюиса и «леса» Фрейда как философских категорий — соприкасаются. И тот и другой там находил отдохновение. Фрейд — утолял тоску. Льюис — детские фобии. Профессионально вытаскиваемые из подсознания собеседника Фрейдом.

Заключение

Отрицание Бога — отрицание «эдипового» влияния отца, как и мамы, по Фрейду. Тут лицезрим стержневой вектор картины: фрейдистское желание-наитие несуществования Христа может быть столь же сильно́, подобно льюисовскому обратному видению — непреходящей жажде Его присутствия. Бытия с Ним. И — приятию собственно Откровения. Фрейдом — неприемлемое. 

Как пример противопоставления конфликта мыслей и действий Фрейд рассказывает анекдот:
«Встречаются два еврея: чистый и не очень чистый. Один советует другому: 
— Прими ванну.
— Главное, чтобы меня не приняли, — отвечает второй».

В итоге естественным образом они спустились (или поднялись) к обсуждению темы и сути учения Евангелия. И, полемизируя о Боге, вышли на истинное лицо зверя, Дьявола: чудовища во плоти мирового зла — Гитлера.
Как отличное произведение искусства в жанре философического раздумья кино было бы неплохо пересмотреть. Но я не буду. Мне лучше со Стейтемом чё-нить. Быстрое. Резкое. Не печально-печальное…

 

5
1
Средняя оценка: 5
Проголосовало: 1