Книги, помогающие людям жить
Книги, помогающие людям жить
15 марта в Центральном Доме литераторов прошёл вечер «Горячий снег», посвящённый столетию Юрия Бондарева.
Разговор о Юрии Бондареве — это разговор о великой культуре, созданной в великой стране, это разговор о большой литературе, отсутствие которой сегодня смертельно опасно для нас, для страны.
Абсолютно прав писатель Юрий Поляков выразивший недоумение (это мягко говоря) по поводу того, что к 90-летию сатирика Михаила Жванецкого открыли мемориальную доску на доме, где он жил, а столетие выдающегося писателя-фронтовика Юрия Бондарева никакими памятными знаками отмечено не было. И это в нынешнее военное время.
Юрий Поляков
Как заметил Поляков, ныне выступающий в госпиталях, наши солдаты и офицеры читают «Горячий снег». В трудную годину им помогает Юрий Бондарев и никто иной.
Подтверждает это и писатель Лидия Сычёва, размышляя о читательском спросе в своей статье «О культурной самоорганизации» в одной из самых популярных газет страны:
«Юрий Бондарев — настоящий писатель, состоявшийся в годы расцвета книжной культуры. Но и сегодня его “Мгновения”, судя по интернет-статистике, читают сотни тысяч людей. При нулевой рекламе он выигрывает состязание за читательское внимание у “распиаренных и раскрученных” авторов. Значит, подлинность и мастерство все ещё востребованы. Красота слова — непобедима!».
Герои произведений Юрия Бондарева, начиная с его лейтенантской прозы, открывшей новое направление в русской литературе, и завершая романом «Бермудский треугольник» — о трагических последствиях разрушения советского государства, стали неким воплощением чести и правды, всего самого высокого в человеке, нравственным камертоном, раз эту прозу перечитывает уже четвёртое поколение наших соотечественников.
Писатель сам жил именно в такую нравственную меру, и для нас важна и поучительна гражданская позиция Юрия Бондарева. В 1991 году вместе с Валентином Распутиным, Валентином Варенниковым, Александром Прохановым, Геннадием Зюгановым Юрий Бондарев подписались под «Словом к народу» — обращением советских граждан к Михаилу Горбачёву и Борису Ельцину, в котором жёстко критиковалась перестройка, «свободный рынок», «демократизация», звучала тревога о грядущих катастрофических последствиях распада СССР, в том числе об угрозе гражданской войны.
В зале ЦДЛ перед зрителем прошёл видеосюжет с XIX-й партконференции 1988 года, где Юрий Бондарев в своём выступлении выразил личный взгляд на перестройку:
«Нам не надо разрушать старый мир до основания, — говорил он. — Нам нет нужды строить библейскую Вавилонскую башню, чтобы разрушить её или, вернее, увидеть её разрушение как несостоявшееся братство не понявших друг друга людей. Нам не нужно, чтобы мы, разрушая своё прошлое, добивали своё будущее… Мы хотим спасти народную культуру любой нации от несправедливого суда. Мы против того, чтобы наше общество стало толпой одиноких людей, добровольным узником коммерческой потребительской ловушки, обещающей роскошную жизнь всепроникающей чужой рекламой… При всей дискуссионности, спорах, расширении гласности, разгребании мусорных ям мы непобедимы только в единственном варианте — когда есть согласие в нравственной цели перестройки, т.е. перестройка ради материального блага и духовного объединения всех».
Выступая после прозвучавшей видеозаписи доклада Юрия Бондарева, писатель, публицист Анатолий Салуцкий, его близкий друг и соратник в те нелёгкие годы, высказал своё глубокое убеждение, что Юрий Васильевич войдёт не только в историю литературы как выдающийся писатель, но и в историю государства, потому что он один смог выразить так образно всю суть перестройки. Анатолий Салуцкий, вспоминая эпизоды из писательской жизни, к примеру, о взаимоотношениях великих современников Сергея Михалкова и Юрия Бондарева, обозначил такую значимую ипостась писателя, как сопротивление. Он отметил, что Бондарев не был «автоматчиком партии», и единственным принципом для него было служение правде.
«Мы — люди, причастные к творчеству и к жизни Юрия Васильевича, потому что она была объёмной, большой по годам, но она ещё была огромной по смыслам, по образам, по тому невероятному вихрю, который он принёс в мир литературы и обозначил целый новый этап литературы о войне. …Можно сказать, что его жизнь началась на фронте, хотя, конечно, он родился в Орске, и был в его жизни Урал с его прекрасными степями. Красота огромного Божьего мира, о которой он так прекрасно и вдохновенно потом написал, уже была в его душе. Но именно война невероятными усилиями смогла сформировать удивительный характер этого человека», — такие слова в этот вечер говорила Алла Панкова.
Надо отметить, что именно Юрий Бондарев назначил тридцать лет назад Аллу Васильевну руководителем Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России. И сегодня, словно возвращая ему дань памяти, Алла Панкова и её соратники дарят нам этот вечер.
Трудно не согласиться с ней в том, что Юрий Бондарев слышал Россию, и Россия слышала его, что он с честью вынес на своих плечах огромное призвание писателя.
Он умел быть благодарным. Так писал Бондарев о своём мастере в Литературном институте Константине Паустовском:
«С детских лет у меня сложился образ писателя — человека чуткого, доброго, умного, совершенно необыкновенного: он всё знает о жизни, о людях, и сам он — некий маг, кладезь человеческих судеб и чувств. Он обладает тайной — обыкновенными печатными знаками создавать мир, который для тебя реальнее реального… Всё чересчур оглушающе броское проходит, и остаются книги и только книги, помогающие людям жить и быть людьми».
Эти и другие строки Юрия Бондарева звучали на прошедшем в ЦДЛе вечере. Поэт Сергей Каргашин прочёл своё стихотворение «Я русский». Звучали и посвящения, к примеру, строки стихотворения Валентина Сорокина, посвящённого Юрию Бондареву, но процитировать здесь мне хотелось бы его воспоминания:
«Юрий Васильевич Бондарев — человек системных размышлений: ему — мало факта, события, даже — яви, нет, ему — подавай истину, с которой всё началось… И он, русский писатель, страдающей вместе с Россией, докапывается до того "злого и пульсирующего атома", вырабатывающего энергию непокоя и непорядка, силу, разрушающую нашу обитель… У Юрия Васильевича Бондарева — имя солдата, защитника, имя офицера жесткого советского времени, имя русского человека, приникшего сердцем к земле отцов, имя философа, стремящегося разобраться в ужасной катастрофе народов СССР, имя писателя, несгибаемого и беспощадного, и — слава ему и Богу!..».
С конструктивными решениями было связано выступление на вечере в ЦДЛ председателя Правления Союза писателей России Николая Иванова. Николай Фёдорович зачитал подготовленное Союзом писателей письмо в Министерство обороны РФ, в котором обозначено, что Секретариат Союза писателей России, отдавая дань памяти писателям-фронтовикам, выступает с инициативой рассмотреть вопрос возрождения массовой в годы Великой Отечественной войны практики присвоения почётных имён артиллерийским орудиям, танкам, системам залпового огня и другим видам боевого вооружения и техники. Первому орудию, экипаж которого проявляет в зоне СВО мужество, героизм и профессиональное мастерство, правление СП РФ ходатайствует присвоить имя писателя-артиллериста Юрия Бондарева.
Николай Иванов
Было озвучено и решение Секретариата Союза писателей России об учреждении литературных медалей «Горячий снег» и «Жди меня» для награждения писателей и волонтёров, участвующих в боевых действиях, работающих в зоне СВО и помогающих в борьбе против нацизма. Также в канун 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Секретариат СП РФ намерен рекомендовать руководителям региональных писательских организаций ввести в существующие литературные премии единую для Союза писателей номинацию «Горячий снег» — для оценки произведений, написанных о событиях Специальной военной операции.
Николай Иванов отметил, что в своё время Юрий Бондарев отказался принять из рук Ельцина Орден Дружбы. Но сегодня ситуация меняется. Вышел Указ Президента, в котором по ходатайству Министерства обороны сразу десять членов СП России удостоены государственных наград за участие в работе, связанной с СВО.
Ещё одно предложение Союза писателей России, которое озвучил председатель Правления СП РФ — это обращение к мэру Москвы Сергею Собянину, в Администрацию Президента, в Министерство иностранных дел РФ, к Союзу журналистов с инициативой переименовать Площадь Европы в районе Киевского вокзала Москвы в Площадь Русской весны — в ответ на агрессивную политику, развёрнутую коллективным Западом против нашего Отечества. Конечным поводом к этому предложению, как сообщается в документе, стали вопиющие, не имеющие исторических аналогов оскорбления, наносимые нашему Государству в лице его Президента В.В. Путина и главы МИДа С.В. Лаврова:
«Мы не имеем права молчать, — сказано в обращении, — когда в столицах европейских государств обсуждаются вопросы создания альянса по отправке войск на Украину для участия в войне против нашей Родины».
Николай Иванов убеждён, что Юрий Бондарев свои книги не придумывал, а добывал, и цель Союза писателей России — с его именем добыть и сегодняшнюю победу.
Юрий Бондарев будто бы из Вечности зовёт нас сегодня к действию. Писатели Юрий Поляков и Николай Иванов высказали своё намерение обратиться к властям с предложением открыть мемориальные доски на домах, где жили писатели-фронтовики, которым в нынешнем году исполняется по сто лет.
На вечере звучали имена соратников Юрия Бондарева — Сергея Викулова, Михаила Алексеева, которых сплотило противостояние, великий перелом, свершённый в Сталинграде. Говорилось о том, что Юрий Васильевич много помогал на литературном пути младшему поколению писателей — поколению детей победителей.
Тепло на душе у сидящих в зале становилось, когда звучали фрагменты произведений Юрия Бондарева, гармонично соединённые с видеосюжетами. Отрывки из книги «Мгновения»: «Катя», «Дивный голос», воспоминания «Я очень любил свою маму…», «Почему я не могу забыть», «Литература является поиском смысла жизни» читали Народный артист России Валентин Клементьев и народная артистка МХАТ им. М. Горького Татьяна Шалковская. Были представлены также фрагменты из фильма «Берег» по сценарию самого писателя.
Со щемящей досадой сегодня воспринимается выстраданное Юрием Бондаревым, выношенное им понимание:
«Фашизм — это философия насилия и разрушения личности, сила выше права. Это жирно дымящие трубы крематориев в концлагерях, выстрелы в затылок, презрительное отрицание совести как сентиментальности, мешающей нажать спусковой крючок автомата, нацеленного в глаза ребёнка. Третий Рейх существовал двенадцать лет, уничтожив за этот короткий срок миллионы людей. На оружии стояло клеймо, подобное счастливому заклинанию: “С нами Бог”. Гитлер верил, что он немецкий вооружённый мессия, самой судьбой предназначенный огнём и мечом принести в мир свою идею очищения. Острие гигантской военной машины было направлено на Восток, на нас, главную цель Третьего Рейха. Само поражение немецких армий — веское доказательство краха Третьего Рейха. Будущий историк прикоснётся к годам этой священной войны с фашизмом и будет потрясён мужеством нашего народа».
На вечере историк Денис Шполянский зачитал Послание от помощника президента РФ, председателя Российского исторического общества Владимира Мединского, в котором прозвучала высокая оценка трудов Юрия Бондарева и была выражена благодарность писательскому сообществу.
Зрители достойно оценили музыкальную часть вечера, которая органично вошла в тональность всех выступлений, в чём, несомненно, заслуга профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженной артистки России Полины Федотовой (фортепиано) и лауреата международных конкурсов Давида Ардуханяна (скрипка).
Украсили эту встречу исполнением военных песен солистка театра «Новая опера» им. Е. Колобова, заслуженная артистке Башкортостана Елена Терентьева, народная артистка РСФСР Людмила Зайцева, певица Стелла Аргату.
Торжественность вечеру придали прозвучавшие «Музыка для камерного оркестра» Георгия Свиридова, исполненная Ансамблем солистов Московского камерного оркестра «Времена года», и Ансамбль песни и пляски им. А. Александрова, исполнивший «Поклонимся великим тем годам», «Горячий снег».
Завершил торжество своим выступлением внук Юрия Бондарева Андрей Бондарев, собранно, достойно сказав о великом писателе и очень близком ему человеке.
«Юрий Бондарев, Фёдор Абрамов, Константин Воробьёв, Иван Акулов, Борис Можаев, какие писатели родные, какие имена русские! Бондарева не обошла слава, не минули награды, звания, должности, почести, но Юрий Бондарев ни разу ни перед Хрущевым, ни перед Брежневым, ни перед Андроповым, ни перед Горбачёвым, ни перед Ельциным не уронил чести русского писателя, не опозорил СССР, не изменил России: что-то есть в нём навсегда — от солдатского братства, от окопной верности, от русской красивой мудрости и русской неистребимой удали!..» — так запечатлел старшего товарища в своих воспоминаниях Валентин Сорокин.
А писатель Юрий Милославский на своей страничке «Вконтакте» пишет:
«Царство Небесное, вечный покой приснопоминаемому рабу Божию воину Георгию. Четыре года тому, 29 марта 2020 года, ушёл от нас Юрий Васильевич Бондарев — последний из великих русских писателей, а нового ждать — дождемся ли?».
Да, поколение двадцатых годов рождения, фронтовики, вернувшиеся в 1945-м с Победой, на целых полвека подарили мир всей Европе. Это они стали школьными учителями и университетскими преподавателями, встали к станкам на заводах, пришли в науку и медицину. Они создали великую литературу XX века. Мы жили за ними, как за каменной стеной. Но они уходят. И впору задаться вопросом: а сегодняшние власть, общество, культурная атмосфера способны ли взрастить писателя — национального, многопланового, державного?..