Пакт Рериха

От редактора

Блиц-очерк А.Мелихова о роли Николая Рериха, охраны достояний культуры в годы войн, — точен, хотя и заканчивается мощным аккордом пессимизма: «Был принят заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета. Этот символ должен быть известен и уважаться так же, как Красный Крест. Видели ли вы его хоть однажды? Вот то-то и оно-то… Это и есть реальная цена культуры в нашем мире».

Публикуя его, хочется немного возразить, даже спародировать этот финал: 

«Внимание Рериха к достояниям культуры вызвало в частности внимание к древней, более чем тысячелетней столице Японии — уникальному городу Киото (Хайан). Киото был включен в список целей атомных бомбардировок наряду с Хиросимой, Нагасаки, но “спасен” тем, что под “Вашингтонским пактом об охране культурно-исторических ценностей” (Пакт Рериха) стояла подпись и президента США. Правде порой форсируется версия решающего голоса военного министра США Генри Стимсона, “который, в бытность генерал-губернатором Филиппин, посетил Киото в свой медовый месяц”». 
Плюс боковая ветвь: «Стимсоны якобы и посетили Киото, как город из “списка Рериха”. В любом случае связь прослеживается.
А пародирование финала публикуемого очерка?..
— Видели Киото?
— Вот то-то...» 

Игорь Шумейко

Когда говорят пушки, музы не молчат — во время Великой Отечественной войны были написаны потрясающие стихи, гениальные песни… Но музам безгласным никогда не удавалось купить жизнь ценой молчания, — пушки не щадили ни архитектурных, ни живописных шедевров. Великий русский художник Николай Рерих еще во время Первой мировой войны пытался призвать сражающиеся армии проявить хотя бы минимальную жалость к вершинным достижениям человеческого духа, но тщетно: когда говорят пушки, совесть молчит.


Н.К.Рерих

Однако Рерих надеялся, что вместо совести заговорит закон. Разработанное с помощью юристов обращение к народам и правительствам всех стран было опубликовано на многих языках в 1929 году. В обращении предлагался проект международного договора, который бы брал под защиту сокровища культуры и науки, выделяя их особым флагом, — этот флаг должен был обрести такое же мировое признание, как Красный Крест. После двух международных конференций 1931 и 1932 года в дивном бельгийском городе Брюгге Третья международная конференция 1933 г., проходившая в Вашингтоне с участием представителей тридцати шести государств, поддержала пакт Рериха, — но — страны-агрессоры предпочли иметь свободные руки. Правда, в 1935 году в Вашингтоне было подписано Панамериканское соглашение, но ведь ни Северная, ни Южная Америка не входили в предполагаемый театр военных действий. Однако хорошо было уже и то, что пакт Рериха из разряда благих пожеланий начинал перемещаться в зону международного права. Суть соглашения сводилась к тому, что исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения должны считаться нейтральными и, вместе с их сотрудниками, пользоваться уважением и покровительством воюющих сторон. Для обозначения этих памятников и учреждений предлагался особый флаг: красная окружность на белом фоне, охватывающая три круга меньшего размера.


Постер «50 лет “Пакту Рериха”». Выставлен в мемориальном кабинете Н.К.Рериха в Музее Востока в Москве.

Но уже из того факта, что облик этого флага почти никому не известен за исключением специалистов, становится ясно, что никаких практических последствий это соглашение не возымело. В 1950 г. Комитет пакта Рериха обратился в ЮНЕСКО, и через какие-то четыре года была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей. Согласно этой конвенции, объектом защиты во время вооруженных конфликтов объявлены всевозможные культурные ценности, а также здания для их хранения и экспонирования. При этом запрещалось использование культурных ценностей в целях, которые могут привести к их разрушению или повреждению в случае вооруженного конфликта. Собственно, Гаагскую конвенцию 1954 г. и можно считать правовым воплощением пакта Рериха. Правда, вместо предложенного Рерихом охранного символа был принят заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета. Этот символ должен быть известен и уважаться так же, как Красный Крест. Видели ли вы его хоть однажды? Вот то-то и оно-то… Это и есть реальная цена культуры в нашем мире.


Эмблема, принятая Гаагской конвенцией 1954 г.: отличительный знак культурного достояния.

На обложке: Подписание Пакта Рериха в Белом Доме, Вашингтон, США. 15.04.1935 г.

 

5
1
Средняя оценка: 4
Проголосовало: 4