В капитализм выбрались единицы. От глухой самодеятельности — к профессиональным поп-звёздам
В капитализм выбрались единицы. От глухой самодеятельности — к профессиональным поп-звёздам
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ
Пятый день повсюду слякоть,
Но меня она не злит.
Не от кого слёзы прятать,
Не с кем беды разделить…
Ю. Лоза
К 92-му система рок-клубов по всей стране практически сдулась. Уступив место… Да никому не уступив, в общем-то!
Рок-монстры 80-х доживали «хипповский» век. Век честных песен и новых (для той поры) ритмов. И… уплывали с уставшим от них Хароном в небытие.
Из купринской самодеятельной рок-«ямы», скажем, выползли единицы. Которые у всех на слуху. Которых успели подхватить продюсеры: «ДДТ», «Наутилус», «Кино», «Алиса», «АукцЫон».
Наступал тяжёлый, отнюдь не блюз-роковый, век безвременья и потерь. И «парням с гитарами» по-сарухановски надо было перестраиваться в… попсу. В электро-поп. В агутинские хип-хоп-хап «ла-ла-лей»…
И эту затяжную паузу: от 1990-х — к 2000-м выдержали далеко не все.
Тем не менее в Союзе работали сонмы суперпрофессиональных групп, ВИА.
Это и «Песняры», и «Весёлые ребята». Пугачёва со всеми её реинкарнациями-ансамблями-балетами. «Лейся песня», «Красные маки», «Карнавал» — перешедший потом в кузьминский «Динамик»… Эстрадных коллективов не счесть.
Из них тоже не все преодолели фетовский «шлагбаум веков», — оставшись в прошлом. Причём в великом прошлом, незабываемом. Светлом. (Особенно для меломанов.)
- Таков перешагнувший веху В. Кузьмин — в пику будто заснувшему там, во вчера, А. Барыкину.
- Таковы «выжившие» Крис Кельми с уехавшим в US А. Ситковецким — в пику ими же созданным группам «Автограф», «Високосное лето», «Рок-ателье», почившим в 90-х.
- Таков певец-композитор-поэт И. Саруханов, — выскочивший в новый век из маломерных штанишек «Синей птицы» с группой «Круг».
- Такова любимица миллионов мужЫков Алёна Апина, — вовремя покинувшая «Комбинацию». Запечатлев себя в вечности прикольно-«женскими», девчачьими хитами.
- Таков «неубиваемый» продюсер Стас Намин с перевоплощениями-реинкарнациям «Парка Горького» — в пику им же созданным «Цветам» — из анналов незабвенной памяти СССР.
Ну и конечно, монстр всех монстров «всех времён и народов» — Бари Алибасов, «дуркующий»-кичившийся с приснопамятным взаимоинтегрируемым «Интегралом» аж с 1960-х гг.! Переживший всех и вся. Всё, что можно. И всё, что нельзя. И в личном плане тоже, о том не будем…
Помнится, в увертюре 1980-х я частенько забегал (втихаря) на репетиции «Интеграла». В ту пору, когда там пел Юрий Лоза (ещё до «Примуса» и до «Зодчих»). Глядел из затемнённого зала, как Эдуардыч выстраивал нетривиальные отношения с коллегами. Это было нелегко и довольно неспокойно.
Лоза — хара́ктерный, не привыкший беспрекословно подчиняться, неуравновешенный, амбициозный. Гордый. Вечно спорящий с шефом-Алибасовым. Оспаривающий, — доказывая свою и только свою личную правду.
Они как раз репетировали буквально вчера сочинённую вещь:
Далее…
Пробежимся по «капиталистическому» антуражу 1992 года. Где есть от чего прийти в ужас. Как от разом выпрыгнувших из драного, но «стабильного» социалистического зипуна — в «кровавую» эпоху убойно-взрывных продовольственно-товарных цен. Так же как вздрагивал потрясённый зритель при виде внезапной смерти монашки Мэри М’Кормик, — придавленной внушительно-тяжёлой буквой «С». Выпавшей с огромной вывески отеля Capwell. Из включившейся намедни (изо всех утюгов) бесконечной «Санты-Барбары» — самого обожаемого домохозяйками 90-х двухтысячесерийного (с хвостиком) сериала.
Были, кстати, некоторые из подобных дам, реально проведшие богемно-$богатую калифорнийскую жизнь за телеэкраном. Кто в антураже заокеанских мизансцен даже не заметил(!) собственно лихих 90-х. Которые позже недоумённо спрашивали в Сетях: «Что за “чёрный вторник”?»; «Павловская реформа?»; «Какая нафиг приватизация?»; «За что убили Листьева?»; «Как, и Талькова грохнули?»…
Итак, 1992 год. По пунктам, вкратце:
- Беспорядочно-стихийная уличная торговля;
- Начало «космической» эры секонд-хенда;
- Российская премия «Букер»;
- КПСС в оппозиции (упрощена в ноябре 1991-го);
- Дикий ларёчный бизнес;
- Начало жуткой эры автоугонов;
- Зарождение эры фальшивых АВИЗО;
- Эра АОНов, автоответчиков-радиотелефонов (до мобил-«моторол» оставалось недолго);
- Начало эры Ю. Лужкова — «лужковщины»;
- Глобальная эра продажи-перепродажи ворованного металла;
- Эра чубайсовских ваучеров;
- Эра палёной водки и денатуратов типа «Рояль»;
- Эра черномырдинского косноязычия — типа «За рынок без базара»;
- Начинается долгая эра… бухгалтеров (без коих в бизнесе не прожить).
Вот от «Бухгалтера», вечнозелёного бестселлера «Комбинации»-91, также сольного репертуара Алёны Апиной, — и перейдём снова к музыке.
Вернёмся к вышеупомянутому первому из первых — суперпродюсеру и супермену — Бари Алибасову с группой «На-На». [Понятно, что А. Разин с «Ласковым маем» наступал ему на пятки, но тем не менее — «На-На» в сотни параграфов профессиональней разинских «плачущих» клоунов. (С клонами заодно.) К тому же в 92-м году «Май» уже изрядно загибался.]
Группа «На-На» — один из главнейших примеров переобувания (в хорошем смысле) на лету — с учётом мировых музыкальных, продюсерских запросов, требований быстро летящего времени.
Они выступают до сих пор, — что лишний раз говорит о великолепном предвидении Алибасова-экспериментатора, чувствовании текущего момента. Ведь с прелюдии карьеры (в 1966 г.) он избороздил в океане бескрайних звуков абсолютно все стили и жанры — джаз-блюз, кантри, фьюжн-психоделик, диско-поп. Создавал блестящие костюмированные, светозвуковые, лазерно-игровые представления, сходные с шекспировско-уличными буффонадами: не слыханными до того в СССР. [Притом что был бит властью за сверхноваторство, но не суть…]
Далее… Пройдемся по эстрадным гигантам. Оформившим мировую шоу-палитру — повестку дня того времени.
Благодаря бешено развивающемуся видеоискусству, спутниковому телевидению, знаковые песни 1980-х гг. приобрели в 90-х новые качества.
Например, трек Полы Абдул «Straight Up» 1988 года взыграл свежим саундом, свежими красками в 92-м (особенно с появлением ночных клубов и казино в России):
Над всеми и везде властвовал Джексон — с планетарным турне Dangerous World Tour. Хит-парады возглавляли джексоновские «Remember the Time», «In the Closet», «Jam»; «Билли Джин» — с лунной походкой кумира миллионов. Кстати, в июне 2021 года «Билли»-клип набрал 1 млрд. просмотров.
Дальше…
Уитни Хьюстон, безусловно: с непревзойдённой «I’m Your Baby Tonight» (1990). — Самым продаваемым синглом в UK.
Разумеется, что жарку́ в печку Уитни-обожания нагнал тогда фильм «Телохранитель»-92 с Костнером.
- Simply Red — с самым продаваемым альбомом в UK;
- Boyz II Men — с самым реализуемым синглом в США;
- Эрик Клэптон;
- Мальчиковая «Take That»;
- Энни Леннокс;
- Pavement;
- Nirvana;
- Эйсид-джаз группа Jamiroquai;
- Прошёл знаменитый концерт памяти Фредди Меркьюри на стадионе Уэмбли;
- Ace of Base, непреложно.
Самый продаваемый альбом в США-92 по версии Billboard-200 — «Ropin' the Wind» Гарта Брукса:
Хотя лично я, чессговоря, не совсем его (ментально) понял. Наверно, это чисто американская кантри-заморочка. Цепляющая глубинные струны народа-завоевателя, народа-рабовладельца, народа, победившего рабство. Американская народная песня, в общем.
Россия же, в свою очередь, только-только принялась несмело «пританцовывать» после жёстких политических перипетий.
Телевидение взрывалось фантасмагоричными программами. На фоне раскупориваемых, как из консервной банки, свобод — формировались новые, в том числе с долей частного капитала, радиостанции («Европа Плюс»), телепрограммы («Взгляд»).
Российская поп-культура твёрдо поворачивала на путь вестернизации, проффесионализации и, наконец, тотальной коммерциализации всего и вся. Оставив самодеятельный пласт творчества в дикой «звериной» гонке за зрителем — далеко позади.
Коротко — список артистов начала 1990-х. Без каталогизации по жанрам (поп-рок-шансон):
- С. Пенкин
- Lada Dance
- Дм. Маликов
- Таня Буланова
- В. Меладзе
- А. Губин
- Л. Агутин
- Н. Королёва с Николаевым и без
- «Академия», кабаре-дуэт
- О. Газманов
- Г. Лепс
- М. Насыров
- Пресняков-Варум, дуэт
- С. Минаев
- «А-студио»
- «Сектор Газа»
- «Ария»
- К. Орбакайте с мамой (куда ж без неё!)
- «Гражданская оборона»
- «Блестящие»
- «Руки Вверх!»
- «Иванушки-интернешнл»
- «Тараканы!»
- «Лесоповал»
- «Маша и Медведи»
- Люба Успенская
- «Король и Шут»
- «Нэнси»
- «Сплин»
- С. «Би-2»
- Наговицын
- А. Розенбаум
- «Кар-Мэн»
- «Мумий Тролль»
- «Земфира»
- С. Михайлов
- М. Шуфутинский
- Bad Balance
- «Мальчишник»
- В. Сташевский
- М. Круг
То лишь небольшой список тех, кто прорвался в новый век. Кто в дальнейшем будет представлять российскую музыку по всему миру. Тех, кто пройдёт ой как не лёгкий путь русского артиста! — порой гонимого, ругаемого-критикуемого снизу доверху.
И тот, кто достойно выдержит-осилит тернистую дорогу шипов, славы и слёз, достоин всяческих похвал — и безграничной зрительской любви.
P.S. К слову, это — одна из любимейших моих песен: — тоже пережила многих и многое. Перепрыгнув из тех благодатно-эсэсэсэровских застойных лет — в новый век «акций, рент и облигаций», — как сказал однажды Блок. И под которую годы и годы плясали чёрные с серебряными пуговицами, малиновые с золотыми, а потом и «от Брионии» — пиджаки. С припрятанным под лацканом пистолетом…
По мощам и елей, как говорится. Талант — всегда прорвётся.