Из Сибири — Пушкину, с любовью

31 мая 2024 г. в Государственной публичной исторической библиотеке (исторический зал «Под сводами») прошла презентация новых шедевров книжного искусства — изданий общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска».

Представлены живописно-графический альбом с пушкинским текстом «Моцарта и Сальери» и уникальное издание трагедии «Борис Годунов».

Гостеприимный хозяин, директор библиотеки Михаил Дмитриевич Афанасьев и Глава Фонда — Аркадий Григорьевич Елфимов [на фото обложки] раскрыли (сначала физически перелистав) эти шедевры российской полиграфии. А затем раскрыли их «виртуально», — проследив весь путь от замысла до нынешней презентации.
Мне доводилось присутствовать при торжественных дарениях книг Фонда — РГБ в «Пашковом доме», президентской Библиотеке на Старой площади и слышать немало восторженных оценок. Ныне традицию восхищенного перелистывания тяжелых страниц продолжил директор Музея истории русской литературы Дмитрий Бак: 

«То, что делает Аркадий Елфимов со товарищи — уникальные произведения современного искусства. Книги с нами разговаривают не только когда их читаем, но и когда мы их видим. Книга — не просто текст».

Главный редактор «Года литературы» (приложение к «Российской газете») Михаил Визель также отметил: 

«Прекрасны эти щедрые дары Тобольска к 225-летию Пушкина — сценографический “Годунов”, каллиграфический “Моцарт и Сальери”».

Аркадий Елфимов: 

«Давно ли Россия была “с головой” вовлечена в глобальный процесс угрюмого расчеловечивания, измены вечным накоплениям народной культуры, тысячелетиям освоения христианских ценностей, глубокому отношению к тьме и свету, отвечающим им злу и добру? И одним из главных духовных бастионов на пути тёмных сил было именно Пушкинское слово, вобравшее в себя тайну вечности народа и языка.
Потому-то и фонд “Возрождение Тобольска”, созданный в разгар очередного русского лихолетья, равняясь и на Пушкинское слово, стремился к тому, чтобы стать подмогой таким бастионам, шаг за шагом, книга за книгой обретая их значение. Потому-то к 225-летию великого русского поэта фонд приготовил замечательный подарок — издание уникальной живописно-графической книги выдающегося каллиграфа Юрия Анатольевича Ноздрина и замечательного художника книги Ивана Лукьянова, с пушкинским текстом “Моцарта и Сальери” (типография “Новые решения” А.В. Снитенко)».


Иван Лукьянов: "Моцарт & Caльери" 

Фото: М.Визель. Ю.Ноздрин, А.Афанасьев, А.Елфимов

Главные накопления Аркадия Елфимова, в советские времена строителя, а затем и мэра Тобольска, — уважение сибиряков, большое доверие предпринимателей. Председатель Союза нефтегазопромышленников России, Юрий Константинович Шафраник — давний организационный, финансовый мотор проектов Фонда. А нынешнему «пушкинскому» проекту помог сбыться крупный IT-предприниматель из Омска Святослав Николаевич Капустин.
Крупноформатная, в драгоценном переплёте книга, в которой каждая буква имеет неповторимое начертание, воспринимается вершиной каллиграфического искусства. Художественный образ книги решён под знаком синтеза, созвучия, полифонии смыслов, видов искусств, времён и судеб. Музыка и поэзия, живопись и каллиграфия, философия и драматургия, история и легенда — всё здесь сплелось в единое гармоничное целое. Книга также пронизана символикой всех её элементов. В цветовом решении преобладают белый, чёрный и красный. Извечный дуализм добра и зла выражен контрастом чёрного и белого, а «примиряющее» начало — любовь и творчество — красным. 
Средствами каллиграфии, через буквы, цвет, ритм, паузы, расположение и характер написания художник передаёт своё прочтение великого произведения А.С. Пушкина. Для развития темы «буквенной мелодии» в основу оформления книги легли шрифтовые композиции гарнитуры Minion, задавая музыкально-лирическую тему шрифта. Смысловой акцент в дизайне книги сделал на личности Моцарта и творческом пути гения. Ноты, используемые в оформлении разворотов, предваряют встречу с каллиграфической вязью, настраивая на чувственное, музыкальное прочтение трагедии, прожитой через написание поэзии Пушкина. В названии книги используется «амперсанд», в латинском алфавите означающий союз «и». Его начертание очень элегантно, напоминает музыкальный инструмент. Короля играет свита, в нашем случае гения Моцарта раскрывает Сальери, труженик композиторского цеха, мастер своего дела. Так свет проявляет тень. Талант и посредственность различны, но для понимания сущности обоих нужно противопоставление. Так Пушкин противопоставляет двух героев, а художник Иван Лукьянов графически объединяет их в единое целое, своеобразный рисунок — конструкцию из света и тени.
«Маленькая трагедия» А.С. Пушкина, так необычно воплощённая в этой книге, вырастает до масштабов эпической вселенской драмы, где макромир гениального замысла поэта отражается в микромире каждой буквы, знака препинания, цветового пятна. Издание этой великолепной книги — замечательный подарок к юбилею великого русского поэта всем многочисленным его почитателям.

 
Фото М.Визеля

Для создания серии иллюстраций и дизайна книги «А.С. Пушкин. Борис Годунов» (типография August Borg Л.В. Карлюк) фондом «Возрождение Тобольска» был приглашён выдающийся российский мастер книжной графики и театрального искусства, лауреат премии города Москвы, лауреат премии им. В.А. Фаворского, победитель многих всемирных конкурсов искусства книги Василий Евгеньевич Валериус.
Это подарочное издание представляет собою крупноформатный (44х33 см) альбом, содержащий двадцать одну полностраничную иллюстрацию и текст пьесы, напечатанный на тонких, с изменяющейся прозрачностью листочках особой бумаги. В.Е. Валериус применил новаторский подход к проблеме иллюстрирования. Впервые со времени создания трагедии иллюстрации выполнены как изображение сценического пространства спектакля — это длинный ряд сценографических вариаций, представляющий места действия пьесы сквозь призму эмоционального и духовного восприятия персонажей.
Сложный, насыщенный изображением переплёт книги возрождает художественные и технологические традиции русских кожаных переплётов середины ХIХ в. Издание получилось уникальным и в технологическом отношении. Применены в том числе и специально разработанные для этой книги технологические схемы и приёмы. Для достижения необходимого художественного результата потребовалась кооперация нескольких полиграфических предприятий, располагающих различным технологическим оборудованием.
Многие тысячи томов, изданных Фондом «Возрождение Тобольска» разошлись по библиотекам Сибири, России. Уровня подарков Главам государств и просто — качества достойного российского читателя. До новых книг!

На обложке, слева направо: М.Афанасьев, А.Елфимов. Фото И.Шумейко

5
1
Средняя оценка: 3.33333
Проголосовало: 30