Ванечка

— Это — легенда, которую сложили жители воющего Донбасса. Она передаётся из уст в уста, — услышал я в одном из подмосковных храмов, где собирали гуманитарную помощь для Донбасса.
Невольно прислушался к разговору двух женщин. Они складывали в коробки то, что принесли прихожане. Подошёл, поздоровался.
— Что же это за легенда такая? — поинтересовался я. — Расскажите, пожалуйста.
И Вера и Надежда — так звали женщин — поведали мне такую историю.

***

Война в Донбассе, увы, не обошла стороной и его святые обители. 
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь, что в селе Никольское Волновахского района Донецкой Народной Республики, приютил беженцев из разных городов и сёл Донбасса и ближайших регионов Украины. Среди беженцев было много раненых, стариков, детей. 
В марте 2022 года наши освободили село Никольское и монастырь, где в течение месяца и жители села, и беженцы укрывались от обстрелов. И всего их было здесь, этих страдальцев, наверное, полтысячи. Обстрелы были ежедневно. По несколько часов в день.

***

Два купола Успенского собора во время обстрелов повреждены. Снаряды дважды прошили верхушку собора насквозь. То, что купола не обрушились и не загорелись, в обители считают чудом.
От Васильевского храма остались только стены. Кровли нет. Всё сожжено. 
Рядом — обгоревшая келья основателя монастыря схиархимандрита Зосимы (Сокур), почившего два десятилетия назад и погребённого в часовне-усыпальнице близ Успенского собора. 
Возле кельи старца — и это тоже чудо! — уцелел памятник святому праведному Иоанну Кронштадскому. 

***

Когда обитель освободили, беженцев эвакуировали. Но не всех, а в первую очередь стариков и больных. Всех-то трудно было эвакуировать под обстрелами: ведь от укреплений ВСУ до Никольского и монастыря было совсем близко. 
Продукты и вода в обители были. А вот хлеба нет. Монастырская пекарня сгорела при обстреле.
Жителей в Никольском осталось немного. Рискуя жизнью, они приходят в монастырь за водой, продуктами, лекарствами. 
А эти-то нелюди постоянно обстреливают и саму обитель, и единственную дорогу в монастырь.
Заложники у них в качестве «живого щита». В монастырь трудно доставить гуманитарную помощь, вывезти в безопасное место раненых и больных. 

***

Обстрел обители начинался внезапно. Некоторые из беженцев не выходили из подвалов по многу дней. 
Те, кто решался выйти за водой, рисковали попасть под обстрел. Жертвы уже были. А сколько их ещё может быть — Бог весть.
— Да они просто сатанисты, — говорят люди. 

***

Но монастырь молится и жив. Святыню уничтожить невозможно. И монахи и монахини, и беженцы усердно молятся Матери Божией. 
Главный собор обители посвящён Успению Пресвятой Богородицы. И она здесь — святая Игумения.
В Нижнем храме собора службы практически круглые сутки. 

***

Среди беженцев была и Василиса, женщина лет шестидесяти. До войны по благословению своего духовника она вела занятия в воскресной школе в небольшом донбасском городке. 
В первый же раз, когда она пошла в храм на службу, Василиса попала под обстрел, получила ранение — слава Богу, лёгкое.
Теперь она тоже не выходила из подвала. И ежедневно усердно молилась Божией Матери и угодникам Божиим.
А когда вновь пришла в храм, в исполнении сестринского хора услышала окончание духовного песнопения «Воспомянем о батюшке Зосиме»:

…Воспомянем о батюшке Зосиме,
Молитвенно попросим, преклонясь.
Он завещал нам быть со всеми в мире.
И обещал быть с нами в трудный час.

***

Никто из беженцев не знал, когда точно появился среди них этот мальчик лет 10-12, чей он, как его зовут. Но вот уже недели две он был среди них. Помогал каждому, чем мог. Подбадривал. Улыбался, шутил.
— Что-то мы тебя в Никольском никогда не видели, — говорили сельчане. — Может, ты из Волновахи?
Мальчик молчал.
— И мы тоже, — говорили беженцы из Волновахи.
— Как тебя зовут? — поинтересовалась одна бабуля.
— Иоанн я. Зовите Ванечкой.
И это ласково-домашнее — «Ванечка» — ещё больше расположило к нему людей.
— Чей же ты: ни родителей, ни бабушки или дедушки рядом с тобой нет?
— Божий! — улыбался Ванечка.

***

Ванечка появлялся и уходил. Вновь появлялся и вновь уходил.
— Да не сон ли это? — говорили одни.
Уже который год шла война в Донбассе. Люди настрадались. 
— Да какие сны сейчас? — говорили другие. — Всё, всё отняла у нас война. И сны тоже.
— Не ангел ли это? — говорили третьи.
— Да нет, хлопец это, настоящий хлопец, — вступила в разговор бабушка, постель которой размещалась в самом дальнем углу. — На днях захотела чайку попить, а встать не могла. 
— И что? — заинтересовались соседки.
— А то, что ангелы — духи бесплотные, невидимые для наших глаз, и потому помощь их зачастую невидимая. Хлопчика этого, Ванечку, мы все видим каждый день. И на руку я его оперлась, тёплую человеческую руку, и с помощью Ванечки подошла к столу, выпила чаю.

***

Ванечка и воду приносит пожилым людям, и иной раз положит прямо в ладошки просфору. 
Те, что пекли монахини и трудницы в своей пекарне, уже давно должны были закончиться. 
А эта, в ладошке, — словно только испеченная. 
И это не только радость и поддержка пожилому человеку. Это — настоящее чудо во время войны.

***

В июне 2022 года военнослужащие и спасатели Донецкой Народной Республики под огнём ВСУ смогли эвакуировать из монастыря стариков, монахинь и инвалидов. 
Дорога через войну была тяжёлой. Но все в автобусе верили, что Победа близка. 
Ехали с Иисусовой молитвой. И вновь, как многих в монастыре, она спасала при обстрелах. 
И ещё беженцы с теплотой вспоминали Ванечку. 

***

И вот автобус, как Ноев ковчег в пучине войны, доставил их всех в безопасное место.
Василиса, которая после долгих лет разлуки надеялась наконец увидеть дочь и внуков в Донецке, спросила:
— А где же наш Ванечка? Почему его нет с нами? Ведь Ванечка вроде сирота? Почему он остался в монастыре?
Одна из монахинь сразу поняла, о ком идёт речь.
— А Ванечка остался в монастыре других беженцев утешать и поддерживать.
Монахиня протянула Василисе иконку святого праведного Иоанна Кронштадского.
— Старец Зосима очень почитал и молился Кронштадскому пастырю всю жизнь, и всех благословлял молиться. 
— И я буду молиться, — с благодарностью принимая иконку, промолвила Василиса. 
— А ведь и у нашего дорогого батюшки Зосимы, — улыбнулась монахиня, — мирское имя Иоанн. Ваней, Ванечкой его звали до монашеского пострига.
И добавила: 
— Ему мы тоже усердно молимся. Хотя и не прославлен он пока в лике святых. Молимся и поём в духовном песнопении:

…Он завещал нам быть со всеми в мире.
И обещал быть с нами в трудный час.

И тут только к Василисе пришло озарение: 
— За обыкновенным мальчиком, — с радостью думала она, — скрывается великая духовная Реальность. Ванечка — это Зосима! Молитвы становятся явью. Старцу Зосиме молятся. Он сам к нам приходил! 

***

Здесь, в монастыре, а теперь после беседы с монахиней, Василиса по-настоящему поверила в реальное присутствие в нашей жизни небесных молитвенников и заступников. 
Поверила, что благодаря им живёт и побеждает Россия. Наше Земное Отечество, которое однажды князь Вяземский назвал «вечностью на земле». 
— Приезжай к нам, сестра, в мирное время, обязательно приезжай! — сказала монахиня Василисе. 
И повторила:
— Приезжай к нам, сестра!

***

Стоят посреди степи в далёком донбасском селе две обители: мужская и женская. Стоят как духовные крепости. Как осознанный вызов силам беспредела и зла. 
И сам Донбасс, и враги его прекрасно понимают цену этому самоотверженному вызову. 
Беженцы, что спасли монастырь, Бог даст, приедут сюда в мирное время. Приедут в обитель старца, приедут к Ванечке. 
Ведь для всех них обитель батюшки Зосимы теперь как дом родной, а с его насельниками и насельницами, с которыми породнила война, они как одна семья. 
Приедут. Вспомнят вместе, что пережили. И вместе помолятся за любимый, настрадавшийся Донбасс.

***

Вот такую легенду передают из уст в уста жители воющего Донбасса. Я благодарен Вере и Надежде, которые поведали мне эту легенду в одном из подмосковных храмов.
А мысль о рассказе, полагаю, внушил мне сам старец Зосима, Ванечка.
Когда я поделился этой историей со своим другом, он сказал:
— Спасибо, брат! Ванечка в этой истории такой реальный, совсем живой, в него веришь. И то, что он остался в монастыре утешать беженцев, очень правильно: война не кончена, и без Ванечки не закончится. Ванечка защищает Донбасс и Россию. А нам — новых Ванечек рожать.

3 сентября 2022 года

На фото обложки: Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь

5
1
Средняя оценка: 3.10714
Проголосовало: 28