Театр кукол на тропе войны
Театр кукол на тропе войны
Бытует мнение, что творческие люди — представители наиболее стойкой и активной части общества. Их не страшат ни природные катаклизмы, ни военные будни.
Актрисы Луганского Академического Театра Кукол: Ольга Шумченко, Маргарита Лясникова и Яна Гуменюк — собственным примером лишь подтверждают данный вывод. Несмотря на воскресный день и 35-градусную жару, девушки согласились встретиться, чтобы рассказать о своём творческом пути и текущих реалиях театральной жизни Луганска.
Мы уединились в городском сквере, расположенном возле библиотеки им. Максима Горького, и на добрые два часа погрузились в душевную беседу. Хотя девушки являются и коллегами, и подругами, они очень разные. Существенно разнится и творческий путь каждой из них.
От режиссёра до актрисы
Элиста, Калмыкия. Театр кукол Джангар. Ольга Шумченко
Ольга Шумченко впервые задумалась о творческой профессии ещё в 9-м классе. Девушка приняла участие в школьном концерте пародий, блестяще исполнив одну из песен популярной на тот момент певицы Линды. Учительница по физике отметила явный талант Ольги, и вопрос о поступлении быстро решился. Окончив школу, Ольга подала документы в Луганский колледж культуры и искусства. Её зачислили на режиссёрский курс. Окончив колледж с красным дипломом, Ольга вскоре поняла, что не с её характером быть режиссёром. Профессия требовала наличие железного стержня, тогда как девушке крайне сложно быть жёсткой и требовательной к своим коллегам. Поняв это, она поступила на актёрский курс Института культуры и искусств (сегодня — Академия имени Михаила Матусовского). На пятом курсе Ольгу взяли заведующей труппой в Русский драматический театр имени Павла Луспекаева. Но эта должность также оказалась не тем, к чему стремилась творческая душа девушки, и спустя год, окончив институт культуры, она успешно прошла прослушивание в театре кукол, став наконец-то актрисой.
"Конечно, опыт работы в Театре кукол мне дался очень тяжело. Поскольку это специфическая творческая работа, и далеко не каждый может её выдержать, — признаётся Ольга Шумченко. — Но я пошла в Театр кукол, поскольку меня привлекало именно его многообразие: спектакли для детей и для взрослых, на русском языке и на украинском; спектакли и в кукольном плане, и в живом, и в совместном, где куклы с актёрами общаются. И вот уже 17 лет как я в Театре кукол".
Учёба в военное время
Аул Тахтамукай. Спектакль "По зеленым холмам океана", Маргарита Лясникова
Совсем иначе сложился творческий путь Маргариты Лясниковой. А приобретать профессиональный навык и вовсе пришлось в экстремальных условиях военного времени. Маргарита с раннего детства была активным и разносторонним ребёнком. С 3-х лет она занималась спортивной гимнастикой, в 7 лет уже имела юношеский разряд. Затем окончила курс игры на фортепиано и записалась в театральный кружок. Параллельно Маргарита активно участвовала в различных конкурсах декламации, зачастую брала гран-при или занимала первые места. Уже во взрослой жизни девушка участвовала в ансамбле «Шоу барабанщиц»; увлекалась профессиональным спортивным фехтованием и в 2017 году получила первое место среди женщин; увлекалась джигитовкой, выступая в любительском кругу. Сейчас, кроме работы в театре кукол, с удовольствием занимается конным спортом.
Летом 2014 года Маргарита скооперировалась с подругой, также уроженкой города Ровеньки, и обе девушки отправились покорять столицу республики. Их обучение в Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского протекало в довольно экстремальных условиях. Вот как сама Маргарита вспоминает эти дни:
«Очень непростое время было. Транспорт не работал, и мы все дружно ходили пешком. У нас не было отопления, света, воды, не работали туалеты. Уже стало холодать. Мы и на улице, и по общежитию ходили в курточках. Все дружно собирались на кухне, включали там газ, грелись и делились впечатлениями о прошедшем дне. В академии давали задания, и мы ходили в библиотеку, брали книги — интернета ведь не было. Вечером темно, а заниматься как-то надо. Включали фонарики, зажигали свечки, — смотря что оказывалось под рукой. Один ищет информацию, второй диктует, а мы по кругу сидим и быстренько записываем на коленках. Было, конечно, слышно, как на улице что-то происходит. Стоишь у окна, а там: что-то летает, что-то взрывается!.. Жуткая ситуация. Выдохнешь: "Слава Богу, что не по нам!" и дальше что-то пишешь, шпажкой фехтуешь, сценку повторяешь...»
Во время учёбы Маргарита также проходила практику в театре, что в актёрской среде считается большой удачей. Она наблюдала за репетициями актёров русского драматического театра имени Павла Луспекаева, общалась с будущими коллегами и даже принимала непосредственное участие в некоторых спектаклях. Окончив академию, Маргарита поступила на службу в Луганский театр на Оборонной (сегодня — Луганский академический музыкально-драматический театр имени Михаила Голубовича). Девушке посчастливилось не только лично знать великого мэтра, но даже принимать участие (пусть и в массовке) в легендарных спектаклях Михаила Васильевича Голубовича: «Тарас Бульба» и «Созвездие гончих псов». На мой вопрос о причине перехода из музыкально-драматического театра в театр кукол Маргарита ответила следующим образом:
«Желание осваивать что-то новое. Очень интересно работать с куклами. По сути, нужно оживить персонажа, чтобы дети поверили в него. И это довольно-таки не просто».
Театр выбирает актрису
Аул Тахтамукай. Спектакль "По зеленым холмам океана", Яна Гуменюк
А вот Яну Гуменюк, по словам девушки, театр сам выбрал. Окончив школу, она прислушалась к мнению старших и сначала определила круг профессий, наиболее перспективных с финансовой точки зрения. Театр в их число не попал. В те годы Яна о нём даже не помышляла. Ориентируясь на собственные знания, она подала документы на переводчика, документоведение и архивоведение.
«Куда, как мне показалось, на тот момент было бы правильнее поступить, — пояснила девушка. — А когда открылся передо мной мир театра, я не отдавала себе отчёт и не хотела работать в театре. Мне просто нравилось там быть. Параллельно я могла практиковать себя как поэтессу, которая может стилизовать и представлять свои стихотворения, создавать мини-спектакли. Такая возможность у меня была, когда я состояла в объединениях «Орфей» под руководством Любови Ивановны Парамоненко и «Мир творчества» под руководством Артёма Аргунова. Именно здесь мои возможности как актрисы начали потихоньку формироваться и пробиваться сквозь грунт, — ещё совсем несмело, когда ты чувствуешь, что в тебе это есть, но в душе просто непаханое поле возможностей, желание показать себя настоящую совсем, с другой стороны».
В 2015 году Яна наконец-то решилась на кардинальные перемены в своей жизни. Она поступила в академию культуры и искусства им. М. Матусовского и, невзирая на хорошую зарплату и увещевания друзей, родственников, уволилась из Луганского института последипломного педагогического образования. В том же году ей посчастливилось устроиться в театр кукол, что позволило сразу же совместить учёбу с практикой.
Хлебосольная Россия!
Краснодарский краевой театр кукол
Таким вот образом пересеклись жизненные пути моих сегодняшних собеседниц. Театр кукол стал прочным фундаментом для их многолетней дружбы, а большие гастроли, начавшиеся сразу же после вхождения ЛНР в состав Российской Федерации, ещё сильнее сблизили девушек. С осени 2022 года актёры Луганского театра кукол уже трижды ездили по городам «большой России». Первое турне по Золотому кольцу, второе — по средней полосе России, третье — по югу и Кавказу. Последние гастроли прошли в мае текущего года. Они охватили шесть региональных центров и один аул. В Ростове-на-Дону местные жители, одетые в народные костюмы, угостили луганчан очень вкусными пирогами, в Волгограде — встретили с хлебом и солью.
«Гастроли дали мне настоящее понимание того, что значит — широкая и щедрая русская душа, — с искренней теплотой в голосе признаётся Ольга Шумченко. — Я слышала об этом много раз, но не понимала…»
Потрясающие впечатления на девушек произвела экскурсия к памятнику «Родина-Мать зовёт»:
«Я раньше видела его только на фотографиях и по телевизору. Но когда подошла к этому памятнику и стояла под ним, я чувствовала такую мощь, такую силу, такую защиту, находясь просто рядом с этим величественным изваянием!.. — делится своими впечатлениями Яна Гуменюк. — Я почувствовала единство нашей Республики со всей Россией и со всеми странами, которые поддерживают Россию. Вот ощущение того, что ты находишься именно в содружестве, в единстве не только стран, но и душ всех людей, которые молятся за мир, молятся за завершение войны!.. Ощущения были мощные. И конечно, очень трудно было сдержать эмоции. А я их и не сдерживала. Это как прийти в церковь и очиститься слезами».
В Элисте на луганчанок особое впечатление произвели колоритные юрты, столь непривычные для жителей Донбасса. Запомнилась прогулка по степи, совершённая верхом на лошадях и верблюдах. Нальчик и Ставрополь пленили сердца девушек потрясающими видами горного пейзажа. Подъём в горы начался в ясную, солнечную погоду, которая вскоре сменилась проливным дождём. А возвращались, пробираясь сквозь густой туман.
Завершили гастрольный тур Майкоп, Тактамукай и Краснодар. Всюду Луганский театр кукол был встречен полными залами юных зрителей, принимавших активное участие в событиях, показанных им со сцены. Шквал оваций не стихал по десять минут и более. Для многих деток, что с умилением отметили актрисы, поход в театр вообще оказался первым в их жизни. Именно приезд луганчан в их город стал отправной точкой, что также о многом говорит. И конечно же, всюду происходил важный для обеих сторон обмен опытом. В каждом городе девушки увлечённо знакомились с местными обычаями, традициями, примеряли наряды, пробовали необычные блюда. Всё это, безусловно, надолго останется в их памяти.
Это точно Луганск?
Нальчик. Театр юного зрителя. Считаю до пяти...
Актрисы отсутствовали в Луганске всего пару недель, но, вернувшись в родной край, с трудом сдерживали восхищение — столь стремительно всё здесь меняется. Первые изменения поджидали уже на въезде в столицу республики, когда автобус свернул на Оборонную улицу, где только-только окончились работы по укладке нового асфальта. Дорожные рабочие убрали трамвайные пути, которые не используются с 2014 года, расширив тем самым одну из основных артерий города; создали несколько зон отдыха. По гладкой, как серпантин, трассе автобус легко домчался до автовокзала.
Город, как дружно отметили мои собеседницы, преображается буквально на глазах. Сегодня ты едешь по давно уже привычным ухабам, подпрыгивая на каждой кочке, а завтра тебя встречает очень гладкая трасса, и машина плывёт по ней, словно пароход по речному руслу. Ещё недавно небольшой пустырь был завален мусором, а теперь там — детская площадка — блеск новеньких качелей и весёлый смех счастливых малышей. Если городская речка прежде напоминала полувысохшее болото, то сегодня она пленит взор кристально чистой водной кромкой, а вместо жаб там плавают дикие утки и краснокнижные лебеди. По вечерам влюблённые пары вновь собираются в парке ВЛКСМ, любуясь шикарным фонтаном, слушая музыку, прогуливаясь по отремонтированным аллеям, отдыхая на новёхоньких лавочках. Глядя на всё это, легко забываешь, что по-прежнему живёшь в условиях войны. Забываешь ровно до той минуты, пока война вновь не напомнит о себе.
Страшное детство!..
7 июня текущего года, когда актёры театра кукол, приехав с выездным спектаклем в один из детских садиков, расположенном на восточных кварталах города, едва успели расставить реквизиты, Луганск подвергся мощному ракетному обстрелу. Громкие взрывы, звон разлетающихся стёкол, плач перепуганных детей — столь жуткие звуки мгновенно заменили собой счастливый смех и дружные аплодисменты. Жестокая война опять внесла свои коррективы в мирную жизнь.
Однако не все детки поддались панике. Нашлись среди них и такие, которые помнили предыдущие обстрелы. Они не только не растерялись, но даже пытались успокоить взрослых. Очень страшно слышать из уст трёхлетнего ребёнка такие слова: «А меня спасать не надо. Я знаю, что не нужно волноваться, не нужно плакать, все будет хорошо. Нас эвакуируют, и мы завтра придём сюда в садик. А вы же к нам ещё приедете?» — От них мурашки пробегают по коже!.. В тот день было много разрушений, много раненных и погибших. 8 июня по всей республике был объявлен траур, по истечению которого жизнь вновь вошла в свою привычную колею, и театр кукол продолжил ставить выездные спектакли.
«Мы продолжаем жить, продолжаем работать, несмотря ни на что, а скорее — вопреки всему. Но при этом не забываем, что в наших сердцах должна быть любовь: любовь друг к другу, любовь к профессии, любовь к своей Родине. Это самое главное», — заключила Яна Гуменюк.
На обложке: часы на Луганском областном академическом театре кукол.