Олимпиады в Москве не будет!
Олимпиады в Москве не будет!
«Идите в (…), Ирина Александровна»
Кстати, Ирина Александровна (актриса М.Карпова), упомянутая в подзаголовке, — не кто иная, как начальник штаба по организации-обеспечению приснопамятных московских Игр-1980. Точнее, самая главная помощница самого главного «смотрящего» за Олимпиадой В.Ходакова (актёр И.Костолевский) — выше только Генеральный секретарь, Сам… Кстати, вот и они с Главным (Ю.Стоянов) по стране:
Слева стоит противник Игр — некий член президиума Бледнов (актёр И.Гордин)
А посылает её «по адресу» беспечный мажористый, тогда их называли: «стилягами» — Игорёк. Должность у Ирины практически «расстрельная» в кавычках: настолько в стране всё было плохо в плане беготни-неувязок, недоимок-недостач-недостроя… Ну, морщинистые седые, с гитарой наперевес, олды типа меня — помнят.
Именно к Ирине Светловой — не по своей воле, по воле своего отца: — и приклеился главный герой фильма Игорь Зорин, в жизни за экраном — сын вечно улыбающегося актёра И.Верника — Григорий Верник. По фильму же — отвязный, тогда говорили «акселерат»: изгаляющийся отрок некоего дельца, советского функционера не больно высокого порядку, много знающего, но не желающего особо высовываться, — Ивана Иваныча (А.Серебряков).
Но приступим…
Сериал «Игры»-2024, 16+. Россия
Жанр: драма, спорт
Слоганы: «Социализм — гигантская модель, но… Она мертва»; «Вы что, хотите подмочить репутацию СССР?»
Режиссёр: Евгений Стычкин [первый раз я его увидел и отметил как актёра в сериале «Чернобыль: Зона отчуждения»-2014]
Сценарий: Михаил Покрасс, Александр Матвеев, Ольга Хенкина
Продюсеры: Александра Ремизова, Дмитрий Нелидов, Ольга Филипук
Оператор: Михаил Дементьев
Композитор: Даша Чаруша, Павел Филоненко
Художники: Григорий Пушкин, Наталья Каневская
В главных ролях: Григорий Верник, Мария Карпова, Игорь Костолевский, Юрий Стоянов, Игорь Гордин, Вячеслав Чепурченко, Евгений Стычкин, Алексей Серебряков, Сергей Чонишвили, Ксения Рябинкина
«Как это так — воевать с собственным народом?!»
Л.Брежнев (фраза из фильма)
Все прекрасно понимали, что непосредственно социалистическая идея постепенно и потихоньку терпит крах. Ну… во всяком случае политически причастные верха, «элиты», предчувствовали Апокалипсис совершенно точно. Низам было 100про не до того — быть бы живу да прокормить ребятню. В картине это отражено, — но неявно, негромко: довольно деликатно, — как бы исподволь. Хотя ясно, конечно, — в проекции Вселенной: — каких-то сорок четыре прошедших с Олимпиады года это буквально вчера. В проекции же человеческой жизни — …треть, блин. Если не половина. А для кого-то и — вся жизнь уложилась в тот «первомайско-ноябрьский» калейдоскоп эмоций, событий: «Да здравствует великий советский народ, носитель…» — Помните?
Увы, мы смертны... О том — кино талантливого актёра и режиссёра Е.Стычкина. О быстроте времён. Об их предзнаменовании и преддверии. Об ответе нас, отцов, уже дедов, — пред нашими детьми-внуками, которым мы оставили… Что? Где? Всё ли верно сделали? — О том лента. Да-с…
Кадр из фильма
Картина вызывает целый ряд озарений…
Знаете, дорогие господа, поначалу хотел назвать сей обзор как-то по-музыкальному, — оттого что в ленте очень много «той» нашей, достопамятной советской музыки. К тому же я ведь и сам бывший рокер-музыкант.
Но вскоре обнаружилось, дескать, весь музон, треки — абсолютно аутентичны. Виват композиторам Чарушину—Филоненко! — Фоновый материал смастерён блестяще — даже старые известные песни обработаны так, мол, вроде бы они оттуда: «Откуда?» — «Оттуда…». — На самом же деле — лицезрим сугубо авторский продукт. Респект — без базара. (По-редакторски пробивал на антиплагиат: чисто!) Это — первое приятное удивление, посетившее меня при просмотре. Перейдём к другим:
- Повторимся, отечественная ли, импортная музыка — совершенно аутентичны: оригинальны. Ну, кроме пары-тройки вставок, которые можно найти на ютубе. Восторг!!
- Шмотки-прикид-антураж-закулисье, запах той эпохи, в конце концов, — нереально реальны, простите за тавтологию… — Будто домой вернулся: туда, в родное советское прошлое — с провинциальными лопухами-дворами-солнцем и московскими сталинскими небоскрёбами, куда я гонял «по спикулю»: статья УК 154 — до 10 лет.
- Свобода молодёжного «протеста» в кавычках: дикие расхристанно-джинсо́вые танцы-манцы-шмансы, анекдоты-поговорки-приблуды. Да, так и было́ — как в фильме, — подтверждаю.
- Но — было, скорее всего, — больше всё-таки в «сытых» столицах. В глубинной же щедринско-есенинской Россиюшке-матушке — за подобные вот саксофонно-стиляжьи выкрутасы — наказывали, и нехило. Тем не менее — советское диссидентство форевер! — Ставим на карандаш: всё честно. По сценарию, жанру, приблудам-приколам-байкам etc.
Кадр из фильма
Дальше…
Бац!! — Фильм-то, оказывается, обо мне! В натуре. Э-э-э-э… робяты — уж кого-кого, но меня — точно не провести на мякине фальшивого антуража ли, слов, эмоций. Вплоть до недомолвок, до мельчайших муравьиных мелочей: сталкеровских ухмылок. Вплоть до мухи на коммунистическо-столовской котлете — ведь даже мухи тогда были другими: жЫрными социалистическим мухами. Не то что сейчас — дохлые тощие капиталистические, жужжащие над ухом злые безмозглые англосаксонские твари.
Потому скажу от себя как свидетель тех событий: всё безусловно верно! Absolutely. Фильм — мощный, мощнейший пропагандистский шаг, в хорошем смысле слова, — шаг в атмосферу приятия иной эпохи. В атмосферу странную, одновременно чем-то завораживающую зрителя, привораживающую, как приворожил Настеньку дедушка-Морозко в одноимённом любимом детском фильме… Несмотря на ой как непростую экономику, политику, бетонно-железный занавес, иные соц-фишки наперевес с обёртками от «Болека & Лёлека» и аптечными бинтами вместо женских прокладок.
Дальше…
«Какой дурак придумал эту Олимпиаду?»
Брежнев (фраза из фильма)
А давайте-ка, уважаемые читатели, минуя непредвзятый сценарий: типа сын увесистого по жизни штемпа-приспособленца устраивается в Олимпийский комитет и становится «настоящим человеком»: типа прозревает, выздоравливает, аха: — пробежимся-ка лучше по антуражу той эпохи. На том и кончим база… обзор.
«Пираты XX века»-1979
За год до Олимпиады это был взрыв всего, что могло ментально взорваться и гореть: эмоции, восхищение. Пристрастия. Фильм, воспитавший как сонмы спортсменов-каратистов, также истинных патриотов СССР. Готовых жертвовать собой ради товарищей, родных, любимых. Абсолютный победитель всевозможных русских кинорейтингов.
Афган
Тем более что «Пираты» прогремели прямо перед входом — и во время оного: — в соседнюю мятежную страну. Это несомненно поддало шороху будущим солдатам в плане стойкости, непримиримости, выдержки.
…А я ведь тоже вошёл в увертюре 80-х в афганский призыв. Просто по ж/д дороге нас разделили — одни поехали в Ташкент, другие — на Урал. Так я оказался в танковом Чебаркуле. А мой перший братиша-музыкант — в сухой непроходимой узбекской пустыне. Где и погиб на очередной утренней пробежке — сердце не выдержало.
После входа русских в Афган многие государства объявили бойкот московской Олимпиаде, о чём и говорится в сериале. Повествуется там и о санкциях, и о прекращении поставок импортного оборудования, фирменных продуктов, шмоток... Да и об элементарном отсутствии, нехватке $денег, внешних инвестиций, почему нет?! Что стало практически невыполнимой задачей для Оргкомитета. Но… Россия выдержала натиск неприятностей! — Об этом кино.
Игры
В фильме бьются два противовеса — лагерь противников и лагерь защитников Олимпиады: «Олимпиады в Москве не будет!!» — кричали первые.
Все они давят на бедного Ильича Брежнева, который, чессговоря, изрядно уже плох. Вопросы решались, как было принято тогда, на охотничьей госдаче в Завидово. Туда же и попал с поручением наш Игорёк, сын Верника, приятель Ирины — организатора штаба Игр.
Кстати, в оригинальном варианте песня Пахмутовой—Добронравова «До свидания, Москва…» кончалась: «Здравствуй, Лос-Анджелес!» — Но, после объявления бойкота, стала такой, какой все мы её прекрасно знаем с младых ногтей.
Ну и конечно, никто не забудет всем известного летающего «плачущего» Мишку художника В.Чижикова, за которого тот получил аж… целых 250 полновесных советских рублей!
Ещё раз отметим оригинальный (незатасканный) музыкальный ряд фильма, как, например, эта известная в своё время песня:
И под конец — пара смешных брежневско-стояновских фразеологизмов:
- «Какая же скотина этот Картер!»
- «Нефти у нас много, а Ленин — один!».