Хатай: территориальные франко-турецкие споры за месяц до войны

Предыстория

Во второй половине 1930-х гг. вопрос об одной из административных единиц французского мандата в Ливане и Сирии — Александреттском санджаке — важнейший фактор внешней политики Турции. Во избежание усилившейся итальяно-германской угрозы в Европе — Англия с Францией стремились обязательно иметь Турцию в союзниках — в случае конфликта в Восточном Средиземноморье и на Балканах.

Что, собственно, привело к договорённости меж Турцией и Францией: Александреттский санджак присоединён к Турции де-факто в 1938 г. Де-юре — в 1939-м. За месяц до Второй мировой войны.


Административно-территориальное деление фр. мандата в Сирии-Ливане.
Санджак Александретта в составе Государства Алеппо (отделен штриховой линией)

Турция активизировалась вокруг санджака после конференции в Монтрё (1936), вернувшей ей суверенитет над проливами Босфор и Дарданеллы из Чёрного в Средиземное море. Вообще же, перманентные разногласия с Францией по проблеме османских долгов тянулись целое десятилетие — с Лозаннской конвенции по утверждению режима Черноморских проливов (1922—23). Урегулировав, наконец, к 1933 г. эту нелёгкую тему (целиком османский долг погашен в 1945-м), Турция с Францией установили дружественные отношения: на базе общих интересов по Балканам и Восточному Средиземноморью. К тому же обе страны косвенно связаны, во-первых, — посредством участия Югославии-Румынии, — с которыми у Франции были обусловленные связи: в Малой и Балканской Антантах, к созданию коих причастна и Франция. Во-вторых, посредством советско-французского договора о взаимной помощи (май 1935-го) — в свою очередь и Турция имела контракт о ненападении с СССР.

Александреттский санджак

Санджак — включён в границы Турции, определённые Национальным обетом. Разработанным нацконгрессами в Эрзуруме и Сивасе в 1919 г. И принятым парламентом в Стамбуле в 1920-м. Поскольку значительное большинство населения санджака — турки. Однако с целью прекращения боевых действий между иррегулярными турецкими военными формированиями и французским экспедиционным корпусом (1918—1921, Киликийская кампания) в Анкаре завизирован вышеупомянутый франко-турецкий контракт, — по которому санджак оставался вне границ Турции. Вместе с тем анкарское правительство добилось введения в соглашение статей, должных охранять интересы турецких элементов в санджаке. И обеспечить подготовку почвы для института самоуправления в регионе.
При учреждении мандата Франции на Сирию (Сан-Ремо, 25 апреля 1920 г.) северная граница Сирии не была определена точно. Так как Турция вела вооружённую борьбу за национальное освобождение, в том числе и против французских оккупантов. Эта граница была поставлена Анкарским пактом от 1921 г. и подтверждена Лозаннским мирным договором. 9 сентября 1936 г. между Францией и Сирией подписано соглашение, упраздняющее французский мандат и дающее Сирии независимость. В пункте 3-м коего числилось:

«Высокие договаривающиеся стороны в день прекращения мандатного режима предпримут все меры для передачи сирийскому правительству прав и обязанностей, вытекающих из всех договоров, соглашений и других международных критериев французского правительства, связанных с Сирией или подписанных от её имени».

Из этих слов следовало, что сирийскому правительству передаются и права, и обязанности в отношении Александреттского (Искендерунского) мутасаррифата. Что опять вызвало крайнее недовольство в Турции. Вновь встал вопрос о санджаке! — Являвшийся предметом спора со времени его образования французской военной администрацией 27 ноября 1918 г. — на части оккупированной по итогам Первой мировой войны территории Османской империи — путём объединения двух районов (областей) бывшего вилайета Алеппо: Александретты и Антиохии (ныне Искендерун и Антакья), также Харима и Бейлана. Административным центром единицы был г. Искендерун (Александретта). Претензии Турции на эту территорию тогда были жёстко отклонены.

Решение споров

26 сентября 1936 г. министр иностранных дел Тевфик Рюштю Арас предложил на заседании Совета Лиги наций провести двусторонние турецко-французские переговоры по проблеме санджака. В ответ фр. представитель заявил, что в связи с недавней передачей Францией всех прав и обязанностей мандатария правительству Сирии — крайне необходимо участие сирийского коллеги тоже. 9 октября турецкое правительство направило Франции ноту, где изрекалось, что на р-н Искендеруна и Антакью должен распространяться статус, данный Ливану и Сирии после периода опеки. Ататюрк придавал особое значение вопросу. Так, в своей страстной речи на открытии сессии ВНСТ (Великое национальное собрание Турции) 1 ноября 1936 г. он сказал:

«Самым крупным для нас вопросом этого периода, занимавшим денно и нощно нашу нацию, является судьба районов Искенднруна-Антакьи (город-порт и админ. центр гос-ва Хатай в 1938 г., — авт.), подлинным хозяином коих является турок. В этом вопросе мы вынуждены со всей серьёзностью и решительностью настаивать на своём. Это — единственное крупное расхождение между нами и Францией, дружбе с которой мы всегда придавали большое значение». 

В ответе фр. правительства на ноту Турции отмечалось, что в соответствии с пунктами 1 и 4 документа о мандате Франция сможет расчленить сирийский меморандум только на две доли — Сирию-Ливан. А если же будет заключено соглашение с администрацией санджака, подобное соглашениям с Сирией-Ливаном, то неизменно произойдёт раздел Сирии. На что Франция не имеет полномочий. В дальнейшем обмене нотами стороны сохраняли свои позиции, и Франция предложила передать спорный дискурс на рассмотрение Лиги наций. Турция согласилась. 

Беспорядки во время прений…


Знаменитый посол Турции в Москве Тевфик Рюштю Арас.
Министр иностранных дел. Президент Генеральной Ассамблеи Лиги Наций (1937 г.)

В эту пору в санджаке проходили демонстрации и столкновения турок с фр. полицией.14-16 декабря 1936 г. санджак обсуждался в Лиге наций. 22 декабря Совет Лиги наций создал миссию из посланников Нидерландов, Норвегии, Швейцарии. Кроме того, в соответствии с постановлением Совета 21-22 декабря с визитом в Париже находился министр иностранных дел Тевфик Рюштю Арас. 26 января 1937 г. стороны достигли принципиальной договорённости. 27 января Совет Лиги наций утвердил основные положения. Они заключались в следующем:

  • Искендерун и Антакья — полностью независимы во внутренних делах. Но — связаны с Сирией таможенным союзом и должны составлять «особое образование» с прописанными статусом и конституцией.
  • Внешние отношения санджака — осуществляются сирийским правительством. 
  • Официальный язык — турецкий. Французский-арабский по согласованию.
  • Осуществление статуса и конституции — обеспечивает французский чиновник, назначенный Советом.
  • В санджаке не будет воинской повинности.
  • Санджак не будет укрепляться в военном отношении.
  • Целостность санджака — гарантирована Турцией и Францией в соответствии с соглашением.

Мустафа Ататюрк расценил вывод Совета Лиги наций как отвечающий идеалам и воле турецкой нации. 25 февраля 1937 г. создан комитет по подготовке статуса и конституции. Во время работы комитета ежедневно проходили турецко-французские переговоры: дабы исключить недомолвки. Однако с турецкой точки зрения постановление Лиги наций не решило проблему коренным образом! Турция желала тут же провозгласить в санджаке новый режим. Но протесты и восстания арабов в Сирии, также политика французских колониальных властей, подстрекавших арабов к беспорядкам, стали причиной ряда сложностей, возникших летом 1937 г. Из-за чего отложили выборы, должные быть проведены в соответствии со статусом мутасаррифата. Турецкое правительство заявило протест Лиге наций по поводу того, что избирательная система, разработанная для санджака комиссией, предопределяла исход выборов не в пользу(!) Турции.

Работает политика «мягкой силы»

В январе 1939 г. Совет Лиги наций рассмотрел избирательную систему для санджака, изменив её таким манером, что она удовлетворила Турцию. Ввиду чрезвычайного усиления позиций держав — стран Оси — в Европе, особенно после аншлюса Австрии, у Англии и Франции экспоненциально взрастала надобность в сближении с Ататюрком. В частности, республика нуждалась в быстром улучшении отношений с Турцией как самой сильной страной на Ближнем и Среднем Востоке. С приближением военной опасности в Европе — Франция просто-таки вынуждена была признать турецкие требования во время дебатов о санджаке! Ставшем вскорости суверенным гос-вом Хатай.
На симпозиуме генералитета Турции-Франции в Антакье 3 июля 1938 г. заключено военное соглашение о совместном гарантировании территориальной целостности и политического статуса санджака. По этому документу и доп. протоколу спокойствие и общественный порядок поддерживают вооружённые силы численностью 5 тыс. человек: 1 тыс. обеспечивал санджак, остальную часть — Франция-Турция.
Разрешение проблемы Александреттского санджака способствовало успешному завершению проходивших в Париже и Анкаре франко-турецких политических сношений и парафированию договора о дружбе. В нём отмечено, что стороны не будут вступать в политико-экономические связи, направленные против одной из них: если одна из сторон подвергнется нападению, то др. сторона не будут оказывать помощь нападающему государству-агрессору. Для сохранения мира в Средиземном море стороны осуществят положения соглашения от 29 мая 1937 г., которое гарантирует целостность санджака. Однако… сия конвенция не была ратифицирована. Что, в принципе, не повлияло на ход дальнейших событий.

Хатай, точнее, не до Хатая

После подписания упомянутого турецко-французского трактата о дружбе — в августе 1938 г. были проведены выборы. В результате которых турецкая община получила 22 депутатских мандата из 40. Первая сессия парламента состоялась 2 сентября 1938 г. Невзирая на то что должностным языками по статусу были турецкий и арабский, все депутаты давали присягу на турецком. Резюмировав, что Александреттский санджак будет называться по-турецки — Государство Хатай — Хатай давлети.
Вслед тому, как Хатай стал, по существу, независимым гос-вом, отношения меж Турцией-Францией стали быстро и успешно развиваться. 23 июня 1939 г. в Анкаре министр иностранных дел Сарадж-оглу и фр. посол Рене Массигли подписали резолютивный пакт, окончательно решивший дилемму Хатая. Была установлена граница гос-ва и определён статус его граждан. В тот же день в Париже ратифицирована турецко-французская декларация о взаимной помощи. Содержащая те же положения, что и в англо-турецкой декларации о содействии от 12 мая 1939 г. А — 19 октября — Англия-Франция-Турция подписали трёхстороннее дружеское соглашение. 
Между Государством Хатай и Турцией воцарилось тесное сотрудничество. Руководители Хатая, считавшие его родным турецким, во многих документах подчёркивали необходимость добавления его к Альма-матер. Так в дальнейшем и произошло: 29 июня 1939 г. парламент Хатая принял единогласное решение о присоединении к Турции. После чего существование бывшего Александреттского мутасаррифата как независимой единицы кончилось. К тому же через месяц громыхнула Вторая мировая война, посему Франции было не до претензий…

5
1
Средняя оценка: 2.75
Проголосовало: 4