Остров счастья, или Испанский грипп как испанский стыд
Остров счастья, или Испанский грипп как испанский стыд
Ты будешь знаменит, как Чарли Чаплин!
На острове, где происходит действие картины, всего(!) 52 заболевших и 11 умерших. Это ничто по сравнению с тем, что творится на «континенте», материке, — в штате Нью-Йорк. Чессговоря, не расслышал толком название острова, но и неважно, впрочем… Хотя островов поблизости NY — сонмы. Это и Суинберн, Хофмен в Статен-Айленде; и Говернорс, и Уордс на Манхеттене, не суть… А суть в том, что:
- Рынок на о-ве закрыт,
- Паром — отменили,
- Почта — не работает,
- Пропитание — практически кончается,
- Сведения, информацию — черпать неоткуда!
- И первостепенное — проверить приехавшего человека невозможно!
И т.д. и т.п., в общем… Слава богу, мэрия острова дала добро на отстрел животных (в основном оленей) — в целях пропитания. Что тоже подкинуло дров в печку детективной — агатокристиевской — конфигурации фильма. Странно, но в глобальном кинематографическом плане продюсерские манипуляции с эпидемиями (да и катастрофами вообще) набирают обороты, и нехило: «Ледяной капкан», «Служба спасения», «Ряд 19», «Тайфун»… Равно как популярный ныне, недавно завершившийся «Декамерон» (который, как говорится, «все смотрят!»), поражающий ужасными сценами чумы VIX века одновременно с чёрным, чернейшим до тошноты юмором шекспировского размаха и уровня.
Знаете, я сильно удивился, но — чисто этимологически «Идеальный лжец» напомнил мне русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Точно так же, как лисичка в байке, главный герой (П.Сарсгаард) завоёвывает себе место под солнцем в крайне непростых условиях жуткой пандемии… Ковид (зачёркнуто, хотя аналогия просматривается явно)… Чума начала XX века — «испанка» — накрыла практически треть Планеты. 550 млн. землян было заражено. Погибло около ста. Это больше, чем убили уэллсовские марсиане в конце XIX века… То был масштабнейший пандемийный Апокалипсис в истории. Своё начало страшная болезнь вела из окопов Первой мировой… Увы, войны не проходят бесследно, обладая неким отсроченным эффектом — «Эффектом спящего», — изрекают психологи.
Но приступим…
Репортёр Джей Си Хортон в исполнении Билли Магнуссена
Фильм «Идеальный лжец!»-2023, Coup! США, 18+
Жанр: триллер, комедия
Слоганы: «Пленники в Раю… Когда из еды осталось лишь вино»; «Чтобы никто не голодал, отменили запрет на охоту»
Режиссёры: Джозеф Шуман, Остин Старк
Сценарий: Джозеф Шуман, Остин Старк
Продюсеры: Аманда Бауэрс, Молли Коннерс, Уорнер Дэвис
Оператор: Конор Мерфи
Композитор: Нэйтан Халперн
В главных ролях: Питер Сарсгаард, Билли Магнуссен, Сара Гадон, Скай П. Маршалл, Фаран Таир, Кристин Нилсен, Фишер Стивенс
Флойд и Джулия (в исполнении Сары Гадон), жена репортёра Джей Си Хортона
«Я здесь как дома…» — с придыханием воскликнул новоиспечённый повар Флойд, очутившись в прекрасном замке, расположенном на удалении от цивилизации — на некоем острове недалеко от Нью-Йорка, куда не успела добраться злосчастная «испанка». Вернее, Флойд Монк он — по фальшивому паспорту. На самом же деле… никто не ведает, кто он. Ну, то раскроется лишь к финалу ленты: дескать, реальный повар оказался мёртв. Пока же… (Ну чисто Агата К., аха) А пока лозунг: «Единственный закон здесь: “Либо у тебя есть слуги, либо ты сам слуга!”» — Сим лозунгом и завязались все причудливые перипетии картины. Где главный герой ничтоже сумняшеся изменил абсолютно все правила, присутствующие до сей поры в дорогом старинном Замке:
- Персоналу нельзя употреблять алкоголь
- Жить только в отдалении от Хозяев — в специальном непритязательном домике для прислуги
- Никакой близости с семьёй
- Никакого панибратства
- Никаких (лишних ненужных) просьб
- Никаких азартных игр
- Ни-че-го…
Хозяин поместья (Б.Магнуссен) — прогрессивный оппозиционный журналист: «Господин президент, мы требуем изоляции по всей стране! Отправьте рабочих домой, закройте все предприятия!» — Кричит он со страниц американских СМИ, но…
На уровне правительства США собственно поддержка изоляции приравнивается к мятежу. Из этой политико-социальной линии фильма тоже идёт некий конвенциональный вектор, — что можно трактовать как критику «ложных левых»: сиречь и нашим, и вашим. Лишь бы прогреметь на всю страну. (Что Хозяин и делает.) Хитрец, он удалённо (с острова) борется за свободу слова, свободу передвижения и т.д. Он — позиционирует себя типа автором-расследователем, — копающим под властей предержащих, против президентской цензуры, диктатуры, ненадлежащих законов. «Его статьи — вызов государству… — шепчутся в верхах: — Вызов поколения!!» — Мол, президент преуменьшает значимость вируса. Попросту говоря, журналист ставил власть имущих на место — в трудные времена всенародной беды. И тут… Э-эх!
Повар Флойд Монк в исполнении Питера Сарсгаарда
Появляется он — натуральный красавец-Михалков из 1970-х. С роскошными усами и в шляпе (пулемёта не хватает) из приснопамятного кино «Свой среди чужих…». Повар-аферист, (вероятно) убив настоящего и подделав документы, прибывает на благополучный с виду «Остров счастья». Где у него прям-таки раскрываются-разматываются мошеннические люциферовы крылья: настолько много там «лоховски́х» ништяков — возможностей для бывшего ветерана Первой мировой. Притом умеющего практически всё: готовить пищу (в том числе отравленную), стрелять зверей, веселить детей, рыбачить, рассказывать фантастические истории, ласкать чужую жену…
Слуги знакомятся с новым поваром. Выпивши, откровенно повествуют о жизни, как они сюда попали, то-сё… Всё как обычно при нежданной веселухе за чужой счёт. Но ключевое во всей этой блудливой катавасии то, что совсем недалеко(!), рядом — люди мрут как мухи. И — грех не воспользоваться такой жульническо-тюремной мазой: сыграть на несовершенстве местных устоев, отсутствии охраны. Отсутствии всего, могущего помешать буйству неуёмной криминальной фантазии!
Когда он отравил грибами «старослужащую» служанку, все подумали: это не что иное, как «испанка». Но нет… Он её убрал из дому — с глаз долой, дабы выцыганить некоторые отнюдь не хилые преференции из разряда улучшения личной жизни. Ну, прям «Заюшкина избушка» из детства! — нет? Потихоньку-помаленьку шустрый жулик пробил:
- Удвоение зарплаты слугам.
- Перемену места жительства: из скромного домика для прислуги — они переехали во Дворец.
- Холопы стали купаться в хозяйском бассейне (чего тот никогда не дозволял!).
- Стали открыто резаться в карты в специальной игровой (хозяйской) комнате.
- Они даже вовлекли в круговорот непотребств жену Хозяина (С.Гадон).
- В итоге — они пиршествуют за одним общим хозяйским столом!
- И вот уже сам Хозяин валяется на кровати в… доме прислуги. (Но хватит спойлеров!)
- Ладно, хрен с ним, ещё один спойлер: самоназванный кашевар Флойд — (почти) трахнул жену Хозяина!! — ааааааааааааааа…
Ну, чем не сказочка про зайчика и лисичку?
Мало-помалу слуги (персонал) стали элементарно борзеть в натуре. И тут… Возвращается отравленная служанка. Печалька… На 40-й минуте начинается настоящий детектив. Кто-то распознал убийцу истинного повара. Из Нью-Йорка пришли сведения о совершённом кем-то преступлении. И т.д.: идут сюжетные раскрутка, накрутка, накачка — Агата К. пожимает плечами. Завязывается реальный психологический триллер, — где вовсе не ясно, кто друг, кто враг. Ну, всё по правилам голливудского синематографа, кто бы сомневался. На 50-й минуте сам Хозяин очутился за воротами собственно дома: его тривиально выкинули оттуда! Шопеновская музыка (но не шопеновская — всего лишь великолепная стилистика композитора Н.Халперна) — поддаёт эмоционального шороху посильней какого-нибудь жёсткого эси-диси рокешника.
«Чуму послал Бог, чтобы всех уравнять» — вот центральная идея фильма. Нет, лучше сказать, центральная — сугубо шекспировская нестабильность человеческого бытия: сегодня ты Хозяин, завтра в одночасье — я. Пусть даже я — конченная гниль, мразь, смрад. И некоторым из нас, махоньким ничтожным муравьишкам на этой Земле — война, точнее, чума, испанка, ковид, неважно: — мать родна! По-иному они не живут — эти люди, о коих фильм.
Тем не менее — мы лицезрим авантюрную комедию в её лучшем блестящем изводе. И я вас уверяю — с первых кадров и по «олимпийский финиш» — приятное времяпрепровождение Вам, дорогой зритель, обеспечен. Спасибо!
Официальный постер фильма