Трудная жизнь Лоис Трион: детектив и монашка

Сериал «Гротеск»-2024, Grotesquerie. 1 сезон, платформа FX. США

Жанр: ужасы, драма
Слоганы: «Конец близок...». «Я убью твою чёрную грёбаную душу!». «Вы для монашки очень странная девушка…».
Режиссёры: Макс Уинклер, Алексис Мартин Вудалл, Элеганс Браттон
Сценарий: Джон Робин Бэйц, Джозеф Бакен, Райан Мерфи

Продюсеры: Джон Робин Бэйц, Джозеф Бакен, Алексис Мартин Вудалл
Операторы: Каролина Коста, Блейк МакКлюр
Композитор: Морган Кибби
Художники: Ким Дженнингс, Марк Роберт Тейлор, Хала Бахмет
В главных ролях: Ниси Нэш, Кортни Б. Вэнс, Николас Александр Чавес, Микаэла Даймонд, Рэйвен Гудвин, Лесли Мэнвилл

«Поймёшь сны — раскроешь преступление». Фраза из фильма

В глаза сразу же бросаются дичайшие в своих подробностях, детализированные в своём качественно-«кровавом» великолепии — съёмки. Сазу видно: лента как проект, как произведение киноиндустрии — суперкачественный! Продуманный, $дорогой. Одни музыкальные треки чего стоят. Вот один из них:

(Не)Обыкновенный детектив

Тут, конечно, включаются ещё чисто штатовские «ништяковые» темы, неоспоримые — типа приблуды-прихваты мульти-культи, гендер-трендер, кви-ква-кво-пс-с-с-… Списком:

  • Обязательно — чернокожие актёры.
  • Обязательно — люди с ожирением — вроде свежеиспечённой нормы, точнее, тотальной болезни Нового Света.
  • Белые персонажи (такие как сестра Ред в б-це, противно чавкающая во время серьёзной беседы) показаны некими недо- недо-… педо-… недоносками, что ли. 

Ну, то ещё можно объяснить: ощущается влияние политики Black Lives Matter, всякие там Blue- All- Lives Matter, в общем — всё и вся у них там важно-преважно. Не суть… Но суть в том, что кончается «приблудство» следующим нашим пунктом:

Ненависть ко всему! Убийства, убийства, убийства…

В сериале мы видим преступления (сонмы преступлений) из разряда почти несбыточных: 

  • Жертвы искусно разрезаны скальпелем.
  • Отпечатков нет.
  • Все базы данных с похожей статистикой, кондициями — пусты.
  • Во время «работы» маньяк обожает внимать реквиему Моцарта (гурман в натуре). 
  • Покромсанные тела — обнаруживаются без единой капли крови. (Это нелегко сделать.)
  • Мы лицезрим чудовищные злодеяния, где Смерть с большой буквы — хуже смерти в религиозном значении. Являясь ошарашивающим Духовным вакуумом — безо всякой вечной жизни! (Положенной по теологическому статусу.) — А сие для религиоведов — хуже худшего. 

Монашка-помощница 

Там по сюжету вдруг возникает послушница (М.Даймонд), некая комбинация «воробья и сектантки», по словам гл. героини Трион (Н.Нэш), — девушка, обладающая острым чутьём к обнаружению тайных символов, улик, сомнений, нежданных находок. Она и наводит детектива Трион на мистико-сектантскую волну в русле расследования. Где убийца — представляется уже не человеком, а — некоей дьявольской Сутью. Но именно с отсылок к святым пророчествам-манускриптам и просвечивает хоть какая-то надежда на раскрытие. Иначе — увы. Иначе — следствие зайдёт в полнейший экзистенциальный тупик. Или… 

Лучше передать дело федералам

Да, дело настолько серьёзно, что без федералов вряд ли обойтись. Правда, Центр о-о-оченно не любит подобные непонятно к чему ведущие мёртвые «папочки» без «палочек» — в мистику же никто из высших чинов не верит, ссылаясь лишь на некомпетентность провинциалов. На их отсталость. И пока федералы тянут да рассусоливают — эта вот дьявольская Сущность — приходит к самой Трион… Вернее, Тварь как бы подтравливает дотошного офицера, толкая-подтрунивая, — смеётся над ней. 
Вы спросите: типа зачем детективу помощница-монашка? Ответ тривиален — все злодеяния, творимые в городе, соответствуют различным библейским книгам откровений, древним притчам святых отцов. К тому же девушка очень сообразительна, она — журналистка с острым аналитическим умом: умеет вытягивать факты из низового, незримого: «Нужно понять, какая философия стоит за убийствами — говорит она: — Так мы его и поймаем».

Не всё однозначно…

Фильм крайне многослойный. В картине обнаруживаются следующие проблемы — и не только из американской жизни. А уже общезначимые, общечеловеческие. Их немало, и в том — реальная мощь сего криминального творения:

  • Проблема алкоголизма.
  • Проблема переедания в частности.
  • Тут же — проблема обжорства вообще — как социоболезнь. ПТСР.
  • Сексуальные проблемы.
  • Проблемы семейной этики: сложность внутрисемейных отношений.
  • Межнациональные отношения (со многими мигрантами, показанными в фильме).
  • Психическое нездоровье всего социума и его граждан. Отсюда:
  • Вопросы медицинского. Больничного обслуживания в США в целом.
  • Проблема модернизации церкви изнутри, — чтобы уйти от обветшало-замшелых догм: через инновационные веяния эпохи.
  • Повальное увлечение чтением и видосами про серийных маньяков, наконец.

Также мнемонически читается гигантская проблема взаимоотношения людей — всех со всеми; оттого — беда с «жалостью», «сочувствием», «состраданием». Там есть ещё интересный подкаст: связано ли пьянство с любовью в общем или — исключительно с романтикой? — Но увы, сей вопрос — фишка профессиональных критиков — вреза́ться внутрь неведомых смыслов. Мы же — по-простому да по-бурлацки ответим: «Да. Со всем вместе!» — И с несчастьем тоже связана Любовь — как ипостась божественного откровения. 
Основополагающее, несомненно, из этических пределов — на фоне страшных зверств: собственно разговор в сериале о Любви. Ведь только она (и ещё Бог, хотя это одно и то же) в силах наизнанку вывернуть мягкую душу, превратив в жёсткую, как наждачная бумага; — и размягчить её, когда надобно наоборот быть жестоким.

«Чем больше я выпью, тем лучше я думаю!»


Офицер Трион

Это коронная фраза детектива Трион. Потом она добавляет: «Я пью алкоголь не для того, чтобы бежать. А — чтобы видеть, узреть решение!». — Но фильм ставит и более глобальную задачу, превышающую упомянутые социальные нормы. «Существо» хочет… уничтожить не только людей, их семьи с окружением. А — всю Цивилизацию: «Я из тех, кто потревожил сон мира. И меня зовут “Гротеск”, — начеркал убийца в записке на одном из мест преступлений. И закончил: — Пускай все твои мечты сбудутся…» — И это не было «пустым посулом» из священных старых книг. Было — внезапным внедрением в само естество главной героини.

OnlyFans для грешников

Как и положено классическим детективам — зрителю дают несколько вариантов того, кто Левиафан. В неком смысле помогая следствию очертить ретроспективу убийств более точно, — которые всё ужасней и ужасней! — словно по дьявольским заветам древних скрижалей, к тому же с мотивом инсценировок. Левиафан будто играет с полицией в прятки, постыдно протаскивая его носом по полу — в ложном направлении. Причём в том направлении, чего гнушается даже Господь — в такой степени плох, жуток тот Путь, — так отмечено в Писании…

«Любая вещь на месте убийства что-то да значит», — говорит детектив Трион. В том-то и дело, — говорю я, — что с каждым разом этих странных чудовищных улик прибавляется и прибавляется. Отчего отгадать загадку — всё сложней и сложней. 
Первостепенное — в фильме присутствует пресловутый хичкоковский саспенс. Присутствует реальная хтонь, — когда вздрагиваешь, но экран не выключаешь. Когда свет в коридоре из спальной комнаты на экране кажется… просто чем-то кажется. И с очередной серией — убийства становятся изощреннее до «смешной» убогой театральности. И погибших людей в них — всё больше, больше, больше... И как раскрыть эти убийства — никто не ведает. У всех элементарно опускаются руки. Даже у федералов.

Финал. Жизнь вне преступлений

По пунктам:

  • Контраст: молодёжной неприспособленности — и сверхопытной главной героини.
  • Извращённая сделка меж матерю и дочерью. (Материн каждодневный) Алкоголь vs Еда (Дочерний неостановимый аппетит)
  • На фоне «алкогольно-кухонной» договорённости отношения весомо улучшаются.
  • Мать (детектив) рассказывает дочери, как они познакомились с отцом (который сейчас в коме).

К чему это я… К тому, что все эти отвлечения от собственно работы рейнджером чрезвычайно помогают понять и главной героине, падающей временами в реминисценции прошлого, и зрителю, — что же происходит на самом деле? Ведь невзирая на то, что есть что-то особенное в крутой женщине с полицейской бляхой и «Глоком», — порой именно женщина и может раскрыть прямо-таки нераскрываемое. Объяснить необъяснимое. И лишь женщина, — притом неординарная, — живёт в упорядоченной Вселенной, пытаясь устранить галактический Хаос. Отсюда стержневая, «женская» идея ленты в том, — что всё, абсолютно всё можно пережить. И даже Хтонь.

И…

И — опять и опять дикое, дичайшее преступление. Хароновский ужас в том, что тела нескольких убиенных слеплены в единое жуткое франкенштейновское чучело. Наверху «пирамиды» — голова оленя. И дело в том, — что детективу недавно снилось, как она с мужем расслабленно складывала дома пазл… С точно такой же оленьей головой. То есть враг — уже внутри её. Он видит, чувствует как она. Он — всеохватен как Бог и беспощаден как Дьявол. Опережая женщину-рейнджера в битве…
Фильм не даёт оторваться. Да и смотреть, чессговоря, немного — всего 8 серий. А поймают же неуловимого монстра тогда, — когда полностью расшифруют его религиозный язык доисторических аллюзий: поняв сны, как отмечено в преамбуле.

P.S. Спойлер. Это — наверняка медик: хирург-травматолог. Судмедэксперт. Тот, кто изучил анатомию досконально. И — умеет шить. И — насмехается как над детективом Трион, так и вообще над всеми нами — здравомыслящими людьми с этого света: «Ты до странности прекрасна. Или прекрасно странна!!» — прошептал детективу очередной персонаж ленты, о-о-о-чень напоминающий и похожий (повадками) на предполагаемого Левиафана…


Официальный постер картины

5
1
Средняя оценка: 3.27273
Проголосовало: 11