Метаксизм — греческий фашизм

Правивший с 4 августа 1936 года до завоевания Греции Гитлером режим генерала Метаксаса претендовал на построение ни много ни мало «Третьей Греческой Цивилизации», — вместо нее получив закономерный крах.

Если попытаться охарактеризовать в целом ситуацию в Греции в первой половине 20 века одной фразой, — пожалуй, для этого больше всего подошли бы строки из стихотворения Бродского «И вечный бой — покой нам только снится!».

Действительно, если большая часть как минимум европейских государств в период между мировыми войнами наслаждалась каким-никаким миром (пусть и омрачаемым Великой Депрессией), — то к греческому государству это практически не относилось. 1912—1913 годы Первая и Вторая Балканские войны, потом — вступление в Первую уже мировую. Под конец которой греческие войска оказались даже в Советском Причерноморье — под предлогом, что это ж «территория древнегреческих колоний». Правда, уже после схватки с Красной Армией под Николаевом «наследникам древнегреческих традиций» пришлось срочно «уносить ноги» — вместе с крышующими их французами. 
После этого началась война уже с Турцией, в надежде вернуть себе земли в ее малоазийских провинциях, утерянные еще в период краха Византии. Катастрофическое поражение от «кемалистов», свергнувших султанскую власть, заискивающую перед победителями Османской Порты из Антанты, привело к не менее катастрофическому политическому кризису и в самих Афинах. С 1924 года «указавших королю на дверь», — выбрав республиканскую форму правления. Последняя, правда, особой стабильностью тоже не отличалась. Что и находило подтверждение в повторяющихся с завидной регулярностью военных переворотах — успешных и не очень. Чему немалым образом содействовало и то, что их участники, даже в случае неудачи, отделывались чаще лишь грозными приговорами, не приводимыми реально в исполнение из-за бегства обвиняемых за границу. Или же несколькими годами тюрьмы — с обычно досрочным освобождением. Исключением стал разве что путч марта 1935 года — когда было-таки повешено два (из немалого количества поддержавших его) генерала — и целый майор в придачу. Путч, кстати, организовывали уже столь записные «демократы» как сторонники республиканской формы правления и ее общепризнанного вождя, многократного экс-премьера Венизелоса. 
Что поделать — и у тех, кто вроде бы декларирует «опору исключительно на волю народа», могут сдать нервы, когда этот народ проявляет эту волю «неправильно». Сначала приводя к власти в ходе парламентских выборов монархистов, — а потом выражая готовность поддержать на референдуме официальное восстановление монархии. Возвратив тем самым в октябре 1935 года трон изгнанному было в 1924 г. королю Георгу II. Которому приписывают выражение: «Самая нужная для греческого монарха вещь — это иметь наготове чемодан со всем необходимым для внезапного долгого путешествия за рубеж». 

***

Народ, в принципе, понять как раз было можно. Ему по большому счету хотелось одного — улучшения жизни. Что в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса, Великой Депрессии (да еще в больше аграрно-сырьевой стране) сопровождалось массовым обнищанием людей. Из-за недовольства которых в главной степени и потеряли власть «республиканцы» — после своего кратного торжества над монархистами в 1924 г. Вот только посулы последних о наступлении едва ли не «золотого века» в случае возвращения в страну короля оказались, как несложно догадаться, малообоснованными. И народ опять начал волноваться, — бросаясь из одной крайности в другую. Так что на парламентских выборах 1936 г. сложилась довольно уникальная ситуация: 142 мандата получили «республиканцы», 143 — монархисты, а «золотую акцию», 15 парламентских мест, при этом стали иметь… коммунисты! 
Пришлось прежним якобы «заклятым врагам» из буржуазных партий, чтобы не идти на поклон к своим еще более заклятым врагам-пролетариям, при голосовании за каждый отдельный закон все больше увеличивать полномочия исполнительной власти. Во главе которой с апреля 1936 г. как раз и встал Иоанн Метаксас. Убежденный «роялист», опытный военный, еще в 1915 г. ставший начальником греческого Генштаба. Правда, вскоре убранный оттуда все теми же «республиканцами», жаждавшими вместо прежнего нейтралитета повоевать за интересы Антанты. 
Первоначально, правда, разобщенные депутаты пытались «сохранить хорошую мину при плохой игре», — де-факто заменив парализованный их дрязгами парламент на некий «комитет» из 40 человек, — который должен был от имени парламента контролировать работу правительства. Главным образом — не мешая ему подавлять протестную активность трудящихся масс — как, например, во время расстрела демонстрации рабочих табачной промышленности в Салониках в ходе майских демонстраций 1936 г. А после столь вопиюще-беспрецедентных зверств карателей — и вспыхнувшую всеобщую забастовку в стране, к счастью, уже не столь кровавыми методами.
Но на протяжении лета правящие элиты пришли к негласному консенсусу насчет того, что «игру в демократию надо заканчивать» — пора попытаться разыграть карту «единства нации», заодно максимально подавив рабочее и просто «левое» движение. Во исполнение чего премьер Метаксас 4 августа предложил королю распустить парламент полностью — и взять всю полноту власти на себя. Точнее — на него, верного монарху премьера — и его соратников-министров. Впрочем, в верности последних бравый экс-генерал, по-видимому, был уверен не до конца — поэтому «застолбил» за собой, кроме премьерского поста, целый «ворох» и других важнейших «портфелей» — МИД, военного министра — и даже министра образования!

***

Последнее, кстати, было отнюдь не проявлением какого-то «синдрома политического Плюшкина» — с коллекционированием должностей исключительно ради их количества. Ведь Метаксас собирался войти в историю не просто как очередной глава правительства, — но отцом-основателем ни много ни мало «Третьей Греческой цивилизации!» Для чего его режиму требовалось готовить в соответствующем духе «молодую смену», — а как же добиться сего без школы и других учреждений образования? Хотя, конечно, аналог немецкого «Гитлерюгенда» был учрежден в Греции в кратчайшие сроки тоже. Как же без этого — если с первых дней общепринятым приветствием в стране стал так называемый «римский салют» — который высочайшим повелением было приказано называть «греческим». Представлявший собой самую обычную «зигу» — хорошо известную по кадрам кинохроники, фильмам о войне. И к сожалению, немалому количеству свежих съемок неонацистких маршей в самых разных концах нашей планеты.
Конечно же, просто «косплеить» Гитлера и Муссолини — Иоанн Метаксас не собирался. Хотя, кстати, как минимум, первого очень даже уважал, — питая прогерманские симпатии с начала века. Да и как иначе — если у этого вроде бы греческого офицера было фундаментальное военное образование, полученное в Рейхе — правда, еще только Втором, кайзеровском. Но как минимум на словах программа построения «Третьей Греческой Цивилизации» выглядела для многих греков вполне себе интригующе-заманчиво. Ее «стопами» были объявлены следующие пункты:

  • Греческий национализм
  • Монархизм
  • Антипарламентаризм
  • Антикоммунизм
  • Корпоративизм
  • Протекционизм
  • Антиимпериализм

Последние два тезиса, признаться, могут сразу вызвать просто-таки «гомерический смех». Поскольку «львиная доля» капиталов в греческой экономике принадлежала тогда (как и ныне, по большому счету) бизнесу Англии, Франции и США. Которые, собственно говоря, и дали «генеральную отмашку» на фашистскую диктатуру в Греции — тем более что и король, и Метаксас, и его вроде бы противники-республиканцы в большинстве своем тоже тяготели к этой «Антанте». И представить реальное, а не декларативное осуществление этого самого «антиимпериализма», при наличии даже не «на пульсе», а «на сонной артерии» Греции цепких ручек главных мировых империалистов как-то сложновато. Точно также — как и реально «протекционистские» меры в защиту греческой экономики — с неизбежным нанесением ущерба импорту изо все тех же Англии-Франции-США. 
Вот в антипарламентаризм и антикоммунизм греческой диктатуры действительно верится сразу. Для того ее и учреждали — поскольку боялись, что скоро Греция может пополнить собой список социалистических государств — при таком-то размахе рабочего и левого движения. Корпоративизм, опора на довольно архаичную, идущую еще от средневековой «цеховой системы» систему профессиональных корпораций и их представителей в совещательных органах при реальной власти? Хоть и не Метаксас был автором такой модели (ее в значительной мере уже апробировал и Муссолини, и австрийские фашисты, и Салазар в Португалии, и Варгас в Бразилии), — но да, как раз эта модель как минимум хоть как-то там работала. 
О национализме и даже монархизме и говорить нечего. Какой же это «добропорядочный» фашизм — без наличия вождя? Правда, для разнообразия новый фюрер местного разлива, кроме ожидаемого «отца нации» взял себе еще и парочку более оригинальных титулов — «первый рабочий» и «первый крестьянин». Типа в качестве лишнего подтверждения личной близости к народу, — которого якобы взялся защищать. Хотя представить этого лощеного политика в дорогом костюме у станка или за плугом, признаться, как-то сложновато… А уж без бесконечной нарциссической лжи падким на грубую лесть согражданам тем паче: «Вы ж самая великая нация в мире — остальные так, “недочеловеки”. Последние на вас и будут вкалывать после завоевания. Главное, вам самим не ссориться между собой, как призывают эти негодные коммунисты, вещая о каком-то “классовом угнетении”, — а единым фронтом отправиться в поход за величием нашей уникальной нации, высшей расы! Наш рабочий с капиталистом — братья навек — и пусть “недочеловеки” трепещут!»

***

«Недочеловеков», кстати, греческие фашисты «на стороне долго искать не стали — нашли в своем коллективе», поблизости. Ибо существенно необходимым признаком полноценного «гражданина Третьей Греческой Цивилизации» ими было объявлено два критерия — греческое происхождение и православная вера. Тем самым на «клеймо неполноценности» автоматически обрекались не только греки, скажем, католики там, протестанты или просто атеисты, — но, например, и православные болгары, сербы, другие славяне. Надо понимать — и русские тоже, окажись они в «идеальной Греции» от Метаксаса в значимом количестве. Но кстати, тех же болгар и македонцев в Греции тоже жило немало. И стоит ли удивляться, что они с гитлеровским вторжением предпочли поддержать ту же болгарскую армию, помогавшую Гитлеру? А не «отцов» вроде бы собственного государства, ставших относиться к ним как даже не к «пасынкам», а каким-то презренным «бастардам»…
Еще привлекает к себе внимание просто-таки суперэклектический и вопиюще несистемный выбор «греческим фюрером» своих вроде бы «образцов для подражания» в его модели «Третьей Греческой Цивилизации». Первой из которых им была объявлена древнегреческая Спарта и Македония, а второй — Византийская империя. Которые да, действительно проявили себя в истории как достаточно сильные и жизнеспособные государства. Вот только выбор из них отдельных элементов основоположником «метаксизма» что называется «путем вырывания с мясом» — больше всего напоминает методологию знаменитой гоголевской героини Коробочки из пьесы «Женитьба»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».

Действительно, Спарта доселе больше всего известна закаленностью и доблестью своих воинов, — делавших ее армию почти непобедимой. Что, впрочем, достигалось куда менее обычно афишируемыми откровенно фашистскими методами. От пресловутого принудительного «спартанского воспитания» в квази-«интернатах» — до приучивания «молодняка» к жестокости путем участия подростков в террористических набегах на поселения рабов-илотов, не щадя ни старого, ни малого в назидание остальным. Вот только монархией Спарта не была — там даже царей обязательно было всегда два, чтобы никто из них не стал монопольным властителем, так и оставаясь лишь военным вождем на случай похода. А реальная власть принадлежала «геруссии» — совету старейшин из 60 человек, представителям местной олигархии.
Правда, и Македония до нашей эры, и Византия действительно управлялись полноценными самодержцами. Вот только они были империями! А сочетание «империи» и «национализма» — это даже не гибрид «льда и пламени». Кучка даже самых удачливых греческих воинов, сподвижников Александра Македонского, не смогла бы удержать власть на обширных, захваченных ими в боях территориях, — если бы они тут же не начали ее укреплять с опорой на местные элиты. А уж вспоминать о греческом национализме в применении к Византийской империи… Чьи жители сами называли себя «ромеями», а не греками, разрешая сесть на трон и входить в высшую элиту страны выходцам из Египта, Сирии, Болгарии, Армении, других провинций — это даже не смешно.

***

Хотя особо удивляться фундаментальной невозможности осуществления «хотелок» Метаксаса не приходится. Сложно сказать, верил ли во весь этот свой «гибрид ежа с ужом» он сам — все-таки генералов тонкостям историофилософии и политологии обычно не учат. А те, кто вознес экс-начгенштаба на высоту даже не премьера, а настоящего «фюрера греческой нации», судя по всему рассчитывали на выполнение им куда более скромной и доступной программы. В первую очередь — предотвращения «левого поворота» Греции — вплоть до социализма советского образца. И уж к решению этой задачи Иоанн Метаксас действительно приложил все свои силы. Считается, что за почти 5 лет его правления где-то около 75 % греческих коммунистов оказались в тюрьмах — преимущественно на островах в Эгейском море, чтобы труднее было оттуда бежать при случае. Показательная деталь, когда эти заключенные, с началом нападения на Грецию Италии, а потом и Германии, попросили дать им в руки оружие для защиты собственной страны — диктатор это сделать отказался. И большая часть репрессированных коммунистов так и погибла — от рук уже занявших острова и тюрьмы на них гитлеровцев. Этакая трогательная «синергия» «коричневого интернационала» фашистов из Афин и Берлина. 
Справедливости ради стоит заметить, что с ростом размаха рабочего движения диктатор, как и многие его «коллеги» по фашистскому движению, боролся не только «кнутом», — но и как минимум попытками «вручить пряник». Введя 8-часовой рабочий день при 40-часовой рабочей недели, двухнедельный оплачиваемый отпуск и декретный отпуск для женщин, социальное страхование по болезни и травмам, кое-что еще. Жаль только, денег на достаточное финансирование всего этого было откровенно недостаточно — ведь значительная доля «добавленной стоимости» по прежнему шла не в бюджет государства трудящихся, как в СССР, а все тем же местным и иностранным «инвесторам», владельцам предприятий и аграрных угодий.
К слову сказать, сам Метаксас сколь-нибудь «харизматическим лидером» среди сограждан так и не стал. Если, конечно, не считать его «дутый авторитет» стараниями жесточайшей цензуры — и официальной пропаганды периода его премьерства. А так, показатели его партии на выборах достигали 15 % лишь в 1926 г., — уже спустя 10 лет снизившись до почти незаметных 4 %. Хотя, возможно, именно на этом и строился расчет у его настоящих «кукловодов», — чтобы их «марионетка» не стала слишком самостоятельной, возомнив себя настоящим «вождем нации» — как тот же Гитлер или Муссолини. Когда «держащие нити» начинали чувствовать себя несколько неуютно: ибо власть денег это хорошо, — но оружие СС и СД, лично преданных «фюреру», может оказаться при необходимости еще более «убойным» аргументом. В том числе — и в прямом смысле слова, как, например, после неудачного покушения на Гитлера в июле 1944 года — когда это пришлось понять немалому числу и «олигархов» тоже.

***

«Грандиозный процесс» построения «Третьей Греческой Цивилизации» был прерван 29 января 1941 г., — когда его «великий вождь и основоположник» Иоанн Метаксас скоропостижно скончался. Что даже вызвало к жизни конспирологические гипотезы насчет того, что «ему в этом помогли». Вообще-то, 70 лет для политика в первой половине 20 века — это многовато даже и без всякой, хм, «внешней помощи». Хотя конечно, реальную точку в «метаксизме» поставила не смерть его вождя (так и хочется поставить перед этим словом приставку «зиц»), — а успешное завершение итало-германского вторжения в апреле 1941 г. Можно заметить, что преимущественно в западных источниках сложено немало «дифирамбов» по поводу «героического сопротивления греческой армии» — даже со стороны ее противников. 
Но при этом почему-то часто упускается то, что несколько месяцев армия Метаксаса действительно успешно сопротивлялась, — но только лишь армии Муссолини! Который тоже, подобно своему греческому «коллеге по фашизму», мнил себя «наследником великих традиций», — правда, не Спарты, Македонии и Византии, — а Древнего Рима. Но на деле, кроме крошечной Албании пока что смог «триумфально победить» разве что такую «мощную державу» как Эфиопия. А в греческой обороне итальянцы увязли, как муха в меду. Пока им на помощь не пришли немцы. А вот уже их операция «Марита» заняла всего-то 24 дня, — да и то последнюю неделю стороны больше были заняты утрясанием процедурных условий подписания капитуляции греками. 
Попутно выяснилось, что даже антикоммунистическая эффективность режима Метаксаса оказалась сильно преувеличенной. Ибо уже к 1943 г. отряды возродившейся коммунистической ЭЛАС контролировали большую часть Эллады — вплоть до районов полноценных «партизанских республик». Куда не рисковали соваться ни сами немцы, ни их прихвостни из «Греческой Политии», марионеточного псевдогосударства, организованного Гитлером с привлечением местных коллаборационистов. Немалая часть которых как раз и состояла раньше в дружных рядах «метаксистов». Правда, окончательной победе коммунистов после освобождения Греции от немецкой оккупации помешали англичане, — которые, судя по всему, и были главными «бенефициарами» прежних фашистских экспериментов греческих элит. Бросив огромные силы, включая авиацию, для подавления сопротивления левых сил еще зимой 44—45 годов, — когда вроде для них было еще огромное поле деятельности в войне против Гитлера. 
Многие тезисы «метаксизма» взяли на вооружение и «черные полковники», захватившие власть в Греции в 1967 г. Правда, и позорно ее лишившиеся — после не менее позорного проигрыша войны с Турцией за Кипр. Тоже на провальной идеологической основе торжества греческого национализма и хотелок «великой Греции», — увы, без учета своих жалких силенок на фоне военных ресурсов турок, которым их предшественники уже однажды проиграли в 1922 г. А так, последняя (вроде бы?) неофашистская греческая партия «Золотая заря» была разгромлена с осуждением к немалым срокам большей части ее руководства лишь в октябре 2020 года. 

Увы, исторические уроки обреченности фашизма в его опоре на агрессивный национализм порой очень медленно усваиваются. А ядовитые семена «коричневой чумы» так и норовят вырваться из исторического забвения в лозунгах очередных «борцов за чистоту и величие самой великой нации», не всегда безуспешно играющих на самых низменных мотивах человеческой души… 

5
1
Средняя оценка: 3.36364
Проголосовало: 11