Они такие же, как мы…

Говорят, шмель — это самое бесполезное насекомое на свете, — в пищу не годится и мёда не приносит, зато гудит и страшно смотрится. А для пауков это существо страшнее майского жука — от любой, даже и самой крепкой паутины останутся одни лохмотья, только попади в неё этот сердитый товарищ, который, между прочим, тоже принадлежит к семейству членистоногих. Но шмель — это прежде всего Величайший на свете летун.

Он способен преодолевать почти любые расстояния, и если ему понадобится, шмель запросто может — как некий микро-самолёт — махнуть своим ходом в другое государство. Притом его не остановит ни холодный фронт, ни встречный ветер, ни даже средства ПВО. Шмель врубит форсаж и попрёт с набором скорости. А вам известно, как это насекомое называется на божественной латыни? Bombus!

Симпатичный голубь мира

Родилась она в штате Мэн, прям по соседству с Бангором, Кастл-Роком и прочими «литературными угодьями» американского писателя Стивена Кинга. Кстати, по одной из версий где-то в тех же местах находится и небольшое туристическое местечко Кристальное Озеро, где резвился главный герой кинотрилогии «Пятница-13». И однажды ей так понравился советский президент Антропов, что она решила написать ему письмо. Ну что же, если живший в городе Норильске коллекционер марок и репродукций товарищ Печерников мог написать письмо королеве Елизавете Второй, начинавшееся словами «Товарищ королева!», то кто мог бы запретить жительнице города Хоултон Саманте Рид Смит направить такое же письмо товарищу Антропову? Это ж не убийца с топором, правильно? Тем более что её интересовали не репродукции картин из Букингемского дворца, а всего лишь мир во всём мире. И Антропов ей ответил, притом лично. Кстати, бывший шеф КГБ никогда не стеснялся писать письма интересующим его людям (в том числе агентам из числа иностранцев). Об этом свидетельствует выпущенная в те же годы книга Джона Баррона «КГБ сегодня». Писал он художественно, не соблюдая принципов советского канцелярита, так что это письма смотрелись весьма располагающе. В июне того же 1983 года маленький американский «голубь мира» вылетел в СССР. Кстати, в США ей мешать не стали.
Что было дальше? А далее была впечатляющая встреча в Москве и широкая популяризация Саманты Смит в рамках принятой в СССР детской и подростковой субкультуры — приём в пионеры, лагерь Артек, самые восторженные публикации в журнале «Костёр» и т.д. и т.п. Лично Юрий Андропов с ней не встречался (он был уже тяжело болен, и вскоре умер от отказа почек), но речь не об этом. Саманта Смит не была политической фигурой, и руководство СССР не совершало действий с целью угодить ей или сделать с её помощью какую-то саморекламу. Например, она стала участницей всех фондов мира и дружбы, какие только существовали в СССР — и советско-эфиопской, и советско-эскимосской, — а под эгидой пионерии был основан некий Центр детской дипломатии, «первой леди» которой с удовольствием стала советская визави Саманты — Катя Лычёва, внучка товарища Громыко и будущий вице-президент АвтоВАЗа (а после случайной гибели американки появился фонд её имени, и даже с филиалом в Донецке), однако, — что это ВООБЩЕ за чепуха, скажите на милость, какая-то Саманта Смит?! В США едва понимали, что это за фонды и центры, и что там ВООБЩЕ творится, в этих загадочных фондах и центрах, а тем временем американка Саманта Смит изучала этот странный-престранный СССР и делала какие-то свои недетские выводы. 

Зато вернувшись домой, она снялась в десятках телешоу, написала книгу, вполне востребованную в левых кругах Америки, и стала главным тинейджером USA, почти как Бритни Спирс на старте её карьеры — Baby One More Time! Впрочем, погружения в культуру ультрамодных тинейжеров у неё так и не произошло — и, тем более, в СССР. Во-первых, в СССР юную американку до предела инфантилизировали и превратили из модного американского «тинэйджера» обратно в девочку, в ребёнка. А во-вторых, на церемонии приёма в пионерскую организацию Саманта Смит была в пилотке синего цвета (разумеется, безо всяких украшений). Конечно, пионерки в СССР носили в том числе и синие пилотки (как и мутно-розовые галстуки, и дешёвые значки с «мордой», а некоторых пацанов уже тогда назвали не иначе как «панками-пионерами»), но вообще-то в модной пионерской среде эти синие пилотки стюардесс считались полным «отстоем». Нормальные советские девочки, даже совсем юного возраста, предпочитали ярко-красные «вожацкие» головные уборы испанского типа — и желательно даже с кисточками по самый нос — да и форменные рубашки носили не абы какие, а — подороже и с множеством ярких эмблем и знаков. Не спорю, что от всех этих предпочтений «пахло гвардейскими казармами» (как выразился бы гусар Лермонтов), но все уважающие себя дружины Всесоюзной пионерии (как правило именные) были на вид весьма нарядными и немного военизированными. Саманта Рид Смит погибла 25 августа 1985 года, притом случилось это самым негодяйским образом. «Дерьмо — бывает!» — как выразился Предатор из второй части фильма, прежде чем свалиться с пятого этажа. Итак, самолёт, на котором она летела домой в штат Мэн, промахнулся мимо взлётно-посадочной полосы. Как это произошло? 
Она вылетела из Бостона на борту двухмоторного турбовинтового джета Beechcraft-99-Airliner. Что это за аппарат? По существу, это спортивный самолёт, приспособленный для дальних перелётов, и в котором смонтирован салон от небольшого автобуса. Максимальная скорость 400 км в час при массе пустого в две с половиной тонны, максимальное количество мест — четырнадцать плюс багажные места. Управлять подобным аппаратам, в общем-то, нетрудно, однако по большинству параметров он близок не к пассажирским лайнерам, а к машинам для экстремального пилотирования. Их было выпущено сравнительно немало — 160 штук, но особого успеха они никогда не имели. Сама компания Beechcraft считала «99-ю» модель «большим шагом к созданию более новых чартерных самолётов» — и не больше того. Однако ж... увы! Все нормальные пассажирские самолёты такого класса делаются с задней стойкой шасси, а не с передней — это упрощает посадку на малоподготовленную трассу и к тому же значительно страхует на случай аварии. И шасси делаются короткими и очень крепкими (в крайнем случае, аварийный самолёт тихо ляжет на брюхо). Но у этого давно уж снятого с производства «Beechcraft» шасси напоминали табурет на очень высоких «лапах», да ещё с одной длинной «лапой» спереди, и при ударе об землю он не лёг на полосу, а полностью разрушился — буквально в труху. Пилоты и шесть пассажиров (в том числе отец Саманты) были разорваны на части, потом начался пожар. Первое, что услышала мать Саманты Смит от метавшихся в панике сотрудников аэропорта было: «Самолёт снизился, мэм!» 

Шмели прилетели

Саманта Рид Смит добилась самого главного — её приняли в СССР как друга, а не как очередного провокатора. Но другая её задача была всё же вполне типична для того времени — Саманте Смит очень хотелось сделать «дыру» в «железном занавесе». До неё эту задачу ставили перед собой очень разные люди. Кто-то из них попадал в СССР точно также, как и она, — ну, например, Ли Харви Освальд — однако все остальные граждане предпочитали способы подобные тому, как тот же Освальд захотел «попасть» в учебник истории. И разумеется, подобные «визитёры» — как правило нежданные — сыграли в советско-западных отношениях примерно ту же роль, что и Освальд в истории с президентом Кеннеди. До середины 70-х годов «дыры» в «железном занавесе» СССР предпочитали пропиливать натовские самолёты-разведчики, и это продолжалось до тех пор, пока там, за рубежом, окончательно не разочаровались в подобного рода инцидентах. И правда: зачем нужно рисковать техникой и пилотами, если есть спутники-шпионы, невидимые и всевидящие? А потом СССР стали штурмовать чуть ли не Карлсоны, которые живут на крышах. Ведь в то время пилотов-любителей за рубежом было — хоть в Москву отбавляй, да и пьяных хулиганов на летающей «рус-фанере» тоже водилось немало. В своё время эпопею в стиле «Разрешите тут полетать?» открыли два гражданина Финляндии, которые, потеряв ориентацию в пространстве, залетели на Cessna-150-Aerobat в воздушное пространство СССР, да ещё умудрились присесть на военном аэродроме. Вот придурки, правда? Тупой и ещё тупее! Увидав слегка обомлевших солдат с автоматами Калашникова, они мигом взлетели, но следом за ним взлетел перехватчик Су-15. Увидав у себя за спиной сердитую морду советского истребителя, горячие финские парни совершили незапланированную посадку и перевернулись вверх колёсами. Как потом выяснилось, оба они были изрядно пьяны и к тому же взлетели с финского аэродрома, не имея разрешения. У СССР с Финляндией проблем не было, да и отношения были в целом неплохие, так что парней быстро переправили обратно — пить дальше! 

Месяцем позже гораздо более поганый инцидент произошёл возле Батуми. Турецкие власти тоже потом отвечали, что они не имеют к нему никакого отношения. Итак, в конце лета 1976 года два неопознанных и явно реактивных самолета вторглись в воздушное пространство СССР и куда-то направились. По ним открыл огонь дивизион ЗРК С-125. Кто это такие, стало известно потом. Это были уже не пьяные финны на Cessna, а пара штурмовиков F-104G «Старфайтер». По другой версии — это были F-101 «Суперсейбр» — тоже не лучший образец американской авиатехники времён Холодной войны. Один из них упал где-то на территории Турции. Лётчик катапультировался. Зато «дыру» они пропилили — ту ещё. 
Новые инциденты происходили уже на территории ГДР. В 1980 году в небе над Восточной Германией внезапно появился самолёт, названный воистину в честь сказочного Кристофера-Робина (фамилия неизвестна) — Robin модели HR.100-200B, к тому же ярко-красного цвета. Это такой одноместный спортивный самолётик с очень большими «лаптями»-обтекателями на колёсах, развивающий около 200 км в час. Вот здесь и обнаружилась самая большая проблема при поиске и перехвате подобных воздушных целей (как и сейчас при перехвате украинских беспилотников). Дело в том, что реактивные истребители очень велики, инертны и крайне разгонисты, и они не в состоянии поймать такого «шмеля». Это и впрямь — то же самое, что на самолёте за шмелём гоняться. Он летит медленно и низко, поэтому даже раз подлетев к нему на визуального ознакомления, для повторного захода истребителям приходится идти на круг в километр-полтора и гораздо больше. Ну, а пока совершается этот облёт, цель успевает или вообще исчезнуть из вида, или занять некую более выгодную позицию. Почему в годы Второй мировой войны такой большой успех имели «рус-фанеры» По-2? А вот поэтому! А уж охота на сверхмалых высотах является занятием и вовсе крайне опасным. У современных реактивных самолётов есть определённый минимум высоты и скорости, пренебрегать которым — смерти подобно. И хотя бы по этой причине их невозможно использовать для борьбы с украинскими БПЛА: они их плохо видят и не могут уничтожить имеющимися бортовыми вооружениями. 

Перехватывал красного «Робина» вертолет Ми-24 ВВС ГДР. Для «Крокодила» перехват воздушной цели — занятие не очень-то обыкновенное, это верно. Но разве невозможное? Даже настоящие крокодилы тоже ловят птичек. Восточногерманский Ми-24 успешно загнал хулигана на посадку. Им оказался гражданин Нидерландов. В салоне самолёта пограничники ГДР обнаружили ящик пива и порнографические журналы.
Потом, примерно годом позже, воздушное пространство ГДР штурмовали сперва Cessna 182-й модели, ближайший родственник того самого самолёта, на котором прилетел в СССР Матиас Руст, а потом другой аналогичный самолёт, который был легко перехвачен советскими экипажами и посажен в аэропорту Эрфурта. 7 июня 1983 года ещё одна блудная западногерманская Cessna долго убегала от звена советских истребителей из 6-й ГИАД, а 3 августа того же года состоялся довольно жёсткий загон на посадку легкомоторного самолета Morane модели MS.893 — кому интересно, это такой до крайности забавный, почти игрушечный самолётик на четыре посадочных места и с неубирающимся шасси. Но он является достойным потомком тех самых «Mоранов», на которых летали французские и финские пилоты в годы Второй мировой войны. Вот за ним-то — с его военными корнями — как раз и пришлось изрядно «побегать» советским истребителям. В современной России такой самолёт можно купить за 15 млн рублей — не так уж и дорого для почти настоящего «голубя мира» времён Второй Мировой войны. 
О многих других инцидентах в небе ГДР попросту и писать не хочется. Они почти одинаковые. Единственное, что из этого всего воздушного цирка следует то, что накануне краха Берлинской стены пространство ГДР буквально трещало по швам от количества летящих из ФРГ «шмелей», притом было ли к этому как-то причастно правительство ФРГ, мы до сих пор не знаем. 
Последний инцидент имел место 13 сентября 1985 года — в небе над Восточной Германией появился гроб... в смысле самолётик марки, которая так и называется — Grob. Модель G-115. Первый свой полёт этот «гроб с крыльями» совершил как раз в 1985 году, так что его незаконный визит в ГДР иначе как рекламной акцией назвать сложно. Советский Ми-24 обстрелял его из авиапушки, когда тот был на порядочной высоте, и заставил приземлиться. Пилота вынули из кабины и сгоряча чуть не побили. Никакого суда не было. Этот дурацкий «полёт в гробу», как и все прочие инциденты, был тщательно расследован властями ГДР, но во всех случаях имело место воздушное хулиганство, поэтому всех пойманных «шмелей» оптом отпускали на волю. И никто из них не был ранен, сбитых тем более не было. Вообще же, штурмовать Берлинскую стену было делом относительно безопасным.

Другое дело — пропиливать «дыры» в советском «железном занавесе»! 18 июля 1981 года в небе над Закавказьем произошло событие, о котором и сейчас не забыли — «дыру» в «железном занавесе» СССР нечаянно пропилил самолёт, аналогичный ИЛ-18 — четырёхмоторный турбовинтовой CL-44 «Юкон» канадского производства, принадлежащий авиакомпании Аргентины. Редкий гость в северном полушарии, не правда ли? И самое любопытное, что он вторгся не в пространство ГДР... Вообще-то, вторжение «Юкона» в воздушное пространство Советского Союза как раз пришлось на момент обострения отношений с правительством диктатора Аргентины генерала Гальтиери, — например, аргентинцы захватили несколько советских и болгарских рыболовецких судов, из-за чего СССР перебросил в Анголу бомбардировщики Ту-160, — но аргентинский экипаж из четырёх человек под руководством до сих пор горько оплакиваемого на родине сеньора Гектора Кордеро занимался всего лишь перевозкой оружия и запчастей к технике из Израиля в Иран, и все его маршруты передвижения пролегали в самой непосредственной близости от советской государственной границы. На обратном пути из Тегерана на Кипр, в город Ларнака, в районе Закавказья аргентинцы грубо нарушили международные правила и оказались там, где их никто не ждал — почти в Ереване. Сначала даже кто-то подумал, что аргентинский самолёт собирается садиться в ереванском аэропорту Звартноц. С авиабазы Вазиани (166 истребительный авиаполк) в Грузии (с той самой, где, вероятно, и сейчас продолжают резвиться «зайцы мира» из войск НАТО) была поднята четвёрка истребителей Су-15 под начальством замполита капитана Куляпина. С большим трудом обнаружив нарушителя, лихо мотавшегося где попало по горам Кавказа, капитан потребовал от него садиться в Ереване, но тот вступил в абсолютно непонятную, но продолжительную беседу на испанском языке и быстро погнал в сторону Турции. Зачем было нужно его преследовать (и вообще преследовать), — это непонятно. Уж летел бы своей дорогой этот огромный тихоходный транспортный самолётище с четырьмя двигателями, ну, а потом пускай власти его страны сами объясняют, как он там оказался. Однако выполнив два неудачных захода, капитан Куляпин возомнил себя самураем и острым килем своего самолета ударил по хвосту нарушителя, после чего оба они с треском рухнули неподалеку от Еревана... Капитан катапультировался. Аргентинцы погибли. 

Шмель-Bomber …

Хорошо быть «голубем мира», но быть главным «шмелём» эпохи ещё лучше. Матиас Руст родился в Гамбурге 1 июня 1968 года. Если отец Саманты Смит был учителем в небольшом городке и ездил на трёхлетнем обывательском «Шевроле-капризе», то отец Матиаса Руста трудился инженером на электротехническом предприятии, торговал спортивными самолётами и владел «Шкодой-фаворит». Позже Руст расскажет в одном из своих интервью, что якобы на основании этого факта — у него ж в гараже стоит автомобиль «восточной марки»! — его отец считался чуть ли не коммунистом и даже подвергался некому остракизму со стороны сослуживцев и соседей. Ну, насчёт его ярой приверженности учению Маркса и Энгельса сказать почти нечего — сколько б ни давал интервью герр Матиас, всё равно о своей семье он так ничего не сказал, — но, судя по скромному достатку семейства, можно смело предположить, что в неких профсоюзных симпатиях его отец всё-таки подозревался. Кстати, ездить по Гамбургу 80-х годов на какой-то странной чехословацкой «Шкоде» — тоже дело довольно вызывающее, но машина у Руста была неплохая. Дизайн «фаворита» разрабатывало ателье «Bertone», а продавали эту модель буквально повсюду. В 70 странах.
Зато неудивительно, что Матиас Руст стал шикарным пилотом. Он ещё школьником налетал более тысячи часов и, по некоторым сведениям, всё-таки успел побывать на курсах подготовки пилотов морской авиации ФРГ. Возможно, это было нечто вроде приписки к военкомату. Он ведь уже имел навыки пилотирования по приборам, а это означало, что он — готовый кадр для Бундесмарине. Но от обвинений в контактах с германской разведкой БНД герр Руст всегда отказывался — не было этого. Типа обвинять меня в контактах с БНД из-за самолёта — это то же самое, как из-за автомобиля обвинять моего отца в связях с СССР. Зато в самолётах он разбирался весьма превосходно и был не только пилотом, но и авиатехником. Принадлежащая ему Cessna была хорошо доукомплектована приборами, доставленными со свалки самолётов, — например, со списанного «Боинга-707». Матиас установил их своими руками: они-то и помогали ему спокойно летать над морем, — например, в Исландию.

Cessna модели 172 — самый дешёвый и массовый самолёт всех времён и народов. Их было изготовлено свыше 50 000 штук, а количество модификаций этого аппарата вообще ни с чем не сравнимо — их 25! Самолёт, которой принадлежал Русту, был разработан в 1963 году, он получил литеру R и название модификации Powermatic, но после замены двигателя и множества других модернизаций название было изменено на более престижное — Skyhawk (так назывался очень хороший штурмовик, участник огромного множества военных конфликтов — от Вьетнама до Фолклендов). Вес Cessna 736 кг, двигатель 160 л.с., максимальная скорость — 228 км/ч, потолок 4 116 метров — вот основные данные самолёта, изумившего весь мир. Да уж, очень неплохо для самолёта стоимостью около 10 000 долларов. Потом многие упрекали Матиаса Руста в том, что он совершил свой рейд в Москву с целью поднажиться, — дескать, организатором полёта была фирма-изготовитель, а борьба «за мир во всём мире» тут совсем ни при чём. Нет, конечно, вернувшись на родину, главный «шмель» эпохи Перестройки нажился весьма неплохо (одни только интервью и выступления в СМИ принесли ему 300 000 DM), да и фирма Сessna увеличила сбыт своей крылатой продукции. Однако никакого контракта меж ними в реальности не существовало. Контакты — были, но не больше того.

Итак, 28 мая 1987 года Матиас Руст неподвижно стоял на рулёжке в аэропорту Хельсинки — Малми. Двигатель уже «проснулся», системы в порядке. В полётных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм. Это — совсем недалеко, прямо за заливом, но самолёт был заправлен топливом сверх всякой меры. Кроме того, герр Руст ещё в Гамбурге демонтировал лишние кресла и всё прочее, что ему не понадобилось бы в предстоящем полёте. Считается, что в салоне самолёта находились некие запасные бочки с топливом или даже заправленные некоей отравляющей смесью ёмкости (вероятно, имеется в виду бактериологическое оружие?), но этот факт никак не подтверждается. Вскоре самолёт шустро отрывается от полосы, делает несколько вполне предсказуемых для башни аэропорта разворотов-поворотов, и коротко, по-деловому попрощавшись с диспетчером, выключает радиостанцию. Далее он уходит на высоту 100 и направляется в сторону берега СССР. Вот туда его точно не приглашали. По одной версии, чуть оторвавшись от Финляндии, Матиас Руст сбрасывает с борта те самые бочки. На месте сброса тут же образовывается масляное пятно, которое через пару часов найдут финские спасательные службы, и на основании чего будет сделан логичный вывод, что «шмель» свалился в воду. Однако откуда всё-таки взялось это пятно — неизвестно. Финские власти несколько раз предъявляли Матиасу Русту счёт к оплате на 170 000 долларов, мотивируя это тем, что Руст, дескать, никуда не падал, поэтому его не потребовалось вытаскивать, но их требования не были грамотно сформулированы. В конце концов, да мало ли всяких жирных пятен может найтись в Балтийском море, да ещё и вблизи шести больших портов? 

В этот момент радиолокационная рота 14-й Таллинской дивизии ПВО заметила активность финских спасателей — сначала они отметили появление над морем вертолёта со знакомыми позывными (с ним даже «поздоровались» в радиоэфире), а затем заметили неопознанный самолет, «рвущий когти» в сторону Эстонии, тогда ещё не совсем суверенной. Ему присвоили общесоюзный регистрационный номер «объект-8255» и наименование «нарушитель», однако что это за «объект-нарушитель», никто на тот момент ещё не знал. Матиас Руст шёл по коридору Хельсинки-Москва, где на верхних эшелонах находилось немало других самолётов, и все они или летели в СССР или вылетали из СССР. Нарушитель как бы спрятался среди них, да так, что с земли — не найдёшь! Вскоре с авиабазы Тапа для близкого изучения этого «нарушителя» взлетела дежурная пара МиГ-23 656-ого истребительного авиаполка. Вскоре ведущий в паре старший лейтенант Анатолий Пучнин нашёл в воздухе несколько «Боингов-747», один дипломатический «Гольфстрим» арабского государства и два аэробуса Ил-86, а потом доложил, что видит в разрывах облаков на высоте менее 600 метров «самолёт типа нашего Як-12». А далее происходит как раз то, что всякий раз подводило пилотов в погоне за подобными «шмелями». 
МиГ-23 попытался сделать облёт обнаруженной Cessna, но при своей минимальной скорости в 600 км в час (скорость взёта-посадки 300 км в час), да ещё на маленькой высоте, истребитель просто не смог за ней угнаться. Матиас Руст снизился до 100 метров, сократил скорость до 140 км в час и практически пропал. Дивизия ПВО тоже потеряла контроль над «шмелём» — тот влетел в зону активности огромного северо-западного «аэроузла», включавшего в себя оживлённые аэропорты Ленинграда, Таллина и ещё двадцати с лишним городов Советского Союза. Летали в то время гораздо больше, чем сейчас, и там, в воздушном пространстве между Таллином и Ленинградом, одних только Ан-2 и Ми-2 было в воздухе столько, что искать среди них этот «объект-8255» было, по существу, бесполезно. Кроме того, начались активные полёты Як-19 в одном из местных аэроклубов. А ещё там летали чьи-то метеозонты, их обгоняли гуси целыми стаями, а также целые эскадрильи местных ворон и «летающих тарелок», а ещё в районе Пскова отмечались «неизвестные метеообразования», — а это что ещё такое?! В общем, расчёт ПВО и знать не знал, какая из светящихся точек на локаторе — это самолёт, а какая — стая ворон, летящих по своим вороньим делам. 

А дальше-то что? 

А дальше мы немного приостановимся и попробуем выяснить, почему в тот момент никто не хотел сбивать Руста. Причин здесь несколько, и объявленная СССР Перестройка — не самая главная из этих причин. Дело в том, что самолёт Матиаса Руста было бы не вполне возможно достать ракетой с тепловой головкой наведения, коими, собственно, и была вооружена летевшая на перехват пара МиГ-23. Во-первых, и МиГ-23 не ахти какой перехватчик, а во-вторых, у очень лёгкой Cessna-172-Skyhawk нет огненно-пылающего реактивного сопла, на которое, по самой идее, и должна была бы самонавестись эта ракета. К тому же погоня за «шмелём» происходила на таких высотах, на которых этими ракетами лучше вообще не пользоваться. Внизу — линии электропередач, автомобильные и железнодорожные трассы и «даже» населённые пункты. Как бы эта ракета не полетала куда-нибудь вниз, не «заинтересовавшись» каким-нибудь включённым кондиционером, и будет тогда — «смерть советским детям»! Казалось бы, этого нарушителя можно было бы «искоренить» из более надёжного на таких высотах оружия — авиационной пушки. Но и тут не всё «здрасти»! Всё-таки это ж вам не малазийский «Боинг-777-300» в Донбассе, скоростной и огромный как кашалот. Попасть по скачущему где-то на расстоянии 600-1000-1500 метров маленькому поршневому «шмелю» невероятно сложно. Поверьте на слово! Вы попробуйте хотя бы поиграть на программе-симуляторе какого-нибудь боевого самолёта, и вам всё сразу станет понятно. По летящему где-то впереди «шмелю» вы так просто не попадёте. Вместо этого будете «барабанить» главным образом по земле и торчащим над ней объектам. Всё-таки бортовое пулемётно-пушечное вооружение для этого и предназначено, так ведь? К примеру, очередь из западногерманской «Дэфы» прошивает насквозь любую бетонную коробку. Ну, а деревянное строение после обстрела из авиапушки запросто может превратиться в дрова. Короче, если вы устроите шквальную пальбу на малых высотах, то могут прийти кранты не только кондиционерам, но и простым советским мясорубкам. Как вы думаете: военный лётчик старший лейтенант Пучнин хотел этого или не хотел? Другое дело, если б все эти события происходили на высоте 10 000 метров, где уже неважно, над какими гражданскими объектами ты летишь. Вот там можно было бы палить из пушки сколько угодно. 

Дальше — больше! Самолёт Руста выпорхнул из зоны активного воздушного сообщения (в котором истребители так просто не летают — для этого требуется специальное согласование) и оказался сразу ЗА Чудским озером, — двигаясь в направлении Гдов-Малая Вишера. Поскольку никаких самолетов в этом районе не могло быть (а ведь дальше начиналась другая зона аэросообщения), то командующий 6-й армии ПВО генерал Герман объявил готовность номер № 1. Командиры трех зенитных ракетных дивизионов 204-й зенитно-ракетной бригады доложили, что цель наблюдают и готовы к пуску. Но тут же появился встречный вопрос товарища генерала: а что именно вы там наблюдаете? Ворону или Матаиса Руста? Приказа открывать огонь «вслепую» так и не поступило. Ведь это только на учениях всё красиво и «все цели сбиты» — даже те, которых там не было. Или вы хотите сказать, что все местные вороны летают с устройствами «свой-чужой», поэтому вы имеете абсолютно ясное представление, где птицы, а где самолёты? Нет уж, здраво рассудили где-то наверху, «объект-8255» должны сбить ВВС. Им в небе видно всё — ты так и знай!

Впрочем, это решение совсем не удивительно: после истории с южнокорейским «Боингом», который был сбит боевым самолётом на Дальнем Востоке в 1984 году, был издан приказ, который запрещал открывать огонь по спортивным и гражданским воздушным судам. А старший лейтенант А. Пучнин ещё в небе над Эстонией доложил, что он не видит на Cessna никаких вооружений (и вообще под крыльями самолёта ничего не закреплено), а из этого следовало, что вряд ли он чем-нибудь вооружён. 
Кроме того, есть одно очень комическое обстоятельство, на которое нельзя не обратить внимание, — когда Матиас Руст был возле Пскова, там начались полеты местного авиаполка. Ровно в 15:00 пополудни была произведена замена кода системы «свой-чужой», при этом все летчики должны были одновременно изменить кодировку бортовых устройств. Но тут вмешались обстоятельства. Во-первых, пилоты отрабатывали навыки воздушного боя, поэтому многие из них не перекодировали устройства и стали официально «чужими» — ясно? А кроме того, далеко не все пилоты должны знать этот присланный из Москвы полусекретный код, правильно? Так вот, герр Матиас Руст стал официально «чужим», но «чужих» в тот день в воздухе было сколько угодно, — включая гражданские авиалайнеры, двигавшиеся в тот момент с востока на северо-запад, в сторону государственной границы, или летевшие в сторону Ленинграда. Таким образом, свой дальнейший полет герр Матиас Руст совершал в полной безопасности. А потом он прилетел в район озера Селигер, где — возможно! — немножко присел отдохнуть. Ну что ж, — полёт был и правда нешуточный. К тому же поднялся ветер и пошёл дождь, видимость стала вообще никакой, а нижний край сплошной облачности опустился до 70 метров и ниже. В такую погоду все нормальные «шмели» не летают, а тихо дома сидят и телевизор смотрят. 

Но кто бы сказал ему в этот момент, что в дальнейшем (и так до самой Москвы) его Cessna будут принимать за один из вертолётов, участвовавших в малоинтересной спасательной операции возле Торжка? Вот бы «шмель» посмеялся! Но дальше было уже не до смеха. Матиас Руст поднялся в воздух и, ориентируясь по линии Октябрьской железной дороги, полетел в сторону «столицы нашей родины города Москвы». Тут ему уже никто не мешал. Даже наоборот! Во второй половине дня Cessna оказалась в зоне ответственности округа ПВО Москвы, и оперативный дежурный округа генерал-майор Резниченко получил приказ командующего войсками ПВО маршала Колдунова: «Отключить АСУ РЛС для проведения внеплановых профилактических работ представителями завода-производителя, перейдя на ручной режим контроля обстановки». 
Короче, вся компьютеризированная система была выключена, и включена ручная, а все аэропорты Москвы в тот же момент получили распоряжение держать «окно» на случай появления некоего незарегистрированного воздушного судна. В диспетчерских службах всё поняли быстро и правильно — летит какой-то специальный «борт», — поэтому всем экипажам в воздухе дали задержку на 10 минут, — однако ни в одном из аэропортов столицы Матас Руст так и не «нарисовался». В 19:10 он посадил машину на Большом Москворецком мосту, прокатился до Храма Василия Блаженного и замер в полном недоумении. Если кому-то кажется, что Руст ничего не знал об устройстве Московского аэроузла, то я сразу скажу, что вы ошибаетесь. Он имел абсолютно ясные представления о расположении аэропорта Шереметьево-2. Башня аэропорта даже пыталась получить от Матиаса Руста его точные координаты и передавала посадочные данные. Но ему очень хотелось похулиганить — в лучшем стиле иностранных авиадебоширов. А ещё он хотел постричь лавры «голубя мира» Саманты Смит и стать героем всей планеты. И — стал! 

В белом шлеме и красном «коммунистическом» комбинезоне он вылез из самолета и принялся (прямо на глазах ничего не понимавших милиционеров) раздавать автографы туристам и фарцовщикам, которых в те поздние советские времена на Красной площади было куда поболее, чем вертолётов в районе Торжка и Селигера. Это потом в одном из обстоятельных интервью иностранным СМИ он скажет: «Мой полёт в Москву выявил две вещи, — что, во-первых, даже продвинутые технологии не гарантируют стопроцентной безопасности, а во-вторых, что в СССР живут такие же люди, как и на Западе», — а пока его шумно снимали на фотокамеры, им громко восторгались, задавая идиотские вопросы: «Вы любите Перестройку?» — «А вы говорите по-русски?» — «А вы казак-большевик?» — «А что за бомба нарисована на киле самолёта?» — А ведь и правда же — на хвосте его Cessna белого цвета виднеется изображение авиационной бомбы, притом оно было позаимствовано у кого-то из очень знаменитых советских карикатуристов. Слишком знакомый стиль! 
Зато много позже уже освободившийся из заключения Матиас Руст признается, что из «русского» он читал не только «Войну и мир» и «Анну Каренину», но также и умные книги издательства «Политическая литература» и даже «Политические мемуары» Валентина Фалина, многолетнего и заслуженного посла в Бонне, а затем руководителя отдела международной информации при ЦК КПСС. Одним словом, Матиас Руст был немного начитан о стране, в которую прилетел самым незаконным образом, и даже советские карикатуристы были откуда-то ему знакомы. Другой вопрос: зачем он вообще всё это сделал? Зачем он отправился в полёт, из которого можно не вернуться, — например, просто пропасть без вести, а потом ищи-свищи?! Ведь всё дело в том, что в перестроечный СССР Матиас Руст мог бы прилететь и безо всякой «бомбы» — примерно так же, как это сделала тремя годами раньше юная американка Саманта Смит. В принципе, он мог бы прилететь в СССР даже на своём любимом Skyhawk и вряд ли б кто всерьёз запретил бы ему это делать — даже маршал Колдунов. Ну, надо было бы долго оформлять документы и посылать запросы в Москву, а в остальном это было бы делом совсем не сложным. В Шереметьево-2 есть специальная стоянка для частных самолётов.

50 баксов... 

Результатом его воздушного рейда было «снятие» министра обороны и увольнение со службы 3 маршалов (и Колдунова включительно), 9 генералов и 298 старших офицеров Советской армии — и не только ВВС и ПВО. Скандально, не правда ли? Но в этом плане «шмель» Матиас Руст очень и очень помог Михаилу Горбачёву (да и Борису Ельцину тоже), ибо, если б все эти маршалы оставались у власти, и если б Советская армия не получила в тот момент «по башне», то события у Белого дома в 1991 году могли бы развиваться по какому-то иному неизвестному сценарию. 

А Матиаса Руста осудили на 4 года по статье «Злостное хулиганство», а по истечении полуторагодового срока отправили домой — слишком много международного внимания было обращено на этого «шмеля». Подробности его заключения не были оглашены даже в 90-е, когда ко всему серьёзному относились с цинизмом и несерьёзностью. И, например, бывший лимузин Горбачёва могли предоставить в пользование группе Pet Shop Boys... Зато известно, что в тюрьме герр Матиас Руст потолстел на 18 кг. Как вам кажется: можно ли потолстеть, сидя в советской тюрьме? Зато дома, в ФРГ, Матиас похудел очень и очень быстро. Во-первых, из того же интервью иностранным СМИ следует, что после возвращения в ФРГ у него откуда-то взялся понос, притом такой реактивный, что пришлось немедленно сдаться в плен немецкому здравоохранению. И ещё вопреки обрушившейся на него славе дела герра Матиаса Руста лучше отнюдь не стали. Его лишили права управления самолетом как человека «психически неуравновешенного» и наверняка поместили на «реабилитацию» в определённого рода заведение. А во-вторых, ему, к тому моменту уже женатому на уроженке Польши, пришлось немедленно пройти службу в германском Бундесвере, в который его, как дикого смутьяна, сидевшего в советской тюрьме, никто пускать и не собирался. Поэтому из смелого «шмеля», пробурившего «дыру» в «железном занавесе» он внезапно превратился в жалкого психа-альтернативщика, поласкавшего «утки» в социальной больнице. И куда бы не направился герр Руст, вперёд него всегда успевала его дурацкая слава. Господину Русту не давали спокойно жить.

А тут и Берлинская стена — рухнула. Мир во всём мире стал столь же актуальным, как вчерашний снег. Работая санитаром в больнице города Риссен, скандально известный герр Руст попробовал завести знакомство с уроженкой Восточной Европы — работавшей там же медсестрой. Возможно, она была из Чехии. Впрочем, вкусы у этой девушки были очень странные — она кормила «шмеля» пирогами и напаивала очень сладким чаем. За что и получила. Ножом в живот. Семь раз. Хоть и не насмерть, но существенно. В итоге ей пришлось лежать в больнице, а «шмель» полетел на два с лишним года в немецкую тюрьму: «Он был такой жалкий, что я старалась обращаться с ним по-доброму. Видимо, это была моя ошибка и он меня неправильно понял…» — говорила эта загадочная особа. По всему понятно, что медсёстры с Восточной Европы не очень-то и жаловали этих самых психов-альтернативщиков.
После тюрьмы Матиас Руст устроился по протекции в чей-то магазин, торгующий обувью, и чуть не попал в тюрьму ещё раз. Хозяин обвинил его в краже только что кем-то приобретённого свитера. На самом деле, свитер этот — прямо в упаковке — был забыт в обувном магазине некой дамой. Свитер стоил всего 179 DM, и к тому же вся эта история очень напоминала «подставу» от недоброжелателей. К тому моменту герр Матиас Руст был уже выгодно женат — его супругой стала некая Гита, дочь богатого торговца из Бомбея, — так что красть свитеры за «50 баксов» у него, ездившего на своём «Мерседесе», никакой необходимости не было. Ну, может, только ради сильных впечатлений? Но ведь и впечатлений в его жизни было предостаточно. А кроме того: «…мы — не животные, мы имеем право выбора!» — говорил в своём интервью этот «шмель мира», явно вспоминая книгу «Скотный двор» Оруэлла. 

Памятник Русту. Эпилог

В этот момент ему надо было немедленно «валить» из Германии. А то ещё раз «посадят», и на этот раз — с большим удовольствием! В апреле 1994 года он побывал в России, по всей видимости, зондируя почву на предмет своей необходимости в новом политическом пространстве — Саманте-то Смит на ее малой родине был поставлен памятник, знаете же? Но власти Новой России как-то не очень спешили ставить памятник Матиасу Русту. Для этого ведь надо хотя бы умереть (или как Христос воскреснуть), а герр Матиас на мёртвого похож не был. Он даже не воскресал нисколько.
Долгое время герр Матиас-«лётчик» жил на богатом острове Тринидаде, однако в 1996-м году, в 28-лет облетев уже весь мир в качестве пассажира разных авиакомпаний, «шмель» всё-таки вернулся на родину. Видимо, с богатенькой Гитой разошёлся, поскольку в 2002 году всему миру стало известно, что он женился заново — на некоей гречанке с самым греческим именем — Афина. Он написал неплохие мемуары и по-прежнему охотно даёт интервью. Вот и всё! 

О Матиасе Русте и его уникальных авиационных приключениях, достойных графа де Сент-Экзюпери, люди помнят и будут помнить всегда, тогда как маленького «голубя мира» Саманту Смит уже почти забыли. Ну, что уж поделать с тем, что у этого ребёнка было «много сердца», но не было своего маленького чудо-самолётика с пропеллером? А вот маленький чудо-самолётик герра Руста, долгое время простоявший в гараже у какого-то спекулянта, с 2008 года является очень достойным экспонатом Германского технического музея в Берлине. Будете в столице ФРГ — милости просим! Германия потому и стала единой, что Руст прилетел в Москву. Но останется ли она единой без Руста, мы, к несчастью, не знаем.

5
1
Средняя оценка: 4.5
Проголосовало: 2
  • Star
  • Star
  • Star
  • Star
  • Star