Почему Рузвельт не хотел, чтобы надпись In God We Trust появилась на банкнотах

В следующем году США будут праздновать 250-летие. В преддверии крупной даты, также в ауре наметившейся буквально недавно «перезагрузки» российско-американских отношений давайте короте́нько пробежимся по давней истории, воплощённой в их извечном национальном символе — долларе USA.

11 ноября 1907 г. Президент Рузвельт визирует послание преподобному Роланду К. Драйеру из Нунды, штат Нью-Йорк.

В корреспонденции убедительно излагая причины, по коим категорически не приемлет, чтобы на деньгах США красовалось: «Мы верим в Бога». Но что же заставило Рузвельта так сильно задуматься об этом, казалось бы, тривиальном вопросе? Однако прежде чем ответить, давайте выясним, как Теодор — «Тедди» Рузвельт-младший — стал 26-м президентом Соединенных Штатов... 

Начало начал

Маленький Тэд — из зажиточной семьи на нью-йоркском Манхэттене (род. в октябре 1858 г.). Его отец — успешен в бизнесе, благотворительности; мать — светская львица. Юный Рузвельт — довольно болезный ребёнок, склонный к тяжёлым приступам астмы, тревожившим его и, понятно, больше всего — родителей. Но несмотря на недуги, он был активным дворовы́м пацаном — с живыми глазами, острым умом, повадками бойца «без правил». Между тем огромное влияние на воспитание оказал отец. И действительно, в дальнейшем Рузвельт отмечал о любимом daddy в автобиографии 1913 года: «Он не потерпит в нас, детей, эгоизма или жестокости, праздности, трусости или неправды».
Родители позаботились о том, чтобы у мальчика было хорошее образование. На протяжении бо́льшей части беспечной молодой жизни он обучался на дому. А в 1876 г. поступил в Гарвардский колледж. Не обращая внимания на прежнее слабое здоровье, тут же бросился в бокс и греблю! Великолепно учился, хотя позже с пренебрежением относился к чрезмерно жёстким методам, которым отдавали предпочтение уставшие от «свободных переростков» — или «ростков свободы»: — преподы. 
После Гарварда Рузвельт мог и отдохнуть, вообще-то… Видите ли, его отец умер в 1878-м — наследство сына составило 125 000 долларов(!) — более четырёх $миллионов на сегодня. Но — лёгкая уличная, ресторанная  жизнь противоречила его характеру. Вместо того он пошёл учиться на юридический факультет — в Колумбийский универ. Однако — слишком уж превалирующая общественная встроенность подавляла неимоверно, и он бросил курс — дабы полностью посвятить себя… политике.

Антикоррупционный раж

Фактически, когда двадцатипятилетний Рузвельт впервые ощутил успех на выборах 1882 года (в ассамблее штата New York), — он и бросил учебу. Будучи республиканцем, уверенно победил действующего президента ассамблеи — Уильяма Д. Трёмбла. Быстро начав делать себе имя благодаря сильной антикоррупционной позиции, — и был переизбран как в 1883-м, так и в 1884 году.
Вослед паре лет отсутствия в политике, — когда он реализовал ребячью фантазию о ковбойской жизни, построив ранчо в Северной Дакоте: — Рузвельт опять ринулся в бой (1886 г.). Тут же его политическим амбициям нанесён боксёрский удар: поражением на выборах мэра Нью-Йорка. Видимо полагая, мол, больше никогда не сможет снова за что-то зацепиться в политике, Рузвельт плюнул на всё и… сотворил книгу — четырёхтомник «Завоевание Запада» (1889—1896). История американских первопроходцев была хорошо встречена критиками и стала непререкаемым бестселлером на долгие годы. Но — вдохновляющая перспективами литературная карьера была приостановлена, когда он поступил на ответственную должность в Комиссию государственной службы США.
Там Рузвельт с обычной неутомимой энергией использует свежеиспечённое "звёздное" положение для искоренения коррупции в верхах. The New York Sun обрисовывала, дескать, этот человек — «неудержим, воинственен и полон энтузиазма!». В 1894 г. Рузвельт присоединился к комиссарам полиции Нью-Йорка, а позже стал президентом Совета: провёл коренную реорганизацию полиции города. Затем, после непродолжительного пребывания в должности помощника министра флота, оставил этот пост, чтобы принять участие в испано-американской войне 1898 г. Собрал своё собственное подразделение: Первый добровольческий кавалерийский полк США: отряд стал известен как — дословно «грубые», «жёсткие», но — в русскоязычных СМИ принято называть отряд «Мужественными  всадниками». Уже будучи полковником Рузвельт затем возглавил практически частный корпус в битве на Кубе1.


Коллаж "Гражданская война" в США

Победив в сражении при Кеттл-Хилле, баллотируется на пост губернатора штата Нью-Йорк, решительно прикрываясь недавно обретённой — достойной репутацией отважного военного. Усилия обернулись успехом, когда он выиграл в опросах, хотя и с небольшим отрывом — в один процент. Губернаторство Нью-Йорка весомо повысило политический авторитет, и некоторые из сторонников теперь предлагали ему несбыточное — пост президента США! Отвечал, что ещё не готов к данному испытанию. Воспользовавшись возможностью баллотироваться для начала на пост вице-президента в 1900 году. Проведя успешные  республиканские выборы, — Рузвельт стал вице-президентом в марте 1901 г. совместно с президентом Уильямом Мак-Кинли. А затем — ввиду драматического поворота событий с польско-американским анархистом Леоном Чолгошем, застрелившим Мак-Кинли (умер 14 сентября 1901 года), — «Тэдди» по протоколу вступил в должность 26-го президента Соединенных Штатов, будучи самым молодым в истории штатов (42 года). В свою очередь, через несколько недель Чолгош сел на электрический стул. 


Карикатура, посвящённая вступлению Рузвельта в должность президента

И в новом шикарном офисе Рузвельт продолжил кампанию против коррупции в правительстве. Фактически, его борьба с гнусным и продажным поведением «денежных мешков» распространилась на земельное управление, почтовое отделение и — дипломатическую службу. В результате некоторые чиновники были вынуждены уйти в отставку, другие привлечены к ответственности за мошенничество и взяточничество. Несомненно, наслаждаясь постом президента, Рузвельт баллотировался на выборах в 1904 году и убедительно победил оппонента-демократа Олтона Брукса Паркера. Выиграв Коллегию выборщиков с 336 голосами против 140, получив также 56 % голосов избирателей. Итак, мы вкратце пробежались и лицезрели, как Рузвельт стал непревзойдённым политиком и как он вырос до роли президента. Но…

Насчёт религиозных убеждений

В реальности он был набожным христианином, членом Реформатской церкви Америки — стержневой веры US, связанной с Голландской реформатской церковью. Рузвельт был преданным верующим, используя высокое положение в общественной жизни, — дабы побуждать других к регулярному посещению церкви. Более того, сказано: никто и ничто не заставит его отступиться от воскресной службы! И когда в эпоху Первой мировой войны был нормирован бензин, Рузвельт демонстративно пешком прошёл шесть миль туда и обратно, чтобы подтвердить отнюдь не показное регулярное присутствие в храме божием. Опираясь на глубину религиозных убеждений, предъявленных в речи перед Библейским обществом Лонг-Айленда в 1901 году: «Практически каждый человек, который жизнью прибавил что-то ценное к сумме человеческих достижений, которыми гордится раса, в значительной степени основывает свой нелёгкий труд на  учениях Библии», — произнёс он тогда в программном спиче.

Именно твёрдые религиозные убеждения и втянули Рузвельта в достославную полемику 1907 года. В упомянутом в начале текста письме преподобному Роланду С. Драйеру из Нунды президент выразил ультимативное мнение о включении «Мы верим в Бога» — в обрамление американской валюты. Но предоставим на суд читателя ещё немного истории…

In God We Trust

Самая ранняя монета, где употреблялись эти слова, — по сути двухцентовик: мелочь. Отсюда и взросло недовольство Рузвельта — из-за её «малого веса» в теологическом ракурсе. Возникла в Гражданскую войну (1864): в тот момент, когда конфликт вызывал чрезвычайное обострение религиозных настроений в США. При всём при том непосредственно мнемоника сентенции существовала некоторое время и до того, прежде чем появиться на двух центах. Она сквозной линией шла в разных гимнах, патриотических песнях. 125-й полк Пенсильванской армии возглашал её в качестве девиза 1862 г. Тогда это речение было знакомо многим американцам: у всех на устах, как говорится. И похоже, что юнионисты (сторонники федералов, — ред.) в лихолетье Гражданской войны особенно увлекались этим лозунгом, отчасти чтобы заявить, мол, Бог — именно на их стороне(!) в конфликте. В любом случае, фраза напрямую связана с сильным религиозным чувством той эпохи.

В 1861 г. преподобный Марк Р. Уоткинсон воззвал к Министерству финансов, умоляя чиновников — приложить общенародно популярную фразу, чествующую «Всемогущего Бога в той или иной форме на наших монетах». Это, полагал Уоткинсон: «Избавит нас от позора язычества». — И власти Союза («северян») решают действовать. Министр финансов Сэлмон П. Чейз выбрал формулировку «Мы верим в Бога», и Конгресс 1864 г. принял Закон о чеканке, санкционировав добавление текста на мелочь достоинством 1 и 2 цента. А дальнейшее законодательство 1865 г. позволило включить фразу на все монеты из золота и серебра. Но у Рузвельта имелись свои идеи по поводу лозунга на банкнотах. К тому же на новой монете, разработанной скульптором Огастесом Сен-Годенсом и выпущенной в 1907 г., «божьи слова» отсутствуют:

Рассматриваемые превосходные монеты были золотыми: стоимостью 20 долларов. Детализация такова, что чеканка оказалась очень сложной: для её изготовления потребовалось 11 ударов. В результате произведено всего около 20 экземпляров. Конечно, это делает их феноменально редкими — посему коллекционеры, вероятно, заплатят ныне огромные суммы за подобный артефакт. Например, в 2005 г. «Сен-Годен» в $20 перешёл на аукционе из рук в руки — за 3 миллиона долларов. Сегодня — умножай на два, на три!

Но даже невзирая на то, что деньги не поступили в массовое обращение, отсутствие в них лозунга «Мы верим в Бога» вызвало грандиозные споры. Проблема вынудила преподобного Драйера соорудить Рузвельту протест против этого исключения. Рузвельт решительно не соглашался с «добрым святейшим», — жёстко отстаивая личную непримиримую позицию. В ответе Драйеру Рузвельт изложил аргументацию: «Моё собственное мнение в этом вопросе зиждется на абсолютно твёрдом убеждении, что нанесение девиза на монеты или пользование его в любом родственном бизнесе не только не принесёт толку, но и даст неукоснительный вред, и на самом деле — это аналогично непочтению, опасно близкому к святотатству». — Далее Рузвельт ставит точку: «К красивому и торжественному “приговору” [англ. неологизм: имеется в виду обсуждаемое событие, — ред.], подобно рассматриваемому, следует относиться и произносить его лишь с тем духовным почтением, которое обязательно подразумевает определённое возвышение духа», — утверждал он. Допуская, что фраза «Мы верим в Бога» занимает своё положенное место: в надписях на национальных памятниках, важных учреждениях, таких как, условно, герб Аннаполиса либо Академии Вест-Пойнта. В данном контексте посул: «…будет иметь тенденцию вызывать высокие эмоции у тех, кто смотрит на них». — Рузвельт продолжил, уведомив, что, поскольку речь идёт о валюте, эта фраза часто проговаривается неуважительно. Зачитал пару «ковбойских» приколов:

  • «В Бога мы уповаем — на небольшой вес»,
  • «На Бога мы уповаем — на остальные восемь центов». 

Эти грубые шутки, утверждал президент, показали, насколько унизительна, точнее, сколь уничижительно звучит эта фраза из-за её вкрапления на монетах и банкнотах: ведь деньги окроплены кровью десятков, сотен войн. Рузвельт закончил «пастырское» послание, повторив, что окончательный вердикт остаётся за Конгрессом: «Я очень искренне верю, что религиозные настроения, дух благоговения в стране предотвратят всякие похожие деяния!».

Досадный проигрыш

На сей раз Рузвельт, как опытный «всевидящий» политик, очутился не на той стороне общественного мнения в США. Шумное возмущение населения по поводу изъятия из чеканки надписи In God We Trust зримо повлияло на членов Конгресса, и они не смогли противоречить волнениям социума. В мае 1908 г. Конгресс рассмотрел и одобрил закон, обязывающий применить религиозный текст ко всем монетам, отчеканенным с 1909 г. По неизвестной причине так называемый "никель" (5 центов) не попал под действие нового указа, и то была единственная монета, оставшаяся «чистой»: мишень нумизматов! Но даже и в него в конечном итоге вошло In God We Trust, — когда в 1938 г. празднично отчеканен свеженький пятицентовик с изречением — рядом с изображением Томаса Джефферсона.

Прошло более века с той распри, когда приснопамятный «валютный дискурс» взял верх над Рузвельтом в 1907 году. Энтузиазм большинства американцев по поводу включения «Мы верим в Бога» на купюрах только усилился за счёт того: и в XX веке — и далее в XXI-м. Как отмечено выше, все американские деньги приобрели фразу, начиная с 1938 г. А в 1956 г. Конгресс — при поддержке президента Дуайта Д. Эйзенхауэра — принял закон, требующий, чтобы бумажные тоже содержали девиз «Мы верим в Бога». С тех пор фраза украшала все достоинства долларовых купюр.
Фактически, Эйзенхауэр — при единодушном «За!» Конгресса и Сената: — пошёл ещё дальше в 1956 г. Слова «В Бога мы верим» приняты законом в качестве официального девиза США: оттого как к середине 1950-х годов в полный рост шла холодная война с Советским Союзом. Центральным постулатом коммунизма было отрицание всякой религиозной веры. Отсюда — усиливающийся антагонизм: утверждалось, что США стремились позиционировать себя как можно дальше от марксистских убеждений. Типа — Америка противостоит воинствующему атеизму русских, — публично заявив о своей вере в Бога — в отличие от коммунистов. Забывая, что под запретом церковь в СССР никогда не находилась. Под гонениями — да, но не под запретом. Наоборот — в особо трудные для державы периоды СССР помогал обусловленным конфессиям.

Тем не менее — некоторые американцы выступали и выступают против включения «мотива Господа» в валюту на том основании, дескать, она нарушает условия Первой поправки к Конституции 1791 года. Запрещающей(!) правительству США устанавливать какую-либо религию в приказном порядке и гарантирует свободу вероисповедания. Но увы, — суды по сию пору не хотят вмешиваться в двухсотпятидесятилетнюю законодательную историю Соединённых Штатов. 

Примечание:

1 За проявленную храбрость представлен к награждению Медалью Почёта, но награждение было утверждено только в 2001 г., и Рузвельт посмертно стал первым и единственным президентом, удостоенным высшей военной награды своей страны.

P.S. Теодор Рузвельт. Заслуги и реформы

26-й президент США (1901–1909) известен своими прогрессивными реформами, которые оказали значительное влияние на американское общество, экономику и политику. Его усилия были направлены на борьбу с коррупцией, регулирование крупного бизнеса, защиту окружающей среды и улучшение условий труда. Вот основные аспекты его реформаторской деятельности:

1. Борьба с монополиями и регулирование бизнеса

  • Рузвельт стал известен как «разрушитель трестов» – Trust Buster, хотя он не стремился уничтожить все крупные корпорации, а скорее – регулировать их деятельность.
  • Активно применял Закон Шермана – Sherman Antitrust Act: для борьбы с монополиями. Наиболее известным случаем стало дело против Northern Securities Company, железнодорожного треста, которое было расформировано по решению суда.
  • Поддерживал создание Межштатной торговой комиссии – Interstate Commerce Commission. Регулирующей железнодорожные тарифы, предотвращая нечестную конкуренцию.

2. Защита окружающей среды

  • Рузвельт – страстный защитник природы. Инициировал множество мер по сохранению природных ресурсов.
  • Создал Службу национальных парков, значительно расширил систему национальных парков-заповедников. При его президентстве создано 5 новых национальных парков и 18 национальных памятников.
  • Подписал Закон о древностях – Antiquities Act в 1906 г. Который позволял президенту создавать национальные памятники для защиты природных и культурных объектов.

3. Реформы в области труда и социальной справедливости

  • Поддерживал права рабочих, стремился улучшить условия труда. Активно вмешивался в трудовые конфликты, например, во время забастовки угольщиков в Пенсильвании в 1902 г., где выступил посредником меж рабочими и владельцами шахт.
  • Поддерживал законы, регулирующие детский труд и устанавливающие максимальную продолжительность рабочего дня.

4. Реформы в области потребительской защиты

  • После публикации книги «Джунгли» – The Jungle Эптона Синклера – про ужасные условия на мясокомбинатах, Рузвельт инициировал принятие Закона о чистых пищевых продуктах и лекарствах: Pure Food and Drug Act и Закона об инспекции мяса: Meat Inspection Act в 1906 г. Эти законы устанавливали стандарты качества и безопасности продуктов.

5. Налоговая и финансовая политика

  • Выступал за справедливое налогообложение, критикуя чрезмерное влияние крупного капитала на политику.
  • Поддерживал идею прогрессивного налога, хотя основные изменения в этой области произошли уже при его преемнике, Вудро Вильсоне.

6. Внешняя политика и «дипломатия большой дубинки»

  • Хотя это не относится к внутренним реформам, Рузвельт известен активной внешней политикой, включая строительство Панамского канала и политику «большой дубинки»: Big Stick Diplomacy, которая подчеркивала силу и готовность США защищать свои интересы.

Рузвельт в роли посредника между Россией и Японией

Итоги:

Реформы Теодора Рузвельта заложили основу для прогрессивной эры в США, оказав долгосрочное влияние на американское общество. Его политика была направлена на создание более справедливого и регулируемого общества, где интересы обычных граждан и окружающей среды учитывались наравне с интересами бизнеса.

5
1
Средняя оценка: 5
Проголосовало: 1