Позади — Будапешт
Позади — Будапешт

Январь 1945-го
Будапешт — столица последнего сателлита фашистской Германии.
Важнейший стратегический пункт, экономико-политический центр, являвшийся источником снабжения и главным опорным узлом немецко-фашистских войск, прикрывавших пути к Австрии и Южной германии… Советские войска доколачивают окружённую немецко-фашистскую группировку.
Бои шли в кварталах Пешта (восточная часть города), примыкающих к набережной Дуная. Всё больше сжималась железная подкова и вокруг Буды, на той стороне достославной реки. Как всегда — солдатам хотелось увидеть и запомнить самое главное, осмыслить самое значимое… Но где оно, это самое главное, в чём его сущность? Может, в том, что этот город, — сражению за который предшествовали тяжёлые бои в междуречье Тисы и Дуная и на отсечённом оборонительном рубеже по линии озёр Веленце и Балатон: — будет полностью очищен от фашистской нечисти, хотя здесь каждая улица, каждый дом превращены гитлеровцами в неприступную крепость? А может, главное в том, что, несмотря на ожесточённость боёв, советские воины сумели сохранить в Пеште почти все выдающиеся творения архитектуры — гордость венгерского народа; что здесь, в Будапеште, завершалось освобождение от фашистских варваров Венгрии — родины великих борцов за свободу Лайоша Кошута и Ференца Ракоци, родины Шандора Петефи, Габора Эгрешши, Лоранда Этвеша, Имре Кальмана, Михая Мункачи, Матэ Залки — и многих-многих других выдающихся представителей венгерского народа, внесших неоценимый вклад в мировую науку, литературу-искусство?
А может, в те январские дни 1945 г. наиболее значительным было то, что, вопреки гнусной фашистской клевете о зверствах большевиков, Советская Армия, вступившая в пределы венгерской столицы, первым делом оказала помощь раненым, облегчила участь голодающего городского населения? И всё-таки самым главным, самым значительным, видимо, было другое: далеко позади остались тяжёлые времена 1941 года, когда красным пришлось отступать, позади оборона Москвы и Сталинграда, советская земля полностью освобождена от фашистской нечисти.
И вот, в командный пункт истребительно-противотанкового дивизиона, находившегося тогда на верхнем этаже углового дома где-то в конце ул. Юлаён, постоянно пробирались местные жители. Из окон пункта открывался вид на мост Франца-Иосифа (тот был ещё в руках противника), на р. Буду и гору Геллерт, — на которые из-под облаков пикировали шустрые русские самолёты. У каждого пришедшего венгра была своя просьба к командиру п-ку Звягинцеву:
«Пожалуйста, не стреляйте снарядами по дому напротив — на правом фланге дивизиона. Этот дом — старинный памятник архитектуры, построенный знатным венгерским архитектором Поллаком. Фашисты превратили его в опорный пункт…»
*
«Не дайте немцам взорвать мост через Дунай. Это гордость Будапешта…»
*
«В бункерах у Национального театра прячутся фашистские офицеры и салашисты. Выкурите их…»
*
«Могут ли русские дать машины, чтобы выехать из Будапешта, где очень голодно?»
*
Однорукий парень предлагал свои услуги: дескать, «…я знаю подземный ход к городской ратуше. По нему можно проникнуть в тыл к немцам…» и т.д. и т.п.
И не взрывали, и откликались на просьбы: сберегали святыни… Всё это говорило о том, что сейчас, когда Советская Армия вступила в Будапешт, самым главным и самым значительным является то, что венгерский народ видит в ней свою освободительницу, своего избавителя от фашистского ига, видит — надёжного друга. Это «самое главное» подтверждалось затем сотнями примеров.
Очевидцы помнят, с какими дружескими чувствами рабочие Чепеля показывали русским свои заводы. Помнят энтузиазм будапештских артистов, когда в оперном театре советские офицеры собрались слушать «Сильву». Никогда не забыть, как после окончания войны венгерские крестьяне со слезами на глазах провожали русские полки, возвращавшиеся на родину. И не только в Венгрии. То же самое — было в Румынии, Чехословакии, Югославии, Австрии. «И очень радостно было ощущать доброе, сердечное отношение к Советской армии освобождённых от фашизма народов», — пишет библиограф.
Быстрота и натиск

Советские солдаты в Будапеште, 1945 г.
Весь январь — по начало февраля 1945-го шли ожесточённые бои за Будапешт. Окружённая в этом районе группировка противника прилагала все усилия, чтобы выбраться из кольца. В то же время гитлеровцы неоднократно пытались нанести контрудар извне окружения, — чтобы внезапно разблокировать, прорвать сжимавшееся кольцо. Попытки успеха не имели. К середине февраля основные части фашистов в столице Венгрии были разгромлены и — пленены. Февральское освобождение Будапешта и пленение его гарнизона открыло перед советскими войсками хорошую перспективу развития наступления на Вену. Однако использовать её в тот момент не удалось. Чтобы удержать оставшуюся территорию Австро-Венгрии, немецко-фашистские войска, сконцентрировав в группах армий «Юг» и «Ф» большие силы, 6 марта 45-го перешли в контрнаступ. Советские воины мужественно встретили натиск врага.
На десятый день героическими усилиями пехотинцев, артиллеристов-танкистов, авиаторов наступление противника было остановлено. Его танкам не удалось прорваться к Дунаю. Попытки немецко-фашистских войск прорвать оборону южнее Балатона и развить наступление с плацдармов на берегу реки Дравы сорвали соединения 57-й армии СССР и — войска 1-й Болгарской и 3-й Югославской армий. В то время как перемалывались бронированные дивизии противника в боях у Балатона, советское командование накапливало силы на смежных крыльях 2-го и 3-го Украинских фронтов западнее Будапешта. 16 марта соединения на правом крыле 3-го Украинского перешли в атаку. После введения в сражение 6-й гвардейской танковой армии враг дрогнул — и стал отходить на запад. Днём позже начали наступление войска 46-й армии из состава 2-го Украинского фронта. 2-й гвардейский механизированный корпус вышел к Дунаю, отрезав противнику пути отхода. Совместными ударами пехотинцев, танкистов-артиллеристов, лётчиков и моряков дунайской военной флотилии — были беспощадно разгромлены до четырёх вражеских дивизий, прижатых к Дунаю. С 26 марта советские войска (46-я армия и войска правого крыла 3-го Украинского фронта) перешли к преследованию неприятеля на всём фронте.
80 лет назад, 4 апреля 1945 года в жизни венгерского народа произошло знаменательное событие — Советская Армия завершила «зачистку» Будапешта (официальная дата освобождения собственно столицы — 13 февраля), его окрестностей и в целом — всей страны! Далее русские танковые соединения быстро сломили сопротивление противника на восточных границах Австрии и, преодолев лесистые участки предгорий Альп, 5 апреля по-суворовски вышли на подступы к Вене. Завязались ожесточённые бои. Немцы сильным огнём, контратаками пехоты и танков старались не допустить прорыва Советов к городу. В ходе боёв обозначился успех юго-западнее Вены, его оборона врага оказалась слабее. Командующий фронтом Тимошенко приказал немедленно перегруппировать всю 6-ю гвардейскую танковую армию для обхода Вены с запада и северо-запада.
Чтобы спасти город от разрушения, сохранить в нём исторические памятники культуры и искусства, так же как спасли их в Будапеште, советское командование заблаговременно приняло меры с целью избежать длительных боёв за Вену. Успех принесли быстрота и натиск. Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов обошли город с запада, севера и юга и одновременными ударами заставили фашистские дивизии покинуть его. 13 апреля сталинские войска полностью очистили Вену от гитлеровцев. Это была шестая европейская столица, освобождённая Советской Армией.
Примечание:
В репортаже частично использованы воспоминания И.Ф. Стаднюка.
Справка. Иван Фотиевич Стаднюк — известный советский писатель, сценарист и военный журналист, чьё творчество оставило значительный след в литературе XX века. Родился 8 марта 1920 г., ушёл 30 апреля 1994 г. Его произведения посвящены главным образом двум темам: жизни украинского села и событиям Великой Отечественной войны, через которую он прошёл лично. Стаднюк писал на русском языке, что способствовало широкой популярности его работ в СССР. Среди его наиболее известных произведений:
«Максим Перепелица»,
«Люди не ангелы»,
«Война»,
«Москва, 41-й» (продолжение «Войны»).Романы отражают как военные события, так и жизнь советского общества в трудные годы. Его книги отличаются глубоким психологизмом, вниманием к деталям и реалистичным изображением исторических событий. Кроме литературной деятельности И.Стаднюк работал как сценарист, участвуя в создании фильмов, основанных на его произведениях. Его творчество получило признание как у читателей, так и у критиков, а сам он был награждён многими государственными премиями.