Как Гитлер хотел превратить Крым в «Готенленд»

Прошло уже больше десятилетия, как Крым, согласно волеизъявлению подавляющего большинства его населения, выраженного на референдуме 2014 года, вернулся в родную гавань — Россию.
Но все эти годы сей выбор не дает спокойно спать тем, кто, собственно, и приложил максимум усилий для того, чтобы крымчане его сделали, — киевским нацистам с их угрозами «поездов дружбы» после победы путча на Майдане и обещаний «Крым будет либо украинским — либо безлюдным».

Особого удивления такая звериная ненависть тех, кто мнит себя «истинными европейцами» в противовес «азиатскому кацапью» и «оркским рашистам», конечно, не вызывает. Учителя у бандеровского отребья были хорошими — тоже мнившие лишь себя «истинными сверхчеловеками», только арийцами. И потомками не «древних протоукров», — а древних германцев, в частности, — го́тов. Что интересно, общим и у исторических нацистов, и у их неонацистских продолжателей была и просто-таки патологическая тяга к «прихватизации» Крыма. И тоже — с последующим хм, «переформатированием» его населения. Это если выражаться сдержанно-политкорректно. А не называть вещи своими именами, — более соответствующими термину «этнические чистки» или откровенный геноцид.

Итак — поговорим о проекте «Крымнаш», версии изначально-нацисткой, гитлеровской. Более известном в исторических источниках под названием «Готенланд» — «земля го́тов». Согласно которому соответствующим образом должен был быть переименован не только собственно лакомый для фюрера с его партайгеноссе полуостров, — но мало-мальски значимые его города, гавани и даже знаковые предприятия. Так, Симферополь должен был стать Готенбургом (городом готов), Севастополь — Теодорихсхафеном (Гаванью Теодориха — в честь короля Теодориха Великого). И даже марка изысканного коньяка, издавна производимая здесь, в годы немецкой оккупации получила название «Готенкрон» — то есть «корона готов».
Впрочем, насчет того, кто именно из нацистского руководства является инициатором этого плана, мнения в разных источниках несколько расходятся. Даже спустя 80 с лишним лет после тех давних событий «пальму первенства» в попытке создания «Готского Крыма» пытаются вручить то Альфреду Фрауэнфельду, то другому Альфреду — Розенбергу, то Гиммлеру, то Роберту Лею, то самому Гитлеру. Так и хочется помирить «адвокатов» тех или иных вышеупомянутых одиозных личностей — да, все они так или иначе внесли посильный вклад в этот мертворожденный проект. Мертворожденный, конечно, благодаря победоносной Красной Армии, — в 1944 году сделавшей все «хотелки» гитлеровцев уже совершенно неактуальными. Но до этого пресловутые «хотелки», конечно же, имелись у всех гитлеровских «бонз» с их фюрером во главе, — действительно, порой отличаясь и в отдельных деталях и мотивации.

***

Собственно, как раз то, в чем формально вся эта компашка была абсолютно единой — апеллирование к «исконной принадлежности Крыма готам», одному из древнегерманских племен, может вызвать лишь скептическую улыбку. То есть конечно, готы в Крыму действительно жили — и даже имели собственную государственность, пусть чаще и «вассального» характера, в зависимости от наличия рядом того или иного крупного политического субъекта. Будь то Византия, Хазарский каганат — или Монгольская держава. А один из назначаемых в Константинополе для Крыма церковных иерархов как раз и носил титул «митрополита Готского». 
Но так ведь, с одной стороны, в Крыму и раньше, и позже, жили отнюдь не только готы, — появившиеся там лишь в 3-м веке, в эпоху «великого переселения народов». А после разгрома их государства Феодоро османской армией в 1475 году, с устроенным победителями геноцидом, все стремительнее исчезавшие с исторической арены. Так что в числе 31 тысячи (то есть почти всех живших там ранее) христиан, покинувших Крым в 1778—79 годах, по предложению российского правительства и с солидными «подъемными», историки чаще всего называют греков и армян, — но отнюдь не готов. Прям как в эпизоде разобранного на мемы «Иван Васильевич меняет профессию»: «Да, были демоны, мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались!»

Вообще-то, по переписи 1939 года немцы действительно составляли почти 5 % населения Крыма. Будучи переселенными оттуда в конце августа 1941 года в тыловые районы СССР — для профилактики соблазна превращения с подходом немецкой амии в «фольксдойчи» и «пятую колонну» в ближнем советском тылу. Только «готами» их не рисковали именовать даже самые оголтелые гитлеровские теоретики — поскольку история их появления на крымской земле была широко известна. «Первая волна» переселенцев из немецких княжеств состоялась еще при Екатерине II, вторая — при ее внуке Александре I. 
А так в Крыму, по данным древнегреческих историков, самыми первыми жили «тавры» (и давшие полуострову поэтическое имя «Таврида») и скифы, и сарматы, и греческие колонисты, и византийцы, и венецианцы, и генуэзцы, и татары с турками. Древние русичи, кстати, жили там тоже — в составе Тмутараканского княжества Киевской Руси, расположенного по обе стороны Керченского пролива.
Также довольно странным выглядит тезис немецких нацистов насчет «в Крыму жили готы — так давайте сделаем его снова немецкой землей». Готы ведь (да и вообще, древние германцы в целом) жили то не только на Крымской земле в конце эпохи Древнего мира и в раннее Средневековье. Да после фактической ликвидации германцами Западной Римской Империи их власти избежали территории лишь Восточной Римской Империи — она же Византия! А все остальное — Италия, большая часть Балкан, Галлия, Испания, Север Африки до Египта — как раз и оказалось в руках готов, «восточных» и «западных», родственных им «вандалов» и прочих, как тогда было принято презрительно называть их в Риме: «германских варваров». Да, собственно, и в Византии 5—6-го веков готы, представлявшие верхушку и «костяк» наемной армии, были серьезнейшей силой — и временами лишь чистая случайность мешала занять их полководцам императорский трон. 

Так что под предлогом «необходимости получить готское наследство» Гитлер мог объявить «исконными немецкими землями» хоть всю Европу с Северной Африкой включительно. Но как-то от сего, в целом, воздерживался, — предпочитая по возможности привлекать соседние государства в качестве относительно самостоятельных союзников (Италия, Румыния, Болгария). И даже соглашаться на организацию в части оккупированных стран, пусть марионеточных, но все же правительств — как во Франции, Хорватии, Греции и ряде других. Хотя та же Италия — она и при уже упоминавшемся выше Теодорихе Великом полностью входила в состав готской державы, пока ее не отвоевал к середине 6 века гениальный полководец византийского императора Юстиниана — Велизарий. Да и в Средние века большей частью находилась если не в составе, то под влиянием Священной Римской Империи — германской нации. Чего ж только Крым вдруг стал таким «эксклюзивно-готским» для нацистской верхушки, — что его задумали превратить не просто в «Готенланд», но в «рейхсгау Готенланд»? То есть полноценную провинцию Третьего рейха, управляемую не менее полноценным, чем внутринемецкие, — «гауляйтером», — посылающего своего депутата в Рейхстаг и так далее... 

***

Ответ, в общем-то, вполне очевиден — просто в сравнении с другими «исконно-готскими» землями Крымский полуостров имел и ряд уникальных преимуществ. В первую очередь — прекрасный, просто-таки «санаторно-курортный климат», который были бы не прочь ощущать во время отпускного отдыха подавляющее большинство «истинных арийцев». Которые, согласно нацисткой расовой теории, и принадлежали к «нордическим» северным народам, — но все же без особого восторга относились к необходимости, хм, «нежиться на пляжах» довольно-таки прохладных даже летом Балтийского и Северного морей. 
В некоторых источниках, правда, упоминается еще и о желании Гитлера превратить полуостров в «Черноморский Гибралтар», — но данная информация вызывает и некоторые сомнения. В самом деле — от кого именно этот самый «Гибралтар» должен был защищать бассейн Черного моря? Побережье которого, после ожидаемого Гитлером завоевания СССР, и так должно было контролироваться большей частью либо собственно Германией, — либо ее верными союзниками: Румынией с Болгарией. Турцию, в случае нелояльного отношения даже в формально нейтральном статусе, ожидала судьба Греции, — завоеванной сухопутными силами немцев меньше чем за 3 недели. 

Хотя, кстати, как раз преемники первого президента Турции Ататюрка свято блюли положения Конвенции Монтре, — не пропуская в Черное море через свои Проливы боевые корабли воюющих стран. Так что даже той же Германии удавалось доставлять туда лишь то, что можно было провести железной дорогой или по Дунаю. Ну разве что еще отдельным подлодкам через Босфор-Дарданеллы тихонечно проползать. Так что устраивать при таком раскладе мощную и дорогостоящую военно-морскую базу в Крыму для Гитлера было чем-то сродни «зарыванию денег в землю» 
И даже в планах использовать Крым в качестве места размещения немцев-переселенцев то ли из Южного Тироля, то ли Южной Америки — или даже далекой Палестины — сами эти территории, решаемые там политические проблемы, похоже, носили несколько вторичный характер. Взять тот же Южный Тироль, итальянскую провинцию, ранее находившуюся в составе Австрии и, соответственно, имевшую преобладающе немецко-язычное население. Закономерно тяготевшее к Германии, — но вынужденное продолжать находиться в юрисдикции Рима в силу того, что Гитлер не хотел ссориться с одним из своих ближайших союзников — Муссолини. Ну так если подумать — неужели фюрер не мог предложить дуче устроившие последнего какие-то солидные «отступные» за южнотирольских немцев? При том что Вермахт постоянно вытаскивал больше опереточную армию «Нового Рима» из все новых и новых передряг, куда она вляпывалась — вроде попыток в одиночку завоевать Грецию. Тем более что завоеванных немцами территорий в Европе было побольше, чем на собаке блох.

***

Думается все же, первичным в «крымско-переселенческих» планах гитлеровской верхушки было желание побыстрее создать именно полноценный Готенланд, не уступающий другим внутригерманским «рейхс-гау». Для чего и требовалось побольше чистокровных немцев, дабы заселить эти благодатные земли. А чтобы лучше мотивировать для них необходимость такого переселения — и использовался чисто пропагандистский, в силу своей искусственности, тезис о «великом готском прошлом Крыма». Не объяснять ведь тем же южно-тирольским «дойчам», что их фюрер не хочет лишний раз уязвлять самолюбие союзника-дуче, — тем более что этот фактор был не таким уж и нерешаемым. А так истинной (и по сути, единственной) причиной желания Гитлера превратить Крым в «Готенланд» была практически та же, что и у главного героя басни «Волк и Ягненок»:

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать! 
Сказал — и в темный лес Ягненка уволок…

В роли таких «ягнят», как нетрудно догадаться, должны были выступить коренные жители оккупированного Советского Крыма. Относительно судьбы которых, правда, в разных источниках полного консенсуса не наблюдается. Одни говорят о том, что кого-то на полуострове оккупанты все же собирались оставить — типа «самых надежных». То бишь отпетых коллаборантов и «сервилистов», готовых идти в услужение к «высшей расе». Остальных же в лучшем случае предполагалось переселять в другие места. Но с учетом хронической недостачи в военное время продовольствия даже для «истинных арийцев», политика Рейха на оккупированных территориях была направлена на откровенный геноцид практически всех тех, кто не годился либо для сельхозработ, — либо для увоза в качестве «остарбайтеров» в Германию. Отсюда — открытое провоцирование голода и среди городского населения оккупированных советских территорий, и даже крестьян не слишком урожайных регионов. Пресловутый план Бакке — обергруппенфюрера СС, подвизавшегося у Гитлера с 1942 года как раз в качестве рейхсминистра продовольствия. А заодно — и его отъема у голодающих жителей оккупированных территорий СССР. 
В силу этого нетрудно предположить и о незавидной судьбе потенциальных «выселенцев» из превращенного в «Готенленд» Крыма. Которых даже необязательно было расстреливать или отправлять в лагеря смерти — достаточно просто лишить средств к существованию. А оставлять всех «неарийцев» на полуострове, который и сейчас, с учетом мощной ирригации, построенной в послевоенные годы, особо «не блещет» в плане сельзозпроизводительности, — это не для людоедско-рачительных представителей «высшей расы». Хватило бы завозных продуктов для живущих и приезжающих сюда на отдых немцев.

*** 

Не стоит также сбрасывать со счетов и возможные факторы личной заинтересованности подельников Гитлера в проекте «Готенленд». Как минимум обещавшим быть очень масштабными в плане вложений — и, конечно же, в возможности их «распила» и «откатов». Ведь хотя детище Гитлера и носило название «национал-социализма», — но, пусть и при действительно возросшей социальной защищенности немцев, капитализм в Третьем рейхе никто не запрещал. Как и достигаемый собственниками капиталов и «эффективными менеджерами» даже государственных предприятий роскошный образ жизни. 
Вождей Рейха это касалось в полной мере. Герман Геринг, например, уже к началу 40-х стал фактическим главой мощнейшего концерна Reichswerke Hermann Gring с добрым полумиллионом работников — и десятками крупных предприятий по всей оккупированной Европе. Да, формально, он был лишь его «главным управляющим», а не собственником. Но вполне официально имел и долю с доходов своей якобы «чисто государственной» суперкорпорации — и практически бесконтрольную возможность распоряжаться формально «народными» деньгами ее бюджета, в том числе и в пользу себя любимого. 
Ну, а тут мало того, что в будущем новоиспеченном «Готенленде» должны были начаться работы колоссального по финансовому объему строительству жилья для новых поселенцев-немцев, его инфраструктуры, курортов, здравниц, других недешевых объектов — так еще и «автобан» Гамбург-Крым в планах предусматривался! Чтобы, значится, любой желающий дойч на собственном автомобиле за пару суток мог доехать отдыхать из своего любимого «фатерланда» в солнечный «Готенланд», как только возникнет такое желание. Оно-то, конечно, обещанные фюрером «поместья со славянскими рабами» выглядели в глазах «истинных арийцев» еще покруче… Но ведь за них еще и воевать надо было, с риском для жизни, да и рабов на всех «юберменшей» однозначно бы не хватило. Опять же, не всем и по нраву пришлась бы роль помещика на оккупированной территории — многие и обратно в Рейх после ожидаемой победы над «большевизмом» вернуться бы захотели. Надо ж было им хоть какой-то «утешительный приз» приготовить? А заодно — не меньший приз и тем, кто прокладывал бы этот самый автобан, строил возле него гостиницы, кафе и кемпинги для отдыхающих, — получая за это очень приличный процент в собственный карман, несмотря на проживание в формально вроде бы «почти социалистическом» нацистском государстве. 

Без труда можно проследить личную заинтересованность в успехе прожекта Готелланд и одного из самых его известных соавторов — Альфреда Фрауэнфельда. В биографии сего видного австрийского нациста значится, например, на первый взгляд шикарно звучащая должность «гауляйтера Вены». Увы, занимал он ее еще в 1932—33 годах, — когда его подельники в Германии даже сами еще к власти не пришли. А в самой Австрии и собственные фашисты были, — не очень желавшие полностью «ложиться» под северных соседей. Так что гауляйтеру австрийской столицы пришлось даже почти год просидеть в австрийской же тюрьме — пока его не вызволил оттуда земляк, пробившийся на пост фюрера германской нации. Но хоть вызволить и вызволил, — но почетную должность уже немецкого гауляйтера «страдальцу за нацистские убеждения» так и не предложил. 
Пришлось тому долгие годы перебиваться на довольно-таки унизительных должностях партийного пропагандиста, «смотрящего» за культурой и т.д. И даже с началом Великой Отечественной сего австрийского нациста отправили в резерв лишь «колониальной» администрации. Да, его должность там звучала на первый взгляд солидно — «генеральный комиссар округа Таврида». Ну так всего ж только округа, одного из 6 в целом Рейхскомиссариате Украина. К тому же — со штаб-квартирой в Мелитополе. И с довольно куцыми реальными полномочиями — особенно в вожделенном Крыму, где ввиду постоянной «угрозы большевистского наступления» (да, собственно, даже Севастополь немцам удалось взять лишь в июле 1942 года) большей частью вопросов заправляла военная администрация.
А тут появляется возможность подхватить и творчески развить брошенную Гитлером еще в июле 1941 года идейку — насчет того, что «Крымнаш»: — германский то есть. Предложив сделать его исключительно немецкой территорией, с теми же правами, что и любое внутригерманское «гау». Ну и, конечно, теми же правами и его руководителя — Фрауэнфельда, должного стать его гауляйтером. Чего мудрить — если нет свободных «гау» — значит надо его сделать под себя любимого! Пусть и подключив к проекту шефа нацистских профсоюзов Роберта Лея (ему-то тоже надо как-то крупные профсоюзные суммы для отдыха немецких рабочих «распиливать» на строительстве крымских здравниц) — и даже шефа СС Гиммлера. Да, с таким человеком придется делиться по-крупному, — но ведь и какая «крыша» взамен будет, ведь проверки в случае чего тоже будут идти по линии СД. И прогнозируемо, ничего не найдут — к радости нацистских гешефтмахеров.
А уж если вспоминать о заинтересованных фигурах помельче — так круг получится еще обширнее. Взять массу так называемых «ученых», которые потрафляли маниакальному интересу своего фюрера к всевозможной мистике с историческими баснями. Это ж сколько можно было бы в Крыму искать «неопровержимые доказательства величия готской державы»! Все ж лучше, чем на Восточный фронт отправляться в качестве «зольдатенов Великого Рейха», — да даже и офицеров тоже, в условиях тяжелых боев с РККА живущих ненамного дольше своих подчиненных.

Так что с какой стороны не глянь, — а для всей этой компашки в проекте Готенланд был сплошной рай. Правда, закончившийся к их разочарованию довольно быстро. Осенью 1943 Красная Армия заняла Левобережье Украины, отрезав Крым от основных сил Вермахта, — а в мае 1944 года наступила очередь освобождения уже и самого многострадального полуострова. После чего надежда на «возрождение древнегерманской государственности в Крыму» если и осталась, — то разве что среди таких же маниловских мечтаний потерявшего связь с реальностью Гитлера, надеявшегося на победу своего Рейха даже когда на улицах Берлина уже грохотали советский пушки. 

5
1
Средняя оценка: 3.33333
Проголосовало: 15