И один в пoлe воин, если он пo-рyсски скрoeн...
И один в пoлe воин, если он пo-рyсски скрoeн...

Сегодня, 27 июля, в России отмечают день Военно-Морского флота. На государственном уровне этот день закреплен как профессиональный праздник и памятная дата в Вооруженных силах России. В этот день поздравляют всех, кто служит или служил на флоте. Памятный день во многих городах начинается с возложения венков у памятников, связанных с военно-морским флотом. И эта публикация пусть будет своеобразной данью памяти всем, кто носил флотскую тельняшку и погиб в годы Великой Отечественной войны в боях за свободу...
В Петушинском районе Владимирской области на берегу реки Пекши умирает некогда процветающая деревня Аббакумово. По переписи 2021 года здесь насчитывалось всего 40 человек. В этой деревне в 1911 году (здесь в то время проживало почти 400 душ) родился Григорий Боровков, совершивший в 1942 году подвиг, за который был представлен к званию Героя Советского Союза. В открытой печати о герое сказано довольно скупо: «Боровков Григорий Яковлевич, 1911 года рождения. Красноармеец саперного взвода 1 батальона 12 отдельной бригады морской пехоты. Призван Суздальский РВК, Ивановская обл. На фронте с 1941 года. Погиб 30.04.1942 Мурманская обл., Полярный р-н, в районе Западная Лица. Представлен к награждению орденом Ленина». — В отношении ордена Ленина неточность. В архиве есть представление, где указано: «Командование батальона ходатайствует присвоить тов. Боровкову звание героя Советского Союза». Почему изменили в верхах награду, и вместо Звезды Героя Григория Боровкова посмертно наградили орденом Ленина? — сегодня, видимо, уже никто не скажет. Так что же за подвиг совершил уроженец Владимирской области на Кольском полуострове?..
В апрельский день 1942 года жаркий бой разгорелся в так называемой «Лощине смерти». Как установила разведка, на позиции трех батальонов 12-й отдельной бригады морской пехоты наступало шесть немецких батальонов. Чтобы сократить линию фронта, уплотнить стыки между подразделениями, сделать оборону более глубокой и надежной, подразделения начали отходить на новые рубежи. Когда менял свои позиции пятый батальон, совершил свой подвиг сапер Григорий Яковлевич Боровков. Рассказывая потом морским пехотинцам о поступке Григория Боровкова, комиссары подчеркивали, что сапер 12-й отдельной бригады морской пехоты проявил такую же самоотверженность, презрение к смерти, преданность Родине, как славный герой-североморец Иван Сивко.
Подвиг Ивана Сивко морским пехотинцам отдельной бригады с начала ее формирования ставили в пример. Краснофлотец, стрелок 2-го добровольческого отряда моряков Северного флота, в бою 2 августа 1941 года в районе реки Большая Западная Лица прикрывал отход подразделения. Вынес в безопасное место раненного командира, а сам в течение 2 часов продолжал вести бой, удерживая позицию. Последней гранатой подорвал себя и окруживших его вражеских солдат. Звание Героя Советского Союза Ивану Сивко было присвоено посмертно. Обратимся к документам тех лет. Газета «Краснофлотец» 18 июля 1942 года опубликовала статью «Бессмертный подвиг Боровкова». Речь в ней идет о том, что морские пехотинцы на одном из участков обороны уже двое суток отбивали атаки фашистов. В напряженный момент боя срочно понадобилась помощь и подкрепление одному из взводов. Командир батальона послал туда несколько саперов. В их числе был и Григорий Боровков:
«Он пришел на передовую, — говорится в статье, — лег на один из камней в сырой рыхлый снег. В лощине, прямо перед Боровковым, появились немцы. Боровков аккуратно, неторопливо прицелился и выстелил. Один из немцев упал. Когда немец падал от выстрелов соседа, у Боровкова поднималась горячая охотничья зависть. Казалось, что у него забрали верную добычу. Он понимал, что в конце-то концов разницы нет: все здесь делают одно дело, и если сработано хорошо, завидовать нечему. Но зависть не исчезала. Впрочем, на недостаток мишеней он пожаловаться не мог. Здесь наступали самокатчики- головорезы, брошенные прямо с отдыха, с тыла. Они лезли напролом и возобновляли атаку за атакой».
И далее корреспондент газеты рассуждает, что не будь на земле этой немецкой мрази, вел бы Боровков теперь по полю свой трактор: сев подходил бы к концу, жирные комья земли падали бы со стального лемеха, и сеялка роняла бы золотой дождь семян в тучную плодородную землю и родное ивановское черноземье. Но трактор идет там и сейчас. И зерно ложится на пашню. А Боровков должен лежать здесь, в снегу, под пургой, чтобы это зерно заколосилось и налилось, чтобы спокойно и счастливо росли его дети, чтобы стояло родное сел Аббакумово, не зная позора немецкого произвола, не испытав военной грозы.
..Самокатчики появились снова. В белых маскхалатах. С автоматами подмышкой. Боровков прицелился и вдруг услышал близкий взрыв за спиной, ощутил толчок и тут же — тяжесть в ногах. Он попробовал пошевелиться. Ноги не слушались. Они были перебиты осколками мины. На сопке вместе с раненым красноармейцем Григорием Боровковым оставалось шесть морских пехотинцев. А самокатчики все шли и шли в атаку. В лощине их уже скопилось до двух взводов, и появлялись все новые и новые. Морские пехотинцы вели по ним огонь, немцы падали, уже много фашистских трупов лежало на снегу, уже счет мести самого Григория перешел на второй десяток, но враги не останавливались и под огнем продолжали подниматься по скатам на высоту.
«Боровков новь приложился и выстрелил. Он знал уже, что санитар не пройдет сюда, что товарищам нужно переходить с этой высотки на другую, чтобы сдержать немцев, — пишет газета “Краснофлотец”. — Он знал, что не сможет уйти отсюда никуда, и боялся лишь одного, чтобы не вздумали помогать ему, чтобы не теряли зря времени, не рисковали понапрасну жизнью. Когда кто-то направился к нему, Боровков поднял ладонь:
— Не надо. Возвращайся.
Он стрелял, прикрывая товарищей. Патроны кончились. Немцы подходили, окружая Боровкова. Он спокоен. Выждал, крикнул громко, — так, что ветер донес его слова к друзьям:
— Русский немцу не сдается!
Он оттянул и повернул корпус гранаты и прижал взведенную гранату к груди. Когда немцы подошли к Боровкову вплотную, взрыв приподнял тело моряка над снегом. Стальные осколки брызнули в стороны, несколько самокатчиков упали, сбитые последней гранатой героя. Товарищи Григория вышли из немецких клещей. Они закрепились на соседней скале и принесли грозную клятву во имя бессмертной дружбы, во имя беззаветной любви, во имя бесстрашия, которому нет примера:
— Стоять так, как стоял Григорий Боровков.
— Бить немца так, как бил его Григорий Боровков.
— Если не будут выхода, умереть так, как умер Григорий Боровков, — смертью своей устрашая и уничтожая врага.
И, вслед за защитниками той высоты такую же клятву принес весь отряд. Имя Боровкова стало для моряков священным, как знамя, бессмертным и гордым, вечно зовущим вперед, к победе».
15 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество сапер 1- го батальона 12-й особой бригады морской пехоты Северного флота красноармеец Григорий Яковлевич Боровков был награжден орденом Ленина (посмертно).
…Летом 1942 года бригада морской пехоты обустраивала на полуострове Рыбачий крепкие блиндажи, окопы, огневые позиции для минометов, противотанковые рвы и надолбы. Огневым точкам присваивали имена погибших героев. Так на Рыбачем появился дот имени Героя Советского Союза Ивана Сивко и дот имени кавалера ордена Ленина Григория Боровкова.
Примечание от автора. Речь в публикации идет о морских пехотинцах, и могут возразить, что у них есть свой праздник. Но День морской пехоты, как профессиональный праздник, установлен Указом Президента России № 1009 от 27 ноября 2024 года. До этого дня морские пехотинцы отмечали вместе со всеми военными моряками День ВМФ.