Олег Вещий — объединитель северной и южной Руси

История Древней Руси знает немало ярких фигур, но имя князя Олега занимает в ней особое место. Его образ стоит на пороге летописного времени, между мифом и документом, между языческой сагой и зарождающейся историей. Для современников он был государем-воином и мудрым правителем, для потомков — героем преданий, окутанным ореолом загадочности и пророческого дара. Его правление стало эпохой, когда разрозненные племена Восточной Европы впервые ощутили дыхание единой державы — Руси.

Олег появился на политической сцене во времена становления варяжской власти в Восточной Европе. О его происхождении известно немногое. «Повесть временных лет» называет его родичем Рюрика, — возможно, воеводой или родственником по мужской линии. Некоторые исследователи предполагают, что он происходил из варяжской дружины — скандинав по происхождению, но уже прочно укоренённый в славянской среде.
После смерти Рюрика около 879 года власть в Новгороде была поручена Олегу как опекуну малолетнего сына Рюрика — Игоря. Так начинался путь человека, которому суждено было объединить север и юг, положить начало государству, названному Русью. Вскоре после получения власти Олег предпринял то, что позже летопись назовёт его величайшим делом — поход на юг, к Днепру. Этот путь был неслучаен: именно по великой водной артерии проходил торговый путь «из варяг в греки», соединявший Балтику и Черное море. Контроль над ним означал не только власть, но и богатство. 

Олег собрал войско из новгородцев, варягов, чудей, словен и отправился к Смоленску и Любечу, подчиняя города и устанавливая свою власть. Его поход завершился у стен Киева, где правили варяжские князья Аскольд и Дир — по версии летописи, не из княжеского рода. Схитрив, Олег заманил их из города, показал им маленького Игоря и объявил: «Вы не князья и не рода княжеского, а я — рода княжеского!»
Аскольд и Дир были убиты, а Киев объявлен «матерью городов русских». Так около 882 года был заложен фундамент нового государства — Руси. Олег сделал Киев своей резиденцией и перенёс туда столицу из Новгорода. Это решение имело судьбоносное значение. Суровые северные земли с сильным варяжским влиянием и плодородные южные — славянские, более богатые, — оказались под единой рукой. Он подчинил древлян, северян и радимичей, установил дань и порядок её сбора. Летописец пишет: «И были у него мужи храбры и мудры». С его именем связывается появление первых признаков централизованной власти, зачатков государственного управления и дипломатии.

Греческая экспедиция

Главным направлением внешней политики Олега стал юг — богатая Византия. Торговля с Константинополем была жизненно важна для Руси, но она часто сопровождалась вооружёнными экспедициями. Самая знаменитая из них — поход 907 года, превратившийся в эпос. Летопись рассказывает, как Олег собрал «много воинов — варягов, славян, чуди, кривичей и мерю» и пошёл на греков. Его флот достиг Босфора, но византийцы, по преданию, заперли гавань цепями. Тогда Олег приказал поставить корабли на колёса и под парусом пошёл по суше к стенам Царьграда. Испуганные византийцы запросили мира. На воротах города, по преданию, Олег прибил свой щит — символ победы и силы Руси. Подписанный мирный договор стал первым в истории документом, закрепившим международный статус Русского государства. В нём говорилось о беспошлинной торговле, о праве русских купцов жить в Константинополе, получать продовольствие и помощь.

В течение последующих лет Олег укреплял власть, поддерживал торговлю и порядок. Киев при нём стал центром огромной территории — от Ладоги до низовий Днепра. Он сумел создать систему вассальных отношений: племена платили дань, получая защиту и доступ к торговым путям. По свидетельствам археологов, эпоха Олега ознаменовалась бурным ростом торговли. В слоях конца IX—начала X веков находят арабские дирхемы, византийские монеты, предметы скандинавского и восточного происхождения. Русь входила в систему мировой торговли и политики.

Прозвище «Вещий» и легенда о смерти

Олег вошёл в историю с эпитетом «Вещий». Это прозвище отражало не только его дальновидность, но и языческое представление о связи правителя с судьбой. С образом князя связана знаменитая легенда, записанная в «Повести временных лет» и вдохновившая Пушкина. Когда некий волхв предсказал, что Олег умрёт от своего коня, князь испугался и велел не приводить к нему любимого скакуна. Спустя годы, узнав, что конь умер, он пришёл взглянуть на его кости и, смеясь, наступил ногой на череп. Из него выползла змея и ужалила князя. Так сбылось пророчество.
Эта легенда символична. Она выражает языческое мировоззрение эпохи — веру в неотвратимость судьбы, в связь жизни и смерти, в мудрость, приходящую через принятие неизбежного.
Современники с потомками воспринимали Олега как идеального правителя. Он не только воевал, но и строил. При нём Русь обрела территориальное единство, международное признание и основы управления. Даже византийские источники называют его «архонтом России».
Историки XIX—XX веков по-разному трактовали его личность. Для Карамзина он — «соблазнительный пример для потомков, соединивший мудрость с храбростью». Советские исследователи видели в нём выразителя раннегосударственных процессов, а современные — харизматичного лидера, соединившего варяжско-славянские традиции. Вокруг имени Олега сложилось множество преданий. Скандинавские саги упоминают конунга Хельги — воителя, покорившего Восточную Европу и заключившего мир с греками. В византийских хрониках встречаются описания «русов», осаждавших Царьград. В совокупности эти источники подтверждают, что фигура Олега реальна, хотя и обросла легендами.

Некоторые исследователи предполагают, что смерть Олега наступила не от змеи, а в бою, — возможно, в районе Смоленска или в походе против хазар. Но как бы то ни было, легендарная кончина Вещего князя стала символом перехода эпохи — от мифической Руси к исторической.
Олег стал родоначальником киевской княжеской традиции, создавшей основу династии Рюриковичей. Его преемник Игорь Рюрикович унаследовал не только власть, но и сложившуюся систему управления, военной организации, дипломатии. Без Олега не было бы той Руси, которую знали при Владимире и Ярославе. Именно он сделал Киев центром власти, духовным сердцем будущей державы. Его политика создала каркас, на котором держалась Русь следующие два столетия.
Образ Олега Вещего прочно вошёл в культуру. В «Повести временных лет» он предстает мудрыми храбрым правителем; в былинах — воителем-чародеем; у Пушкина — философом, смирившимся перед судьбой. Историки, художники, композиторы неоднократно обращались к его образу — как символу начала Руси.
В Киеве, Смоленске, Новгороде и других древних центрах стоят памятные знаки, посвященные князю. Его имя носят улицы и площади, а дата переноса столицы в Киев считается символическим рождением русского государства. Жизнь и судьба князя Олега — отражение эпохи, когда миф и реальность еще не разделялись. 

Он объединил племена, открыл путь в Византию, утвердил Русь как силу, с которой считались великие державы. Смерть его окутана легендой, но значение — неоспоримо. Олег стал строителем державы, человеком, который внес значимый вклад в объединение разрозненных земель восточных славян в единое русское государство. Его прозвище «Вещий» оказалось пророческим: он действительно видел дальше других.

На обложке: В.Васнецов, прощание Вещего Олега с конём, 1899 г.

5
1
Средняя оценка: 5
Проголосовало: 1