Витте: водка, КВЖД, Транссиб и другие реформы

ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ

Транссиб, стальной позвоночник, обеспечил дальнейшую жизнь и территориальную целостность России, и «за ценой не постоим». Великий Сибирский путь рождался, словно Венера из пены, из гигантского вала запущенных проблем. Без денежной реформы 1897 года («золотой стандарт рубля») невозможен был бы приток необходимых зарубежных технологий, оборудования...

Вплоть до оказавшихся необходимыми итальянских инженеров... Да, в районе Кругобайкалки Россия впервые столкнулась с проблемами ж.д. в горных условиях. Раньше заботы: лишь болота, да тысячекилометровые сухие степи (а для паровозов вода нужна не менее чем уголь)... равнины. А тут — горные обвалы сметают построенные километры и самих строителей. Итальянцы в Альпах имеют нужный опыт — вызвать, нанять! И до сих пор на Кругобайкалке вам покажут «Итальянские стены». Переправа составов через Байкал? Покупаются в Англии лихтеры, абсолютно незнакомая вещь. Наши кораблестроители может бы и разработали, но — время! Срочности ради рядом с россиянами дорогу строят китайские, албанские рабочие. «Бумажным рублем» с ними не расплатиться, а уж с англичанами, итальянцами... Еще один проверяемый факт. 
В первоначальных планах Транссиба проекта КВЖД — не было! Но… ближе к Чите, у Сретенска, Транссибу пришлось «раздвоиться». Участок вдоль Амура проходил по горам, сопкам — гигантская дуга вокруг Манчжурии. К тому же требовалось построить в Хабаровске мост через Амур, крупнейший в России: 2 километра 600 метров, его закончили лишь в 1916-м! 
Ответом на выявляющиеся по ходу строительства сложности Амурского маршрута стал гениальный экспромт: Альтернативная ветка. Китайская Восточная Железная Дорога (КВЖД) пошла сквозь маньчжурские степи на Владивосток, спрямив, сократив путь на 514 верст, это короче почти в полтора раза. Плюс дорога, пройдя через Большой Хинган, далее шла по равнине. Посереди этой маньчжурской «хорды» — город Харбин, от которого перпендикулярно на Юг пошла «Южная КВЖД» — до Порт-Артура», получен выход к Желтому морю.
Даже в российской прессе, не любившей создателя Транссиба, — вынужденные, деланные «восхищения хитростью Сергея Юльевича Витте… Так ловко на переговорах 1896 года Витте дал мандарину (китайский чиновник Ли Хунчжан) взятку в 2 миллиона рублей золотом (были версии и полмиллиона рублей, но всё — золотом!) и получил от Китая согласие: КВЖД — будет! Ловкость, кстати, видна ещё и в том разбросе цифр, от 0,5 до 2 миллионов. То есть — досужая болтовня, «версии» газетчиков, «экспертов». Прорвись наружу что-то серьезное, доказуемое — это повредило бы и Ли Хунчжану, и КВЖД, и транспортная связь с Дальним Востоком не поспела бы к Русско-Японской войне.

«Желтороссия»

Регион, прилегавший к Маньчжурской дороге, тогдашние газеты, праздная часть интеллигенции, думские говоруны окрестили: «Желтороссия», обыгрывая созвучное: Новороссия. А это действительно, была целая страна: КВЖД имела свою полицию, флаг, порты и пароходство с 20 кораблями. Огромное поле для капиталовложений, за куда меньшее колониальные державы вели жестокие войны. А тут только «нужность России» для Китая, добиваемого английским опиумом, НАТО-вцами 19 века (Англия, Франция, Германия), энергия и ловкость Витте. Но и освоение Манчжурии с «бумажными рублями за пазухой», без золотого рубля, трудно представить.
А настоящей исторической иронией стало то, что именно в «Желтороссию», пережившую Российскую Империю, приехали в том числе и те «остряки», среди свыше 200 тысяч «бывших», бежавших от революции. А для еще гораздо большего числа эмигрантов «Желтороссия» стала спасением и временным пристанищем перед разъездом по всему свету. 
Харбин в 1920-х годах был самым большим НЕсоветским русским городом, с 26 православными храмами, концертами дореволюционных звезд, ресторациями, концертами Вертинского и прочими приметами «прошлой жизни». А за 20-30 лет до этого… очень многих сильно подвело непонимание значения великого Проекта, оказавшегося последним в истории императорской России. Русским путейцам, создававшим «позвоночник государства», строившим в полупустынной Маньчжурии новую страну — было и некогда, и сложно отвечать петербургским острякам. Министр М.И. Хилков несколько лет безвылазно — на Кругобайкалке. Николай Гарин-Михайловский, талантливый писатель, — носится по Барабинской степи, подыскивая лучшее место для моста через Обь.

Ответ российского писателя-классика, великого патриота Валентина Григорьевича Распутина всем турбо-патриотам, нападавшим и нападающим на русского путейца Сергея Витте: «Прокладку КВЖД по Манчжурии нельзя ставить в вину: сквозной путь накануне войны был нужен немедленно, а маршрут вдоль Амура — вечная мерзлота, преграды, которые еще никогда, нигде еще не встречались, пройти его скорее было не-возможно». Невероятные труды, уникальные экспромтные решения… и самую протяженную на планете железнодорожную магистраль построили за 23 года. Суммарные расходы: 1 500 000 рублей. И… благодаря реформам Витте, новым бюджетам страны: концессионных на Транссибе не было — ни метра!
Возможно, это и есть ответ обвинениям Нечволдова начала 20 века, и сопровожденные анализом Катасонова в 21 веке. Приведя это выше, в предыдущей статье, я выделил это курсивом: Россия делила первое-второе место по размерам внешнего долга с США. Но у них внешние долги были в основном частные, а у России — в основном суверенные». 
Рост долга, получается, был присущ бурно растущим странам: и нам, и США. А что у США — они были в основном частные, а у России — государственные, суверенные (да, это более тяжкое бремя) — не есть ли отражение характера того роста? В США — строятся частные предприятия, а в России-то — государственные. Отдать тот же Транссиб концессионерам — и расходы казны сократились бы на 1,5 миллиарда рублей. Весь долг России к 1914 года достиг величины 8,5 миллиардов рублей, хотя большая его часть — не вина Витте, отставленного в 1904 году, сразу после пуска Транссиба. Последующие его должности или декоративные (Председатель правительства тогда не имел серьезных полномочий), или «пожарные» — в Портсмуте заключать мир с японцами после развязанной Безобразовым войны.
Приведенный долг взлетел как раз из-за той войны, Революции 1905—1907 годов и ее подавления, Первой мировой войны… — ответственными за которые были противники Витте, начиная с Плеве, Безобразова и до самого императора. За них Сергей Юльевич ответственен не более чем за хрущевское проедание Золотого запаса… А ведь кроме Транссиба были десятки еще «Великих строек монархизма». Ироничная перекличка с популярными «Великими стройками социализма» — лишь подчеркивает глубинную черту России, которую не сломал и 1917 год. Только среди крупных ж.д. строек можно назвать дорогу до порта Романов (Мурманск). А также и сам порт, и другие инфраструктурные объекты. 

Другие войны Витте

Надежно поддержанный Александром III, Витте выиграл у Германии известную «Войну тарифов», защитив русскую промышленность. Канцлер Бисмарк о Витте: «В последние десятилетия я в первый раз встретил человека, который имеет силу характера и знание, чего он хочет». Рассказ о дальнейших событиях конца 19 века, возможно, напомнит читателю самые горячие репортажи 2025 года о тарифных мерах Дональда Трампа.
«Тарифная война». Первый залп: Бисмарк, поддерживая германских аграриев, ударил по российскому экспорту хлеба. Витте: «То было мировым новшеством… Покровительство всегда имело в виду обрабатывающую промышленность, но не сырые продукты». Ответ России: тарифы на германские товары повысили на 10 процентов. Тогда Германия вновь повышает тарифы. Ответные меры подготовили Витте и… Менделеев, позже вспоминавший: 

«В сентябре 1889 г. заехал по-товарищески к Вышнеградскому (министр финансов, — И.Ш.), чтоб поговорить по нефтяным делам, и он предложил заняться таможенным тарифом по химическим продуктам, сделав меня членом Совета торговли и мануфактур. Живо я принялся за дело, овладел им, к Рождеству напечатал доклад о таможенном тарифе. С. Ю. Витте сразу стал — мой союзник». 

Разработанный ими протекционистский тариф был применен к Германии. Расчеты Менделеева и Витте оправдались, сокращение немецкого импорта значительно помогло российским обрабатывающим отраслям. И у этой войны — была бездна последствий, необходимых сложных решений. Таможенный тариф Витте, защитивший промышленность, вызвал всплеск контрабанды. В общем, не смертельно для страны с регулярно охраняемыми границами. Но у России, выясняется, не было пограничной службы, только казачьи посты, разъезды. Витте учреждает пограничный корпус. В музее Пограничных войск в Москве на Яузе — огромный парадный портрет Витте — в первом мундире российских погранвойск. Это сегодня (выступая в том музее, лицезрел портрет основателя) по осмыслении, а тогда… Пресса смаковала бульварный штамп, называла пограничников: «Матильдины стрелки». Витте тогда с большим (газетно-раздутым) скандалом увел жену Лисаневича — Матильду, и тогдашнюю «четвертую власть» интересовала лишь эта «связка». Но эти «остроты» — ничто в сравнении с нападками на него, связанными с величайшим делом Александра III и его министра…

«Казенная продажа питий» 

В истории сохранилась фраза Александра Третьего, — ставшая стартом великого действа: «Меня крайне мучает и смущает, что русский человек так пропивается. Необходимо принять какие-нибудь решительные меры против этого пьянства». Россия по потреблению алкоголя на душу занимала 9-е место. Но качество потребляемого было главнейшей проблемой. Как конкретно «пропивались» соотечественники? 
Кабак, «кружечный двор», «кружало», шинок (в западных областях)... Закусок нет, запрещены. Это ныне, трудами Менделеева, Витте — водка — стандартизированный «гостированный» продукт. До этого: «хлебное вино» («водки») выгоняли на заднем дворе кабаков, шинков… Это был просто самогон. Но… не сравнить с самогоном, чаще выгоняемым для себя, родственников. Тогдашний: на продажу, «церемонились» с ним гораздо менее. Тяжелые сивушные и прочие запахи отбивали добавками дурманных трав, махоркой. Мягкость, по тогдашнему, — «питкость» — обеспечивали добавками: поташ (щелочная реакция, вредная для сердечной мышцы). В южных краях поташ производили из… овечьего пота. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» зафиксировал важную деталь:

Возьмем ведерко с водкою
Пойдем-ка по избам.

Да, точная мимоходная деталь: эту сивуху отпускали в горшки, ковши, ведра. (Представим «культуру потребления» пойла, принесенного в ведрах)? Кое-что отпускалось и в бутылках («штоф» — реквизит сегодня музеев водки). НО… массово бутылки в до-Виттевской России не производились. Водку разливали в «стеклотару» из-под импортных вин. На конец 19 века фиксировался оборот бутылок из-под мадеры, рейнвейна, шампанского, — завезенного еще во времена Николая Первого! Пропивались будущие урожаи, коровы, лошади, сельхозинвентарь… Функции тогдашних кабатчиков, шинкарей (а это более 140 000 семей) были широки: «бармены», по совместительству — «барыги» (то есть скупали и хранили краденое), + рэкетиры, + вышибатели долгов… Они и получали вместе с откупщиками большую часть дохода от продаж водки. 
В ответ — поджог кабаков, убийства шинкарей-кабатчиков… Но еще более тяжелый случай, когда шинкарь и «клиент» — люди разных наций! Как тогда выражались, «чумной поцелуй Польши». 

Право пропинации

По подсчетам комиссии Палена: евреи содержали 27 % всех винокуренных заводов, а в черте оседлости — 53 %. В Российской империи, в западных и «привисленских губерниях» (Польша) сто лет боялись и прикоснуться к проблеме, по сути = бомбе. Польские паны ленясь/не умея эксплуатировать своих крестьян, отдавали в аренду евреям все будущие доходы, в том числе главнейший, «вытекающий» из…
Справка. Право пропинации (лат. propinare) — монопольное право землевладельца на выделку, продажу крепких напитков. Пропинционное право возникло в раннем средневековье. По сути: ровесник «Права первой ночи», сохранялся в бывших польско-литовских областях до реформ Витте. 

Великий труд

Это ныне мы можем сказать: это их польско-еврейские дела, но тогда… Двум предшественникам Витте — Вышнеградскому, Бунге — предлагалось ввести винную монополию. Отказывались, видя необъятную проблему. Витте решился. Русская водка, сменившая кабацкое пойло, именно тогда стала популярна в мире. «Казенная продажа питей» — обеспечивала 24 % бюджетных поступлений (285 миллионов рублей, а прямые налоги — лишь 98)… Не просто было отнять доходы у 140-150 тысяч семей. — Даже в США заметили последствия. Экс-шинкари, лишившись дохода, приехали в таком числе, что замелькали обвинения: «В России, наверно, вспышка антисемитизма»? 

Относительная осведомленность и заинтересованность 

К истории реформ графа Витте судьба подводила меня с двух разных сторон. Сотрудник Российского Университета Транспорта (МИИТ), я получал немало эксклюзивной информации, публиковал множество очерков в ведущих СМИ, автор книги «Люди российских путей», участвовал в конференциях, и историю Транссиба, КВЖД в общем представляю. Но еще ранее, в 1990-х годах, я, как журналист, был включен в борьбу с засильем немецких и других евро-водок. Недавно, хотя и мимоходно, вспоминал об этом наряду со множеством публикаций в ведущих СМИ, вёл свой журнал по алкогольной тематике, в начале 2000-х работал в Экспертном совете Госдумы по алкогольной политике, знакомился с дореволюционными источниками, встречался с ведущими водочными магнатами, в итоге выпустил книгу «Русская водка. 500 лет неразбавленной истории» (ЭКСМО, 2009, серия «10 мифов о...»). А личная заинтересованность, моральная(!) проросла после десятков лет знакомства с этой сферой ознакомления с мнением многих историков, знатоков темы, критиков Великой реформы, и чтения подобных опусов:

«Большая энциклопедия русского народа» — (http://www.rusinst.ru): Витте приписывают заслуги в стабилизации рубля, введении золотого обращения, установления государственной монополии на продажу спирта, вина и водочных изделий. Во-первых, введение золотого денежного обращения не было инициативой Витте. Денежная реформа втайне подготавливалась его предшественником Вышнеградским. Что же касается государственной монополии на продажу спирта, то идея этого мероприятия принадлежала Каткову, Витте стал только ее исполнителем. Под руководством Витте построены тысячи казенных винных складов, лавок, заводов, специальных административных зданий (...) Итак, «Катков придумал монополию!» Эх, знали бы вы: «монополия» не «идея», а просто... одно из трех положений «рукоятки»: от Госмонополии—к Акцизной системе—или к Откупной системе. И «монополия-1894», пусть по-вашему «придуманная Катковым», была четвертой на Руси!
С 16-го века в России три раза вводилась эта монополия — причем — интересный факт: объявлений о её отмене не было! Смутные, кризисные времена, слабость власти, и у государства де-факто отбирался этот мощный рычаг. За два с лишним века 4 раза — «перещелкивали тумблер». НО... Сергею Витте монополию ввести — было неимоверно сложнее: вырос объем хозяйства, а главное — в присоединенных/возвращенных областях бывшей Речи Посполитой алкогольная тема ещё со Средневековья сплелась с национализмом поляков. Плюс знаменитый «еврейский вопрос»...

Ошибка «Больших энциклопедистов», выдающая их как полных дилетантов: «построены тысячи казенных винных складов, лавок... заводов». Но... «Казенные винные склады», стоящие в России — это же и есть заводы, так их тогда называли. Позже это: московский «Кристалл» («Казенный винный склад No 1»), ленинградский ЛИВИЗ, Курский ЛВЗ, и еще 150 ликероводочных заводов по стране, построенных министром Витте, многие из которых прекрасно работают и по сей день. А авторы «Большой энциклопедии», переписав без малейшего понятия «казенные винные склады, лавки», подумали, наверно, по аналогии с другими отраслями: а где ж это производили? — И вписали «заводы».
25 лет исследования «водочной реформы» Витте позволяют утверждать: это было сравнимо с выигрышем войны. В тесной связи с Витте работал Дмитрий Менделеев, и подвергся таким же опровержениям: «40-градусный спирт был получен Дж. Гилпином (1792), Гей-Люссаком (1824). Но заслуга Менделеева не в выходе на «священную цифру» 40 %, а введении точных параметров, в том числе по водке — на государственном уровне. Он создатель современной русской метрологической службы. 
И тут внезапная схожесть с золотом древней Лидии, — первой в мире выдавшей монету с фиксированным % золота. Ранее каждый кабак гнал свое «хлебное вино», а Менделеев выработал стандарты и технологии, позволявшие эти стандарты выдерживать. Плюс за ним были и научные обоснования технологий очистки спиртов, сделавшие русскую водку по сей день — международным, признанным продуктом, брендом. Его технологии и виттевские «Казенные винные склады», где их можно было внедрять. Сложившееся после стольких лет пребывания «в теме» неприятие «разоблачителей» вроде тех «Больших энциклопедистов» — и есть моя моральная заинтересованность. Лучший министр лучшего царя, Александра III, выигравший для Отечества столько экономических войн, наверно, не желал зла России, «сдачи страны Ротшильдам» и вводя Золотой рубль.

Он принял от Александра III несколько великих «приказов», задач. Нужно было забрать водочные деньги у шинкарей, откупщиков и отдать государству? — Забрал, отдал. Чтобы оставить за Россией Дальний Восток, Восточную Сибирь — нужно было построить Транссиб? Построил. Для этого нужен был Золотой рубль? — Ввёл. Был бы нужен Платиновый? — Ввёл бы и его.

5
1
Средняя оценка: 3.5
Проголосовало: 2