Разговоры в очереди за нобелевками

Главный парадокс «Нобелевки мира»-2025 — несовпадение персоналий: того, кто фактически вытащил эту премию из болота полузабвения, и того, кто ее все-таки получил. Политики всего спектра, журналисты мира, миллионы зрителей, нетерпеливо листавших телеканалы, — замерли в ожидании. Именно номинация на премию президента Дональда Трампа всколыхнула интерес к унылому норвежскому конкурсу. И «пролет мимо» громогласного, весьма неполиткорректного противоречивого персонажа…

Предъявил миру настоящего идеологического хозяина «ежегодного Фестиваля в Осло»: Глобальный ультралиберализм. В США его сторонники — демократы, потому и «президенту от них», Обаме, премию вручили настолько поспешно, что тогда внимание к «конкурсу» тоже немного всколыхнулось. Правда, тот интерес имел оттенок юмористический: 20 января 2009 года демократ Обама вступил в должность, а уже в октябре — норвежцы «поднесли на блюдечке». И если сделать поправку на долговременный процесс «номинирования»: сбор писем от персон и организаций, проверки выдвигающих (не все имеют на это право) и выдвигаемых, занимающий порой по году, то…
Норвежские комитетчики в 2009 году — сами могли попасть в лауреаты какого-нибудь конкурса, или в Книгу рекордов Гиннеса: за скорость. Номинация: «Реактивный подхалимаж». Все, что за те считанные недели успел «для мира во всем мире» сделать 44-й президент США, это направил дополнительно 17 000 солдат на войну в Афганистане (17 февраля 2009 года). Немного. В войну в Ливии он ввязался лишь в 2011-м, уже имея те норвежские: значок, диплом и миллион долларов. Начал ту бойню, правда, не он, нашлись и в Европе инициативные либералы, но именно его сотрудник, госсекретарь Хиллари Клинтон, отпраздновала знаменитым хохотом гиены жуткое растерзание Муамара Каддафи, обозначив эмоциональный, смысловой финал той войны. А «нобелевский лауреат мира» подтвердил полную с ней солидарность и даже планировал передать ей в январе 2017 года президентскую власть, но… вмешался как раз тот — громогласный, неполиткорректный, анти-либеральный, что ныне пролетел мимо премии.
А кто её сегодня получил? — Персона в данный момент не так важна, заслуживает упоминания лишь как пример тенденции. О лауреатке-2025, одной из молекул этого потока, струи — все же стоит сказать, но сначала именно о тенденции, мировой реакции. Генеральный секретарь испанской партии Podemos экс-министр Ионе Беларра оценила «работу» Нобелевского комитета в 2025 году: «Уровень дискредитации, с которым в последние годы столкнулись международные институты, претендовавшие на роль представителей человечества, чрезвычайно высок. Нобелевская премия мира теперь присуждается путчистам и военным преступникам». На фоне презрения политиков дипломаты более сдержаны. Посол в Норвегии Николай Корчунов: 

«Очередной предвзятый выбор норвежского Нобелевского комитета будет способствовать дальнейшей дискредитации премии мира, окончательно превратившейся в послушный инструмент продвижения конъюнктурных нарративов Запада и однобокой критики неугодных стран… блоковая политика Осло не соотносится "с духом завещания" Альфреда Нобеля и не дает норвежцам морального права определять, кто достоин признания за вклад в укрепление мира».

Доводы ословских (вполне легальное прилагательное от названия города, Word красным не подчеркнул) комитетчиков, объяснения либеральных политиков, СМИ: причины выбора именно этого лауреата-2025 — они заслуживали бы нескольких развернутых цитат, отличайся они друг от друга хоть на йоту. Но в этом случае: плюрализм мнений — это не про них. Так что можно ограничиться формулировкой Нобелевского комитета. Итак, фанфары:

«Нобелевскую премию мира в 2025 году получила Мария Корино Мачадо, за… неустанную работу по продвижению демократических прав народа Венесуэлы и за ее борьбу за достижение справедливого и мирного перехода от диктатуры к демократии».

Необходимое уточнение «за что именно…» — всегда самая интеллектуально сложная задача, ежегодно мобилизующая все (небогатые) резервы ословичей, или ословцев? Тому же Обаме… долго думали и записали так: «За выдающиеся усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами». Спорили, наверно, из-за обычного дополнения: «За многолетние…». Вариант, отражавший реальность: «За многодневные» — ставить, похоже, постеснялись. Хотя… ИМ-то — стесняться?! Они отвергли несколько раз номинированного — Махатму Ганди!!! Они в 2012-м премировали… Евросоюз. (Смайлики придуманы именно для таких сообщений.) Я еще выскажу версию мотивов тех уникальных, до сих пор обсуждаемых/высмеиваемых решений, а пока расшифровки требует вышеприведенное определение: «блоковая политика Осло».

«Фабрика фальшивого золота»

Сначала признаем, ословитяне копируют старшего скандинавского брата: стокгольмцы деляет нобелевки по литературе столь же аккуратно. Взяв девизом строку Некрасова в их приблизительном переводе на шведский: «Поэтом можешь ты не быть, — но либералом быть обязан!» Писатель Александр Мелихов как-то прошел по следам стокгольмских «ценителей», назвал их фирму: «Фабрика фальшивого золота». Прочитал он N сотен бездарных страниц, взял на себя сей тяжкий труд, подготовил обзор для журнала «Иностранная литература» (№ 12, 2008) — сберег, наверно, миллион часов тысяч потенциальных читателей. 
Здесь я лишь отмечу пару более поздних и более близких нам примеров. В 2015 году литературную Нобелевскую премию выдали журналистке Светлане Алексиевич за… «бодался теленок с Лукашенко» (чуть подправив слова другого лауреата прошлых лет). То есть кроме русофобии отметили её особые «внутри-белорусские заслуги». В 2015-м я откликнулся, признаю, довольно поверхностно: «Эй, Нобелевцы! Коротича забыли!», в смысле: такая же «литературная вершина». 
Зато в следующем году вгляделся пристальнее: тогда, в 2016-м, лауреат Боб Дилан «подвесил» Стокгольм — вообще не ответил на факт награждения. Я связал это с прошлогодним унижением премии и удостоился статьи-опровержения1. История там заплелась сложная. Нобелевцы чередуют лауреатов-диссидентов с теми, чье имя может затушевать их тренд, но в 2016 они нарвались: Боб Дилан вообще проигнорил их «награду». Позор вырисовывался вселенского уровня. 
Это деликатный Лев Толстой, узнав о номинации и практически решенном награждении (безусловный писатель № 1 тогдашнего мира), через нескольких посредников убеждавших его принять награду, встречно предупредил Стокгольм: Он от Нобелевки непременно откажется, но не желая этим нанести урон Премии, просит их найти другого кандидата… А в 2016 году шведы включили все возможные каналы вплоть до ООН-вских и как-то вышли на гордого поэта-рокера. С трудом, но нашли компромисс: он от Премии не откажется, в Стокгольм — ладно: не хочет — не приедет. А необходимую по нобелевскому протоколу лекцию пришлет потом по мэйлу. Как-то так.

Не стреляйте в нобелевцев — они играют как умеют!

Как именно «блоковость» проецируется на работу норвежских и шведских комитетчиков? Чем конкретно она иллюстрируется, доказывается? Изучив список их лауреатов невозможно не заметить одно железное правило: в одном Блоке премии — лидерам стран (или организаций) в него входящих. В другом Блоке премией поощряют строго — противников властей тех стран, диссидентов (в широком смысле слова).

Восточный Вал-2.0

В широком, неформальном смысле надо понимать и границы этих Блоков: подвижные, не всегда совпадающие с очертаниями государств. Но в одном, главном для норвежских комитетчиков значении (а речь сейчас именно о двуцветной «карте их мира») — эта граница защищается ими как… знаменитый «Восточный Вал», оборонявшийся (впрочем, неудачно): Гитлеровской Германией, …еще много кем, но в том числе и Квислинговской Норвегией. 15 000 норвежцев в войсках СС и других частях плюс 30 000 во вспомогательных организациях, службах. И даже не производимые до осени 1944 года норвежцами для Вермахта на заводе Kongsberg Vаpenfabrikk по лицензии шведской фирмы «Бофорс» пушки — были главной их помощью Гитлеру, а… 
Немцы, обожавшие эпитеты «стальной, железный» — сей металл имели по происхождению — шведский. И если каким-нибудь «меченым атомом» проследить путь, окажется, что осколки и пули, которые носят или носили в себе российские ветераны войны — раньше лежали под горой далеко на самом севере Швеции. А вывозилась далекая шведская железная руда через норвежский порт Нарвик.
Сегодня у скандинавов нобелевская кооперация: шведы выдают премии «по литературе», норвежцы «за мир». Но… в 1940-е года было и другое сотрудничество. Освобожденные от немецких и своих фашистов Советским Союзом (если точно считать вклады сторон) норвежцы своего Квислинга расстреляли (в современных терминах: «подвергли процедуре принудительной инфильтрации металла»). Но, освободив Северную Норвегию, советские войска её покинули, что сегодня можно истолковать как «сознательный подрыв либеральных ценностей», главная из которых — тезис о «распространении насилия везде, где ступил советский сапог»… К чему это «злопамятство»? — Дело в том, что служба, работа в Объединенной Европе-1 (Берлинской) оставила в менталитете отпечатки, сказывающиеся с прискорбным постоянством и сегодня. 

Война в Югославии? Взаимные обстрелы, обоюдные этнические чистки — кого поддерживать, кого бомбить НАТО-вским норвежцам? Поддержали тех, кто и в 1940-е с ними и Гитлером шагали в одном строю, т.е. хорватов. Бомбили — соответственно сербов, тех, кто и в 1940-е сражался с ними. Украина разделилась? Норвежцы — строго за тех, где дивизия СС «Галичина», группа «Нахтигаль», против — тех, у кого герои «Краснодона». 2014 год? Янукович избран демократически? — Но «Восточный Вал-2.0» диктует свои правила поведения. «Этот путч — у кого надо путч!»
И правда, полный список лауреатов норвежской премии — вещь потрясающая. Для изучения «блоковой политики» с конца 1940х годов и по сей день — никто на планете не придумал более надежной лоции. Сложности задачи: контуры блока либеральных глобалистов не совпадают с границами многих стран. Например, из США в него входит — демократическая половинка страны. Откройте Священный Список: 

  • Джимми Картер (лауреат-2002), 
  • вице-президент Альберт Гор (2007), 
  • Обама (2009). 

Строго: только демократы. Это при том, что главный вклад в «дело мира» (если под «миром» понимать не-войну, а не торжество мирового либерализма) — внесли именно республиканцы. Гляньте, чьи подписи стоят под Хельсинкскими соглашениями 1975 года (объективно: самый крупный в истории шаг к безопасности и миру, тут и норвежцы не поспорят)? Кто закончил (двухпартийную) войну США во Вьетнаме? А квази-святой Джимми Картер?.. Потрясает картина: «голый король» и хоровод на цыпочках — либеральных придворных. Мне уж столько раз приходилось цитировать хвастовство Бжезинского: «Поставил СССР капкан в Афганистане, пускай и с помощью создания Аль-Каиды»* [включена в список террористических организаций, деятельность которых запрещена в РФ], что теперь лучше процитировать Яна Гийу. Исходный пункт его возмущения тот же самый: 

«Пора Трампу дать Нобелевскую премию мира. Трамп — единственный президент США, не способствовавший распространению исламистского терроризма… Ирония судьбы и неопровержимый факт. Пусть даже кто-то придет от этого в ярость. Администрация Джимми Картера наклепала план, чтобы втянуть Советский Союз в персональную “вьетнамскую войну”. Идея — советника Картера по безопасности Збигнева Бжезинского». — Газета Aftonbladet, Швеция2, 13 ноября 2019 г.

Т.е. Трампа либералы прокатывали и в первый его срок, а известными фотографиями Бжезинского с Усамой бен Ладеном — обклеить бы норвежские посольства во всех странах. Они с Картером — отцы терроризма «11сентября 2001 года», и это уже навечно.

Алло, мы ищем диссидентов!

Давний, схоже звучащий конкурс вспомнился по схожести задачи: Поиск! В «своем блоке» — все просто: выбирай по штатным расписаниям госчиновников, президентов или вице… премьер-министров, и Вэлком ту Осло! А там, за «Восточными валами» — надо еще искать, подбирать. Ведь в диссидентуре нет строгой иерархии должностей, званий, да и меж собой они грыз… спорят, кто более попортил нервы тамошним властям? Поэтому выбирают обычно из страны наиболее в этот год важной демократизаторам. Иначе говоря, «попавшей под прицел».

2011 год, лауреат — 33-летняя правозащитница из Йемена. Молода? Но, может, и успела что-то там, вот…
2014 год, лауреат — 17-летняя протестунья из Пакистана. (Предел тенденции: какой-нибудь 12-летний перевернет урну на Воздвиженке, у здания Министерства Обороны, — лауреат.)
И 2025 год — «под прицелом» — Венесуэла, запускаемый «боезаряд» — правозащитница, протестунья с послужным списком: не только против Мадуро, но и против Уго Чавеса. Но тут нюансов — как… в Венесуэле нефти. 

Первый, сегодня самый афишируемый: норвежский поклон Трампу. «Нобелевку дать (пока) не можем, дух Джимми Картера не велит. Но про ваш конфликт с Венесуэлой в курсе, и вот наш обычный «боезаряд»: тамошняя диссидентка — лауреат. Будем рады, если поможет». 
Второй. Борьба с Уго Чавесом — еще не стопроцентное «рекомендательное письмо», пропуск в «Премьер-лигу демократий». Ведь у многих луч памяти «добивает на 23 года». В 2002 году против Чавеса организовали путч, самый настоящий, как против Альенде в Чили-2023, или на Украине-2014, и даже успешный на… 47 часов. Некто-1 (вытаскивать из справочника его ФИО  — излишне: просто американский политический десантник) объявил себя президентом Венесуэлы и сразу был признан США. Но тогда нефтяной след был настолько явен, венесуэльцы (кроме лауреатки-2025) бурно поддержали Чавеса, Некто-1 бежал, ныне читает лекции. Те события признали путчем, а законным президентом Чавеса — и в мире, и в Европе. Тот пункт определенных противоречий в либеральном Блоке: история восходит к Доктрине Монро. Европа не поддержала и путч США-Пиночета в 1973 году. Другой Некто-2 объявил себя президентом Венесуэлы в 2019, и тоже в течение полутора часов был «признан США». Его имя более на слуху — недавний.

Лауреатку-2025 за переменной Некто-3 уже не спрячешь — в том и смыл Акции нобелевцев: её имя на слуху и будет таковым еще месяцы. Но собственное значение, вне политики Ословцев, позволяет все же назвать её — Ничто, просто пуля, выпущенная в страну № 1 по разведанным запасам нефти. Сама связь «мира» и диссидентства — в целом неочевидна, и в 2022 году нобелевцы, поделив премию между белорусом (физическое лицо), «российским» обществом «Мемориал» и украинским «Центром гражданских свобод», попытались показать эту связь в общей наградной формулировке: «Лауреаты Премии мира 2022 года… приложили выдающиеся усилия, чтобы задокументировать военные преступления, нарушения прав человека и злоупотребления властью. Вместе они демонстрируют важность гражданского общества для мира и демократии».
И 2021 году, премируя диссидентские СМИ Филиппин и России, норвежцы утверждали в формуляре: «За их усилия по защите свободы слова, которая является необходимым условием демократии и прочного мира». То есть «либеральные демократии» — уж всяко мира не нарушат (куда только девать десятки войн США типа Вьетнамской и несколько войн НАТО: Ливия, Югославия?). А «свобода слова», вроде как обличая «злоупотребления властью», сдерживая «автократов» в узде, этим спасая и мир, не-войну. Но тут уж распасовка по Блокам столь неприкрыта, что и в Европе прорывается жгучий стыд: Джулиан Асанж, главный обличитель в либеральном Блоке, — тюрьма. А обличители в чужом Блоке — вереница премий. Тут 50 лет — без вариантов.
В этом смысле норвежская премия — денежный эквивалент знаменитого «печенья Виктории Нуланд», поощрение & подстрекательство. Контуры Либерального Блока обрисованы не только премиями — президентам-демократам США. Хотите вычислить его очертания, считайте в Нобелевском списке не безвестных диссидентов, — а первых лиц государств.

  • Ким Дэ Чжун (лауреат 2000), президент Южной Кореи.
  • Эйсаку Сато (1974), премьер-министр Японии.
  • А́льва Мю́рдаль (1982), министр Швеции. 
  • Джордж Ма́ршалл (1953), начальник штаба армии США, госсекретарь,  министр обороны.

Маленькое практическое пособие

В принципе, позиция крупных стран общеизвестна: Южная Корея, Япония, Швеция… Но в мире порядка 200 стран, членов ООН, как вообще узнать их ориентацию? Имена тамошних деятелей тоже в мире неизвестны. Например. О́скар Са́нчес, костариканец, нобелевский лауреат 1987 года. Как узнать, Коста-Рика — в Либеральном Блоке или в том, что ныне называют: Мировое Большинство, Глобальный Юг? Алгоритм безотказен: смотрите Список, если он тамошний диссидент-президент, значит Коста-Рика — в Мировом Большинстве, если президент — то наоборот. Так можно вычислить и прошлую ориентацию стран.

Лех Валенса (1983), Польша, тогда — диссидент. И пример примеров. Горбачев (1990) — вроде формально — Президент СССР? Но алгоритм действует и здесь. Сам признавший, что пришел во власть, чтобы «разрушить изнутри». То есть «президент-диссидент внутри управляемого государства». Безотказно.

Примечания:

1 https://www.ng.ru/culture/2016-11-30/3_6872_kartblansh.html
2 https://inosmi.ru/20191113/246212739.html

5
1
Средняя оценка: 2.5
Проголосовало: 4