День памяти… Британец Мартин Парр и его большая фотолюбовь к позднему СССР
День памяти… Британец Мартин Парр и его большая фотолюбовь к позднему СССР
Сегодня 9-й день по недавно ушедшему фотографу Мартину Парру, чьи работы стали зеркалом перехода от эпохи СССР к буржуазной современности, которую он остро критиковал за жажду потребления, ностальгию по несуществующей капиталистической утопии и глобализацию. В России его помнят как хроникёра переходного периода: от McDonald's — до почти детского обожания чудных советских «космических собачек»...
«Тони Рэй-Джонс показал мне, что можно быть серьёзным фотографом
и при этом снимать жизнь с юмором и любовью одновременно». Мартин Парр
Мартин Парр (23 мая 1952—6 декабря 2025) — один из самых влиятельных британских документальных фотографов XX—XXI веков. Родившийся в Эпсоме (Суррей, Англия), стал известен своим сатирически-антропологическим взглядом на повседневную жизнь: социальные классы, туризм, потребление и абсурдность нынешнего мира. Его стиль — яркие, насыщенные цвета (часто с использованием фотовспышки при дневном свете), что делает снимки одновременно юмористичными и острокритическими. Парр опубликовал более 100 фотокниг, его работы выставлялись в ведущих музеях мира: Tate, Centre Pompidou, MoMA, — а в 2017 году он основал Фонд — Martin Parr Foundation — в Бристоле: центр для поддержки документальной фотографии.

Фестиваль искусств в Гластонбери-2023. Тбилиси-2009
Парр начал карьеру в 1970-х с чёрно-белых снимков, вдохновлённых Тони Рэй-Джонсом (серия «The Non-Conformists» о жизни в йоркширских общинах). Парр неоднократно называл его своим главным вдохновителем и учителем, хотя они никогда лично не встречались. В 1980-х — перешёл к цвету, создав так называемые «иконы жанра» вроде «The Last Resort»-1986 — сатиру на британский пляжный туризм. Позже проекты вроде «Small World»-1995 и «Common Sense»-1999 расширили фокус на глобальный туризм и потребление. Он был членом Magnum Photos с 1994 года, где курировал проекты, и профессором фотографии в университетах Уэльса и Ульстера. Парр также страстный коллекционер: его собрание фотокниг (12 000 томов) купила Tate в 2017 году: цена не разглашается, но стопро речь идёт о $миллионах. Личные же коллекции, — так сказать, для себя, — включали открытки, всевозможную мелочёвеку, марки, значки... И — советскую космическую китч-культуру. Умер в Бристоле, оставив огромное наследие, — от 400 выставок до собственного авторского влияния на поколения профессиональных фотографов.
Мартин Парр и СССР
Хотя Парр не был напрямую вовлечён в политику, его творчество пересеклось с Советским Союзом и «постимперским» пространством через несколько ключевых линий: документальные съёмки переходного периода, канонические фото мировой глобализации и — страсть к коллекционированию социалистической метафорики. Что отражает его интерес к «антропологии повседневности» — о том, как навязчивая идеология и бескрайнее потребление формируют общество, причём не по коммунистической линии, а — на «обратной стороне Луны» — капитализме. Тем не менее вот основные аспекты его пребывания в соцлагере:
Открытие первого McDonald's в Москве, 1990


Собственно, бессчётные толпы за «американским счастьем», пожалуй, самая известная «советская» работа Парра. 35 лет назад, 31 января 1990 года, почти за пару лет до распада СССР, в Москве открылся первый McDonald's — символ «западного вторжения» в коммунистический мир. Парр запечатлел огромные очереди москвичей, ждущих «Большой Мак» за символическую для американцев, не для советских людей, — плату в 5 рублей (стоимость полного сета: Биг Мак + картошка фри + напиток). Снимок стал метафорой конца эпохи: от дефицита к потребительскому буму. В постсоветских странах это фото ассоциируется с надеждой на «свободу» в кавычках и получившимся в итоге хаосом перемен и беспределом. Фото вошло в мировую серию о глобализации и часто цитируется как «прощание с СССР».
Съёмки в постсоветском пространстве


В 1995 году Парр посетил Ялту — «советскую Ривьеру», как он её назвал. Серия снимков фиксирует некий бедлам независимости: пляжи, полные отдыхающих в ретро-купальниках, импровизированные рынки с западными товарами, абсурдные контрасты между советским наследием и новой, не виданной ранее вседозволенностью. Люди на фото — «как из советской эпохи», — с жадным интересом к «западным прибамбасам». Это было частью его глобального проекта о туризме, но с акцентом на посткоммунистический «шок». Парр также много снимал и в других странах, включая Албанию, Северную Корею… Снимал практически во всех республиках бывшего СССР, кроме, пожалуй, Туркмении и Таджикистана, где нет подтверждённых фото-сессий, и в большинстве стран бывшего Восточного блока. Показывая, как советское наследие эволюционирует в «долгожданный» капитализм.
Коллекционирование советской космической культуры: «Space Dogs»-2019
.jpg)
Парр — заядлый коллекционер, и его страсть к СССР проявилась в собрании предметов, артефактов о советской космической программе. За 20 лет он собрал сотни ценнейших экземпляров: от расписанных тарелок и матрёшек в скафандрах до часов и открыток 1950—1960-х. Это отражает его интерес к соц-арту, периодически переживающему всплески популярности: навроде того как СССР великолепно превращал реальные трагедии (смерть Лайки) — в национальный миф. В 2019 году вышла книга о советских космических собачках с его коллекцией — где симпотные ипёсики-космонавты из СССР подаются не менее влиятельными «персонажами», чем Битлз или Микки Маус!
Советские «космические собаки» Парра:



.jpg)





Он приехал в Москву в январе-феврале 1990 года — за полтора года до распада СССР, в самый пик перестройки и гласности, когда страна уже ломалась, но ещё не рухнула. Работал только на цветную плёнку Kodak (в основном 35 мм) с кольцевой вспышкой — это дало тот самый яркий, гиперреалистичный, почти кричащий цвет, за который его потом назовут «отцом нового британского цвета». Сюжетов было множество, единственно что в открытом доступе (кроме общеизвестных — в той же запрещённой «инсте», скажем) старые фотографии найти довольно трудно: они были все раскуплены на выставках-аукционах в своё время, собраны в сотнях книг... Это и вышеупомянутые очереди в первый McDonald’s 31 января 1990, Пушкинская площадь: многокилометровое стояние на морозе, люди в шапках-ушанках с пакетами «Большой Мак», улыбки, восторг и лёгкий абсурд. Парр находился там весь день открытия и отснял десятки плёнок. ГУМ, ЦУМ. Полки с дефицитом, продавщицы в белых халатах, первые кооперативные лотки с жвачкой и видеокассетами. Метро и улицы. Люди в огромных шубах, одинаковые пальто, военная форма, первые «новые русские» в малиновых пиджаках рядом с пенсионерами. Свадьбы и праздники. Молодожёны у Вечного огня, пионеры, первые западные туристы.
Первые признаки капитализма. Реклама «МММ», кооперативные кафе, уличные торговцы джинсами Levi’s и кассетами Modern Talking. Цвет — насыщенный, почти ядовитый: из-за вспышки и плёнки Kodak Gold. Ирония и юмор, но без злобы — Парр показывает абсурд переходного момента с любовью. Крупные планы лиц, детали одежды, еды, вывесок. Тот же взгляд «антрополога-иностранца», что и в его английских сериях. Впервые серия была опубликована в немецком журнале Stern в 1990 году. Потом вошла в книгу Small World-1995 (расширенное издание в 2007-м). Полностью серия вышла отдельной книгой только в 2023 г. — «Moscow 1990», издательство RRB Photobooks.

Москва 90-х

Таллин 90-х
Парр поймал буквально последний вздох Советского Союза — через полтора года после его снимков произошёл путч, а ещё через год СССР не стало. Эти фотографии стали визуальным символом конца одной эпохи и рождения дикого постсоветского китча дальнейших 1990-х. «Москва 1990» — это Парр в своей лучшей форме: ярко, смешно, точно и — исторически бесценно!

Китай-1985. Чили-1973




Мартин Парр. Его учитель Тони Рэй-Джонс