Роковая ошибка национальной латышской элиты…
Роковая ошибка национальной латышской элиты…
В настоящее время мы все присутствуем на печальном просмотре исторической драмы, которая имеет место в виде неприглядного нынешнего бытия маленького симпатичного государства, называемого «Латвийская республика». При иных обстоятельствах эта страна, богато одарённая Господом, могла бы процветать, радуя своих жителей и доброжелательно настроенных соседей. Однако не сложилось. Она тихо и верно угасает…
И винить здесь, по существу, некого, поскольку давно известную истину «каждый сам кузнец своего счастья» Латвия подтвердила и доказала в полнейшей мере. Кто же стал причиной того, что страна эта, к великому моему сожалению, бодро и неотвратимо катится в болото? Знаю, многих ответ мой покоробит, но он вполне очевиден любому здравомыслящему человеку. Как уже не раз случалось в мировой истории, страну погубила её национальная элита, на словах сильно пекущаяся о дóлжном процветании своего народа. В данном конкретном случае — элита латышская.

Представители латвийской национальной элиты возлагают цветы в честь латышских эсэсовцев
Теперь обо всём по порядку. Мы помним, как в августе 1991 года перестал существовать казавшийся воистину несокрушимым Советский Союз. Бывшие республики, входившие в его состав, обрели тогда право на независимость. Этому яркому событию предшествовала т.н. «Песенная революция» или Атмода. Латыши в то время ещё были народом расчётливым и прагматичным, а потому выступали они за независимость весьма опасливо и осторожно. Громко, конечно, шумели, как водится на всевозможных митингах и «Балтийских путях», однако партбилеты сохраняли бережно. На всякий случай...
Это было вполне разумно, учитывая, что среди активистов латвийской Атмоды, а также видных членов Народного фронта Латвии было полным-полно сексотов КГБ, которые «боролись за независимость», прямо координируя свои действия с рекомендациями комитетовских кураторов. Московские либеральные власти в те годы приложили буквально титанические усилия к тому, чтобы национальные движения в советских республиках получили подлинные массовость и размах.

Манифестация на рижской набережной 12 марта 1989 г.
Одним из лозунгов, звучавших тогда, было: «За Вашу и нашу свободу!».
Жизнь доказала, что главное качество истинного латышского интеллигента — умение держать данное им слово.
Честные благородные люди, прости Господи...
Тогда на митингах и во время публичных выступлений активистов Народного фронта нередко звучало: «Русские братья, Латвия — наш общий дом!», либо: «Все мы в одной лодке! Мы вместе сражаемся за вашу и нашу свободу». Много тогда говорилось красивых и правильных слов…

Московские либералы приехали в Ригу поддержать латышей
«В единой борьбе за права и свободы»
Из 13 членов правления НФЛ нелатышей было трое: Маврик Вульфсон (агент КГБ «Грант»), Марина Костенецкая и Владлен Дозорцев. Влиятельные представители зарубежных латышских организаций стали тогда регулярно приезжать в Ригу на заседания правления НФЛ.

Маврик Вульфсон
Возникла насущная необходимость в серьёзном налаживании международных связей самого высокого уровня. Владлен Дозорцев вспоминал:
«В конце концов, сложилась твёрдая выездная группа — мы с Мавриком как члены Правления и Юрканс, который работал в иностранном комитете НФЛ и притом блестяще говорил по-английски. Втроём мы пахали США, Канаду и Англию».
Так, еврей Вульфсон, поляк Юрканс и полуеврей-полурусский Дозорцев добросовестно помогали выжидательным латышам в восстановлении их государственной независимости.

Личная карточка КГБ ЛССР на агента «Грант» — Вульфсона Маврика Германовича...
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ!!!
Под российским триколором, реявшим в январе 1991 года на баррикаде у Совета министров ЛССР, размещался внушительный транспарант: «Русские, под флагом России станьте рядом!» Очень многие россияне реально поддерживали тогда борьбу латышей, литовцев, эстонцев за их свободу. Всё тот же Владлен Дозорцев пишет: «В Москве на Красной площади был полумиллионный митинг в защиту Балтии. И это был голос демократической России». Российская либеральная общественность тогда даже организовала запись добровольцев, готовых отправиться в Прибалтику, дабы плечом к плечу с «маленькими, но гордыми народами» сражаться за свободу и демократию.

Российский триколор на баррикаде у Совмина, рядом с транспарантом: «Русские, под флагом России станьте рядом!», январь 1991 г.
Народный фронт России на рижском «майдане», январь 1991 г.

Российские сторонники латвийской свободы...
В августе 1991 года случился путч ГКЧП, окончившийся провалом… Было необходимо теперь же, немедленно обеспечить подлинно международное признание государственной независимости Латвии. В своих воспоминаниях Владлен Дозорцев отмечает: «Юрканс считал, что если бы Россия тут была первой (Исландия лишь заявила о намерениях), это было бы хорошей базой для строительства новых отношений».
24 августа делегация в составе Анатолия Горбунова, Ояра Кехриса, Илмара Бишера, Яниса Диневича и Владлена Дозорцева отправилась в Москву к российскому президенту Борису Ельцину. На организованной руководителем полномочного представительства Латвийской ССР в Москве Янисом Петерсом встрече был незамедлительно подписан Протокол о признании Россией государственной независимости Латвии.
РОССИЯ ПЕРВОЙ ПРИЗНАЛА НЕЗАВИСИМОЕ ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО! Лишь после этого действия к процессу подключились другие. Страны Европейского союза признали независимость Латвийской республики 27 августа, а США лишь 2 сентября. Россия не только великодушно отпустила Латвию на волю вольную. Она неизменно выражала тогда латышам свою горячую симпатию и всемерную поддержку во всех начинаниях «маленького, но гордого народа», как тогда любили говорить. Российское дружелюбие было в то время воистину безграничным...
Чего хотели латвийские русские после 1991 года? Всего лишь признания своих элементарных человеческих прав. Они прежде всего мечтали, чтобы их оставили в покое. Они в большинстве своём хотели просто мирно жить, растить детей, по мере сил вместе с латышами дружно обустраивать свою «маленькую планету» Латвию, которую мы очень любили и которую считали своим родным домом.
Многие русские семьи жили на этой земле несколько веков, и я лично знаю тех, кто мог бы вспомнить своих предков, обретавшихся на территории Латвии задолго до того, как объявилась латвийская государственность. Разумеется, нашлось бы немало и таких, кто приехал сюда уже в зрелом возрасте из других союзных республик СССР, было много представителей различных национальностей единой тогда страны. Нас всех объединял язык межнационального общения — русский, осознанная принадлежность к русской культуре, историческая память о великих свершениях прошлого, о победах, научных открытиях, достижениях нашего большого и славного государства. Нас называли «русскоязычные», и это было справедливо, поскольку не все считали себя относящимися к русскому народу. Но все мы были соотечественниками и являлись латвийцами, готовыми принять новые жизненные устои.
Какая замечательная страна могла бы состояться в тех условиях, после августа 1991 года… Если бы нам дали возможность строить её с «чистого листа»… Отринув в сторону и не вспоминая старые обиды, межнациональные противоречия. Строить будущее на основе взаимного уважения и общей любви к замечательной Матери Латвии. Наша маленькая «Латвийская империя», где ценность и значимость каждого человека основывалась бы не на племенной его породистости, не на «правильном» происхождении и «нужной чистоте» крови, но на его желании быть полезным и необходимым обществу, родному латвийскому государству.
Населения в республике тогда имелось достаточно много — свыше 2-х с половиной миллионов человек. Наукоёмкое, прекрасно развитое производство, наличие большого количества отлично образованных опытных специалистов в самых разных областях. Налаженные транзитные пути и отработанные экономические связи. Морское побережье, имеющее высокую репутацию для завидного курортного отдыха. Влекущая привлекательность для туристов… Живи да радуйся! Для мира и согласия требовалось всего лишь взаимное уважение, а также искреннее желание понимать друг друга. Только и всего…
Однако дорвавшаяся до безграничной власти латышская национальная элита для полного самоутверждения возжаждала бескомпромиссного построения моноэтнической латышской Латвии... Как с немалым пафосом заявила мне одна милая дама: «Зато народ смог впервые решать свою судьбу». Ага, решать, свою и НАШУ. Решили успешно, прости Господи…
С чистого листа строить будущее не захотели. Национальная латышская элита, все эти публичные интеллектуалы, политики, общественные деятели, творцы от культуры считали своим долгом громко заявлять всеми возможными способами о том, как сильно страдали латыши от «русской власти» во все времена, как ужасно-пугающа Россия, как дики и враждебны латышам русские, а также их культура, их «неевропейский» язык.
Постоянные унижения русских, попрёки и требования от России гигантских денежных компенсаций. О дружбе с восточным соседом в этих условиях и речи быть не могло. Один дорогой латышский читатель написал мне в комментариях: «Если мы сравниваем Россию как мать, тогда не забудем, что любая здоровая мать желает только одно — чтобы детёныш стал независимым и не спрашивал больше денег у родителей. Чтобы дети жили своей жизнью. Но имели хорошие отношения и при необходимости помогали. Я за хорошие отношения с Россией, где Россия не учит нас как надо жить». — Хорошо дитятко, которое вполне мирно, по согласию разойдясь с матерью, быстро связалось с дурной компанией, постоянно дерзит, требует денег, выражает по отношению к матери неприкрытую враждебность, да ещё со смаком вещает о ней всякие гадости. При этом громко заявляя: «Не смейте учить меня жить! Я свободная независимая личность!»
За минувшие годы русское образование в Латвии, насчитывавшее более двух столетий истории, полностью уничтожено. Показательно ликвидируются любые проявления русской культуры, сносятся дорогие нашему сердцу памятники, наш язык призывают полностью вытеснить из общественного пространства. Открыто взят курс на агрессивную латышизацию наших детей. Главными застрельщиками этих процессов традиционно выступают видные представители национальной элиты: политики, литераторы и всякого рода деятели культуры. О нравственном уровне этих персон можно судить хотя бы по тому, что когда в центре Риги сносили памятник великому поэту А.С. Пушкину, НИ ОДИН публичный латышский интеллектуал не высказался в его защиту. Напротив, в стане латышской интеллигенции царили тогда редкое радостное единодушие и полное одобрение этих действий. Но во имя чего?..
Чего же за минувшие годы добилась Латвия, фактически управляемая подобной элитой?
По неофициальным данным, население страны теперь немногим превышает 1,5 миллиона человек. И продолжает стремительно уменьшаться. Рождаемость катастрофически низкая. Население разбегается, либо вымирает. И не надо радоваться, что вот «эти русские уберутся», и тогда, дескать, латыши славно заживут. Увы… Уже «славно» не получится.
Но что же Россия? На протяжении ряда лет ельцинская Россия вообще не замечала того беспредела, который творился на латвийской земле в отношении «российских соотечественников». Считалось, что главное — это «не злить латышей». Те робкие сетования и несмелые увещевания, что звучали порой в российских СМИ, в расчёт принимать не будем. По-настоящему отстаивать права соотечественников никто особо и не пытался.
Долгие годы Россия старалась «быть милой» и всеми силами проявляла редкое благодушие, которое латышские национал-радикалы считали проявлением слабости и безволия, а потому с каждым годом вели себя всё более нахраписто и дерзко... В ответ на это неизменно звучала спасительная мантра: «Мы не можем вмешиваться во внутренние дела независимого государства». И не вмешивались… Закрывались русские школы, сносились русские памятники, успешно ассимилировались русские дети, но вмешиваться во «внутренние дела суверенной Латвии» никто не смел. Лишь изредка звучали осторожно-осуждающие российские заявления, на которые латышская национальная элита традиционно реагировала возмущённым клёкотом, очень болезненно воспринимая это как злостное покушение на свои законные права унижать беззащитных и доминировать над слабыми.
В протянутую им русскую руку дружбы эта элита традиционно плевала и гадила, безмерно гордясь своей отвагой. На протяжении десятков лет латышское общество воспитывалось и взращивалось в настроениях вражды и ненависти ко всему русскому, ко всему, что хотя бы косвенно связано с Россией. И это происходило задолго до событий на Украине и до начала СВО.
Роковая ошибка латышской национальной элиты заключается в том, что, уверовав в свою непогрешимость и полную безнаказанность, её представители полностью утратили чувство реальности. Они уверили себя в том, что с Россией можно разговаривать с позиции напористой наглой силы. Основываясь на этой наивной вере, эти персонажи теперь прямо толкают латышский народ к войне. Провоцируют своей воинственной риторикой, громкими заявлениями, лживыми пропагандистскими тезисами.
Россия войны в Прибалтике никогда не желала и не стремится к ней совершенно. Воинственные «прибалтийские тигры» ей глубоко «до лампочки». Но есть основание полагать, что те внешние силы, что ловко дёргают за ниточки, управляя «независимой» латышской элитой, упорно жаждут использовать Латвию в качестве приманки. Как циничный охотник использует маленькую, захлёбывающуюся истеричным лаем собачонку, чтобы выманить из берлоги мирно дремлющего там благодушного до поры медведя. Что будет с этой глупой «приманкой» в условиях большой геополитической игры, никого особо не волнует…
Однако стоит теперь вспомнить старую восточную мудрость: «Кто посеет семена ненависти, тот снимет плоды своего раскаяния…». Боже храни латышский народ от чрезмерного усердия его национальной элиты. Пожми, здравомыслящий, прагматичный латыш протянутую тебе русскую руку дружбы! Именно в этом лежит будущее мирное процветание Латвии, и пусть радостна будет эта земля.