«Росатом» и основы российской государственности
«Росатом» и основы российской государственности
Здравствуй, племя молодое, непотерянное...
Весьма широким может показаться разброс орбит, с которых мне довелось наблюдать «племя молодое, незнакомое». В МНЭПУ (Международный Независимый Эколого-Политологический Университет) вел мастер-класс журналистики, в Российском Университете Транспорта (МИИТ) преподавал Отечественную историю. Был помощником тренера футбольной команды девочек Дмитровского района...
Ныне веду новейший курс «Основы российской государственности». Читается он на первых курсах ВУЗов, к его созданию и была причастна заглавная в этом очерке корпорация «Росатом», а о характере, истории сей причастности расскажу позже. И опыт, и забавные случаи на каждом из своих поприщ — я обобщал как мог в сериях статей, эссе. Помню, очерк об экзамене по предмету Отечественная история, где «старорежимный преподаватель», то есть я, выслушивает своих студентов, до зубов вооруженных гаджетами. Название «Рюрик, Синеус и Блютус» отражало смешение эпох, а в версию, опубликованную в «Независимой газете», я добавил даже (само)ироничный стихотворный рассказ: мои вопросы и перлы студентов:
Аудитория 145. Легкий сквозняк тронул веер билетов.
Экраны смартфонов кристально блестят.
Утренняя дойка Интернета.
— Матрос? Железняк…(и в голосе слышен металл) —
он эсерам сказал: Караул мой устал!
— Точно? — Дды-а… Караул мой устал.— А Троцкий тогда еле ноги унес,
ведь у Сталина на него что-то было…
В общем, сбежал в эту… как её… вы задайте наводящий вопрос.
— Ладно. Где производят текилу?— Я на лекциях был, но в последнем ряду. Можно я еще раз приду?
— После царя — и Советы за счастье,
будь ты руссиш, идиш… — нет — юдиш.
Тут у нас с утра — Двоевластие…
Третьим будешь?— Мировая война — это жесть. А тут непонятка в билете.
Хабенский-Колчак даже есть,
а вашего Вранглера нет в Интернете!
(Гнев и обида за окнами линз)
— А-а, значит: Вран-гель! Не как фирма джинс?
Духота. Где ж ты, утренний бодрый сквозняк?
Преподавательский качается стул,
на пороге — опять матрос Железняк:
Караул отдохнул.
Но в целом студенты терпели, — наверно, все же не чувствовали себя танцующими туземцами перед исследователем-антропологом с фотоаппаратом и правом расставления оценок в зачетках? Мой мастер-класс журналистики некоторые заканчивали с публикациями в солидных газетах, журналах. Гордились такими «порт-фолио». А кому-то, надеюсь, я немного помог повнимательнее глянуть на себя, свою возможную профессию, страну. Помню, и девчонок-футболисток воодушевил серьезный разговор с главным тренером «Локомотива» и сборной России по женскому футболу Еленой Фоминой, когда мне посчастливилось зазвать её в Дмитровский район на нашу игру...

Команда «Виктория», г. Дмитров. Слева — Тренер Максим Шашкин, справа — помощник тренера Игорь Шумейко.
В центре — Главный тренер «Локомотива» и сборной России по женскому футболу Елена Фомина.
Жалею только, не сохранил некоторые курсовые работы по Истории Отечества, там были и не «тупо скачанные с Интернета», со своими заинтересованными взглядами. Потому начав новый, не только для себя, но и для «всея России» предмет: ОРГ (Основы российской государственности), обычные мольбы препода «не скачивать», я сопровождал посулами: особо интересные работы будут вознаграждены не только «Зачетом», но и каким-либо дальнейшим продвижением. И дождался таковых — теперь выполняю обещания.
В моих группах ОМТК (основы международных транспортных коммуникаций, специальность — международная логистика) несколько студентов взялись написать курсовые работы, некоторые, возможно, ради «зачета-автоматом», но многих увлекла возможность рассказать о родном/знакомом городе, районе, человеке. Интересны были работы о Камчатке (Арина Хохлова, Маша Гурьева, группа ОМНк-112), московском районе Бутово... Да, «дистанции огромного размера» («Горе от ума»), но схоже было желание авторов найти хоть немного «своего, личного» в безбрежной и уже давно оцифрованной, выложенной в интернет «Истории Всего и Вся».
Потому особенно рад поделиться сейчас удачей студенток Ульяны Галкиной и Сабины Сон, группа ОМНк-112 (Специальность «Менеджмент. Международная транспортная логистика, российско-китайская программа»). Название работы «Брянск и Брянская область» звучит, да, похоже на страницу Справочника, и в общем, без большой справочной вводной никак было не обойтись, однако оказалось в их работе и то, ради чего в идеале и ввели этот «жанр» курсовых работ (недавно рекомендовали называть их: эссе), а возможно, и весь предмет ОРГ учредили.
Кроме экскурса по истории Брянской области, перечня районов, Ульяна Галкина и Сабина Сон обратились к усадьбам Овстуг и Красный Рог, родным местам Федора Тютчева и Алексея Константиновича Толстого, и здесь уже их рассказ от необходимых установочных абзацев поднимается к собственным впечатлениям, личному восприятию судеб двух великих поэтов. А в главе «Брянщина в 1941—1945 годах» авторы, можно сказать, пополнили громадную Историю Великой Отечественной войны, созданную учеными, писателями, народом — абсолютно новым неожиданным сюжетом. Но тут уже мне придется предварить повествование Ульяны и Сабины несколькими справочными абзацами. Эта моя «подсветка», надеюсь, будет немного полезна, косвенно подтвердит возможность события, представленного в их рассказе.
Отечественная война и русский «юродивый»
Брянская область, до Войны причисленная к Орловской, — уникальный участок на «театре военных действий 1941—1944 годов». Невероятные просторы, могучие леса, недоступные германской военной машине, дали место и нескольким удивительным эпизодам. С эпохи поздней «Перестройки» форсировалась в основном история Локотской республики: «крестьянское самоуправление, борьба с Красной армией и советскими партизанами, тотальное уничтожение евреев… и т.д.». — И постепенно забывались, задвигались факты противоположного характера: громадные просторы непроходимых лесов послужили базой не только брянским партизанам. Сюда приходили укрыться отряды знаменитого Сидора Ковпака и другие украинские партизанские соединения: А. Фёдорова, А. Сабурова, а также и белорусские партизаны из прилегавшей Гомельщины. Отсюда они, восстановив силы, полнившись местными брянскими бойцами, совершали мощные рейды по фашистским тылам вплоть до Карпат и Польши… Конечно, тогда граница РСФСР, БССР, УССР была сугубо административной, но сегодня примеры антифашистского сотрудничества, спасительного укрытия украинских партизан на просторах могучего русского леса… были бы, согласитесь, весьма актуальны.
И подходя к сюжету моих студенток, учтем эти «пазухи», большие зазоры между уходом советских частей и приходом немецких. Было немало наших окруженных, но не пленных солдат, случались и удивительные несовпадения, «люфты» между обычным, известным всем обращением гитлеровцев, и редкими, но реальными примерами несколько иного поведения. Всё. Мое «предисловие» закончено, далее рассказ Галкиной Любови Ефимовны, 1928 года рождения, жительница посёлка Тросна Жуковского района Брянской области, прабабушки студентки Ульяны:
«На высоком холме, окруженная непроходимыми болотами, стояла деревушка. Эти топи, служившие ей естественной защитой, однажды сыграли свою роль — немецкие части, опасаясь засады, обошли её стороной и направились в соседнее селение. (Жуковский район, поселок Похвальный, ранее назывался Куйбыш, сейчас в этом поселке осталось пару домов.) Там фашисты согнали всех жителей: женщин и детей загнали в большой сарай, чтобы сжечь заживо, а мужчин выстроили в шеренгу для расстрела. И в этот самый миг, когда, казалось, ничто уже не может остановить расправу, произошло нечто невообразимое. Из ближайшей землянки, как призрак, выбежал человек. Это был неизвестный военный, который скрывался здесь, тяжело больной. Его лицо было искажено болезнью и неистовым чувством. Он бросился к немцам, крича на непонятном языке, дико размахивая руками, он бился о землю и снова вскакивал, мечась вокруг ошеломленных солдат.
Эта картина была противоестественной и пугающей в своем безумии. Была ли это внезапная суеверная боязнь, приняли ли они его за одержимого или посчитали всё это странной уловкой — осталось загадкой. Но по необъяснимой причине немецкий офицер отдал приказ отступить. И колонна, оставив деревню и её перепуганных, но живых жителей, покинула это место.
После войны этот безымянный военный, спасший целую деревню ценою собственного рассудка, стал для местных жителей легендой. Его почитали как посланника Божьего, ангела-хранителя, сошедшего с небес в самый отчаянный час. И в память о его подвиге землянку, где он жил, бережно сохранили. Она стоит и по сей день — скромный, но вечный памятник необъяснимому чуду и бесстрашию одного человека» (...).
Можно предположить, что раненный, контуженный боец, далеко отставший от своих, не желая навлечь беду на крестьян, в избы не заходил, землянку вырыл поодаль от деревни. Его наверняка подкармливали, но кто-то донес, и немцы пришли покарать «укрывателей». Но в итоге увидели не опасного вражеского бойца, а настоящего «русского юродивого». И потому, наверно развернулись, ушли(?). Вся деревня — была свидетелем того «чуда». Далее ещё цитирую работу студенток:
«Любовь Ефимовна Галкина после войны работала на железной дороге. Вышла замуж, трудилась в колхозе и на Брянском автозаводе. Вырастила троих детей. У неё шестеро внуков и семеро правнуков. Со знаменательной датой (95-летием) Любовь Ефимовну поздравлял замглавы администрации округа Александр Фроловичев. Он передал ей поздравления от губернатора Брянской области и Президента Путина».

Любовь Ефимовна Галкина (с цветами)
Опыт преподавателя подтверждает: вклады личной/семейной памяти — это лучший формат «вхождения в историю страны». Тысячи страниц, выправленных, выглаженных еще сусловскими утюгами, безучастно копируются, летают из томов безликих диссертаций в учебники и далее, далее — в студенческие рефераты, доклады. Но лично-нетипичное, да еще с «точками входа» для возможных споров, версий? Например, тот невероятный случай с «юродивым», разворотом немцев — на фоне нескольких соседних деревень, расстрелянных и сожженных, о которых тоже рассказывает Любовь Ефимовна? Я расспрашивал студентку Ульяну: может, непонятно мычавший боец был — призванный с каких-то национальных окраин? — Но нет, вся деревня запомнила: был русский, но…
Переименования
Задание для возможной будущей курсовой работы
Так, не выходя из одних только могучих брянских лесов можно найти захватывающие темы и кроме той «Локотской республики». Например, знаменитая песня времён Великой Отечественной войны «Шумел сурово Брянский лес» на стихи А. В. Софронова, ещё ведь и — официальный гимн Брянской области:
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли на немцев партизаны.
Так было в оригинале Софронова, однако позже четвертую строку изменили: «Как шли тропою партизаны». Вот и возможная тема и для другой курсовой работы: Кто, когда удалил «на немцев»? Не в эпоху ли правления Великого Объединителя Германии, «Лучшего немца» (официальный титул М. С. Горбачева)? В духе его «Нового мЫшленья», памятного еще многим? Нет, я ни в коем случае не «натравливаю» будущих, гипотетических своих студентов, не обозначаю злопамятно цель: «пнуть уже мертвого» перво-последнего Президента СССР или нанести какой-то урон его семье, наследникам. Вполне возможно, что строку «…на немцев» убрали и до него: дань какой-нибудь «разрядке напряженности», «историческому примирению с немцами» (преждевременному, как успешно доказывают сегодня канцлер Мерц и Урсула фон дер Ляйен). Но даже если история с заменой «враждебной к немцам строки» случайно коснется «Лучшего немца» — можно ли считать это «нападкой» на его семью, наследников? Тут ведь два варианта:
- Они проживают в России. Тогда напоминание о делах их отца-дела-тестя может вызвать озлобление, бросок камня в окно, мазок дегтя на воротах… А статья, реферат: подстрекательство. Автор — организатор травли, «буллинга»;
- Они проживают в Германии. Тут ровно как при переносе на другую сторону уравнения: минус меняется на плюс. Какие-нибудь службы Объединенной (им) Германии, наоборот, могут прибросить еще какую-нибудь мелочь к их содержанию.
Так что до выдачи задания на подобную исследовательскую работу надо будет уточнить: который из двух вариантов? Хотя что-то мне и так подсказывает…А чтобы не зацикливаться на одних только «замаскированных в брянских лесах» немцах, можно сделать акцент — на переименованиях, переделках песен вообще. Например, однажды я обратил внимание на замену другой песенной строки времен еще горбачевского предшественника Н. С.Хрущева. В видах то ли своей анти-культличностной, то ли кукурузной, то ли Крымо-передаточной, антицерковной или другой какой-то из своих громких всесоюзных кампаний… он потребовал заменить строку в популярной песне: «Артиллеристы! Сталин дал приказ!» По поводу той переделки я, помнится, заметил, что замененная хрущевскими «культо-борцами» строка, зазвучавшая «Артиллеристы! Точный дан приказ!» — в итоге-то сделала Сталина — синонимом Точности… Таких бы «удач» Никите-волюнтаристу в его бандеро-освободительной кампании, но увы…
Возвращаясь к предмету ОРГ. «Росатом»
«Основы российской государственности» — самоновейший курс, о его введении в наших ВУЗах в самом конце 2022 года на Государственном совете РФ, посвящённом молодёжной политике, объявил президент Путин. Этот курс/предмет/дисциплина вырос из федерального проекта «ДНК (Духовно-Нравственный Код) России», продвигавшегося Минобрнауки, Президентской академии РАНХиГС. Включает пять основных тем, блоков:
- «Что такое Россия»,
- «Российское государство-цивилизация»,
- «Мировоззрение и ценности Российской цивилизации»,
- «Политическое устройство»,
- «Вызовы будущего и развитие страны».
В общем, — это вдумчивое знакомство студента со своей страной. О «попадании в точку» можно было судить от обратного: СМИ из числа осевших в основном в Прибалтике подняли гвалт (легко найти в Инете): «Соратник Кириенко работает над аналогом Научного коммунизма». От заголовка той «разоблачительной статьи», дополнительно озвученной и «Радио Свобода», можно и перейти к основаниям, на которых в заглавие статьи вместе с ОРГ был вынесен «Росатом».
Организаций причастных к созданию федерального проекта «ДНК России» было немало, обозреватели поначалу гадали: «откуда ветер дует», — но позже сопоставили: руководитель проекта Александр Харичев и главный его идеолог Андрей Полосин ранее работали в «Росатоме» под началом Сергея Кириенко. Полосин был директор департамента «Росатома» по взаимодействию с регионами. И подобно тому, как Второе Ополчение (Минина и Пожарского) создавалось регионами, тогда в основном Поволжскими, работа «ДНК России» имела явный региональный, сибирский акцент. «Клубы создателей смыслов» собирали преподавателей Томска, Новосибирска, Омска.
Я по инерции писателя, ранее публиковавшего очерки, эссе о проблемах образования, следил за движением ДНК-ОРГ издали, более из СМИ, но на пред-финальную конференцию в Общественной палате весной 2023 года меня пригласили, даже выслушали мое краткое выступление. Пригласили и на финальную конференцию, состоявшуюся вскоре в Екатеринбурге. Это были некие «мозговые штурмы», увязки в единый курс ОРГ тысяч идей, предложений.
Главная задача курса: диалог с молодежью, объяснение студентам духовных, интеллектуальных основ российской цивилизации, привитие «навыков» гармоничной жизни в своей стране — это уж я пытаюсь объяснить своими словами. Читатель, «не вчера в этой стране родившийся», возможно усмехнется скептически: очередная инициатива привлечь-увлечь-завлечь молодежь. Выделение бюджетов, заседания, отчеты. Я тоже помню некоторые инициативы: «Наши Идущие вместе» (возможно это не одна, а две организации)… Но как человек, тоже не вчера здесь родившийся, с опытом «Перестройки» и «лихо-святых (для кого как) 1990-х», имею кое-какие догадки. Например, ту, что моим скептицизмом — пытаются управлять. Так что вбросы насчет «сотрудников Кириенко» как-то преломляются: что плохо для «Радио Свобода», то, наверно, хорошо для меня? «Росатом» причастен к созданию идеологии? По идее некоторых — тут можно даже не утонять — меня должно страшно пугать само слово «идеология», в Конституции 1993 года записано: в РФ — нет идеологии. Хотя и на страже того «отсутствия идеологии РФ» — оказалось, стояли — тоже идеологи, правда, на сей день в основном сбежавшие, так что можно уже не шарахаясь присматриваться к приходящему на смену Научного коммунизма и Глобального либерализма — новому предмету — ОРГ. Должна ли меня пугать «причастность Росатома»?
Честно признаюсь, меня Российская атомная отрасль более всего напугала в 2005 году, когда многолетний «атомный» министр и действующий глава крупнейшего «атомного» института садится в тюрьму в Швейцарии, и носителю важнейших госсекретов грозит выдача в США. А когда глава «Росатома», как «враг западной демократии», — под несколькими персональными санкциями и вообще «не въездной» туда, где арестовали предшественника… мне как-то по-обывательски — спокойнее. К тому же под его руководством отрасль делает удивительный рывок, становится абсолютным лидером в мире. Впечатляющая победа в конкурентной борьбе Росатома над американским Westinghouse, рекордный отрыв от всех конкурентов ныне воспринимается как одно из «анти-демократических деяний»
Широта охвата корпорации, затронувшей и сферу идеологии, тоже пока не пугает. Смотришь новости по медицине: не менее половины — связаны с атомными технологиями. Практически замерший Севморпуть (помню, как бурно радовался ректор Владивостокского морского университета Сергей Агай — первому прошедшему танкеру: известие пришло прямо в момент нашей беседы), а ныне «Росатом» прямо-таки — оператор Севморпути — подбирается к 100 млн тонн/год. Так что к рождению нашей возможно будущей и.о. идеологии я подходил без предубеждений. А немного позже своеобразным продолжением этого автоэксперимента стало мое преподавание новорожденной дисциплины — отчет об этом в первых частях очерка…
Екатеринбург
Итоговая Конференция, после которой предмет ОРГ выпускался во все вузы России, проходила в Екатеринбурге, в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ).

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Ельцина
Подходя к главному корпусу Уральского универа, я сличил надписи на выданном мне бэйдже и на величественном фронтоне. Не совпадало. Но слава Богу, нынешние переименователи (тема политических сальто, замен строк песен и проч. невольно возвращается), не отправили рабочих сбивать «имени А. М. Горького» и лепить «имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». И риск — высота огромная, — и занятно: как бы они уместили длиннющий новый титул на старый фронтон? Невольно сочинялись версии юмористических финалов.
Первый — как бы от лица Зощенко. Приказ выполнили буквально (в обоих смыслах), но буквы под размер строки пришлось лепить столь маленького размера, что перед входом поставили второго вахтера. Подходившим проверяющим он как в театре предлагал бинокли: убедиться, что едва различимая вязь — это утвержденное новое название. Университета.
Второй — от лица члена КПРФ, строгого анти-Ельциниста. Таковых же политических взглядов оказался и рабочий, взобравшийся на леса. Поразмышляв над заданием, он сбивает буквы «А.М.», а после «Горького» добавляет: «пьяницы». Проверяющие разводят руками: «Говорят же, что политика — искусство возможного. Видно архитектура — тоже»…
Впрочем, подобные легкомысленности я оставлял за порогом Университета и старался ничего не упустить из подробностей Конференции.

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина.
Автор очерка в день принятия «Основ».

Ровно напротив Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Ельцина — памятник Якову Свердлову.
Бывший эпоним города отстоял не только памятник себе, но и титул прилегающих земель.
(Екатеринбург сегодня — центр Свердловской области.)
Впрочем, моя роль была сугубо наблюдательная, я решился полететь в Екатеринбург ради возможно написания очерка, рассказа о рождении нового предмета, как повторяли СМИ: «замены Научного коммунизма»… Но не получилось. Развернутого повествования «Как закладывались Основы» создать, опубликовать не довелось. Личные наблюдения, впечатления не позволяют определенно сказать, долго ли ОРГ рождался из проекта «ДНК России»? С чем сравнить?! — появление новых предметов в учебном плане всей страны — событие редкое. К тому же — затронутый массив, внушительный сектор общества. Ведь преподавание гуманитарных предметов в ВУЗах — это как целая отрасль хозяйства. Количество профессоров-преподавателей, докторских советов, кафедр, факультетов, отдельных университетов вроде РГГУ, несущих термин «гуманитарный» прямо в своем титуле… можно представить — огромно, и ОРГ утверждалась в учетом опыта, замечаний многих, наверно, тысяч причастных людей, организаций.
Привходящая сложность. Многие гуманитарии имеют в послужном списке (тогда это еще не называлось портфолио) опыт преподавания предметов: «История КПСС», «Научный коммунизм», что-либо по «Развитому социализму», «Новой исторической общности — советский народ»… И диссертации на соответствующие темы. Это ни в коем случае не попрек в стиле ток-шоу, где уже лет пятнадцать не ленятся повторять фразу «Переобулся на лету!» Более того, полагаю, причастность к «Научному коммунизму» — не какой-то анкетный изъян многих коллег, не повод въедливо интересоваться «А чем вы занимались до 1991-го (до 1917го) года?» Наоборот, проживание, работа при столь разных социальных формациях — залог более умудренного отношения к истории, идеологии. Видевшие расцвет и крах своего «учения, всесильного, потому что верного» (В. И. Ленин, если что)… могли бы дать ценные советы. Наверняка и дали: насколько я заметил, потоки замечаний по составлению курса ОРГ напоминали некий «всероссийский мозговой штурм».
Хотя при «спуске на воду» нового вузовского предмета в Екатеринбурге высказаться я не рискнул, один его пункт, подход мне очень понравился, показался важнейшим, искупающим все теоретически возможные, пока «невидимые миру» недостатки. «Цивилизационный подход», постижение России как «государства-цивилизации» — важнейшая новация, креатив в сфере высшего образования, в сумме знаний доносимых до студента. Я решил попробовать, стать преподавателем ОРГ, и потом уже подступиться к тому, что делаю в настоящий момент, поделиться впечатлениями. Опыт преподавания Отечественной истории у меня имелся, несколько лет.
Четыре семестра — полет нормальный
Пройдя соответствующий установочный курс, получив аттестацию, я приступил к чтению лекций, ведению семинаров. Завершая четвертый семестр, могу сказать, что мне представляется наиболее важным в новом предмете. Это — «Цивилизационный подход». Первые лекции подробно описывают, как понятие «цивилизация» обретало нынешнее значение, объясняют разницу между государствами-нациями и государствами-цивилизациями.
По модной ныне классификации сегодняшние мои студенты — это «Поколение Z», зумеры (1997—2010 годов рождения). Среди приписанных им свойств: «Не представляют свою жизнь без интернета, креативные, толерантные, внимательны к своему психологическому состоянию». Похоже да. Проявление толерантности, на мой взгляд, — они значительно меньше спорят с преподавателем. Вежливость взамен юношеского максимализма, запальчивости — об этом приобретении/потере стоило бы сказать отдельно, но мне они, зумеры, представляются моделями, испытываемыми в аэродинамической трубе — столько мимо и сквозь них проносится новостей: политических, а теперь и военных. Преступления, публичные идеологические споры, этнические конфликты…
И тут представление о себе как о гражданах Государства-Цивилизации должно бы уменьшить эту «турбулентнось», стать точкой систематизации их представлений о среде своего обитания тем, что можно будет осторожно назвать «чувством патриотизма».
В 2022 году, еще до первых известий о создаваемом курсе ОРГ, мне в РУТ (МИИТ) по программе «Приоритет 2030» предложили написать некое учебное пособие. Книга «История Российской цивилизации», в электронном виде выложенная в библиотеке Университета, а так же записанный мной курс видео-лекций были моим шагом к «цивилизационному подходу». По давнему методу: до, во время и после написания книги, — я выкладывал её тезисы в виде очерков в «Независимой газете», «Московском комсомольце», «Завтра», в журналах «Стратегии России», «Знание — Сила»… Два из них, надеюсь, будут уместны и в этом очерке:
- Понятие «цивилизация», органически выросшее из «культура», утвердилось в выступлениях политиков, менталитете обществ. С середины XIX века «локально-цивилизационый подход» в историографии развивался в трудах Николая Данилевского, Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби. И хотя в ХХI веке его начали критиковать как вдруг осознанную угрозу «европоцентризму» а потом и глобализму1 — история России постоянно дает примеры устойчивости собрания столь многих этносов, религий на северной половине Евразии и объективной действенности термина «цивилизация». Эту сквозь-кризисную устойчивость нашей цивилизации порой объясняют подавляющей мощью государства, «имперским прессом», но именно в периоды крайней слабости, практически смерти государства на авансцену истории выходили народы России, объединенные общей Цивилизацией. Пример, действительно нереальный для Европы, просто непонятный европоцентристам, потому и задвигаемый в самый темный угол Истории. Всего лишь 60 (шестьдесят! — увы, и мы недооцениваем сей потрясающий факт) лет прошло от взятия Казани Иваном Грозным до освобождения Москвы в 1612 году Вторым Ополчением князя Пожарского и Кузьмы Минича Анкундинова.
В 2014 году Президент России В. В. Путин подтвердил: «Во главе ополчения стоял этнический татарин, который все свое имущество отдал, собрал деньги для спасения России». О происхождении Кузьмы Минина спорят, но бесспорны отряды 20 татарских мурз в его Ополчении, отбивавшем в 1612 году свою столицу, бесспорен мурза Искера-Тобольска, «российский стаж» которого был и вовсе 25 лет, пришедший освобождать Москву за две с половиной тысячи километров! - Более трех веков большинство историй России, описывая её начальные периоды, ограничивались сведениями о её Природе и Населении строго в пределах Новгород-Киевской Руси. Прилегающие земли и народы упоминались как «граничащие», причем и предки нынешних соотечественников: тюркские и фино-угорские племена «чудь, весь, меря, сумь» — перечислялись наравне с (будущими) полякам, чехами, народами Скандинавии, Византии. Подобный якобы «русско-центризм» или «восточно-славяно-центризм» в действительности оборачивался европоцентризмом, ныне дискредитированным как предтеча и обоснование колониализма, геноцида, расизма, работорговли и т.д. Двойная «хитрость» применения этой идеологии к России в том, что:
- Русские, «восточные славяне» ставились над прочими народами России лишь как носители западно-европейских идей, и ровно в той мере, в какой они соглашались быть их проводниками, нести знаменитое «бремя белых». Примененная шкала западноевропейцы-русские-прочие народы России напоминала: офицеры-сержанты-рядовые.
- От России и по сей день весьма усиленно, напряженно ожидают повторения судьбы западных колониальных империй. Способствуют такому исходу по мере сил.
Эпилог
Мне приходилось уже слышать сомнения: Для чего нужен ОРГ, когда есть курс «Отечественная история»? Мой предварительный ответ. Попробуйте взглянуть свежим взглядом на все эти «Истории России» и вдуматься в этот дичайший парадокс, абсурд. После всех веков борьбы западников и славянофилов, разоблачений «теорий норманистов», перехода от «царских» к коммунистическим, а потом и к нынешним учебникам «Истории России» — мы по-прежнему видим там отштампованную историю Новгородско-Киевско-Владимирско-Московской Руси. В главах о столкновениях, войнах узнаем и о шведах, поляках, литовцах — немного, но все равно гораздо больше, чем об истории татар, башкир, удмуртов, саха-якутов… то есть россиян! Да назовите эти учебники «История Центрального Федерального Округа» и забудьте о России… А неизбежным ответом на эти «Истории ЦФО» — в национальных республиках пишутся «свои Истории».
Против штампов этого наивного и неизбывного «Европоцентризма» я и нацеливал свои книги, очерки и потому был так рад явлению нового курса: Основы российской государственности.