Исчезнувшие усадьбы Смоленщины. Имение Рудлово дубосищенской волости Ельнинского уезда смоленской губернии

Переворот 1917 года, гражданская война и последующие волевые меры по укреплению большевистской власти стали потрясением для всех сословий России, понесших колоссальные потери. Потребовалось столетие, чтобы восстановилось, например, духовенство. Сложная судьба досталась крестьянству, на которое обрушилась волна раскулачивания и принудительных хозяйственных нововведений. Но, так или иначе, сословия сохранились, и только одно было искоренено необратимо — дворянство...

Вместе с ним были аннулированы история родов, традиция, культура — логическая связь с прошлыми веками России. Изучая сегодня дворянские усадьбы, пытаясь восстановить образ жизни их владельцев, мы всё равно остаёмся за пределами их естественно протекавшей реальной жизни. Отчасти наши усилия похожи на театральные постановки, когда в сохранившиеся или восстановленные парковые ландшафты, в интерьеры домов встраиваются наши представления о той жизни. Пусть даже мы хорошо всё знаем, но мы — не они, и никогда уже ими не будем. В этом-то и проблема. Для нас парк или архитектура — лишь оболочка, которую мы не создавали по своему замыслу, а теперь, не имея практики их первоначального использования, пытаемся населить своими героями, имитируя некогда заложенный бывшими владельцами порядок, их поступки, расписание дня… Но если вдруг случится такое удивительное событие, и мы станем хозяевами дворянской усадьбы, то сразу поймём, что не умеем тут жить. Не знаем, как тут жить, чтобы создать вокруг себя ту историческую гармонию, которая выращивалась в этом месте из поколения в поколение. Поэтому, возможно, совершенно утраченная усадьба, погибшая вслед за своими владельцами в первые послереволюционные десятилетия, больше соответствует истинному положению дел: её история остаётся не искажённой современными вмешательствами и всегда воплощается вместе с историей её обитателей. Такой бесследно исчезнувшей усадьбой является Ру́длово, погибшее вслед за своим последним владельцем, Василием Степановичем Щербовым, с которым случился удар при известии об отречении царя, после чего он уже не встал с постели и умер в январе 1918 г. 


Ландшафты Рудлова. Семья на прогулке, 1900 г. 

В сохранившихся документах и фотографиях Рудлова вырисовываются картины помещичьей жизни, прогулки, бытовые сценки, праздники. Но потомки уже не в силах даже виртуально заселить бывшую усадьбу. Они — совершенно другие люди, утратившие дворянскую сущность вместе с её привилегиями и обязанностями. Сельцо с помещичьей усадьбой и деревня Рудлово находились в 3-х км к востоку от волостного центра, села Дубосищ Ельнинского уезда Смоленской губернии. Имение представляло собой холмистую залесенную местность, пересеченную речкой Песошней и ручьями, что позволило владельцам создать эффектную систему прудов, ныне не сохранившихся. Самое раннее упоминание о Рудлове, тогда ещё деревне, относится к 19 августа 1754 г. В метрической книге церкви села Дубосищ сделана запись о рождении младенца: «Вотчины прапорщика Петра Гедеонова деревни Рудлова…». 

Детальную картину землевладения даёт «Геометрический специальный план Еленского уезда сельцу Рудлову с деревней Песешней и с пустошами <…> владения вдовы прапорщицы Марфы Алексеевой дочери жены Гедеоновой учиненный в 1778 году августа 21 дня ельнинским в должности землемером сержантом Ермолаем Соловьем а внутри того владения обмежевано всего 1 186 десятин 927 квадратных сажень лесу строевого и дровяного 111 десятин 1 310 сажень сенного покосу 7 десятин 860 сажень под поселением огородами гуменниками и конопляниками 21 десятина 1361 сажень под проселочными дорогами 6 десятин 2 286 сажень под речкой Песошней и под речной пустошей 74 сажени а за исключением неудобных мест то есть проселочных дорог и речек осталось одной удобной 626 десятин 2068 квадратных сажень во оном селе Рудлове с деревней Песешней по последней поданной ревизии <…> состоит в сельце Рудлове и деревне Песешне мужеского полу 68 женска 60 душ ныне налицо в сельце Рудлове мужеска 39 женска 36 в деревне Песешне мужеска 36 женска 39 душ».


Геометрический специальный план сельца Рудлова
с деревней Песешней и пустошами, 1778 г. 

Если рассматривать изображение усадьбы на плане и её отдельный детальный чертёж, то обнаруживается отличие в количестве и расположении построек. Вероятно, детальное изображение даёт более достоверную информацию. Судя по имеющимся фотографиям, построек было много, все деревянные, разного назначения. Постройки не уцелели. На спутниковых картах, можно увидеть лишь примерные очертания территорий, на которых располагалась усадьба и деревня, сооружения, плодовый сад.

 
Планировка усадьбы сельца Рудлово, фрагмент плана. 
Контуры бывших усадебных объектов на спутниковой карте.

Обязательным документом в составе Генерального межевания были экономические примечания, которые сообщали основные показатели территории, описывали усадьбу с постройками, природный ландшафт, водные объекты, животный мир, качество земли, особенности сельского хозяйства, быт крестьян: 

«Селениеми лежит сельцо по течению речки Песешни на левой стороне которой безыменный овраг по течению однаго на левой а другого по обе стороны стоит сельце дом господской деревянной на каменном фундаменте средственной архитектуры и при нем фабрик и заводов никаких не имеется а при том доме сад с плодовыми деревьями яблоневыми сливовыми и вишенными который плодов собирает для господского обиходу а не на продажу около дому и саду ограда деревянная под тем сельцом на речке Песошне стоит плотина на которой мушная мельница наливная об одном поставе которая действие свое имеет во весь год на господской и крестьянской обиход а на ручьях безымянных на одном два пруда а на другом один в которые пруды рыба пущена…». (Российский государственный архив древних актов, далее РГАДА, Ф. 1355, Оп. 1, Д. 1496, Л. 146 об — 147 об.)

В процессе работы над статьёй была обнаружена интересная информация: в границах землевладения существовало Городище-Святилище Рудлово и селище X—XIII вв. Однако в материалах Генерального межевания и в экономических примечаниях сведений об этом загадочном объекте нет. Древнее святилище представляет собой овальную площадку (22 х 28 м), окруженную двумя кольцевидными валами (Русанова И., Тимощук Б. «Языческие святилища древних славян»).


Городище-Святилище Рудлово и селище X—XIII вв. 

Время возникновения поселения Рудлово неизвестно. Однако в период Генерального межевания это уже было хорошо обжитое место с сельцом, возникшим на основе помещичьей усадьбы. Установлена следующая хронология владения.

1754 —1760 — прапорщик Петр Михайлович Гедеонов.
1760—1775 (1778) — вдова прапорщица Марфа Алексеевна Гедеонова.
1775—1826 — подпоручик в отставке Лев Петрович Гедеонов, женатый на Ефросинье Лаврентьевне Вонлярлярской; венчаны 16 апреля 1801 г. в церкви Успения Пресвятой Богородицы села Дубосищ. (Государственный архив Смоленской области, далее ГАСО, Ф. 48, Оп. 1, Д. 144)
1826—1834 — Марфа Львовна Щербова (дев. Гедеонова, 1805—1834). Выйдя замуж, получила в приданое обширные земли, в том числе Рудлово. Брак с отставным полковником Василием Павловичем Щербовым (1785—1840), заключен 25 апреля 1826 г. в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи села Кучерова. (ГАСО Ф. 48, Оп. 1, Д. 942, Л. 146) Церковь и усадьба в Кучерово не сохранились. Сегодня это место, как и Рудлово, представляет собой урочище.
1834—1840 — Василий Павлович Щербов (о В.П. Щербове см. № 191 публикации 14 и 18 сентября 2025), герой войны 1812 г., участник взятия Парижа, оставался во Франции в составе оккупационных войск до 1919 г. Он становится владельцем имения после смерти в 1834 г. супруги и опекуном своих детей «малолетних Щербовых»: Александры, Юлии, Эммануила и Степана. В семейном архиве имеется медная пластина, с которой сделан оттиск, — портрет 32-летнего В.П. Щербова, выполненный в технике физионтранса в 1817 г. в Париже. Подпись на французском: «Dess: au Physionotrace et gravé par Queneday, Rue neuve-des-petits-champs № 15 Paris 1817». Интересно, что аналогичный оттиск хранится в Музее — панораме «Бородинская битва», но внизу музейного оттиска имеется надпись карандашом: «Le Colonel Cherboff». В этой связи и установлена личность на оттиске: «Портрет Василия Павловича Щербова. Париж, 1817 год. Автор Э. Кенедей» (атрибуция А.В. Кибовского, специалиста по портретам XVIII—нач. XX вв.).


Портрет Василия Павловича Щербова, 1817 г.

1840—1850 — После смерти Василия Павловича в 1840 г. опекуном и попечителем над имением Щербовых назначается родственник, штабс ротмистр Афанасий Петрович Вон-Лярлярский, который управляет имением до достижения совершеннолетия старшим сыном Щербовых — Эммануилом.
1850—1889 — титулярный советник Эммануил Васильевич Щербов (1829—1889), женатый на Анне Николаевне Гурьевой, одной из дочерей помещицы Духовщинского уезда Софьи Павловны Гурьевой (дев. Ваксель). Детей не было. Формулярный список от 1850 г. сообщает: 

«Выпущен из Школы Гвардейских Прапорщиков и Кавалерийских Юнкеров за болезнью и по неспособности к военной службе, для определения к статским делам с Чином Коллежского Секретаря 15 августа 1846 г. Поступил в Смоленское Дворянское Собрание писцом 12 апреля 1849 г.». (ГАСО. Ф. 2, Оп. 42, Д. 2602, Л. 1-4)

В 1852 г. Эммануил Щербов баллотируется в должность депутата дворянства Ельнинского уезда. А с начала создания Ельнинского земства в 1866—1867 гг. он деятельно участвует в его работе, избирается гласным, мировым судьёй, членом различных комиссий. Приходским храмом Рудлова была церковь села Дубосищ, которая к концу 1870-х гг. пришла в ветхость. В 1879 г. Эммануил Щербов строит в Дубосищах новый храм. Газета «Смоленский вестник» № 55 от 1 июля 1879 г. сообщает: 

«…В с. Дубосищах происходило торжественное освящение места постройки нового храма и заложение его епископом Иосифом, положившим первый камень фундамента. Стечение народа было громадное — около 5 000 чел. Храм будет каменный и строится Эммануилом Васильевичем Щербовым». 

Церковь в честь Благовещения Божьей Матери освящена в 1883 г. Храм не сохранился. Чертежей не найдено. Ныне на месте храма установлен памятный знак с указанием имен его устроителей.


Памятный знак на месте храма в с. Дубосищах, 2012 г.

С.В.Щербов с женой и младшей дочерью Марией, не позже 1898 г. 

1889—1900 — владельцем сельца Рудлова является действительный статский советник Степан Васильевич Щербов (1834—1900). Он вступает во владение после своего старшего брата Эммануила. С.В. Щербов был женат на Ольге Владимировне Друцкой-Соколинской (1835—1898). Венчаны 11 февраля 1859 г. в Ильинской церкви г. Смоленска. (ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 2560. Л. 22 об — 23) В семье родилось восемь детей, двое умерли в младенчестве. Старшая дочь Мария умерла, вероятно, в конце 1870-х, так как последняя дочь, родившаяся в 1880 г. была снова названа Марией. С.В. Щербов в 1854 г. окончил Императорское Училище Правоведения в Санкт-Петербурге и вступил в службу в чине губернского секретаря. Первым местом службы была Канцелярия 1-го отделения 6-го Департамента Правительствующего Сената. Позже Щербову было поручено управлять столом во 2-й Экспедиции. В чине губернского секретаря он остается около пяти лет. Его общественная деятельность прочно связана с работой уездного Ельнинского земства. В 1883 г. он избирается губернским гласным и почетным мировым судьей. Наивысшей точкой в карьере С.В. Щербова было его избрание Председателем Смоленской губернской земской управы. 
В письме № 907 от 5 февраля 1884 г. Министра внутренних дел Смоленской губернии в адрес Смоленского губернатора сообщается: «Вследствие (…) утверждения избранного Смоленским Губернским Собранием на предстоящее трехлетие Коллежского Секретаря Щербова в должности Председателя местной Земской Управы, долгом считаю уведомить о сем Вас, Милостивый Государь, для зависящего в установленном порядке распоряжения».
Соответствующее распоряжение было дано письмом Смоленского губернатора от 11 февраля 1884 г. за № 720. Степан Щербов с семьей проживал в Рудлове, имел там конный завод. В 1889—1890 гг. он, продолжая дело старшего брата, вносит свой вклад в обустройство Дубосищенского храма. Являясь церковным старостой села Дубосищ, обращается в Смоленское губернское правление за разрешением осуществить строительство церковной ограды и просит поручить эту работу архитектору Михаилу Фаддеевичу Мейшеру. Умер С.В. Щербов в 1900 г. 10 января, 15 января предан земле в церковной ограде Дубосищенской Благовещенской Церкви. 

 
Эскизы и план церковной ограды у Благовещенского храма в с. Дубосищах

1900—1918 — Рудловым владеет губернский секретарь Василий Степанович Щербов (1872—1918), который унаследовал имение после дяди и отца. Он был женат на Ксении Николаевне де Лазари, дочери жандармского офицера Николая Николаевича де Лазари и Александры Александровны Энгельгардт. Венчались Василий и Ксения 9 ноября 1897 г. в церкви села Болтутина. (На фото обложки)

Как сообщает формулярный список, В.С. Щербов был сопричислен к роду 10 апреля 1882 г. Служить начал 2 июня 1893 г. рядовым на правах вольноопределяющегося 2-го разряда в 4-м Лейб-Драгунском Псковском Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полку. 23 февраля 1897 г. произведен в корнеты с зачислением в запас армейской кавалерии. Был кандидатом к Земским Начальникам при Смоленском Губернском Присутствии, кандидатом к Земским Начальникам при Ельнинском Уездном Съезде. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 15 Апреля 1906 г. за № 25 утвержден Земским Начальником 5-го участка Ельнинского уезда Смоленской губернии. 

Василий Щербов был заядлым охотником и радушным хозяином. В имении жили престарелые родители де Лазари, постоянно наезжали гости: многочисленная родня де Лазари, Гедеоновы, жившие в имении Беззаботы недалеко от Рудлова, а также семья сестры Василия, Екатерины Опочининой. ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Примечание:

Текст о женских портретах Опочининых здесь
Текст о русском офицере
Василии Щербове здесь
Текст о роде Щербовых здесь
Текст о династии 
Опочининых здесь

На фото обложки: Щербовы Василий и Ксения. Свадебное фото. 

5
1
Средняя оценка: 5
Проголосовало: 2