Немецкие антифашисты на стороне Красной армии
Немецкие антифашисты на стороне Красной армии
ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ
Преследование отступающих частей 9-й армии войсками Красной Армии и боевыми группами НКСГ продолжалось. 30 апреля гитлеровцам пришлось вести тяжелые бои в районе Куммерсдорфа, а затем — между Цаухвитцем и Рибеном. Там боевые группы НКСГ действовали особенно активно, заманивая в плен крупные отряды. По словам солдат вермахта и СС, таких ловушек на пути отступления 9-й армии было множество.
Кто были эти бойцы и агитаторы боевых групп НКСГ 1-го Белорусского фронта, которых пленные солдаты вермахта и СС именуют «армией Зейдлица»?
Одним из них был лейтенант Герман Гюнтерт (1917 г.р.), член НКСГ и КПГ (с 1945 г.). Он был заброшен с парашютом за линию фронта в окрестностях Берлина, чтобы установить контакт с членами германского движения Сопротивления для координации действий с боевыми группами 1-го Белорусского фронта.
Также в боевых группах фронта боролись с нацизмом майор Даниэль Георги, ефрейтор Кристоф Этцвайлер, рядовой Хельмут Фишер и др. Судьба многих из них неизвестна.
Другой участник боев за Берлин, 20-летний лейтенант Конрад Вольф (1925 г.р.), был сыном немецких эмигрантов и служил в Красной Армии. Его отец, врач и писатель Фридрих Вольф, в 1933 г. вместе с семьей эмигрировал в Швейцарию, оттуда во Францию, а в 1934 г. — в Советский Союз. В 1941 г. их семью эвакуировали из Москвы в Чистополь, а в 1942 г. 18-летнего Вольфа призвали в Красную Армию. В РККА в то время служили многие немецкие политэмигранты.
Среди них был и его учитель Вильгельм Цайссер (1893 г.р.). Член Компартии Германии с 1919 г., в 1920-м — боец «Рурской Красной армии», после эмиграции в СССР — Цайссер окончил Военное училище Коминтерна в Москве, работал советником в Китае, а затем участвовал в Гражданской войне в Испании (там он был известен под псевдонимом «бригадный генерал Гомес»). С ноября 1943 г. Цайссер трудился преподавателем в Главном политуправлении РККА и учительствовал в одной из антифашистских школ НКСГ, принимая непосредственное участие в организации пропагандистской работы НКСГ на фронтах.
Вскоре и Конрад Вольф тоже принял участие в пропагандистской работе при штабе 47-й армии на Северном Кавказе, в 1943 г. вступил в Комсомол, а затем — вошел в состав одной из боевых групп 1-го Белорусского фронта. В 1944—1945 гг. он принимал участие в освобождении Варшавы и в сражении за Берлин.
Подвиг боевой группы НКСГ старшего лейтенанта Хорста Фидта
В ходе Нижнесилезской наступательной операции Красной Армии 8-24 февраля 1945 г. город Бреслау оказался в окружении. Ударная группировка 1-го Украинского фронта маршала И.С. Конева обошла город с юга, оставив этот «котел» на потом. Гитлер объявил Бреслау «крепостью». Комендант города генерал пехоты Г. Нихофф (в мемуарах Конева он фигурирует как «Никгоф») отказался капитулировать. Гаулейтер Нижней Силезии К. Ханке издал приказ о смертной казни за любую попытку сдачи города. (Неслучайно в завещании фюрера Ханке был назначен новым рейхсфюрером СС, а Гиммлер — объявлен предателем и лишен всех званий и должностей.)
За подготовку операции в Бреслау отвечал Вильгельм Клунг (1902—1973), служивший уполномоченным НКСГ при 1-м Украинском фронте. Журналист, член Компартии Германии, подпольщик-антифашист, отсидевший 6 лет в гитлеровских тюрьмах (1935—1941), Клунг в начале войны был мобилизован в один из штрафбатов вермахта. В июне 1944 г. ему удалось перейти на сторону Красной Армии. В антифашистской школе при 1-м Украинском фронте Клунг прошел диверсионно-разведывательную подготовку, а затем стал дивизионным уполномоченным НКСГ в составе 1-го Украинского фронта и координировал пропагандистские операции и заброску боевых групп НКСГ в ходе Висло-Одерской операции и во время штурма Бреслау.

Могила старшего лейтенанта Хорста Фидта (Horst Viedt) в г. Вроцлав, Польша.
Командир боевой группы НКСГ. Фидт и его товарищ Йозеф Вагнер погибли в бою с подразделением СС 6 мая 1945 г.,
пытаясь вывести из окруженного Бреслау (ныне Вроцлав) группу мирных жителей
и сложивших оружие солдат вермахта.
«Крепость Бреслау» просуществовала до 6 мая 1945 г. Многие солдаты вермахта и ополченцы-фольксштурмисты были готовы сдаться в плен. (Впрочем, стариков и подростков из фольксштурма советское командование обычно отпускало по домам.) В городе оставались мирные жители — женщины, дети, старики. Среди них было и множество немецких беженцев из других городов «генерал-губернаторства» Польши, запуганных гитлеровской пропагандой.
Спасти их должна была боевая группа НКСГ под командованием 25-летнего старшего лейтенанта Фидта. Хорст Фидт (Horst Viedt). Сын штабс-казначея рейхсвера, он окончил артиллерийское училище, получил звание лейтенанта, и в 1941 г. попал в плен в первые дни войны. В 1943 г. Фидт вступил в НКСГ, а в начале 1944 г. окончил центральную антифашистскую школу в г. Красногорск и получил направление в штаб 1-го Украинского фронта. Известны имена еще нескольких членов этой группы. Большинство из них были выпускниками антифашистской школы при 1-м Украинском фронте.
Обер-ефрейтор Йозеф Вагнер, из семьи сельскохозяйственного рабочего, попал в плен в 1941 г. В 1944 г. окончил центральную антифашистскую школу в Красногорске (вместе с лейтенантом Фидтом).
Обер-ефрейтор медицинской службы Эдвин Мазеберг (1919 г.р.) был призван на срочную службу в вермахт в октябре 1940 г. Вскоре он разочаровался в гитлеровском режиме. Во время боев под Корсунь-Шевченковском, 17 января 1944 г., он сам перешел на сторону Красной Армии. После окончания антифашистской школы в Житомире его пригласили работать при штабе 1-го Украинского фронта.
Карл Кёстлер, выпускник антифашистской школы при 1-м Украинском фронте, был командиром одного из подразделений боевой группы, действовавшей в Бреслау в апреле-мае 1945 г.
Лейтенант Бруно Беатер (1914 г.р.), как и вся молодежь Германии был членом «Гитлерюгенда». Добровольно сдался в плен в июле 1943 г. Был одним из участников учредительного собрания «Союза немецких офицеров» и поставил свою подпись под его программой и «Призывом к немецким генералам и офицерам! К народу и вермахту» от 12 сентября 1943 г. Прежде чем присоединиться к боевой группе НКСГ при 1-м Украинском фронте, Беатер преподавал в одной из антифашистских школ.
В конце апреля — начале мая 1945 г. — перед боевой группой НКСГ под командованием Хорста Фидта была поставлена задача: проникнуть в окруженный город и помочь гражданским и солдатам, готовым сложить оружие, выйти из города. Операция планировалась как пропагандистская, хотя предполагала и боевые действия. Члены группы были обмундированы и оснащены как подразделение подрывников вермахта. Прокладывать путь из города предстояло в самом прямом смысле, с применением оружия и взрывчатки. Большинству членов группы было в то время 20-25 лет.
В ночь с 5 на 6 мая 1945 г. боевая группа должна была обеспечить прорыв гражданских лиц и сложивших оружие солдат и ополченцев, но столкнулась с подразделением СС. В этом бою погибли старший лейтенант Фидт и его товарищ обер-ефрейтор Вагнер. Несколько бойцов группы, в т.ч. обер-ефрейтор Мазеберг, были ранены, прорываясь из окруженного Бреслау1.
К 18 часам того же дня комендант города генерал Нихофф изволил наконец заявить о капитуляции. Из показаний пленного Нихоффа выяснилось, что 40-тысячный гарнизон Бреслау должен был на следующую ночь 6/7 мая начать прорыв для соединения с остатками группы армий «Центр» генерал-полковника Ф. Шёрнера. Его 17-я армия должна была начать прорыв в сторону Бреслау навстречу частям гарнизона города. Еще накануне, 5 мая, в Прагу бежал гаулейтер К. Ханке (предположительно на самолете «Физелер-Шторх»). Однако после освобождения Праги он был схвачен чешскими партизанами, а несколько дней спустя застрелен при попытке к бегству. Следом за ним бежать в Прагу собирался и Нихофф. Но наступление 1-го Украинского фронта перевернуло эти планы, Шёрнер был блокирован в Праге и ему стало не до Бреслау.
Уже в плену Нихофф передал командующему советской 6-й армии генералу В.А. Глуздовскому письмо для командующего фронтом И.С. Конева, в котором просил о встрече и подчеркивал, что сдается в плен «добровольно». Это было откровенной наглостью после подписания предварительной безоговорочной капитуляции Германии в Реймсе в ночь на 6 мая 1945 г., условия которой любой генерал вермахта обязан был выполнять именно безоговорочно. Обычно о «добровольной явке с повинной» заявляют уголовники, чтобы смягчить себе наказание. Его упорное нежелание капитулировать обрекло на смерть и страдания население города, скопившихся в городе беженцев и его гарнизон. Поэтому Конев отказался от личной встречи2. Нихофф впоследствии получил справедливый приговор за военные преступления, но был освобожден досрочно в 1955 г. по требованию канцлера ФРГ К. Аденауэра.
…После освобождения Бреслау (Вроцлава) немецкие герои-антифашисты Хорст Фидт и Йозеф Вагнер были похоронены со всеми воинскими почестями на Братском кладбище в г. Вроцлаве. На могиле Фидта — звезда с серпом и молотом и надпись по-русски «Старший лейтенант Хорст Фиет».
Сохранить кадры для новой Германии
30 апреля 1945 г. было решено отозвать членов НКСГ и СНО с фронтов, чтобы сберечь людей, необходимых для восстановления Германии (хотя боевые группы НКСГ продолжали действовать на фронтах вплоть до 9 мая 1945 г.) Большинство членов боевых групп вернулись на родину в течение мая—августа 1945 г. Им, молодым антифашистам, предстояло строить новую — свободную демократическую и мирную Германию…
Так, будущий глава госбезопасности ГДР Маркус (Михаил) Вольф, сын немецких коммунистов-эмигрантов, тоже должен был стать членом боевых групп НКСГ. В 1942 г. 19-летний Вольф был направлен в школу Коминтерна в Кушнаренкове под Уфой, где готовили агентуру для заброски в тыл врага. Но из-за ряда провалов было решено сохранить основные кадры из молодых политэмигрантов для работы в будущей свободной Германии3.
Несколько слов о тех, кто сражался с нацизмом и выжил в этой борьбе — о судьбах участников боевых групп НКСГ, воевавших в Курляндском котле, в Кёнигсберге и под Берлином.
Гюнтер Кляйн после войны стал директором киностудии DEFA (1949—1960), а затем — диктором на радио ГДР.
Карл-Хайнц Майснер и Харри Лау после войны служили в органах госбезопасности ГДР (Штази).
Пауль Маркграф в 1945—1949 гг. служил полицай-президентом Берлина, потом окончил Военную академию Регулярной народной полиции/Национальной народной армии ГДР, получив звание полковника и работал министром путей сообщения ГДР.
Подполковник Ханс-Гюнтер ван Хоовен еще до войны работал в транспортном агентстве в Кёнигсберге, а после возвращения на родину в 1950 г. устроился в Турбюро ГДР и занялся организацией международных туров для иностранцев и граждан ГДР.
Участник Берлинской операции Конрад Вольф демобилизовался в 1946 г. в чине старшего лейтенанта и вернулся в Германию. В ГДР он вступил в СЕПГ, стал кинорежиссером и президентом Академии искусств.

Листовка НКСГ и СНО с обращением к военнослужащим группы армий «Север» от 20 сентября 1944 г.
На фото — один из уполномоченных НК «Свободная Германия» с отличительной повязкой на рукаве.
Маркус Вольф, будущий глава Госбезопасности ГДР, проходил специальную подготовку
для заброски в Германию с одной из боевых групп НКСГ.

Справка, выданная Паулю Плотке политотделом 28-й стрелковой дивизии
от 23 ноября 1944 г. как представителю НКСГ
Примечания
1 Hamacher G. u.a. Gegen Hitler. Deutsche in der Résistence, in den Streitkräften der Antihitlerkoalition und der Bewegung «Freies Deutschland». S. 205.
2 Конев И.С. Сорок Пятый. М.: Воениздат, 1966. С. 244-245.
3 Лашкул В. Легендарный глава «Штази» // Политика. № 110. 2017. С.36-40.
![]()