«Потсдамский облом»

Сергей Смолянников
«Потсдамский облом»
Между двумя мировыми датами – 8 мая и 2 сентября 2015 года в евроинформационном пространстве наступило затишье на историческом уровне. С одной стороны, были проведены мероприятия, посвященные 70-летию разгрома фашизма в Европе, с другой – Европа, а с ней и заокеанский мир, но особенно евразийское общественное пространство, готовится широко отметить 70-летие окончания Второй Мировой Бойни. И что интересно, затишье на военно-историческом уровне связано не с тем, что нечего сказать или нечего вспомнить в эти дни, а с тем, что сказать надо правду, а она, как известно, «глаза колет». А колющим оружием правды является дата 70-летия проведения Потсдамской конференции, последней, третьей встречи Большой Тройки. Вот и пытаются в европейском и заокеанском мире «замолчать» событие, которое, являясь всемирно историческим по смыслу, превратилось в «Потсдамский облом».
Как известно из истории, Потсдамская (иногда ее называют Берлинская) конференция состоялась в период с 17 июля по 2 августа 1945-го с участием руководителей трех основных держав антигитлеровской коалиции  с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Встреча в Потсдаме стала последней для лидеров Большой тройки - Иосифа Сталина, Гарри Трумэна и  Уинстона Черчилля (которого в последние дни конференции сменил новоизбранный британский премьер Клемент Эттли).
Обновленная Большая Тройка – Черчилль, Трумэн и Сталин. Как всегда, по традиции, заведенной Сталиным по центру Президент США
А в завершающие дни место Черчилля занял Эттли
Основным вопросом, обсуждаемым на Конференции, было решение судьбы послевоенной Германии.  Главы обновленной Большой Тройки единогласно (обращаю на это внимание) договорились осуществлять в период оккупации Германии согласованную политику. Суть ее была сформулирована в виде принципов демилитаризации, демократизации и денацификации страны. Целью данного соглашения, подчеркивалось в итоговом документе конференции, «является выполнение Крымской Декларации о Германии».  Стоит, видимо, напомнить, что предыдущие решения глав Большой Тройки (Тегеран-43 и Ялта-45) выполнялись неукоснительно, что определялось еще и таким важнейшим фактором, как ведение боевых действий. Но стоило завершить «большую европейскую войну», как акценты сместились совсем в другую сторону. Так, лидеры трех великих держав-победительниц  подтвердили, что «германский милитаризм и нацизм будут искоренены», с тем, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. Также было решено, что верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции (хотя, как известно, руководство Франции в работе Конференции участие не принимало, но участие французов в судьбе Германии – это настоятельное предложение Сталина, о котором  должны помнить, особенно в России и самой Франции).
Важным было решение о полной демилитаризации и разоружении Германии - упразднении всех ее вооруженных сил, нацистских спецслужб СС, СА, СД и гестапо,  ликвидации всей  военной промышленности, а также уничтожении или сдаче союзникам всего вооружения и амуниции. Но, стоило поставить под итоговым документом подписи лидеров Большой Тройки, как при полной поддержке американо-английских властей львиная доля среднего звена сотрудников СС, СА, СД и гестапо с семьями оказалась в Латинской Америке, в основном в Аргентине и Чили. И это притом, что Конференцией было принято решение о подготовке международного трибунала над фашизмом и нацизмом.
Несмотря на введение военно-оккупационного управления странами-победительницами, был подтвержден курс на создание единого германского государства с единой демилитаризированной экономикой.  Увы, спустя год после подписания итоговой Декларации Конференции США, Францией и Великобританией был взят курс на создание отдельного германского государства - ФРГ, которое уже через десять лет стало членом НАТО.
Раздел Третьего Рейха после решений Потсдамской конференции.
Ряд новоиспеченных историков, чья цель – исказить правду о Великой Победе и итогах Второй мировой войны с пеной у рта доказывают, что именно Советский Союз «урвал» от Германии лакомый кусок в виде современной  Калининградской области. В данном вопросе стоит более детально подойти к правильному ответу.
В советскую зону оккупации на законных основаниях попадали земли Третьего Рейха, расположенные восточнее Одера. Однако, с учетом решений Ялтинской (Крымской конференции) по судьбе Польши, советская делегация (конкретно, Сталин) предложила эти земли, как и Померанию, присоединить к новосозданному польскому государству. Взамен, решением Большой Тройки было присоединено к Советскому Союзу части Восточной Пруссии с ее центром Кенигсбергом, переименованным спустя год в Калининград (3 июля 1946-го умер Михаил Иванович Калинин, а 4 июля столица Восточной Пруссии получила свое современное наименование).  Таким образом, был решен не только «польский территориальный вопрос», но и вопрос создания в Польше правительства национального единства без англо-американской опеки.
Немаловажное значение было уделено и «восточному вопросу», коим было выполнение решений Ялты-45 о вступлении СССР в войну против Японии. Но, правда о событиях в Потсдаме говорит о том, что Президент США Трумэн недвусмысленно заявлял Сталину о том, что США и Великобритания смогут и сами завершить разгром японского милитаризма. При этом американский президент обратил внимание советского руководства на имеемое новое оружие, т.е. на атомную бомбу. Однако твердость и решимость Сталина и всей советской делегации положили конец интригам в разрешении «восточного вопроса». Было четко указано, что решения Ялты-45 обязательны для выполнения всеми сторонами, как и то, что после разгрома японской военщины в Маньчжурии и Корее, Советский Союз возвращает не только Южный Сахалин, но и все (подчеркиваю это специально) острова Курильской гряды. Мало кто знает, но документы Потсдамской конференции это подтверждают, что Южные Курилы США хотели забрать себе, дабы, впоследствии, создать там военные базы, перекрыв, таким образом, кратчайший выход советскому флоту в Тихий океан. И, поверь, читатель, это истинная правда, которая долгие годы замалчивалась за океаном.
Особо сложными были переговоры на военном уровне, ведь решались на конференции не только политические задачи, но и военно-стратегические
Кроме пресловутого «польского вопроса» много разночтений пришлось на долю территориально-политического устройства Восточной Европы. Ну никак не хотели союзники, чтобы Румыния и Венгрия вошли в советскую зону влияния. Да и настойчивость Советского Союза в отношении Финляндии спасла эту скандинавскую страну от размещения в ней баз США и Великобритании. Увы, в вопросах вечно проблемных Балкан пришлось советской стороне идти и на уступки. Закрепив свое влияние в Болгарии и Румынии, пришлось отказаться от советского влияния в Греции, которая, как известно, со временем стала активным членом НАТО. Но компромисс – дело в политике нужное и необходимое. Это аксиома мировой политики.
В эти же дни было окончательно подтверждено о необходимости создания международной организации, которой впоследствии стала ООН.
Не успели высохнуть чернила на подписях главного протокола итогов Потсдамской конференции, как началось то, что и предвидело советское руководство. Тезис о единой Германии превратился в фарс, а зоны оккупации США, Великобритании и  Франции объединились для создания нового западноевропейского германского государства. Не был выполнен пункт договора о единой экономике Германии, как и нарушен пункт соглашения о воссоздании германских вооруженных сил и военно-промышленного комплекса.
Такова была цена договоренностям двух членов Большой Тройки сразу же после окончания войны. Если значение двух предыдущих встреч лидеров Большой Тройки в Тегеране-43 и Ялте-45 оцениваются на самом высоком исполнительском уровне, то итогом Потсдамской конференции (при определенной части  позитивного решения спорных вопросов) стало то, что именно там, летом 1945-го не только четко обозначились многие противоречия между союзниками (еще без употребления «бывшими»), но и был дан старт объявлению «Холодной войны», с ее атрибутами, в виде «Железного занавеса», «Берлинского кризиса» и Корейской войны.
Таким вот образом, по завершении самой кровопролитной мировой войны, в которой основную тяжесть принял на себя Советский Союз, были разрушены все обязательства, взятые западными союзниками на период ведения боевых действий. Стоило наступить всемирной тишине и слова обещания, данные «высокими договаривающимися сторонами», оказались не только липовыми, но и отчасти лживыми.
Давая сегодня оценку решениям Потсдамской конференции, стоит видеть не только определенные достижения (которые, конечно же, видны), но и все те политические подводные камни и айсберги, которые, по мнению вчерашних союзников, должны были ударить по советской стороне. Хотя, чего удивляться прошедшему семь десятилетий назад, стоит лишь посмотреть на то, какие договоренности принимаются сегодня, а главное – как они выполняются. Вот и превращается «Потсдамский облом» в «Потсдамский синдром», когда на словах одно, на бумаге другое, а по сути – третье и все наоборот.
В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренные 7 августа 1945 года с определёнными оговорками Францией, не приглашённой на конференцию.
В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.
Между двумя мировыми датами – 8 мая и 2 сентября 2015 года в евроинформационном пространстве наступило затишье на историческом уровне. С одной стороны, были проведены мероприятия, посвященные 70-летию разгрома фашизма в Европе, с другой – Европа, а с ней и заокеанский мир, но особенно евразийское общественное пространство, готовится широко отметить 70-летие окончания Второй Мировой Бойни. И что интересно, затишье на военно-историческом уровне связано не с тем, что нечего сказать или нечего вспомнить в эти дни, а с тем, что сказать надо правду, а она, как известно, «глаза колет». А колющим оружием правды является дата 70-летия проведения Потсдамской конференции, последней, третьей встречи Большой Тройки. Вот и пытаются в европейском и заокеанском мире «замолчать» событие, которое, являясь всемирно историческим по смыслу, превратилось в «Потсдамский облом».
Как известно, Потсдамская (иногда ее называют Берлинская) конференция состоялась в период с 17 июля по 2 августа 1945-го с участием руководителей трех основных держав антигитлеровской коалиции  с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Встреча в Потсдаме стала последней для лидеров Большой тройки - Иосифа Сталина, Гарри Трумэна и  Уинстона Черчилля (которого в последние дни конференции сменил новоизбранный британский премьер Клемент Эттли).
Основным вопросом, обсуждаемым на Конференции, было решение судьбы послевоенной Германии.  Главы обновленной Большой Тройки единогласно (обращаю на это внимание) договорились осуществлять в период оккупации Германии согласованную политику. Суть ее была сформулирована в виде принципов демилитаризации, демократизации и денацификации страны. Целью данного соглашения, подчеркивалось в итоговом документе конференции, «является выполнение Крымской Декларации о Германии».  Стоит, видимо, напомнить, что предыдущие решения глав Большой Тройки (Тегеран-43 и Ялта-45) выполнялись неукоснительно, что определялось еще и таким важнейшим фактором, как ведение боевых действий. Но стоило завершить «большую европейскую войну», как акценты сместились совсем в другую сторону. Так, лидеры трех великих держав-победительниц  подтвердили, что «германский милитаризм и нацизм будут искоренены», с тем, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. Также было решено, что верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции (хотя, как известно, руководство Франции в работе Конференции участие не принимало, но участие французов в судьбе Германии – это настоятельное предложение Сталина, о котором  должны помнить, особенно в России и самой Франции).
Важным было решение о полной демилитаризации и разоружении Германии - упразднении всех ее вооруженных сил, нацистских спецслужб СС, СА, СД и гестапо, ликвидации всей  военной промышленности, а также уничтожении или сдаче союзникам всего вооружения и амуниции. Но, стоило поставить под итоговым документом подписи лидеров Большой Тройки, как при полной поддержке американо-английских властей львиная доля среднего звена сотрудников СС, СА, СД и гестапо с семьями оказалась в Латинской Америке, в основном в Аргентине и Чили. И это притом, что Конференцией было принято решение о подготовке международного трибунала над фашизмом и нацизмом.
Несмотря на введение военно-оккупационного управления странами-победительницами, был подтвержден курс на создание единого германского государства с единой демилитаризированной экономикой.  Увы, спустя год после подписания итоговой Декларации Конференции США, Францией и Великобританией был взят курс на создание отдельного германского государства - ФРГ, которое уже через десять лет стало членом НАТО.
.
Ряд новоиспеченных историков, чья цель – исказить правду о Великой Победе и итогах Второй мировой войны с пеной у рта доказывают, что именно Советский Союз «урвал» от Германии лакомый кусок в виде современной  Калининградской области. В данном вопросе стоит более детально подойти к правильному ответу.
В советскую зону оккупации на законных основаниях попадали земли Третьего Рейха, расположенные восточнее Одера. Однако, с учетом решений Ялтинской (Крымской конференции) по судьбе Польши, советская делегация (конкретно, Сталин) предложила эти земли, как и Померанию, присоединить к новосозданному польскому государству. Взамен, решением Большой Тройки было присоединено к Советскому Союзу части Восточной Пруссии с ее центром Кенигсбергом, переименованным спустя год в Калининград (3 июля 1946-го умер Михаил Иванович Калинин, а 4 июля столица Восточной Пруссии получила свое современное наименование).  Таким образом, был решен не только «польский территориальный вопрос», но и вопрос создания в Польше правительства национального единства без англо-американской опеки.
Немаловажное значение было уделено и «восточному вопросу», коим было выполнение решений Ялты-45 о вступлении СССР в войну против Японии. Но, правда о событиях в Потсдаме говорит о том, что Президент США Трумэн недвусмысленно заявлял Сталину о том, что США и Великобритания смогут и сами завершить разгром японского милитаризма. При этом американский президент обратил внимание советского руководства на имеемое новое оружие, т.е. на атомную бомбу. Однако твердость и решимость Сталина и всей советской делегации положили конец интригам в разрешении «восточного вопроса». Было четко указано, что решения Ялты-45 обязательны для выполнения всеми сторонами, как и то, что после разгрома японской военщины в Маньчжурии и Корее, Советский Союз возвращает не только Южный Сахалин, но и все (подчеркиваю это специально) острова Курильской гряды. Мало кто знает, но документы Потсдамской конференции это подтверждают, что Южные Курилы США хотели забрать себе, дабы, впоследствии, создать там военные базы, перекрыв, таким образом, кратчайший выход советскому флоту в Тихий океан. И, поверь, читатель, это истинная правда, которая долгие годы замалчивалась за океаном.
Особо сложными были переговоры на военном уровне, ведь решались на конференции не только политические задачи, но и военно-стратегические
Кроме пресловутого «польского вопроса» много разночтений пришлось на долю территориально-политического устройства Восточной Европы. Ну никак не хотели союзники, чтобы Румыния и Венгрия вошли в советскую зону влияния. Да и настойчивость Советского Союза в отношении Финляндии спасла эту скандинавскую страну от размещения в ней баз США и Великобритании. Увы, в вопросах вечно проблемных Балкан пришлось советской стороне идти и на уступки. Закрепив свое влияние в Болгарии и Румынии, пришлось отказаться от советского влияния в Греции, которая, как известно, со временем стала активным членом НАТО. Но компромисс – дело в политике нужное и необходимое. Это аксиома мировой политики.
В эти же дни было окончательно подтверждено о необходимости создания международной организации, которой впоследствии стала ООН.
Не успели высохнуть чернила на подписях главного протокола итогов Потсдамской конференции, как началось то, что и предвидело советское руководство. Тезис о единой Германии превратился в фарс, а зоны оккупации США, Великобритании и  Франции объединились для создания нового западноевропейского германского государства. Не был выполнен пункт договора о единой экономике Германии, как и нарушен пункт соглашения о воссоздании германских вооруженных сил и военно-промышленного комплекса.
Такова была цена договоренностям двух членов Большой Тройки сразу же после окончания войны. Если значение двух предыдущих встреч лидеров Большой Тройки в Тегеране-43 и Ялте-45 оцениваются на самом высоком исполнительском уровне, то итогом Потсдамской конференции (при определенной части  позитивного решения спорных вопросов) стало то, что именно там, летом 1945-го не только четко обозначились многие противоречия между союзниками (еще без употребления «бывшими»), но и был дан старт объявлению «Холодной войны», с ее атрибутами, в виде «Железного занавеса», «Берлинского кризиса» и Корейской войны.
Таким вот образом, по завершении самой кровопролитной мировой войны, в которой основную тяжесть принял на себя Советский Союз, были разрушены все обязательства, взятые западными союзниками на период ведения боевых действий. Стоило наступить всемирной тишине и слова обещания, данные «высокими договаривающимися сторонами», оказались не только липовыми, но и отчасти лживыми.
Давая сегодня оценку решениям Потсдамской конференции, стоит видеть не только определенные достижения (которые, конечно же, видны), но и все те политические подводные камни и айсберги, которые, по мнению вчерашних союзников, должны были ударить по советской стороне. Хотя, чего удивляться прошедшему семь десятилетий назад, стоит лишь посмотреть на то, какие договоренности принимаются сегодня, а главное – как они выполняются. Вот и превращается «Потсдамский облом» в «Потсдамский синдром», когда на словах одно, на бумаге другое, а по сути – третье и все наоборот.
5
1
Средняя оценка: 2.72836
Проголосовало: 335